shkolakz.ru 1

АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА



Тузелбаев Берик Бахтиярович,

магистрант Шымкентского университета


По мнению Пушкарева В.М. в налоговой доктрине, он определяет налоговую систему как совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль [17, 151]. Во-первых, ни одна система не может определяться как простая совокупность составляющих ее элементов. Система как таковая возникает в результате наличия определенных взаимосвязей между отдельными элементами, обеспечивающих органическую цельность и единство и создающих качественно новые свойства, не сводящиеся к сумме свойств отдельных элементов. Во-вторых, даже с точки зрения простого перечисления составляющих данную систему элементов приведенное определение является исключительно односторонним и неполным. Оно не включает целый блок важных для построения налоговой системы элементов, связанных с организацией налоговых отношений. В налоговой системе разделяются две, хотя и неразрывно связанные между собой, но относительно самостоятельные подсистемы.

Первая из них включает совокупность действующих в данной стране в данный период ее развития налогов и сборов. Ее можно назвать системой налогообложения, которая определяет виды взимаемых налогов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также порядок их установления, введения в действие, изменения и распределения между бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Система налогообложения отражает в первую очередь экономическое содержание налоговых отношений и является наиболее подвижной частью налоговой системы. Она должна своевременно корректироваться в соответствии с изменениями социально-экономических условий в стране. Таким образом, понятие система налогообложения не тождественно понятию налоговая система. Оно более узкое и составляет лишь часть налоговой системы.

Вторая подсистема определяет экономические основы налоговых отношений и включает в себя свод регламентирующих их норм и правил. Ее можно назвать системой регулирования налоговых правоотношений, которая устанавливает права, обязанности и ответственность сторон, формы и методы налогового контроля, систему государственных органов, обеспечивающих этот контроль, и порядок налогового производства [18, 231]. По сравнению с системой налогообложения система налоговых правоотношений более стабильна. Ее существенные изменения, как правило, инициируются с изменениями политического строя или государственного устройства страны.


Обе части налоговой системы неразрывно связаны между собой и могут существовать и нормально функционировать только совместно. Система налогообложения без системы регулирования Налоговых правоотношений становится недееспособной, а система регулирования налоговых правоотношений без системы налогообложения – беспредметной и ненужной.

Рассмотрим далее налоговые органы Республики Казахстан, их задачи и структуру.

Налоговые органы подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.

Уполномоченный орган осуществляет руководство налоговыми органами.

Разработка общих направлений налоговой политики, определение основных принципов налогообложения возложены высшие органы государственной власти – Президента, Парламент страны. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает, разрабатывает и принимает законы о налогах, сборах, обязательных платежах, а также поправки к законодательным актам. Все законодательные проекты о введении или отмене тех или иных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в Парламент при наличии заключения Правительства на основе оценки реальной экономической ситуации в стране и её регионах.

На органы Налогового комитета возлагается ответственность за полноту сбора налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней на основе налогового законодательства и других законодательных актов, предусматривающих поступление платежей в государственный бюджет, и других финансовых обязательств перед государством.

Оперативное управление, то есть принятие комплекса мер, преследующих целью максимальное привлечение налоговых поступлений в государственную казну при минимальных затратах, осуществляется Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстана. На данное подразделение, в пределах его компетенции, возложены организационные и контрольно – надзорные функции в сфере обеспечения поступлений налогов и обязательных платежей в бюджет, полноты организации и регулирования сборов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в фонды социального страхования.


Министр финансов Республики Казахстан осуществляет общее руководство органами налоговой службы, кроме оперативно – розыскной и уголовно – процессуальной деятельности.

Положение о Налоговом комитете Министерства финансов утверждаются Правительством Республики Казахстан.

Органы налоговой службы всех уровней содержаться за счет средств республиканского бюджета.

Основные задачи, выполняемые Налоговым комитетом Республики Казахстан, оговорены в главе 3 Налогового кодекса Республики Казахстан:

1) обеспечение полного и своевременного поступления налоговых платежей в бюджет и других финансовых обязательств перед государством в размерах и суммах, утвержденных в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год, а также обеспечение полного и своевременного перечисления обязательных пенсионных взносов. Таким образом, на налоговую службу возложены функции сбора государственных доходов;

2) изучение эффективности налогового законодательства;

3) участие в подготовке проектов законов, договоров по вопросам налогообложения с другими государствами;

4) разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей, своевременное информирование налогоплательщиков об изменении налогового законодательства и нормативно – правовых актов по налогообложению.

