shkolakz.ru   1 2 3 4 5

II.2. Размещение объектов туризма в городе

II.2.1. Объекты индустрии гостиприимства

Классификация средств размещения туристов. Средствами размещения туристов являются любые объек­ты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычно в помещении). В качестве дополнительных условий принимается: а) общее число мест ночевки превышает некоторый минимум, б) объект размещения имеет руководство, в) управление объектом строится на коммерческой основе.

В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) все средства размещения можно представить двумя категориями —коллективными и индивидуальными.

В состав коллективных средств размещения туристов включаются гостинцы и аналогичные заведения, специализиро­ванные заведения, прочие коллективные средства размещения туристов.

Из основных признаков гостиниц следует отметить прежде всего наличие номеров. В зависимости от особенностей управления гостиницы могут представлять собой обособленные предприятия или образовывать гостиничные цепи. Примерами развитых гостиничных цепей являются гостиницы Аккор (Франция), Холидей Инн (США), Форте (Великобритания), Шератон (США), Гостиницы предоставляют перечень обяза­тельных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а также обширную номенклатуру I дополнительных услуг.

В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и пр.

Современная гостиница призвана создать комфортабельные условии для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополни тельных услуг. Здание гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование.: ,

Проектирование гостиниц осуществляется на основе документов нормативного и рекомендательного характера. Содержание этих документов различается по странам и по гостиничным цепям.


Выявление потребностей в гостиничных местах представляется сложной проблемой. Для ее решения следует располагать соответствующими методами, знать факторы, влияющие на сложившийся спрос в гостиничных местах, предвидеть буду­щие изменения спроса и предложения. Потребность в гостиничных местах зависит от количества и пропускной способности мест притяжения туристов, существующей обеспеченности региона гостиницами и степени их загрузки, сложившихся тенденций изменения контингента проживающих в гостиницах. Важными ориентирами в расчетах единовременной вместимости гостиниц являются динамика доходов населения, значимость региона, особенности регионального развития деловой активности, индустрии развлечений и отдыха, транспортной

При классификации по режиму эксплуатации различают гостиницы круглогодичного, сезонного, смешанного действия, при классификации по месту расположения выделяют гостиницы, расположенные в городе; гостиницы, расположенные вне города; придорожные гостиницы; гостиницы, расположенные на воде и пр.

Одним из основных направлений туристской деятельности является решение вопросов, связанных с обеспечением туристов средствами размещения..

Сегодня мировая сеть отелей может удовлетворить любой' вкус.

В столице Нидерландов находится самый высокий в мире плавучий отель. Этот комфортабельный пятиэтажный «корабль» фланирует между причалами Амстердама и создает полную иллюзию морского путешествия.

Существует подводная гостиница, расположенная на дне Персидского залива в государстве Бахрейн. Она состоит из 6 корпусов, соединенных между собой оригинальными переходами. Попасть внутрь можно только в специальных прозрачных лифтах, которые опускают любителей экзотики в морскую пучину. Похожая гостиница есть и во Флориде, только она рассчитана всего на 6 человек и потому считается самой маленькой в мире. Ее общая площадь составляет всего 135 квадратныхметров.

В столице Республики Тринидад и Тобаго Порт-оф-Спейне расположен небольшой отель для любителей острых ощуще­ний. Он висит на скале над обрывом и зайти в него можно только через крышу.



II
.2.2. Объекты питания

Целью работы предприятия питания является удовлетворе­ние потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, воспитания, развлечения.

Классификация предприятий питания выполняется по многим признакам. По признаку связанности управления различают предприя­тия, объединенные в цепи, и предприятия, работающие самостоятельно. К крупнейшим ресторанным цепям США относят Макдональдс (с числом предприятий 9460, годовыми доходами 12 млрд. долларов), Бургер Кинг, КФЦ, Уэндиз и др.

В зависимости от ассортимента различают предприятия комплексные, универсальные, специализированные.

В зависимости от обслуживаемого контингента предприятия могут работать с постоянным контингентом (такое предприятие питания находится при гостинице, санатории и т.п.), с переменным контингентом (например, городской ресторан).

В зависимости от метода обслуживания различают предприятия, в которых потребители обслуживаются официантами; предприятия самообслуживания; предприятия смешанного обслуживания.

Предприятия питания различаются также по полноте технологического цикла, объему и характеру услуг, виду питания, режиму работы, времени функционирования и другим признакам

Типизация предприятий питания выполняется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера деятельности, ассортимента реализуемых блюд. Учитываются особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов.

