shkolakz.ru   1 2 3 ... 55 56
Ап«°п^йИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВВ.


Обширное Сибирское .царство» было присоединено к России значительно позже многих дру, их территории. Школьное дело здесь начало развиваться намного позднее по сравнению с Европейской Россией. Отставание в темпах и уровне его развития „pocie-жнвается на протяжении всего обозреваемого периода и особенно в XVII - первой половине XIX столетий.

Освоение природных богатств этого огромного пространства, зарождающееся про­мышленное и сельскохозяйственное производство, культурные запросы чисменно по­растающего населения региона вызывали потребность в грамотных чюдях п. с каова-тельно. в открытии различного типа учебных заведений - светских и духовных.

Согласно документам, обнаруженным историком АН. Копыловым'в Центральном государственном архиве древних актов, первая сибирская светская общеобразователь­ная школа возникла в промежутке между осенью 1701 и весной 1702 гг. в Тобольске (38). Ее основал местный воевода Михаил Яковлевич Черкасский. Вначале школа находилась на Троицком мысу, возле воеводской избы. Затем ее переместили на Софийский двор -во вновь построенное школьное здание (68, с. 16-17). Весной 1702 г. в школе насчитыва­лось 96 учащихся - детей бояр, дворян и других .служилых чинов». В следующем году численность учеников в ней возросла до 120 чел. В школе изучались славянская письмен­ность и грамматика, арифметика, геометрия, фортификация и артиллерийское дело. Первыми учителями стали Григорий Дровнин и его брат Василий. Математику и воен­ные дисциплины вел пленный шведский офицер Антон Деловал (38. с. 51).

Однако первая государственная светская школа в Сибири существовала недолга Че­столюбивый митрополит Сибирский и Тобольский Филофей Лещинскип. открывшей дучовную Тобольскую архиерейскую славяно-русскую школу в 1703 г. и опасавшийся конкуренции, добился закрытия светской школы в 1704 г. (107. с. К—10).

В 1713—1721 гг. в Тобольске функпиониров&за первая в регионе частная общеобразо­вательная школа, основанная пленным шведом К.Ф. Фон-Врехом. В ней обучались дети соотечественников учредителя учебного заведения и местных чиновников. Благодаря поступлению значительных благотворительных средств, школа располагала неплохой материальной базой. Ее воспитанники проживали в пансионе. Педагогам нредостаатд-лись квартиры. При школе имелись больница и аптека. Численность учащихся школы вначале составляла 14, а в 1721 г. - 139 чел. С окончанием Северной войны школа прекратила свое существование (ИЗ, с. 38—39).


В первой половине XVIII в. в Сибирской губернии возникли светские начальные школы с профессиональным уклоном для обучения детей - представителей разных сословий, за исключением крепостных крестьян. К числу их относились элементарные гарнизонные солдатские школы и так называемые цифирные (арифметические) школы.

Гарнизонные школы начали открываться в некоторых крепостях России еше к пер­вой четверти восемнадцатого столетия. В числе первых из них была умрежлена Тобольс­кая Г ш В 1713 г в ней насчитываюсь 43 ученика (95).


.ийской крепости первая Г. ш. начала действовать в 1765. а вторая — в 1797 п. (47. с м По юму времени численность учащихся в Г. ш. считалась значительной, если .юсти-ала до 450 чел. в каждой. В Тобольской Г ш.. рассчитанной на 500 учащихся, в поеме-


Вначале указом Петра I (1717), затем Сенатским указом (1732) такие школы .ис­писывалось основывать повсеместно (66).

днил год се существования (1747) в четырех классах насчитывалось около 200 мел.

<3'восш;т1нники~Г3)ш. обучались грамоте, арифметике ,., в соответствии с тем или .жьГм профилем учебного заведения, - .артиллерийской и инженерной науке». ..«,„-"^"кои э2 шииии. (военным упражнениям. - Ред.). музыке, и.ре на флейте „ Сара-бане писарскому делу, слесарным, плотничным, портняжным, сапожным и другим ремеслам Учащиеся которым исполнялось 15 лет, зачислялись в армию. (61. т. I. с. 4Ь6). Выпускников Г ш чаше всего использовали в военных канцеляриях, на ншших коман­дных постах и на хозяйственных работах. Некоторым из них удавалось продолжить свое образование К тому же в ряде мест на базе Г. ш. учреждались школы довольно высокого уровня. Например, в центре Сибирского казачьего войска - Омске в 60-е гг. XVIII в. „з выпускников Г. ш. готовили переводчиков - специалистов письменного перетола - и толмачей - специалистов устного перевода, а также чертежников и картографов. В 1789 г. здесь же приступила к работе т.н. «Азиатская школа», где готовились переводчики, тол­мачи татарского, калмыцкого, монгольского и маньчжурского языков (35, т. 2, с. 325; 38, с. 12-13).