В соответствии с возложенными задачами комитет выполняет следующие функции:

- осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства и других нормативно–правовых актов, регулирующих вопросы налогообложения;

- осуществляет контроль за обеспечением правильного исчисления, полного и своевременного внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также обязательных взносов и отчислений в фонды социального страхования, содействия занятости, обязательного медицинского страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды;

- осуществляет проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства;


- проводит среди налогоплательщиков разъяснительную работу по применению налогового законодательства;

- проводит анализ и оценку нарушений налогового законодательства и вносит соответствующие предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым преступлениям и правонарушениям;

- получает, обобщает и анализирует отчеты о поступлениях налогов, а также ведет учет начисленных и уплаченных налогов в бюджет;

- проводит проверки организации работы территориальных налоговых органов по сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также обязательных взносов и отчислений в фонды государственного социального страхования, содействия занятости, обязательного медицинского страхования, Государственный центр по выплате пенсий, накопительные пенсионные фонды;

- по результатам проверок принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;

- заслушивает отчеты руководителей структурных подразделений Налогового комитета и руководителей территориальных налоговых органов;

- оказывает методическую и практическую помощь территориальным налоговым органам;

- изучает и внедряет опыт работы налоговых органов;

- проводит мероприятия по повышению квалификации кадров;

- осуществляет связь с налоговыми органами иностранных государств и международными налоговыми организациями в соответствии с имеющимися соглашениями, изучает опыт организации деятельности налоговых служб зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому применению;

- в пределах своей компетенции реализует межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам налогообложения;

- разрабатывает и утверждает в установленном порядке методические и инструктивные материалы, готовит разъяснения по применению налогового законодательства;

- принимает меры по созданию информационных систем и других средств автоматизации и компьютеризации налоговых органов.


Органы налоговой службы взаимодействуют с центральными и местными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, финансовыми и другими контролирующими органами, принимают меры по осуществлению совместного контроля, обеспечивают обмен информацией с учетом положений Указа о налогах в части сохранения в тайне сведений о налогоплательщиках. Полученных налоговой службой при исполнении своих служебных обязанностей. Налоговый комитет входит в единую систему Министерства финансов Республики Казахстан и имеет органы с вертикальной подчиненностью, состоящие из налоговых департаментов по областям, по районам и районах в городах. Уполномоченный государственный орган осуществляет руководство налоговыми органами. Руководители налоговых органов назначаются на должности первым руководителем уполномоченного государственного органа. Комитет имеет территориальные подразделения, являющиеся юридическими лицами в форме государственного учреждения, создаваемые и упраздняемые Правительством Республики Казахстан, к которым относятся налоговые департаменты по областям, городам Астане и Алматы, налоговые управления по районам, городам и районам в городах, а также налоговые департаменты на территории специальных экономических зон и межрайонные налоговые управления (рисунок 2).

Комитет возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Республики по представлению Министерства финансов РК. Председатель Комитета имеет заместителя, который назначается и освобождается от должности Министерством финансов по представлению председателя Комитета. Председатель организует и руководит работой Комитета, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на комитет задач и осуществление им своих функций.

В начале рассмотрим конституционные основы налогообложения в Республике Казахстан.

В плане сравнения Конституции Республики Казахстан с конституциями зарубежных государств по вопросам налогообложения известный казахстанский юрист А.И. Худяков отмечает, что, к сожалению, наша Конституция проигрывает им по многим параметрам [18].


Так, в Конституции Республики Казахстан обязанность уплаты налогов предусмотрена лишь в отношении граждан (статья 35), в то время как эта обязанность, что предусмотрено в большинстве зарубежных конституциях и что фактически имеет место, должна охватывать всех налогоплательщиков, в том числе и юридические лица.

Конституция не указано и возникает вопрос о сущности налогов и их назначении. В частности, не отображены положения, определяющие налог как установление государства, предназначенное для обеспечения финансирования его деятельности. Не оговорено даже само право государства на установление налогов. В результате оказались до сих пор неизжитыми теоретические представления, согласно которым налог используется в целях удовлетворения потребностей общества и устанавливается чуть ли не самим обществом. Искажение сути налога позволяет государственным органам проводить политику налогового произвола, прикрываясь интересами общества и действуя как бы от его имени.

В отличие от многих зарубежных конституций в нашей Конституции не предусмотрено никаких механизмов и ограничений, обеспечивающих защиту членов общества, в первую очередь граждан, от беспредельного налогового гнета, произвола и деспотизма государства в сфере налогообложения. И это, по мнению автора, является существенным недостатком Конституции Республики Казахстан.

Не предусмотрено в Конституции Республики Казахстан и достаточно распространенное в конституциях других государств положение о недопустимости придания обратной силы законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков.