К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовая и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан .


II
.2.3. Объекты торговли

Как и везде на Востоке так и в Ташкенте множество базаров. Эски жува (Чорсу), Алайский, Мирабадский самые популярные базары как среди горожан, так и среди гостей столицы.


Они славятся восточным колоритом, где торгуют вкусными сладостями и пряностями, фруктами и т.д. здесь мы услышим многоязычный шум восточного базара. Здесь же можно отведать множество видов местного блюд. Повсюду радушие, улыбки. Особенно, старагородской базар кажется для гостей экзотичной. Тот, кто посетит узбекский базар без покупки не уйдет.

Кроме базара в городе множество супермаркетов сети «Дунё» и «Корзинка Уз», один гипермаркет «Мега планет», ряд мини маркетов, где можно повседневного спроса.

Популярными среди туристов являются арт-салоны, которых тоже множество. В них гости покупают сувенирную продукцию местных мастеров. Также спросом пользуются магазины и киоски, торгующие полиграфическими товарами (буклеты, открытки, карты городов, книги, картинки).


II
.2.4. Объекты транспортного обслуживания

Железная дорога. Появление железных дорог произвело настоящую революцию в путешествиях.

Железная дорога предложила дешевую и быструю перевозку по сравнению с лошадьми и кораблями. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Когда железная дорога заменила дилижанс, она также заменила таверны тем, что в 1790 г. стало определяться французским словом «отель». Вполне естественно, что для удобства отели строились рядом с железнодорожными станциями. Первые Примеры — это комплексы вокруг Grand Central Station и Pennsylva-Station в Нью-Йорке.

Железные дороги установили образец мобильности и сделали возможным связь между отдаленными частями стран.

В США курорты и прибрежные районы, которые были удалены от населенных центров, стали доступны благодаря железным дорогам. Горные курорты первыми почувствовали вли­яние туристических путешествий на поезде. Железнодорож­ные компании построили отели в Европе, Канаде и США. Железные дороги Canadian Pacific и Canadian National до сих пор управляют большим числом отелей и курортов.


Хотя железнодорожная индустрия наслаждалась периодом относительного процветания в 20-х годах двадцатого века, она также столкнулась с серьезной конкуренцией других видов транспорта. Рост числа владельцев автомобилей и развитие тугородных автобусных рейсов врезались в железнодорог пассажирский бизнес.

В то время как в США индустрия железнодорожных возок боролась за выживание, в Европе, и особенно в передвижение пассажиров по железной дороге оставалось во внешней формой транспортировки. Многие железные дорог принадлежат правительствам и находятся под их управлении и, хотя очень немногие из них приносят доход, европейских правительства считают эффективную и хорошо развитую железнодорожную сеть очень важной.

Автобусные перевозки. Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взя­тые. В большинстве стран междугородные автобусные перевоз­ки обслуживаются как автобусами, принадлежащими правительству, так и автобусами независимых компаний. Автобусы, находящиеся под правительственным контролем, часто управляются совместно с национальными железными дорогами. Автобусная индустрия зарабатывает миллиарды долларов каждый год, перевозя путешественников на дальние и короткие дистанции.

В последние годы автобусная индустрия была сфокусирована на развитии программ, связанных с турами.

Для привлечения большого числа пассажиров многие автобусные компании предлагают пакеты туров и службу проката автобусов.

Автобусы также широко используются для обеспечения пассажиров трансфертами между аэропортами и гостиницами или центром города. Как правило, эту услугу предлагают многие компании, среди которых и независимые операторы и подразделения больших транспортных компаний. Многие компании утакже занимаются перевозкой багажа в небольших городах или и сельской местности.

Кроме того, отели и мотели могут предоставлять свои собственные автобусы для бесплатной транспортировки из аэропорта.


Основной привлекательной чертой автобусов, по сравнению с другими формами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Тем не менее несмотря на то, что автобус все еще дешевле, чем поезд, расценки на авиаперелеты в последнее время были значительно уменьшены для возможности конкуренции с автобусными компания.

Информация об автобусных турах распространяется через различные печатные издания, такие как туристские брошюры, проспекты и путеводители.