Хотя Г. ш. не обеспечивали получение детьми должного объема общеобразовательных знаний, они сыграли существенную роль в подготовке грамотных люден в регионе.

Почти одновременно с Г. ш. в губернском центре Сибири — Тобольске открылась цифирная школа. Согласно указу Петра I от 28 февраля 1714 г., в России во всех губер­ниях при архиерейских домах и в больших монастырях должны быть созданы цифир­ные, или арифметические школы, вводилось обязательное обучение для «дворянских и приказного чина, дьячих и подьяческих детей от 10 до 15 лет» (65, с. 706—707). К обуче­нию в U. ш. привлекались и дети духовенства, купечества. Привилегированные круги общества с самого начала восприняли выполнение указа, вменявшего в обязанность обучение детей в Ц. ш., как тяжкое бремя. Сначала дворяне отказывались отдавать своих сыновей в них. Их примеру последовало духовенство. Первые добились права обучать своих детей дома и в столичных учебных заведениях, а священнослужители стали отда­вать мальчиков в духовные школы. Была удовлетворена также просьба купцов - зачис­лять в .ученье» детей по желанию родителей (5S, с. 29). Обучение в Ц. ш. стало обязатель­ным только для детей разночинцев.

Тобольская Ц. ш. по числу учащихся (220) в 1722 г. вышла на второе место среди школ данного типа в России (68. с. 18; 39, с. 61-64).

Воспитанники школы обучались чтению, письму, арифметике и начаткам геомет­
рии. Преподавали в ней выпускники Московской школы математических и навигацион­
ных наук. В 1732 г. Тобольская Ц. ш. была реорганизована в гарнизонную школу в ней
занимались дети служилых людей Тары, Тюмени, Туринска, Верхотурья Лелыма Сур­
гута, Березова, Кетска (68, с. 18). ' '





■S, с. 21).

В целях подготовки специалистов горного дела и квалифицированных рабочих и ян-Fupe 1753 г. в поселке Барнаульского завода при Канцеля






Во второй половине XVIII в. в Западной Сибири были основаны геодезические и горнозаводские школы. Важнейшими факторами, вызвавшими их создание явщись ш°в южИМ0СТЬ ХОМЙСТВенного освоения Реона " зарождение горной промышленнос-

y« и ™иГиГ УЧаЛИ арифмкУ, ге°^е«». тригонометрию. Отдельные

иТвестны Гимё„а У' "'"^^ <ВЫК' знак™"-'"" с естествознанием (97). Вшп ™и»Гт ш™'ьных наставников. Первым учителем Барнаульской школь, был присланный из 1омска дьячок Петр Хавов

В первом году в школе обучалось 20 мальчиков, в 1763 г. - 120 (97 лл 39-40) К этому времени горнозаводские школы бьыи открыть, при Змеиногорском руднике,1760,, при Су «иском медеплавильном заводе (1770). при Томском железоделательном заводе (1773) (ныне территория Кемеровской обл. - Ред.,, при Новопавловском (1773), при Локтеп-ском заводах (1780). В 1781 г. в шести школах округа обучалось около 800 чел. (80 с 231) Непосредственно горнозаводскому делу обучали всех учащихся: Учащиеся, достиг­шие 9-летнсго возраста, ежегодно с апреля по октябрь направлялись на рудники -«к разбору руд».

Некоторые учащиеся геометрического класса проходила дополнительное учениче­ство на предприятии, где под руководством опытных специалистов была организована профессиональная практика. После чего им присваивались низшие горные чины.

По количеству учащихся, но укомплектованности учителями, обеспечению учебни­ками, письменными принадлежностями, наглядными пособиями и инструментами гор­нозаводские школы были лучшими в Сибири. Они не только решали проблему подго­товки квалифицированных рабочих дня горнозаводской промышленности, но и вместе с тем были первыми очагами светского образования на Алтае.