И, конечно же, Конституцию Республики Казахстан можно упрекнуть и в том, что вопросам налогообложения она уделяет явно недостаточно внимания. Так, в нашей Конституции слова «налог» и «налогообложение» встречаются лишь 3 раза (ст. 35, 54, 61). Между тем, скажем, в Конституции Бразилии налогообложению посвящена 21 статья, причем все они весьма развернутые и подробные. В большинстве конституций стран Западной Европы вопросам финансов, бюджета и налогообложения посвящены специальные разделы или главы. И давно уже замечено, что чем скудней уровень конституционного регулирования налогообложения, тем больше налогового произвола со стороны государства. Регулирование налогообложения на уровне конституции - показатель развития гражданского общества, становления правового государства и уровня защиты прав и свобод человека и гражданина в стране.


Статья 2 Налогового кодекса определила, что налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Налогового кодекса, а также нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом (например, декларации, расчеты и другие формы налоговой отчетности).

Впервые на законодательном уровне закреплены принципы налогообложения в Республике Казахстан. Уместно назвать их – это обязательность уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенность, справедливость налогообложения, единство налоговой системы, гласность.

Кодекс детально раскрывает такие понятия как «налоги», «другие обязательные платежи», «прямые налоги», «косвенные налоги», «иное обособленное структурное подразделение юридического лица». Эти, на первый взгляд, сугубо теоретические формулировки имеют глубокий практический смысл. Законодатель и налогоплательщик приходят к единому пониманию природы и сущности налогов.

В отличие от ранее действующего законодательства налоговый Кодекс дает им сущностную характеристику. Под прямыми налогами понимаются налоги, уплаченные непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенными налогами являются налоги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика.

Определение «иного структурного подразделения юридического лица» позволит эффективнее администрировать налогоплательщиков и их подразделения. Ведь часто возникает ситуация, когда налогоплательщик встает на учет в налоговом органе в одном месте, а фактически ведет бизнес в другом. Прежде налоговые органы не могли администрировать такой бизнес на своей территории, так как это является прерогативой налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик. С принятием Кодекса этот недостаток будет устранен.

Еще одним нововведением кодекса является раскрытие понятия «налоговый агент», под которым понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов от источника выплаты. Налоговый агент имеет такие же права и несет такие же обязанности, что и налогоплательщик.


Существенно расширены права налогоплательщика, ему предоставлены новые права. Среди них – право получать информацию о действующих налогах и других обязательных платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве; представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя; получать выписку из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства; требовать соблюдения налоговой тайны.

Принципиальным нововведением является закрепление института представителей налогоплательщика, могущих представлять интересы последнего в отношениях с налоговыми органами.

Сохранилось право налоговых органов получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому правительством Республики Казахстан, информацию в виде электронных документов. Мониторинг крупных налогоплательщиков, дающий свои положительные результаты и доказавший свою эффективность, нашел свое закрепление в проекте нового Кодекса.

Кодекс подробно регламентирует обязанности налоговых органов. Главные из них - соблюдение прав налогоплательщика, и защита интересов государства. Свое место в документе нашла регламентация прав и обязанностей органов налоговой полиции, таможенных органов.

Документ не просто отражает весь спектр отношений между бюджетом страны и конкретным налогоплательщиком, он выстраивает их на качественно новом уровне, отвечающем современным мировым стандартам. Именно поэтому налоговый кодекс получил высокую оценку отечественных и международных экспертов.

Статья 2 Налогового кодекса четко определила, что:

1) ни на кого не может быть возложена обязанность по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, не предусмотренных Налоговым кодексом;

2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом.

Принятие этих норм предусматривает регулирование вопросов поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей только Налоговым кодексом.


Согласно статье 54 Конституции Республики Казахстан только Парламент устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы.

При этом необходимо подчеркнуть, что установление новых налогов и других обязательных платежей в бюджет, изменение ставок и налоговой базы действующих налогов и других обязательных платежей в бюджет могут быть приняты не позднее 1 декабря текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Данная норма является прогрессивным шагом в налоговом законодательстве Республики Казахстан, так как гарантирует налогоплательщикам и органам налоговой службы стабильность налогового законодательства Республики Казахстан в течение одного календарного года. Ибо до принятия данной нормы, в действующее налоговое законодательство в течение одного календарного года вносились изменения и дополнения, которые невозможно было даже отслеживать, менялись также ставки налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые отрицательно влияли на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика.