Прокат автомобилей. Индустрия проката автомобилей почти так же стара, как и сами автомобили. Начало проката автомобилей в 1916 г. положили братья Саундеры из Омахи, США; позаимствовав авто­мобиль после того как их собственный автомобиль разбился. Братья сочли, что есть и другие люди, которым нужен автомобиль на ограниченный период времени, так они купили другую машину и занялись прокатным бизнесом. Оплату они взимали в размере 10 центов за милю при минимальном прокате — 3 мили. Бизнес разрастался, И к тому времени как в 1925 г. они объединились с еще одной компанией, их собственная компания имела представительства в 21 штате страны. Хертц — на сегодняшний день самая большая прокатная фирма — начала свою деятельность в 1918 г. Фирма Авис начала работать в 424£ г. и Нэшнл — в 1947 г.

Экономика индустрии проката автомобилей в значительной мере отличается от экономики других видов транспорта. Маленькие компании могут выйти на рынок относительно спокойно. Не требуется больших первоначальных капиталов. Отдельные люди, имеющие достаточную платежеспособность, могут добиться финансирования приобретения машин у банка и взять по лизингу место под офис и гараж. Большинство из компаний, начинающих заниматься прокатом автомобилей, становятся частью цепи (сети). Они отчисляют процент от прибыли в главную компанию взамен за ее имя и предоставление таких же, как у нее, услуг. Компании по прокату автомобилей могут следовать требованиям рынка, продавая лишние автомобили, когда бизнес ослабляется, и покупая новые, когда активность рынка вновь усиливается.


Местоположение. Большие фирмы по прокату автомобилей имеют представительства и в городах и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах.

Воздушные путешествия

C 1935 года за короткий срок в шесть с лишним десятков лет воздушный транспорт связал мир вместе, позволил милли­онам иностранцев встретиться лицом к лицу, сделал возмож­ным отдых на далеких островах, организацию международных мероприятий и открыл новые горизонты миллионам людей.

В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, на­циональные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов. -

Международные авиалинии и отели. Существуют тесные взаимоотношения между авиалиниями и отелями, особенно при международных полетах. Авиалинии хотят быть уверены, что ИХ пассажиры будут размещены в городах, которые они обслуживают. Авиалинии оплачивают отели и визы. Некоторые отели принадлежат авиакомпаниям, которые приобрели их по финансовым соображениям.

Авиация подразделяется на транспортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения.

Транспортная авиация. Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты.

Некоторые самолеты спроектированы только для транспортировки пассажиров. Другие — с удаляемыми сиденьями, широкими дверьми и техникой для разгрузки и погрузки, — могут перевозить и пассажиров и грузы. Другие специально разработаны для перевозки грузов.

Типы аэропортов. Аэропорты обслуживают регулярные авиарейсы — международные, национальные и региональные. Они также обслуживают авиацию общего назначения, самолеты различных фирм и предприятий.

Расположение аэропорта. Большое количество земли, которое требуется аэропортам, делает трудным их размещение и проектирование. Быстрый рост интенсивности Воздушного движения и увеличение размера самолетов все время требуют большего пространства. В то время как вокзалы и автобусные станции могут располагаться в центре города, аэропорт должен обязательно находиться за пределами города.


Здание аэровокзала является сердцем комплекса аэропорта. В этом месте пассажиры покупают или регистрируют билеты и багаж, производится посадка и высадка пассажиров из самолета. В зданиях большинства аэровокзалов находятся агентства по аренде автомобилей, магазины, рестораны, буфеты и банки.

Первые аэровокзалы были длинными прямыми зданиями. Люди заходили с фасада и проходили к своим самолетам. С ростом воздушного движения были сделаны пристройки. Эта конфигурация позволила аэропортам увеличить количество выходов для посадки и высадки.

Для того, чтобы избежать длинных переходов, были спроектированы новые типы аэровокзалов. Пассажиры после регистрации, как правило, эскалатором доставляются в здания спутники (терминалы») для посадки на рейсы.


II.2.5. Объекты экскурсного обслуживания

Объекты экскурсного обслуживания Мечети и Медресе. Кукалдаш Медресе расположено на холме, который возвышается над площадью Чорсу. По одной из версий, построено визирем ташкентских ханов, прозванным Кукельдаш (''молоч­ный брат хана") в XVI b. Потом сооруже­ние было частично разрушено и отремонтировано ташкентскими мастерами в 1830г; увековечившими свои имена в надписи над входом. Планировочные и фасадные решения, традиционны для медресе ХVI в: прямоугольный двор в окружении двухэтажных помещений келий-худжр. Главный фасад, выходящий на площадь и представляет собой централь­ный мощный портал, фланкированный двухэтажной аркадой и башнями - гуль-даста. По сей день это медресе действую­щее.

