shkolakz.ru 1 2 3 4 5

1.2. Зарубежный опыт

Индустрия туризма образуется из предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:

- предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты, меблированные комнаты, дома отдыха и т. д.), а также предприятия питания, которые являются неотъемлемой частью предприятий, предоставляющих услуги по размещению - рестораны в гостиницах, столовые в пансионатах и домах отдыха и т. д.;

-туристские фирмы, занимающиеся организацией и продажей туристских поездок;

- транспортные организации, занимающиеся туристскими перевозками;

-учебные заведения по подготовке и повышению квалифи­кации специалистов туристской индустрии;

- информационные и рекламные службы;

-органы управления туризмом (государственные учреждения, в функции которых входит управление развитием туризма в стране и в регионах) и научно-исследовательские организации, занимающиеся сбором и обработкой статистических данных по туризму, составлением научных прогнозов и научными исследованиями в области экономики и социологии туризма;


  • предприятия по производству товаров туристского спроса;

  • предприятия розничной торговли по продаже товаров туристского спроса.

Помимо этих предприятий, обслуживанием туристов занимаются еще и те, которые могут существовать и без них, но при нахождении в местах пребывания туристов спектр деятельности их расширяется. Это:

  • предприятия по прокату легковых автомобилей;

  • автохозяйства, предоставляющие автобусы для экскурсионного обслуживания туристов;

  • таксопарки;

  • рестораны;

  • кафе;

  • предприятия сферы досуга (спортклубы, музеи, театры, зоопарки, казино, выставочные и конгрессные залы и т. д.).

Следует отметить, что региональное распределение мирового гостиничного фонда является крайне неравномерным. Так, на долю стран Европы приходится около 55 % мирового гостиничного фонда, Северной и Южной Америки - более 36, Африки -1,4, Азии и Ближнего Востока - около 8 %. Помимо гостиниц, мотелей и пансионатов, составляющих основные средства раз­мещения, к индустрии туризма относится большое число дополнительных видов средств размещения (молодежные турбазы, кемпинги, рекреационные центры для семейного отдыха, сдаваемые в аренду квартиры, дачные дома, фермы и т. д.).


С каждым годом число мест в дополнительных средствах размещения возрастает, причем более быстрыми темпами, чем в гостиницах и мотелях.

Появляются новые виды дополнительных услуг размещения. В 1988 г. база основных и дополнительных средств размещения индустриально развитых стран характеризовалась следующими показателями:


Названия стран

Основные средства

Дополнительные




размещения,

средства размещения,




млн мест

млн мест

Австрия

0,7

0,55

ФРГ

1,0



Италия

1,6

. 3,1

Испания

1,0

0,55

США


5,0



Греция

0,3

0,08

Англия

1,1



Франция

1,6

10,5

Швейцария

0,25

0,85


В последнее десятилетие значительно активизировались ме­ждународные связи туристских организаций Российской Феде­рации. Реорганизованы и иную структуризацию получили пред­приятия и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ), Бюро международного молодеж­ного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентств.

Так, образован ряд внешнеторговых объединений «Интуриста», с помощью которых удалось повысить оперативность в работе и расширить сферу оказываемых услуг. К примеру, хозрасчетное внешнеторговое объединение «Интурсервис» напрямую выходит на зарубежных партнеров, что значительно расширило ассортимент предлагаемых туристам дополнительных услуг: приобретение новых туров на территории страны; различные формы индивидуального обслуживания туристов; организация посещения культурно-массовых мероприятий и спортивно-оздоровительных объектов; оказание различных видов услуг посредничеством в аренде помещений и транспорта; привлечение к сотрудничеству в различных формах туризма иностранных фирм; реализация разнообразной сувенирной продукции.


В состав объединения вошли специализированные фирмы «Интуруслуга», «Интуркультспорт», «Интурпрокат», «Интур-кредитпорт», «Интурторг».

Получают развитие кооперативы. При предприятиях «Интуриста» в системе обслуживания уже работает более 50 различных кооперативов, например, ресторан «Глазурь» (Москва).

Ряду самостоятельно возникших кооперативных ресторанов и кафе «Интурист» оказывает содействие, предоставив им возможность обслуживать иностранных туристов с расчетом по кредитным карточкам зарубежных банков.

Совершенно новой формой коммерческой работы является создание смешанных туристских предприятий, фирм. Организации приема иностранных туристов этими фирмами предшествует участие зарубежных партнеров в реконструкции гостиниц, которые станут базой для их приема. Так, в 1989 г. создано два совместных предприятия: с финской авиакомпанией «Фин Эйр» - на базе гостиницы «Берлин-Савой» в Москве и со шведскими фирмами СААБ и «Ресо» - на базе ленинградской гостиницы «Европейская».