Принципы налогообложения являются основополагающими для налоговой системы в целом. Они должны прорабатываться кардинальным образом, быть развернутыми, точными и звучать как постулаты для того, чтобы заложить основы налогообложения. Их можно рассматривать как стратегические цели, единые для всех и определяющие методологию налогового планирования. Прежде чем принять какой-либо законодательный акт, необходимо проверять его на соответствие принципам налогообложения [19].

Согласно статье 4 Налогового кодекса РК налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на принципах обязательности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, определенности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы и гласности налогового законодательства. Положения налогового законодательства Республики Казахстан не могут противоречить принципам налогообложения, установленным настоящим Кодексом.


Принцип обязательности налогообложения состоит в том, что налогоплательщик обязан исполнять налоговые обязательства в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и в установленные сроки (ст. 5).

Принцип определенности налогообложения означает, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет Республики Казахстан должны быть определенными. Определенность налогообложения означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налоговых обязательств налогоплательщика (ст. 6).

Согласно принципу справедливости налогообложения (ст. 7) налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным. Запрещается предоставление налоговых льгот индивидуального характера.

Принцип единства налоговой системы (ст. 8) означает, что налоговая система Республики Казахстан является единой на всей территории Республики Казахстан в отношении всех налогоплательщиков.

И, наконец, в соответствии со ст. 9. (принцип гласности налогового законодательства) нормативные экономические акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Представленных в НК РК пять принципов налогообложения недостаточно для полновесного выполнения налогами их функций, тем более, что данное позиционирование не подкреплено системой наказаний работников государственных и налоговых органов, а потому нередки случаи нарушения заявленных принципов.

Основными принципами налогообложения в дополнение к представленным выше должны стать [20]:


  • принцип целеполагания;

  • принцип равнозначности всех налогов и сборов;

  • принцип избежания двойного налогообложения;

  • принцип дистанционного общения налогоплательщиков с работниками налоговых органов;

  • принцип простоты (системности) построения налогов и сборов;

  • принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков;


  • принцип самодостаточности налоговых доходов бюджетов;

  • принцип гражданского равноправия налогоплательщиков и работников налоговых органов;

Принцип целеполагания должен быть реализован до начала функционирования налоговой системы на этапе планирования, а именно до построения принципиальной схемы налогов и сборов. От выбранных государством ориентиров будет зависеть организационная структура налоговой системы в целом, совокупности налогов и сборов и каждого отдельного нормативного документа по конкретному налогу или сбору [21, 175].

Принцип равнозначности всех налогов и сборов показывает, что эффективность каждого налогового канала, т.е. доли поступлений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета должны быть соизмеримы между собой. Выраженные в процентах, эти доли должны наглядно показать эффективность мероприятий по организации сбора конкретного налога. Целесообразно считать неэффективными каналы, дающие менее 1% налоговых доходов бюджета.

Критерий в 1% выбран как минимально допустимый при текущих затратах по сбору налогов и с учетом специфики построения современной налоговой и бюджетной системы.

Как не соответствующие принципу равнозначности, налоги на игорный бизнес и на операции с ценными бумагами необходимо отменить, регулируя эти виды деятельности только в рамках налога на прибыль организаций. Налоги «на совокупный доход» может сделать действенными только реальная программа поддержки малого предпринимательства, в том числе создание комфортных условий для частных капиталов и малых предприятий, а также действительно льготный налоговый режим обложения единым налогом с законодательным закреплением льгот.

Государственную пошлину и ресурсные налоги отменять нецелесообразно по психологическим и моральным мотивам, но, например, ресурсный налог можно сделать единым и дифференцировать ставку в зависимости от вида и количества используемого ресурса (земля, вода, воздух, фауна, флора).


Принцип избежания двойного налогообложения реализуется в двух направлениях. Первое, классическое, основанное на межгосударственных соглашениях, право субъекта, уплатившего налоги за рубежом своей страны по поводу полученных там доходов, на зачет этих налогов при налогообложении его деятельности в собственном государстве.

Второе направление реализации принципа избежания двойного налогообложения заключается в общепризнанном тезисе: «один и тот же объект может облагаться налогом определенного вида один раз за налоговый период». Фраза известная, но в качестве принципа налогообложения почему-то не декларируется, возможно потому, что этот тезис неоднократно нарушался как в случае параллельного применения налога на добавленную стоимость и налога с продаж. Если смотреть на вопрос шире, то все косвенные налоги находятся в диссонансе с этим принципом. Если подакцизный товар пересекает границу, то на его стоимость сначала начисляются акцизы, затем таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость.