Центром сложившегося города в начале XIV b, была площадь Регистан ныне Чорсу. Мечеть Джума стала основой ансамбля Регистан. Это - был единственный в Ташкенте образец ансамбля пятничной мечети дворового типа и медресе Ходжа Ахрара (также не сохранившегося до нашего времени) Мечеть Джума была отстроена заново в1898 году. Это была большая мечеть помещение молельного зала, который открывалось в вытянутый прямоугольный двор, обстроенный арочно-куполной галереей. Современный облик ХХ века, когда троена заново в 2003 году и стала одним из главных почитаемых мест мусульман Узбекистана.


Один из крупнейших ансамблей города, который состоит как из древних, таких как мавзолей Каффаль аш-Шаши, медресе Баракхана, так и современных постро­ек и является в настоящее время духовным и административным центром мусульман Узбекистана. Здесь размещаются Соборная мечеть Ходжа Ахрара и Управление мусульман Узбекистана, медресе и мавзолеи, а также другие учреждения, многие из которых являются памятниками культуры и истории Узбекистана. Здесь хранится рукопись Корана «Усмон Муссхафи». После обретения независимости здесь по инициотиве Президента Узбекистана И.А. Каримова был заложен и выстроен новый ансамбль, включивший в себя и одну из самых больших мечетей в строне. Строительство закончено в 2007 году.

Богослов Каффаль Шаши – Абубакир Мухаммад, родился в г. Бинкете, называемом «Мадина Шаша». В юности он был ремесленником – замочником, что и прибавило к его имени прозвище «каффаль». В середине Х века стал отшельником и поселился вблизи древнего канала Калькауз. В 976 г, после кончины святого, над его могилой был сооружен мавзолей. Так было положено начало развитию одного из портимых мест Ташкента – комплексу Хаст и Имам. На месте первоначального захронения, зодчим Гулямом Хусейном заново был возведен мавзолей – ханака в 1541-1542 гг. До наших дней сохранились оригинальная уникальная майоликовая надпись, содержащая имена мастеров и дату строительства.

Медресе Баракхана формирова­лось не одновременно. Самая древняя часть - "Безымянный" мавзолей - над могилой одного из тимури-дов был возведен в конце XV - начале XVI bb. Вблизи этого мавзолея был постро­ен мавзолей Суюниджхана - праправнука Амира Тимура, наместника Шейбанихана. Сын Суюниджахана Науруз-Ахмед, прозванный Баракханом включил мавзолей построенное им медресе в первой половине XVI b. Медресе является одним из лучших памятников среднеазиатской архитектуры XV-XVI bb. Сооружение неоднократно реставрировалось. Но современный вид этот памятник приобрел вследствие первой реставрации в 1904-1905 гг, произведенным ташкентским усто Ходжой Абул Касымом. Ганчевые декоративные работы в мавзолее Суюниджхана были исполнены Усто Ширин Мурадовым в 1956 году.


Комплекс Шайхантохур образо­вался в XV веке и стал самым почитаемым "святым местом" Ташкента в XVI. В настоящее время, это квартал между улицами Навоий и А. Кодири. Располагался кулытово-мемориальный ансамбль на территории Шайхантохурского кладбища и состоят из различных сооружении религиозно- культового назначения. Это "святое место" было центром даха Шейхантохур, где проводились культовые обряды и религиозные праздники. Ранее на терри­тории ансамбля находилась известная среди паломников кирпичная дорога «гишт йул», ведущая к мавзалею Юнусхана и обсаженная туйями. Это так называемая «аллея сауров». "Сауры" священные деревья, которые - по старинной ташкентской легенде, проросли на месте, где разлил капли «живой» воды Искандер Зулькарнай. До нашего времени здесь сохранились лишь три мавзолея – мавзолей шейха Хавинди Тахура, мавзолей Калдыргачбия, мавзолей Юнусхана.

Ансамбль Шайхонтохур возник вокруг мавзолея над захзронением шейха Хавинди Тахура, что был сооружен во второй половине ХV века. Имя святого созвучно шуму голубиных крыльев – ат-тахур. По легенде голуби поднялись с могилы святого Каффаль-Шаши, когда родители Шайхантохура принесли туда ребенка. Первоначальное здание разрушилось. Дошедшее до настоящего времени двухкамерное здание мавзолея шейха Хавинди Тахура было возведено на старинных фундаментах в начале Х1Х века и неоднократно реставрировалось впоследствии.

