shkolakz.ru 1 ... 2 3 4 5

II.2.6. Объекты организации досуга

Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.

К индустрии развлечений относятся предприятия (органи­зации, учреждения), чья основная деятельность связана с удов­летворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, кон­цертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением.

К сфере обслуживания населения развлечениями в мировой практике относятся также предприятия туризма, включая средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивает развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся государственные зоны отдыха и исторические достопримечательности.

Изучение туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком плане радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (например, передвижением к месту отдыха, фактом смены своего мест то положения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Следует исходить из того, что понятие «турист» по отношению к конкретной личности является временным переходящим.


Инфраструктура театров. Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом общие условия театрального зрелища.

В основные направления развития театральных зданий включают прежде всего расширение форм взаимодействия сцены и зала. Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на открытом воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спектаклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления.

Здание построено архитекторами Д.Хазановым и С. Тихоновым в тяжелое военное время, когда было необходимо использовать местные строительные материалы и технологию строительства. Поэтому, и были применены для перекрытия помещений все типы сводов известные в исламской архитектуре. Конструктивная особенность сооружения уникальный кирпичный большеп­ролетный свод "Узбекистан", толщиной всего в четверть кирпича. Сейчас мы можем констатировать уникальную долговечность этого строительного приема. Строгий главный фасад здания -трехпролетный портал, украшен резным сталактитовым карнизом и угловыми колонками. Позднее, в середине XX века здание театра было украшено беломраморной орнаментальной резьбой. В отделке интерьеров принимали участие народные мастера Усто Ширин Мурадов, усто Мумин, Ю. Мусаев. Зрительный зал рассчитан на 800 мест.

Театр был построен по проекту архитектора А.Щусева в1940 -1947гг. Здание расположено на площади, в центре которой - фонтан в виде сказочного тюльпана. Главный фасад здания мощный тенистый входной портик, прообразом которого стал айван (восточная архитектурная форма лоджии). Уникальные интерьеры созданы усто - народными мастерами Узбекистана (Усто Ширин Мурадов, Усто Кули Джалилов, Усто Абдулла Болтаев, Усто Болта Джураев). Фрески на сюжеты произведений Алишера Навои выполнейы народным художником Узбекистана Чингизом Ахмаровым. Зрительный зал рассчитан на 1100 мест - эго самый большой музыкальный театр в. Узбекистане. Здание в ансамбле с другими выдающимися постройками образует площадь -одну из красивейших в городе.


Инфраструктура многоцелевых залов. В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные (предназначенные для проведения раз личных мероприятий и концертов), танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спортивные и пр.

Примером универсального зала служит национальный театр «Кабуки» (Токио, Япония). Он имеет два зала вместимостью 1746 и 630 мест и обеспечивает постановку любых зрелищ.

Одним из лучших в мире считается концертный зал Гевер-хауз (Лейпциг, Германия), вместимостью 1920 мест. Основные размеры концертного зала 54 х 42 х 16 (4,5) м. Объем помеще­ния составляет 21560 м3. Зал находится в трехэтажном здании, которое имеет длину 85, ширину 100, высоту 26 м и гексаго­нальный план. В здании имеется также универсальный зал на 495 зрителей. Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.

К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: формирование зрелищных центров, состоящих из раз­личных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.

Дискотеки. На Востоке и в Индии танец считался одним из важнейших (элементов культуры. Дискотеки представляют собой особый вечер танцев: Музыкальный репертуар для дискотеки отбирается по тематическому принципу. Важная особенность дискотеки заключается в специально создаваемой атмосфере праздничности, игровой обстановки, что достигается применением искусственной управляемой светозвуковой среды. В непринужденной обстановке происходит общение молодежи. Выступая формой отдыха, дискотека решает вопросы эстетического воспитания, поскольку, развлекаясь, молодежь в престижной и последовательной форме приобщается к культуре. В полной мере в дискотеке реализуется стремление молодежи к неформальному общению. Интерес к современной популярной музыке в процессе общения расширяется и охватывает различные области культуры. Дискотека представляет неограниченные возможности для проявления эмоциональных контактов человека, свободного, раскованного поведения, снятия стрессовых ситуаций.