Международные договоры во избежание двойного налогообложения (налоговые конвенции), заключаемые Казахстаном, распространяются на налоги, на доходы, имущество и капитал, которые имеют общегосударственный характер для большинства стран, а также регулируют вопросы уклонения от уплаты налогов.

Основной принцип налоговых конвенций – разделение прав договаривающихся государств в отношении налогообложения тех или иных доходов путем обеспечения налогоплательщику возможности уплатить налог только в одном из государств. Другое же предоставляет ему зачет на уплаченную сумму налога.

Заключение и применение налоговых конвенций позволило многократно увеличить приток инвестиций в Казахстан, защитить наши компании от дискриминационного налогообложения при осуществлении деятельности в иностранных государствах. И создать благоприятную среду для расширения экономического сотрудничества между государствами.

Принцип дистанционного общения налогоплательщиков с работниками налоговых органов подразумевает использование только единой компьютерной сети для отправления налоговых деклараций, извещений об уплате налогов, ненормативной переписки, а также для обработки данных по каждому налогоплательщику. Преимуществами такой системы будут:


  • ускорение поступления документов и сообщений;

  • отсутствие личностных факторов при общении;

  • повышение уровня безопасности работников налоговых органов;

  • сплошная и точная обработка данных о доходах, имуществе, сделках налогоплательщиков;

  • сопоставительный анализ доходов и расходов физических лиц; фактического и задекларированного объема операций юридических лиц;

  • направленность работников налоговых органов на значительный уровень отклонений фактических значений от указанных в налоговых декларациях, а не на «мелкие» не состыковки по различным причинам;

  • высокий уровень организации контроля со стороны руководства за нижестоящими работниками налоговых органов;

  • надежность взаимодействия налоговых органов и организаций, законодательно обязанных предоставлять им информацию о налогоплательщиках;

  • высокая пропускная способность системы в даты предоставления налоговой отчетности и календаря платежей;

  • отсутствие необходимости у налогоплательщика поиска реквизитов для уплаты налогов.

Принцип простоты (системности) построения налогов и сборов не связан с принципом обязательности определения всех элементов налогообложения. Это самостоятельный тезис, означающий, что эти, уже определенные элементы, должны быть сформированы таким образом, чтобы каждый из них содержал только относящиеся к нему положения, читался без двойного смысла и подтекста, не повторялся тезисно в другом элементе несколько в другой трактовке, содержал полную и самодостаточную информацию, не приводил к появлению дополнительных вопросов, был увязан системно и нумерационно с другими элементами. Особенно это относится к информационно объемным налогам: НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций, таможенной пошлине.

Принцип невмешательства во внутренние дела налогоплательщиков предполагает не только сохранение налоговой тайны юридического или физического лица работниками налоговых органов, в понятие которой необходимо включить и сведения о нарушении налоговой дисциплины, но и установление той грани, когда действия должностных лиц налоговых органов наносят ущерб налогоплательщику. Такая регламентация сделает их отношения равноправными, позволит установить меры ответственности за нарушение нормативов и определит аналогичные для всех участников отношений юридические правила: пока не доказано, что налоговое правонарушение имеет место, не могут быть ограничены права налогоплательщика на свободу предпринимательства.


Механизм обложения корпоративным подоходным налогом определяет порядок исчисления, уплаты, условия взимания, льготы и санкции, сроки уплаты налога юридическими лицами.

В основных чертах этот механизм, согласно Законодательству Республики Казахстан, сводится к следующему. Налог уплачивает юридические лица, резиденты и нерезиденты Республики Казахстан, получающие доход, в том числе и некоммерческие и бюджетные организации по доходам от предпринимательской деятельности.

Объектом обложения является:

1) налогооблагаемый доход;

2) доход, облагаемый у источника выплаты;

3) чистый доход юридического лица-нерезидента, осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Совокупным годовым доходом (СГД) является годовой доход юридического лица резидента из разных источников.

Полученный совокупный годовой доход подлежит корректировке, которая состоит в исключении из него определенных сумм.

Из скорректированного СГД производятся вычеты для определения налогооблагаемого дохода.

Налоговыми вычетами называются расходы налогоплательщика, связанные с получением совокупного годового дохода в пределах, регламентированных законодательством.

Полученный после вычетов налогооблагаемый доход подлежит корректировке.

Разрешен перенос убытков от предпринимательской деятельности (то есть превышения предусмотренных вычетов над скорректированным совокупным годовым) на срок до трех лет (включительно); убытки, связанные с недропользованием, переносятся на срок до семи лет (включительно) [24, 47]; перенос убытков означает уменьшение налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов; в этом случае доход уменьшается на сумму убытков и, соответственно, уменьшается уплачиваемый налог. К таким убыткам относятся убытки от реализации ценных бумаг, зданий, строений, сооружений.