По свидетельству автора XVI в Хафизи Таныша в произведении «Абдулла-намэ», Юнус-хан, потомок Чингиз-хана умер в 1486-1487 гг. главный фасад мавзолея – массивный арочный портал. Пилоны, фланкирующие портал, оформлены арочными и прямоугольными нишами. Венчает портал прозрачная аркатура. Система четырех пересекающихся арок поддерживает купол зала мавзолея. Рядом с мавзолеем было возведено одноименное медресе. Но до сегодняшнего дня медресе не сохранилось. Сейчас в здании мавзолея расположен музей Исламского университета.

Одним из крупнейших архитектурных памятников Ташкента, сохранившихся до нашего времени, - медресе Абулкасым. Здание формировались на протяжении нескольких периодов. Мечеть и одноэтажный комплекс худжр, в последствии был достроен вторым этажом. Архитектурно-пространственная компазиция здания симметрична, традиционна: прямоугольный двор окружен худжрами. Комплекс помещений медресе включать три главных помещения: мечеть, дарс-хона, муимубарак – мавзолей. Сейчас в медресе размещаются мастерские народных мастеров: каллиграфов, резчиков по дереву, миниатюристов, художников.


Топлевая алея ведет к одному из крупнейших памятников Ташкента - ханако Зайнутдинбобо сын основателя суфийского ордера Сухравардийа - шейха Зийа ад-дина Джахима Сухраварди. Самое древнее сооружение - подземная чилляхона у запотного угла мавзолея относится к Х11-Х111 вв. Легенда гласит, что более 600 лет назад шейх Зайнутдин Куи Арифони, сын «шейха шейхов» Шихабаддина (главы багдадского шейха) переехал в Ташкент и жил здесь в чиллехоне. После его смерти над магилой был перестроен заново небольшой мавзолей. Позже мавзолей был перестроен заново по Амира Тимура получив более нарядный вид. Верх здания и купол перестроены еще раз в конце XIX века. Памятник относится к типу мавзолеев-ханака. Главный вход выделен порталом –пештоком. Зал перекрыт двойным сфероконическим куполом. Наружный купол поднят на высоком барабане. На входной двери вырезано имя мастера Мир-Шараб Абду-Мумин оглы.

Объекты экскурсного обслуживания музеи. Государственный музей истории Узбекистана Академии наук Республики Узбекистан является крупнейшим и старейшим научно-просветительным учреждением Центральной Азии с более чем 120-летней историей.

В музее хранятся уникальные памятники археологии, нумизматики, этнографии, архивные материалы, насчитывающие более 250 тысяч экземпляров, а также сборники документов, исторические реликты и произведения искусства.

После обретения Республикой Узбекистан независимости была создана новая экспозиция, вобравшая в себя новейшие исследования и достижения исторической науки от эпохи каменного века до наших дней.

Представленные в экспозиции экспонаты свидетельствуют о том, что Узбекистан являлся одним из древнейших очагов цивилизации Востока. Музей обладает также редкими архивными материалами, рукописями, историческими документами, фотоматериалами и т.д., отражающими важнейшие этапы истории узбекского народа.

Уникальные образцы скульптуры, живописи, керамического, бронзолитейного, стекольного производства, погребального культа дают возможность оценить историю мировоззренческих идей, религиозных и эстетических представлений различных периодов.


Борьба народов Узбекистана за свою независимость пронизывает всю отечественную историю, что находит своё отражение в характере экспозиции музея. Наиболее ярко это отражено в материалах, посвященных периоду Независимости.

Возникновение и формирование древнейшей государственности ярко иллюстрирует образцы ремесла, денежного обращения и письменности.

Материально-художественная культура Узбекистана представлена в экспозиции шедеврами ремесла и изобразительного искусства. Это керамика, изделия из бронзы, украшения, предметы культа (оссуарии, копия Авесты и др.), этнографический материал.

Музей Прикладного Искусства, где представлено более четырех тысяч экспонатов и предметов искусства и ремесла (керамика, золотое шитье, ковры, картины, шелк и ювелирные украшения) лучших ремесленников Узбекистана, был основан в 1937 г. на базе временной выставки кустарных ремесел.

