shkolakz.ru 1 2 3
Информационно-аналитический центр


при Администрации Президента Республики Беларусь


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ


6 (90)


ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ



(для информационно-пропагандистских групп)


Минск 2011


Ответственные за выпуск – В.Г. Дедков, Е.А. Касперович


Материал подготовлен на основании материалов Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, данных, размещенных на
официальных сайтах Национального статистического комитета
Республики Беларусь, Министерства информации
Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства обороны Республики Беларусь, Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ


Появление в мире новых рисков, вызовов и угроз, обострение глобальных проблем человечества, несовершенство существующей архитектуры безопасности, проблемы безопасности в политической сфере, экологические и другие общечеловеческие вызовы, насущные потребности по сохранению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали поиска новых подходов к комплексному обеспечению национальной безопасности страны.

На этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могли оставаться неизменными.

Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Первая редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.


Новая редакция Концепции – это документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа
для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:


  • законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;

  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;

  • комплексный подход;

  • единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;

  • разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;

  • оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Они просты, понятны и близки людям: нам не надо чужого, мы хотим жить в мире и согласии, самостоятельно определять и обеспечивать свое достойное будущее. Сформирован четкий посыл, что Беларусь, как и любая другая страна, будет рационально и прагматично продвигать свои интересы в широком контексте формирования нового мироустройства.

Кроме того, этот документ имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность и нацелен на обеспечение стабильного развития страны, защищенности в повседневной жизни и уверенности в завтрашнем дне каждого белорусского гражданина.

Более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных для национальной безопасности. Если ранее они квалифицировались как угрозы, сейчас в Концепции используются понятия рисков, вызовов и угроз. Это позволяет более сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения.


В новой редакции Концепции нашли отражение и учтены результаты отечественных исследований (более 10 ведущих научно-исследовательских институтов) в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006-го по 2010 год, использован передовой опыт зарубежных государств (изучен и адаптирован для белорусских реалий опыт
15 стран мира
, включая Российскую Федерацию, США, Китай, Великобританию, Францию, Польшу, Казахстан, Украину, Азербайджан). В документе сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями, а также использованы принципиально новые подходы.

Реализован новый подход к построению системы обеспечения национальной безопасности. В рамках основных направлений этой деятельности расширен и конкретизирован инструментарий нейтрализации реальных и потенциальных негативных воздействий на национальную безопасность. В частности, ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Закреплена задача вхождения республики в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.

В плане нейтрализации внутренних источников угроз в научно-технологической сфере необходимо завершить формирование эффективной национальной инновационной системы и реализовывать новую технологическую стратегию развития экономики страны.

Производственная сфера должна ориентироваться на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям.


В социальной сфере республика намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов. Важнейшими направлениями здесь являются создание условий для эффективной полной занятости населения, более рационального использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.

В демографической сфере главным приоритетом государственной политики станет всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее учеличение численности населения республики. Повышение престижа крепкой семьи и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми – принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности. Важными задачами останутся снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, охрана здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного и общего здоровья населения.

В информационной сфере государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Будет продолжена работа по завершению формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности также и путем оптимизации механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере. При этом большое значение отводится усилению деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности.

Актуальность обеспечения безопасности в информационной сфере наглядно демонстрируют особенно четко проявившиеся в текущем году источники угроз для Беларуси, в том числе открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия.


Вполне закономерно, что в новой Концепции одним из приоритетных направлений выделено информационное обеспечение государственной политики, составной частью которого выступает информационное противоборство. Этот термин в государстве закрепляется впервые. Под ним понимается комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.

Свою военную безопасность республика будет обеспечивать исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Первостепенное внимание при этом будет уделено развитию патриотизма в обществе, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества, повышению мотивации военной службы, укреплению кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций. Дальнейшее развитие получат вопросы совершенствования социальной защиты военнослужащих.

Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии.

В итоге подготовлен фундаментальный, комплексный и достаточно компактный документ, учитывающий принципы преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и содержащий значительное количество новаций.

К основным сферам национальной безопасности (безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах), определенным в Концепции 2001 года, добавлены еще две.


Во-первых, научно-технологическая сфера – это обусловлено возрастающей ролью передовых технологий и науки в реализации национальных интересов нашей республики, существующей острой необходимостью перехода экономики к передовым технологическим укладам.

Во-вторых, демографическая сфера. Объективно демографическая ситуация в стране непростая. В целом уровень достигнутых показателей пока недостаточен для активного воспроизводства.