К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся:


1) дивиденды;

2) вознаграждение по депозитам, за исключением вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по их вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

3) выигрыши;

4) доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, не связанные с постоянным учреждением таких нерезидентов;

5) определенные виды вознаграждений. Ставка подоходного налога установлена в 30%. Налогооблагаемый доход налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства, с учетом корректировок, уменьшенный на сумму убытков, переносимых установленном порядке, подлежит обложению налогом по ставке 10%.

Доходы, облагаемые у источника выплаты, за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подлежат налогообложению у источника выплаты по ставке 15 %.

В соответствии с Законом РК «Об инвестициях» от 15 января 2005 г. налоговым законодательством предоставляются инвестиционные налоговые преференции по корпоративному подоходному налогу, земельному налогу и налогу на имущество.

К организациям, осуществляющим деятельность в нефтехимической промышленности, распространяется льготы по корпоративному подоходному налогу в уменьшении его на 100%.

По объектам налогообложения, расположенным на территориях специальных экономических зон (СЭЗ) и используемым при осуществлении видов деятельности, по перечню, установленному Положением о СЭЗ, сумма исчисленного кондоминиума, благотворительной и спонсорской помощи, безвозмездно переданного имущества, отчислений и пожертвований на безвозмездной основе, не подлежит налогообложению при направлении их на осуществление указанных видов деятельности.

Суммы авансовых платежей за период до сдачи декларации определяются в разнице уплаченных среднемесячных авансовых платежей за предыдущий налоговый период.

Индивидуальный подоходный налог.

Данный вид налога является местным и поступление средств по данному платежу занимает около 8% всех налоговых платежей.


Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, иностранные физические лица.

Объектом обложения является доход, облагаемый у источника выплаты и доход, не облагаемый у источника выплаты.

К доходам налогоплательщика, облагаемым у источника выплаты, относятся: доход работника (начисленные работодателем доходы, уменьшенные на сумму налоговых вычетов; доходы работника в натуральной форме; доход в виде материальной выгоды); доход от разовых выплат; пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов; доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей; стипендии (за исключением выплачиваемых обучающимся в организациях образования, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан для государственных стипендий); доход по договорам накопительного страхования.

К доходам налогоплательщика, не облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов: имущественный доход (прирост стоимости от реализации имущества, не используемого в предпринимательской деятельности; доход, полученный от сдачи в аренду имущества); налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя; доход адвокатов и частных нотариусов; прочие доходы.

Ставки налога установлены по ступенчатой прогрессии от 5% до 10% в зависимости от величины дохода, определяемого годовым расчетным показателем.

С 2007 года введена плоская шкала индивидуального подоходного налога на уровне 10 процентов, которая стала одной из самых низких в мире.

При этом из облагаемого дохода исключается минимальный размер заработной платы вместо месячного расчетного показателя. Основным эффектом введения данной нормы стало повышение мотивации людей к повышению собственного материального благополучия.

Косвенные налоги. Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения их расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковыми являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:


  • от них труднее уклоняться;

  • с ними связано меньше экономических нарушений;

  • они меньше сокращают стимулы к труду;

  • в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары-заменители, они оставляют за потребителем право выбора;

  • для них характерна анонимность.

К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке и их фактурной стоимостью).

Следует отметить, что в доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее возможным из которых является их инфляционные и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ними и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут увеличиваться с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм.

Из косвенных налогов наиболее значительным является налог на добавленную стоимость – НДС, введенный с 1992 г. [25]. Главным аргументом в пользу его введения стало расширение базы обложения, высокая налоговая дисциплина и стабильность поступления платежей. Он занимает 20% в общих налоговых поступлениях в бюджет государства, а именно в республиканский бюджет. Плательщик налога возмещает понесенные в результате его уплаты государству потери путем повышения цен и перекладывает уплату налога на покупателя.

Ставка налога за время его действия последовательно снижалась с 28% до 26%, 20%, 16% и затем – до 15% (применяется к размеру облагаемого оборота и облагаемого импорта). В 2008 году ставка налога на добавленную стоимость снижена до 12 процентов. Данная мера позволила предприятиям высвободить средства из оборота, которые были направлены на модернизацию производства, на его расширение и развитие.


Акцизы подразделяется на универсальные и индивидуальные. Универсальные акцизы взимаются с валового оборота в процентах к стоимости товаров и услуг; к ним можно отнести налоги с продаж, с оборотов. Индивидуальных акцизов может быть достаточно много. Так, в Казахстане установлены акцизы на продукцию и товары внутреннего производства и импортируемые из других стран.