Музей расположен в здании Дворца, некогда принадлежащего русскому дипломату Александру Половцеву, известному своим трепетным отношением к архитектуре и искусству. Здание представляет собой образец архитектурно-декоративного искусства. Построенный в конце XIX в., дворец изнутри очень богато декорирован. Архитектурный декор, резьба по ганчу, резьба и роспись по дереву выполнены узбекскими народными мастерами: Уста Т. Арсланкулов, А. Казымджанов (Ташкент), Уста Ширин Мурадов (Бухара), Уста А. Палванов (Хива), Уста Абдулла (Риштан).

Во время Первой мировой войны в этом здании жили пленные австрийские офицеры. В двадцатые годы XX века после революции в здании до середины тридцатых годов размещался детский дом.

В 1927 году в Ташкенте была организована выставка образцов лучших произведений мастеров Узбекистана. В последствии она переросла в постоянную и получила название "Выставка народного хозяйства^ Узбекистана". С каждым годом накапливались экспонаты, приобретались изделия прошлых веков: вышивка ручной работы, тюбетейки, ювелирные украшения, ковры и другие образцы народного прикладного искусства.


Именно эти произведения народного прикладного искусства начали демонстрироваться в "Музее кустарных ремесел", открытом 7 июля 1937 года в Ташкенте.

В настоящее время в сокровищницах музея собраны жемчужины прикладного искусства, созданные руками мастеров, начиная от первой половины XIX века до наших дней.

Хранящиеся в сокровищницах музея экспонаты в художественном отношении можно разделить на 3 группы: произведения прикладного искусства, созданные на основе древних традиций и относящиеся к известным школам; обогащенные художественными орнаментами произведения, созданные, начиная со второй половины XX века, с учетом традиционных методов народных мастеров, и третья группа, состоящая из произведений современного искусства, украшенных разноцветными орнаментами на основе развития современного прикладного искусства.

Собранные в запасниках музея экспонаты хранятся в коллекциях, разделенных на 20 наименований, и демонстрируются в экспозициях по этим видам.

Государственный музей литературы имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана является крупным научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением, основным хранилищем памятников материальной и духовной культуры Узбекского народа.

Музей изучает литературу узбекского народа, собирает и хранит памятники материальной и духовной культуры. В настоящее время в Музее Литературы имени Алишера Навои демонстрируется многовековая история узбекской литературы в рукописях, различные исторические документы, картины, архивы и фотоматериалы.

Основан музей был в 1939 году, когда в этом здании впервые была проведена выставка посвященная 500-летнему юбилею выдающегося мыслителя и непревзойденного восточного поэта Алишера Навои. А в 1947 году на базе проведенной выставки был официально основан Музей Литературы.

В 1958 году Музей Литературы был передан в руководство институту Языка и Литературы Академии наук Узбекистана.

Со времени своего появления до настоящего момента на территории Узбекистана здание музея уже успело превратиться в настоящую историческую архитектурную достопримечательность и достояние узбекистанского народа. Сегодня он является членом организации ИКОМ Международного совета музеев.


В настоящее время в музее выставлено более 17 000 разнообразных по стилю выполнения пополняется. произведений искусства, портретов, картин, уникальных археологических памятников, образцов народно-прикладного искусства. В музее действуют отделы, которые проводят исследовательские работы по истории узбекской литературы. Каждый из этих отделов исследует богатое духовное наследие народа на основе сохранившихся до наших дней рукописей и архивов фонда. Они регулярно публикуются в сборнике научных статей под названием «Адабиёт кузгуси». Работниками музея была создана единая база фонда рукописей и коротких фильмов на основе тех научных командировок и экспедиций, которые в свое время осуществлялись на территории Республики Узбекистан и за его пределами.

Сейчас Музей Литературы Алишера Навои совершает научные исследования вместе с зарубежными институтами, библиотеками и музеями. Интересно, что за последнее время этой совместной работы в коллекциях иностранных музеев было найдено множество рукописных произведений деятелей узбекской классической литературы.

В экспозициях Музея литературы посетители смогут ознакомиться с работами таких известных художников республики как Н.Кузыбаев, Ж.Умарбаев, Ф.Сайдалиева, К.Башаров, Т.Жамолиддинов, В.Эвенко, А. Махотин, О. Азизов, Р. Авакян, В. Нечаев. Большое место в музее уделено демонстрации экспонатов, освещающих литературу современного периода и литературный процесс братских народов. Недавно открыта мемориальная комната корейского писателя Чо Мин Хи. Сейчас Музей литературы разрабатывает перспективный план развертывания экспозиции в целом.