Обе гостиницы после реставрации соответствуют высокому международному стандарту и предназначены для приема индивидуальных туристов.

Современное технологическое оборудование, компьютерные системы управления, подключение гостиниц к международным системам резервирования мест обеспечат высокий уровень обслуживания туристов.

Например, для организации приема венгерских туристов -и туристов из третьих стран в России, а российских туристов -в Венгрии создана венгеро-российская смешанная туристская компания «Паннония-Интурист».

Образованы собственные и смешанные туристские фирмы за границей; совместные предприятия по прокату и техобслуживанию автотранспорта; совместный консультационный центр; совместные предприятия, связанные с расширением сферы обслуживания иностранных туристов (казино, игральные автоматы, предприятия, изготавливающие гостиничную мебель, сувенирную и рекламную продукцию и т. д.).

И все-таки, к концу 80-х годов стало очевидным, что сдерживающим фактором выступает недостаточная развитость материально-технической базы для приема иностранных туристов. Общее количество мест в гостиницах страны составляло 726 тыс., из них для размещения иностранных туристов предназначено около 100 тыс. мест. Прием иностранных туристов в стране осуществлялся в 220 городах, из них ночлег предостав­лялся только в 100 городах.


Международный туризм подвержен сезонности. 66 % ино­странных туристов приезжает в страну с мая по сентябрь. В это время загруженность туристских гостиниц достигает 100 %. В холодное время года загруженность гостиниц падает и со­ставляет в среднем по стране 60 %.

Пути дальнейшего развития иностранного туризма в стране и совершенствования его состояния лежат во взаимодействии экстенсивных и интенсивных методов развития. Экстенсивный путь - дальнейшее развитие материально-технической базы иностранного туризма. Качество обслуживания туристов в конечном счете находится в прямой зависимости от уровня материально-технической базы. В 1991-1995 гг. введено в действие 18 тыс. мест в гостиницах, в 1996-2000 гг. - еще предполагается ввести до 30 тыс. мест. Появляется сеть частных, семейных небольших гостиничных предприятий. Материально-техническая база туризма должна создаваться с учетом возможностей удовлетворения разнообразных рекреационных потребностей различных групп туристов. Свой досуг люди желают провести по-разному - в зависимости от своей индивидуальности, уровня дохода, мотивации путешествий, даже от таких факторов, как мода, реклама. Поэтому вновь создаваемые объекты материально-технической базы туризма должны обеспечивать все разнообразие рекреационных потребностей туристов. Существуют следующие типы туристских гостиничных предприятий:


  • туристско-экскурсионная гостиница - обеспечивает организацию познавательного и развлекательного туризма;

  • курортная гостиница - обеспечивает организацию отдыха в курортных центрах;

  • бальнеогостиница - наряду с организацией отдыха выполняет лечебные функции;

  • спортивно-оздоровительная гостиница - предлагает спортивные, соревновательные и оздоровительные туры;

  • мотокемпинг - сезонное предприятие для автотуристов;
  • курортный мотель - создается в курортных центрах, обеспечивает достаточно высокий уровень благоустройства;


  • охотничий домик - создается в охотохозяйствах.

Русский город. Суздаль обладает обладает ценностью, имеющей национальное значение. Все возрастающий интерес к нему, ландшафтные особенности района, удобства связей с Москвой и др. городами сделали возможным поставить вопрос об организации в Суздале одного из центров международного и регионального туризма. Уникальные по характеру и ценности памятники истории и культуры, памятные места, достопримечательности города и окрестностей позволили организовать крупный музейный комплекс с выделением исторического ядра города и прилегающего к нему ландшафта как историко-архитектурного заповедника, а также системы туристских маршрутов, проходящих через Суздаль и связанные с системой туризма древнего Владимра и его окрестностей. В настоящее время Суздаль – один из важнейших центров на маршруте «Золотое кольцо России». Проект создания туристского центра в Суздале предполагает реконструкцию города на основе использования историко-культурных памятников как главнейшей экономической базы развития города, его градоформирующего фактора, определения перспектив, влияющих на принципиальный ха­рактер функциональных особенностей города, занятости его населения и многих других проблем

Теснейшим образом с решением оптимального функционального использования Суздаля, его ансамблей, каждого здания и сооружения, любых частей территории связаны и условия его структурного развития, основанные на необходимости прогнозирования развития городской пространственной среды и обеспечении условий для преемственности в последующем формировании ансамблей исторического ядра и города в целом. Главный туристский комплекс располагается в северной части города в низкой излучине р. Каменки. Создаваемая здесь комфортабельная гостиница с рестораном, киноконцертным залом, бассейном и корпуса мотеля имеют такие габариты, которые исключают их присутствие в панораме города; в то же время со смотровых площадок и даже из окон гостиницы воспринимается значительная часть городского ансамбля: Спасо-Евфи-миевский монастырь, остатки Александровской лавры и некоторые другие памятники.