Правительство Екатерины И пыталось создать единый центр руководства проснеше-нием в стране и учредить всесословную общеобразовательную школу. Специальным ус­тавом 1786 г. в губернских центрах предусматривалось открытие четырехклассных l пята-годичных) народньгх училищ, именуемых Главными, а в уездных центрах - двухкласс­ных малых народных училищ. Надзор за народными училищами возлагался на местные Приказы общественного призрения, а содержание их — на городские общества.

В 1788-1790 гг. на территории Западной Сибири главные народные училища были открыты в Тобольске и Барнауле, а малые — в Тюмени, Туринске, Таре, Томске и Нарыме. Еще одно малое народное училище учреждалось в Кузнецке, но из-за отказа местной думы в его финансировании вскоре закрылось (34, т. 2. с. 328—329; 43).

В народные училища принимались дети любых сословий, кроме крепостных кресть­ян. Фактически в них обучались представители привилегированных сословий.

В 1788 г. в три класса Тобольского главного народного училища поступило 88 учени­ков, в том числе детей чиновников и офицеров — 31. дворян — 3, священнослужите­лей - 6, купцов - 7, мещан - 12, цеховых - 4, солдат и казаков - 19. крестьян - 2. дворовых - 4 чел. (68, с. 32). Занятия здесь вели выпускники Петербургской учительской и Тобольской духовной семинарий. И. Набережный обучал первоклассников азбучной и счетной таблицам, чтению букваря, чистописанию, рисованию, священной истории и катехизису. В. Прудковский во втором классе преподавал арифметику и грамматику, чистописание, чтение, священную историю. Евангелие. Катехизис, знакомил учащих­ся с «Книгой о должностях человека и гражданина». Т. Воскресенский в третьем и чет­вертом классах вел латинский язык, российскую грамматику, арифметику, к-омстршо. физику, механику и гражданскую архитектуру. И. Лафитов обучал выпускников учили­ща географии, естественной и политической истории. (31, с. 5-6). С 1793 г. в училище изучался татарский язык, необходимый для общения с коренными жителями края. В 1799 г. на базе класса татарского языка была основана самостоятельная школа, в кото­рой обучалось 24 мальчика и одна девочка.


Выпускники главного народного училища Тобольска определялись на гражданскую и военную службы, поступали в высшие учебные заведения Москвы, Петербурга, Ка­зани (68, с. 32).

В 1793 г в Барнаульском главном народном училище числилось 63 ученика, а том числе 7 девочек. Преподавали в нем выпускники Петербургской учительской семинарии. В 1797 г. училище прекратило свое существование, формально, в связи с ликвидацией

13

Колыванской губернии (1779-1796), фактически, из-за того, что оказалось не и состо­янии конкурировать со значительно лучше обеспеченными горнозаводскими учебными

заведениями (43, с. 226).

В малых народных училищах изучались учебные^прелметы, предусмотренные уставом



п'^ИтоГкоДТ™ен;™Г;к«о7"народ„ое"учил„ше .дожило» до преобразования >,

первой четверти XIX в. в уездное.

Во второй пошвине XVIII в. в Западной Сибири возникли средние специальные учебные заведения. Рудники и заводы Алтая нуждались в техниках и инженерах. для подготовки которых элементарные горнозаводские школы не были пригодны. Поэтому Кабинет в 1779 г. принял решение открыть Барнаульское горное ушлите с з-6-ле.ним сроком обучения на базе начальной школы. Фактически училище начало функциониро­вать с 1785 г., когда удаюсь решить вопрос об укоматектовании учебною заведения преподавательскими кадрами. В первые годы в училише были приняты на работу кол­лежский асессор Мартов, архивариус Шрамм, пастор Габриэль, воспитанник Петер­бургской учительской семинарии, впоследствии известный ученый электромеханик, академик В.В. Петров и др. В 1785 г. в училише было зачислено 16 учеников. На лву\ младших ступенях (отделениях) училища преподавались общеобразовательные дисцип­лины, на третьем осваивалась минералогия. На четвертом (двухгодичном) - изучались специальные предметы - пробирное и горное искусство, металлургия, маркшейдерс­кое дело, механика горная и общая, архитектура, законоведение заводское и юрных учреждений. Выпускники училища, направляемые для продолжения образования и Пе­тербургский горный кадетский корпус, зачислялись в старшие классы и через 2—3 года получали диплом инженера. (34, т. 2, с. 327; 43, т. 1, с. 225—226).