В целях претворения в жизнь Закона о Государственном языке музей создал учебно-просветительский центр "Таълим", призванный осуществлять пропаганду богатого литературного наследия Востока.

Богатейшее собрание произведений изобразительного искусства Узбекистана с начала XX века до наших дней, а также уникальная коллекция нумизматики Центральной Азии представлены в Галерее изобразительного искусства, распахнувшей свои двери в канун праздника Независимости Республики Узбекистан в 2004 году. Основой первой экспозиции послужила коллекция Картинной галереи Национального банка внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, которая была создана в 1994 г. по инициативе главы государства.


Современное оборудование, которым оснащена Галерея, обеспечивает соблюдение самых строгих температурных, влажностных и охранных условий, необходимых для демонстрации и хранения экспонатов. Лекционный и кинозал, библиотека, студия мастер-классов, мастерские -все это несомненно делает новый выставочный комплекс искусствоведческим центром международного уровня.

Помимо экспозиционно-выставочной площади размером 3, 500 кв.м, включающей в себя 15 залов, галерея имеет оснащенный необходимым техническим оборудованием конференц-зал для проведения выставок, презентаций, семинаров, деловых встреч, демонстрации фильмов и других мероприятий.


Посетители могут отдохнуть в уютном кафетерии, а сувениры на память приобрести в художественном салоне. Администрация музея готова к плодотворному сотрудничеству с различными организациями, представительствами как на территории страны, так и за её пределами


Амир Тимур - непревзойденный правитель, искусный военный полководец и правовед, основатель великой империи Тимуридов, границы которой простирались от Средиземного моря до Великой Китайской Стены, от Каспийского Моря до Персидского залива. Музей располагает коллекцией материалов об Амире Тимуре и всей династии Тимуридов. Среди потомков Амира Тимура были такие великие люди, как прекрасный ученый и правитель Мавераннахра Улугбек, правитель Хорасана Хусейн Байкара, великолепный поэт, историк и основатель государства Бабуридов в Индии (Великих Моголов) Захириддин Мухаммад Бабур.

В экспозиции музея находятся археологические, этнографические и нумизматические материалы, орнаменты, военная амуниция, предметы, попавшие в государство Амира Тимура через Великий Шелковый Путь. Здесь молено своими глазами посмотреть на такие ценные исторические документы, как переписка Амира Тимура и его потомков с европейскими монархами, искусные миниатюры, копии картин Амира Тимура, написанные европейскими мастерами того времени. Оригиналы этих картин в настоящее время находятся в здании Национальной библиотеки Франции.


Государственный музей истории Темуридов был открыт в городе .Ташкенте 18 октября 1996 года. Музей возведен в центре Ташкента к 660-летию Амира Темура.

Здание музея представляет собой синтез средневекового, а точнее «Темуридского» периода, и современного архитектурных стилей. Оно имеет круглую форму с большим ребристым куполом, украшенным голубой майоликой, с парапетами на крыше, открытым айваном и стройными колоннами. В отделке колонн, пола и парадных лестниц использован белоснежный мрамор. В лучших традициях восточного зодчества расписан купол изнутри. Украшенный изящной резьбой по ганчу, он покрыт тонким слоем сусального золота.

Здание имеет три этажа, первый из которых отведен для служебных помещений, а на втором и третьем разместилась собственно экспозиция музея. В центре главного зала хранится копия знаменитой священной книги мусульман - Корана Османа.

Впечатляет посетителей музея и большое панно в стиле миниатюры под названием «Великий Темур — великий созидатель», выполненное группой узбекских художников в 1996 году. Картина отражает жизнь Амира Темура с его рождения до кончины. Здесь изображена падающая звезда, символизирующая перевод его имени «Сахибкиран», как «рожденный под счастливой звездой». Также в этой части расположились такие символы, как священная птица Хумо, олицетворяющая счастье и свободу, птица сокол, символизирующая рождение младенца и его высокие взлеты.

Во второй части панно представлена созидательная деятельность великого правителя, величественные постройки: дворец Ак-Сарай в Шахрисябзе и мечеть Биби-Ханум в Самарканде. И третья, завершающая часть панно — это последний этап жизни Амира Темура, его усыпальница - мавзолей Гур-Эмир. В целом картина сопровождается бегущей по своему направлению речкой, которая объединяет все три части панно. Стремящаяся река олицетворяет ритм и течение жизни великого Сахибкирана.