Для размещения туристов предполагается использовать Покровский монастырь, здания внутри Ри-зоположенского монастыря, а также создать кемпинг на въезде в Суздаль с востока, со стороны обходной дороги Владимир — Иваново.

Предприятия питания и торговли располагаются (помимо тех, что входят в гостиничные комплексы) в центральной части города, в основном в приспосабливаемых зданиях торговых рядов, в системе магазинов-лавок на Старой улице и в Ризополо-женском монастыре.

Объекты музейного показа размещены в городе повсеместно. Глав­ные музеи располагаются в кремле и памятниках на прилегающей тер­ритории (в Воскресенской церкви и др.). Неподалеку от кремля создан Музей деревянного зодчества под открытым небом. Предполагается музеефикация сооружений Спасо-Евфимиева монастыря после их реставрации.

Проектом предусмотрено сооружение новых пешеходных трасс, плотин для восстановления уровня р. Каменки, реставрация и реконструкция кварталов, подсветка памятников и т. п.

Производственная зона, необходимая для жизнедеятельности города, и новый жилой район размещены за северной окраиной города, вне пределов совместной видимости с памятниками архитектуры. В ходе работы возникли многочисленные и разнообразные вопросы со­четания старых и новых архитектурных форм. Примером одного из своеобразных решений является приспособление Покровского мона­стыря под гостиницу, жилые номера которой предполагается разместить в рубленых зданиях монашеских келий. Эти избы-кельи, не замененные на каменные, как в других монастырях, — уникальная особенность комплекса. Контраст деревянного пояса монашеских келий с расположенными в центре белыми каменными собором и трапезной и кольцом бе­лых монастырских стен был главной архитектурной достопримечательностью ансамбля. Эти деревянные постройки, сохраняя общий колорит, были поздней заменой построенных в XVI в. при основании монастыря. Просто убрать их было нельзя, так как монастырь потерял бы одно из своих важнейших качеств художественной выразительности. Решение разместить в них номера гостиницы (со всем современным уровнем благоустройства) с целью сохранения масштабного строя пространства монастыря, его ритма и создания вокруг основных памятников окружения, близкого к первоначальному, было единственно верным.


Не менее сложные творческие задачи возникали и при проектирова­нии новых сооружений и туристского центра в современных форме. Одной из главных проблем было сохранение масштабности при введении в структуру города новых сооружений. Чтобы значительная протяженность новых зданий, явившаяся следствием принятой низкой этажности, не вступила в противоречие с основным масштабным строем города, здания эти сильно расчленены в плане и объеме. Пластика фасадов благодаря светотени придает зданиям необходимый масштаб. Их размеры и этажность приняты с таким расчетом, что сохраняется и подчер­кивается масштаб природных эле­ментов. Ландшафт по-прежнему должен играть активную роль в со­здании неповторимого облика Суздаля.




II
ГЛАВА. Градостроительные особенности размещения туристских объектов

II
.1. Классификация объектов туризма

Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и от того, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».

Путешествия, туризм — это комплекс родственных сфер бизнеса, которые служат путешествующим тем или иным образом. Очевидно, что наиболее близкой к туризму профессией является распространение туров, т.е. работа туристических агентств. Непосредственно привлечены авиакомпании. Также, как компании по прокату машин, железные дороги, автобусные маршруты, гостиницы и рестораны. Вся эта группа представляет собой инфраструктуру туризма. К соседствующим видам бизнеса можно отнести, например, финансовые структуры, которые финансируют развитие сферы обслуживания, обеспечивают кредитные карточки туристов и т.д.

Рост и усложнение туристической сферы поощряют специализацию. Например, обеспечивающие службы делают все необ­ходимые приготовления — бронирование номеров в гостиницах, развлечения — особенно, для групповых путешествий (премиальные путешествия, вознаграждения за успех предприятия, ect.).


Технология путешествия определяет также число и размещение общественного жилья. Первые таверны были размещены в портовых городах или на реках, соединяющихся с Атлантическим океаном, чтобы обслуживать людей, путешествующих на кораблях. С наступлением эры дилижанса таверны стали строиться вдоль главных дорог. Железнодорожные пути принесли необходимость в отелях, расположенных рядом с желез подорожными станциями. Автомобильная система привела к необходимости в мотелях. Воздушные путешествия привели к сооружению огромных комплексов отелей рядом в самих аэропортах.

Путешествие явно является феноменом XX века и появилось в современном виде в основном за счет автомобилей и самолетов с реактивными двигателями. Однако еще со времен античности путешествия совершались ради торговли, завоеваний и религиозных целей.



<< предыдущая страница   следующая страница >>