На Алтае с I75S г. при госпитале в Барнауле начала действовать первая в Сиоирн медицинская школа; предписание об ее открытии было получено еще в 1751 г. Орини-iaTopoM ее явился главный лекарь Н.Г. Ножевшиков. В школе обучалось одновременно о i 15 до 20 человек, получавших после выпуска звание подлекаря. Школа до конца XVIII ь. подготовила около 60 медицинских работников (43, т. 1. с. 226).

В начале XVIII в. в западносибирском регионе возникли духовные школы. Первая из них - Тобольская архиерейская славяно-русская школа была открыта в I703 i на Софийском дворе. Количество обучавшихся в этой школе в разные голы коле­балось от 15 до 90 чел. По своему характеру она относилась к числу сословных школ, при тайных обучать грамоте и церковной службе детей православного духовенства. Уча­щиеся здесь учились писать, читать букварь. Часослов, Псалтырь, Библию, постигали искусство богослужения. Наставниками являлись приглашенные из Киева священники Тихон Карпов, Петр Кирьянов, Михаил Лукашевич. Иван Якнмович и др. (87. с. 6: 6S, с. 16). При школе по распоряжению Сибирского и Тобольского митрополита была о'-но-вана библиотека, первые учебные и богослужебные книги для которой закупались в Киево-Печерском монастыре. Из-за отсутствия необходимых средств и низкой успевае­мости п школе наблюдался большой отсев учащихся. За два с половиной десятилетия прошедших с момента открытия, она выпустила только 29 человек, ставших дьяконами и причетниками (68. с. 16).



ских'пТходТх и"мГа УЧрСЖЛеННЫе "Р" ее ™«»™ "изтие духовные школы в город­ских приходах и монастырях - в Ирбите, Таре. Сургуте Березове в Тюменском Tv-

П';Н™"КДОЛМ7ВСКОТЧОНДИНСКОМ МРЯ" ■ 0-коТкГпости.7коСрГ„о1Уи Павдинскои слободах, на Дсмьянском яму (38 с 56- 68 с 20)


В соответствии с Петровскими указами 1706 и 1710 гг.. требовавшими крещения всех подданных России «иноверцев», православная церковь усилила миссионерскую дея­тельность в Сибири. Так. в 1715 г. митрополит Филофей предписал настоятелю Верхо-турского Никольского монастыря начать подготовку миссионеров из детей хантов и манси.

Духовные учебные заведения готовили грамотных людей не только для церквей, но и для гражданских учреждений региона, способствовали повышению культурного уров­ня коренных народов Сибири и пришлого русского населения. В частности, заслуга То­больской духовной семинарии состоит в том. что ее закончил известный ученый, педа­гог, автор двухтомного труда «Историческое обозрение Сибири» П А Словцев (1767-1843)(68, с. 21).

Таким образом, к концу XVIII в. в Западной Сибири сложилась сравнительно широ­кая для того времени сеть государственных и духовных учебных заведений. Кроме того, на этой территории функционировали частные школы и школы грамоты.

Конец XVIII в. и первые десятилетия XIX столетия характеризуются серьезными успе­хами в развитии внутреннего рынка и международных торговых связей страны. В промыш­ленности все отчетливей прослеживается тенденция, проявляющаяся в росте капиталис­тических предприятий и увеличении доли вольнонаемного труда (35, т. IV, с. 23).

Развивающееся товарное производство, а в Сибири еще и освоение природных бо­гатств (хозяйственная колонизация), нуждались в использовании машин, более совер­шенных технологий, средств связи, транспорта, новых водных путей. Население стало тянуться к знаниям, к образованию. В то же время развитие школьного дела тормозилось сложившимися в России феодально-крепостническими отношениями. Так, крепостное крестьянство, составлявшее полавляюшую часть населения страны, было лишено права на получение образования. Указанное противоречие свидетельствовало о явных призна­ках кризиса крепостнической системы в целом и в сфере просвещения, в частности.

Среди передового дворянства и в некоторых других общественных кругах утвержда­лась мысль о необходимости проведения либеральной политики в области образования.

Правительство Александра I не могло не считаться с данным обстоятельством, и

<< предыдущая страница   следующая страница >>