С первых дней своего существования музей стал центром научной мысли и просветительской работы. Экспонаты музея имеют огромную историческую ценность. Это ювелирные изделия, предметы вооружения, одежда военачальников и рядовых воинов, музыкальные инструменты, астрономические инструменты Улугбека и многие другие культурные ценности, восходящие к эпохе Темуридов.


В экспозиции музея также находятся археологические, этнографические и нумизматические материалы, орнаменты, предметы, попавшие в государство Амира Тимура через Великий Шелковый путь. Здесь можно своими глазами посмотреть на такие ценные исторические документы, как переписка Амира Тимура и его потомков с европейскими монархами, искусные миниатюры, копии картин Амира Тимура, написанные европейскими мастерами того времени. Оригиналы этих картин в настоящее время находятся в здании Национальной библиотеки Франции.

Профессионально выстроенная экспозиция музея передает дух эпохи Темуридов, несет богатейшую информацию о государстве, общественной жизни и культуре средневековья. Экспонаты объединены по темам: "Культура и история письменности в

Узбекистане", "Город-крепость Шохрухия", "Наше наследие за рубежом", "Амир Темур-Клавихо-Самарканд", "Эпизоды из жизни Амира Темура", "Амир Темур и Темуриды - глазами художников", "Эпоха Амира Темура и Темуридов с точки зрения ученых и писателей".

В фондах музея находятся свыше 3 тысяч экспонатов, отражающих историю и культуру Узбекистана, в том числе эпохи Амира Темура и Темуридов, который подразделяется на коллекции по археологии, архитектурному декору, археологическому металлу, камню, стеклу, этнографии, предметам вооружения, рукописям и миниатюрам. К примеру, представлены предметы вооружения: кольчуга, шлемы, булавы, секиры, различные наконечники стрел и многое другое.

Государственный музей Искусств Узбекистана основан в 1918 г. как Музей народного университета, позднее Центральный художественный музей, с 1924 г. — Ташкентский музей искусств, с 1935 г. — Музей искусств Узбекистана.

Государственный Музей искусств Узбекистана является одним из крупнейших музеев в Средней Азии, который был основан 1918 году на базе небольшой коллекции из 500 экспонатов. Это были произведения русского и западноевропейского искусства - живопись, скульптура, художественная мебель, фарфор, бронза.


В экспозиции музея представлены ценнейшие экспонаты античного и раннесредневекового искусства Узбекистана, архитектурный декор, вышивки, ковры, ткани, медночеканные изделия, золотое шитье, ювелирное искусство и другое

Экспозиция изобразительного искусства Узбекистана показывает сложный и уникальный путь формирования и развития национальной живописи графики на протяжении более чем вековой истории. Здесь можно увидеть работы И. Казакова, И.Каразина, Р.Зоммера, С.Юдина, Л.Бурэ, А. Николаева, А.Волкова, Н. Карахана, У.Тансыкбаева, А.Абдуллаева, Р.Ахмедова, Ч.Ахмарова, Р.Чарыева, Д.Умарбекова, Б.Джалалова и других.

кусство Зарубежного Востока представлено произведениями искусства Китая, Индии, Японии, Южной Кореи и Ирана. Здесь экспонируется коллекция бронзы, фарфор, слоновая кость, резное дерево, музыкальные инструменты, ковры, изделия из селадона, скульптурная композиция из камня и многое другое.

Музей обладает богатым собранием произведения русского искусства XV-XX веков: коллекции икон, живопись XVIII века (И.Никитин, Ф. Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и другие).

Искусство XIX века представляет полотна А.Орловского, О.Кипренского, Л.Плахова, В.Перова, Г.Мясоедова, Н.Крамского, Н.Ге, А.Куинджи, И.Шишкина, ИЛевитана, А.Саврасова, И Айвазовского, И.Репина и других. Музею принадлежит собрание произведений русских художников конца XIX - начала XX века - «Русский авангард»: А.Бенуа, Б. Кустодиев, В.Серов, К.Коровин, А.Лентулов, Р.Фальк, В.Кандинский и К.Малевич.

Искусство Западной Европы в музее представлено изобразительным и прикладным искусством Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Фландрии, Голландии, Франции и Англии.



<< предыдущая страница   следующая страница >>