Всего в Концепции рассматриваются восемь основных видов безопасности, отвечающих основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства:


  • политическая безопасность – состояние защищенности политической системы от внешних и внутренних угроз, обеспечивающее реализацию национальных интересов во всех сферах национальной безопасности;

  • экономическая безопасность – состояние экономики, при котором гарантированно обеспечивается защищенность национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз;

  • научно-технологическая безопасность – состояние отечественных научно-технологического и образовательного потенциалов, обеспечивающих возможность реализации национальных интересов Республики Беларусь в данной сфере;

  • социальная безопасность – состояние защищенности жизни, здоровья и благосостояния граждан, духовно-нравственных ценностей общества от внутренних и внешних угроз. Следует отметить, что это современное расширенное определение пришло на смену понятию «безопасность Республики Беларусь в гуманитарной сфере», поскольку теперь оно включает в себя духовно-нравственные и материальные потребности личности и общества;
  • демографическая безопасность – состояние защищенности общества и государства от демографических явлений и тенденций, социально-экономические последствия которых оказывают негативное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь;


  • информационная безопасность – состояние защищенности сбалансированных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере;

  • военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз;

  • экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера.

В целях излишнего дробления содержания и в силу тесной взаимосвязи безопасность в других, более узкоспециализированных, областях отдельно не выделяется и рассматривается в рамках той или иной основной сферы. В частности, вопросы финансово-кредитной, энергетической и продовольственной безопасности учтены в рамках экономической безопасности. Государственной и пограничной – в рамках политической безопасности, общественной безопасности – рассмотрены в рамках социальной безопасности. Кроме того, учтено, что обеспечению энергетической, продовольственной и ряду других видов безопасности посвящены отдельные нормативные акты.

Впервые в Концепции на основе комплексного анализа сформулированы основные тенденции современного мира на новом историческом этапе. Среди них усиливающееся влияние глобализации, кардинальное изменение расстановки сил на планете и связанная с этим всеобщая нестабильность. Начавшийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, а также обострение борьбы за сферы влияния и природные ресурсы. Динамичное формирование новых центров силы и прагматизация политики. Выход на первый план экономических приоритетов. Повышение значимости информационной сферы.

С учетом перечисленных выше тенденций в новой Концепции определены роль и место Беларуси в современном мире. Наша республика рассматривается как состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.


Хотя Беларусь и не соответствует традиционно формальным критериям нейтрального государства, она не выходит за рамки общих тенденций, свойственных в этом контексте другим государствам. В статье 17 нашей Конституции закреплено, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». В действующей Концепции одним из приоритетных направлений обеспечения безопасности в политической сфере также является «создание условий для достижения
Республикой Беларусь долгосрочной стратегической цели – приобретения нейтрального статуса».


Указание о нейтралитете в тексте новой редакции Концепции национальной безопасности, равно как и декларирование данной цели, в полной мере соответствует национальным интересам и не накладывает практически никаких ограничений.

В данном документе также впервые сформулированы национальные интересы, которые разделены на
стратегические – без них немыслимо само существование суверенного государства, и основные, которые распределены по сферам национальной безопасности.

В качестве стратегических национальных интересов выделены:


  • обеспечение государственной независимости, суверенитета, территориальной целостности, незыблемости конституционного строя;

  • устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики;

  • достижение высокого уровня и качества жизни граждан.

Среди основных национальных интересов:

  • соблюдение конституционных прав и свобод человека;

  • устойчивое развитие демократического, правового, социально ответственного государства;

  • достижение сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;
  • развитие гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей;


  • прагматичное взаимодействие с мировыми центрами силы, основанное на эффективной многосторонней и многовекторной дипломатии, стратегическом партнерстве и особых отношениях с дружественными государствами;

  • экономический рост и повышение конкурентоспособности белорусской экономики;

  • удовлетворение основных социальных потребностей граждан;

  • обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества;

  • реализация конституционных прав граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации;

  • эффективное стратегическое сдерживание, обеспечивающее поддержание мира, региональной безопасности и предотвращение угрозы применения военной силы против Республики Беларусь.

Четко разделены понятия «источник угрозы» и «угроза».

Источники угроз являются объективно существующими причинами, а угрозы выступают их следствием, подразумевающим наличие как явных субъектов, так и объектов воздействия национальной безопасности. Выстроена четкая и логичная последовательность – риск, вызов, угроза национальной безопасности, которые обозначают различную степень опасности.

Исходя из этого осуществлено и разделение источников угроз на внутренние и внешние.

следующая страница >>