Ставки акцизов устанавливаются в процентах к стоимости товара – адвалорные или в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении – твердые.

Налоги и специальные платежи недропользователей. Плательщиками налогов и специальных платежей недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности и уплачивается в республиканский бюджет.

Налоговый режим, установленный для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, который заключается в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Установлены две модели налогообложения, исходя из основных видов контрактов:

1) уплата недропользователем всех видов налогов и других платежей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;

2) уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.

Специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1) бонусы: подписной и коммерческого обнаружения;

2) роялти;

3) налог на сверхприбыль;

4) долю Республики Казахстан по разделу продукции;


5) дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

По бонусам, роялти и налогу на сверхприбыль недропользователями представляется налоговые декларации в территориальные налоговые органы.

Социальный налог. Социальный налог уплачивается на уровне местного бюджета. Он введён с 1999 года взамен действовавших до этого отчислений страховых взносов в социальные фонды: пенсионный, государственного социального страхования, обязательного медицинского страхования, содействия занятости населения. Суммарная ставка отчислений была установлена в 28% от фонда оплаты труда, а сумма выплачиваемых в фонды взносов относилась на издержки производства. За время действия налога ставки изменялись, а также дифференцировались для разных плательщиков от 26% до 6,5%, затем верхняя ставка была снижена до 21%. С 2004 г. установлены регрессивные ставки налога от 20% до 7% в зависимости от величины объекта обложения – облагаемого дохода работника, кратного годовому расчетному показателю. С 2008 года ставка снизилась от 11% до 4,5%. Юридические лица-резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства, уплачивают социальный налог за иностранных специалистов административно-управленческого, инженерно-технического персонала по ставкам от 11 до 7%, с повышенной кратностью годовому расчетному показателю. Плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;

2) частные нотариусы, адвокаты;

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан;

4) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.

Налоги на собственность. Данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации.


К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.

Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.

Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирование эффективности использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам – размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.

Земельный налог. Земельный налог введен с 1992 г. Законом РК «О земельном налоге» от 17 декабря 1991г. Его цель – обеспечения экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Однако, доля поступлений этого налога в государственный бюджет невелика – около 0,6%.

Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли) различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью государственных автодорог общего пользования, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования. Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади – гектар, квадратный метр.


Базовые ставки устанавливаются законодательством республики. Максимальные ставки устанавливаются на земли населенных пунктов; эти ставки установлены за квадратный метр площади и дифференцированы по видам населенных пунктов: на базовые ставки за исключением земель, занятых жилищным фондом, в том числе строениями сооружениями при нем; и на земли, занятые жилищным фондом, в том числе строениями сооружениями при нем.

Ставки на земли сельскохозяйственного, промышленного и другого отраслевого назначения, устанавливаются за гектар площади в зависимости от балла бонитета (показатель продуктивности, доброкачественности земли) – от 1 до свыше 100 баллов. Минимальные ставки устанавливаются на неорошаемые земли пустынных, полупустынных, предгорно-пустынных и горных территорий.

Отдельные базовые ставки установлены на придомовые земельные участки, дифференцированные по видам населенных пунктов и размерам участков

К базовым ставкам применяется коэффициент, устанавливаемый ежегодно Правительством РК. Местные представительные органы имеют право понижать или повышать базовые ставки до 50%.

Налог на транспортные средства. Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические лица, в том числе иностранные, их представительства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.

Объектами обложения являются транспортные средства, находящиеся на праве собственности, подлежащие государственной регистрации.

Налоговые ставки установлены в месячных расчетных показателях в зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации. Не являются плательщиками налога ряд субъектов: налогоплательщики единого земельного налога, производители сельскохозяйственной продукции по технике, используемой в производстве этой продукции, государственные учреждения, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, награжденные высшими наградами и некоторые другие субъекты.


Юридические лица исчисляют налог самостоятельно, а физическим лицам – территориальные налоговые органы. Уплата налога производится в срок не позднее 1 июля за текущий год. Налогоплательщики – юридические лица представляют декларацию по данному налогу.

Доля налога в поступлениях государственного бюджета составляет около 0,5%.

Налог на имущество. Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской деятельности, так и не используемому в таком качестве. Объектами обложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства и нематериальные активы. Для физических лиц – жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, объекты незавершенного строительства. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц - уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества.

Доля налога на имущество занимает около 3% в поступлениях государственного бюджета. Сборы. Сборы – это разовые платежи, дающие определенное право или разрешение для юридических или физических лиц от государства. В Казахстане в настоящее время действуют нижеследующие сборы (таблица 3). Согласно Конституции РК сборы, как и налоги, имеют право устанавливать Парламент или в предусмотренных Конституцией случаях - Президент РК.

Отличительной особенностью сборов является то, что они уплачиваются в бюджет в связи с совершением государственным органом в пользу плательщика какого-то действия. При этом суммы сбора исчисляются по ставкам, установленным Правительством РК, и вносятся в бюджет по месту осуществления регистрации. Их уплата производится до подачи соответствующих документов в регистрирующий орган. Суммы сбора исчисляются по ставкам, установленным Правительством РК, вносятся в бюджет по месту осуществления регистрации. Возврат уплаченных сумм не производится (кроме случаев отказа лиц, уплативших сбор, от совершения регистрации до подачи документов в регистрирующий орган). Вступление в отношения с государством носит для юридического или физического лица не принудительный характер, поскольку добровольным является само обращение к государству за тем, что обусловлено уплатой сбора. Кроме этого, такие отношения по поводу сбора носят однократный характер.


Сбор изымается при государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) создания или прекращения деятельности юридических лиц и их филиалов (представительств), а также при получении ими дубликата свидетельства о государственной (учетной) регистрации.

Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей уплачивается физическими лицами, кроме крестьянских (фермерских) хозяйств, инвалидов 1,2,3 групп, а также репатриантов (оралманов), занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Сбор уплачивается путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, в бюджет либо наличными деньгами на основании бланков строгой отчетности в специальных пунктах уполномоченного органа.

Форма бланков строгой отчетности и порядок зачисления в бюджет сумм сбора, внесенных наличными деньгами, устанавливаются Министерством финансов Республики Казахстан по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Плательщиками сбора с аукционов являются физические и юридические лица, выставляющие имущество (в том числе имущественные права) для реализации на аукционах. Сумма сбора исчисляется плательщиками самостоятельно путем применения ставки к объекту обложения.

При исчислении суммы сбора по аукционам, проводимым органами исполнительного производства по исполнительным документам, производится корректировка объекта обложения на сумму исполнительской санкции, зачисляемой в бюджет. Плата - это возмездный, эквивалентный платеж, в основе которого лежат гражданско-правовые отношения. При этом государство выступает в роли субъекта гражданского права. Особенностью платы является то, что она устанавливается различными местными органами. В настоящее время в Казахстане действуют следующие виды платы (таблица 4). Исчисление платы производится представительным органом на основании расчетов уполномоченным органом. В зависимости от разновидности платы базовые ставки устанавливаются Правительством РК. При этом местным органам предоставлено право повышать размеры отдельных видов платы. Например, плата в области связи в соответствии с техническими параметрами, указанными в разрешительных документах на основании годовых ставок, зависит от вида радиосвязи и территории использования радиочастотного спектра. Использование плательщиками платы особо охраняемых природных территорий допускается только при наличии у них подтверждающих документов об оплате.


Возврат уплаченных сумм платы не производится.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Жумабаева М.Д. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – Алматы: УЭП, 2000.

  2. Нурумов А.А. Проблемы дальнейшего совершенствования системы налогообложения и бюджетного регулирования в Республике Казахстан // Вестник по налогам и инвестициям, 2002, № 5 – 6.

  3. Ильясов К.К., Идрисова Э.К. Налоги развитых зарубежных государств: Учебное пособие. – Алматы: Каржы-каражат, 1997.

  4. Налоговое право Республики Казахстан (в схемах)//Под ред. Г.И. Тулеугалиева. – Алматы: Данекер, 2003.

  5. Сейдахметова Ф.С. Налоги в Казахстане: Учебное пособие. – Алматы: LEM, 2002.

  6. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебник. – Алматы, 2007.

  7. Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан и развитых стран: Учебное пособие. – Алматы, 2005.

  8. Мауленова С.Ж. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан // Финансы Казахстана, 2007, № 4.

  9. Нуралиева Н. Налоги: История и современность // Деловой мир Казахстана, 1999, № 3.

  10. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. – Алматы, 1996.

  11. Ажиметов Н.Н. Развитие налоговой системы Республики Казахстан // АльПари, 2005, № 1, С. 77.

  12. Ермекбаева Б.Ж., Лесбеков Г.А. Основы налогообложения: Учебное пособие. – Алматы, 2002.

  13. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. – М., 2005.

  14. Паркинсон С. Закон и доходы. – М., 1992.

  15. Томаров В.В. Местные налоги: правовое регулирование /Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Академич. правовой ун-т; МЗ Пресс, 2002.

  16. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Уч. пос. – М, 2007.