Проведение дискотек в необычной праздничной среде можно считать одним из способов жизнедеятельности молодежи. К важнейшим социальным характеристикам проведения дискотек относятся изменение эмоционального состояния групп участников, отдельных участников; формирование творческого и самодеятельного персонала дискотеки; социальный контроль поведения участников; стимулирование общения молодежи; развитие ценностно-ориентационных процессов.


III ГЛАВА. Пути совершенствования размещения объектов туризма.

III.1. Предположения по совершенствованию градостроительного размещения туристических объектов

Положение Узбекистана в структуре туристских маршруток по СНГ, наличие богатейшего историко-культурного наследия, а также природно-климатические условия, благодаря которым продлевается туристический сезон, диктуют необходимость комплексного градостроительного подхода к архитектурно-планировочной организации зон отдыха и туризма на всех территориальных уровнях строительного проектирования — региональном, субрегиональном, городском.

Актуальность проблемы организации туризма в республике подтверждает повышенный спрос на международном туристском рынке. Основным сдерживающим фактором удовлетворения спроса на поездки в исторические города Узбекистана является недостаточный уровень развития материально-технической базы.

При формировании туристской инфраструктуры на городском уровне возникает главная проблема — пространственная организация объектов туризма в специфических условиях развития исторического города. Эти условия характеризуются следующим: обострением противоречия между увеличением материально-технического оснащения турнстской инфраструктуры и задачами охраны историко-культурного наследия, необходимость учета социального фактора воздействия туризма на жителей города.

Исторически сложившейся город выступает как объект туризма. Многообразнее сторон туристского деятельности в городе центре туризма включает размещение и обслуживание туристов:


- организацию досуга;

- отдых, развлечение и получение информации создание экспозиции объектов города. Исследование приведенное автором, показала что существует необходимость указанной организации объектом показа, обслуживание туристов предлагаемый подход к формированию объектов туризма заключается в составлении модели территориально-пространственной организации единой системы объектов туризма. Принципы построения модели основываются на следующих положениях:


  • рациональном использовании туристского потенциала города и его ареала;

  • определении предельной допустимой емкости насыщения исторически сложившегося города туристскими объектами;

  • создании комплексной типологии туристских маршрутов, экспозиционных и туристских центров:

  • определении различных типов структурно-планировочных схем туристских центров с учетом ос­новных показателей и конкретно складывающейся ситуации, очередности осуществления.

Все это реализуется в состав­лении модели территориально-пространственной организации единой системы объектов туризма. Структуроформирующими элементами модели являются: каркас, составленный из экспозиционных зон и «экспознционно-маршрутпых коридоров»; центральное ядро — зона Главного туристского центра; подцентры туристского центра, которые размешаются на территории города и в зоне ареала.

Главной целью организации единой системы объектов туризма является совершенствование городской среды архитектурно-планировочными средствами и тем самым создание наилучших условий для получения информации и отдыха туристов.

Формирование каркаса модели заключается в разработке комплексной типологии экспозицион­ных зон и экспозиционных маршрутов. На основании группировки и систематизации имеющихся и выявленных объектов показа в хронологической, стилевой и тематической последовательности предлагается классификация экспозиционных зон, которая даст возможность организовать пространственную экспозицию бьектов города и тем самым расширить типологию туристских маршрутов. Классификация является основой для разработки рекомендаций по составу и пространственной организации экспозиционных зон. В ней отражено возможное функциональное разнообразие экспозиционных зон (15 разновидностей), объединяемых в 2 группы: сложные и специализированные. К первым относятся зоны с широким набором объектов показа. Ко вторым — зоны, где преобладает одна из групп объектов показа, на базе которых создаются специализированные выставочные. музейные и мемориальные центры. К ним отнесены: историко - архитсктурные, архитектурно-этнографические, археологиче­ские, этнографические (промысловые, обрядные, фольклорные, краеведческие), историко-мемориальные (военно-исторические, литературно-мемориальные, ис­торико-революционные). По времени создания экспозиционные зоны подразделяются на истори­чески сложившиеся и перспективные.


На базе выявленных объектов ландшафта предлагается создавать ландшафтные зоны, включаемые в маршруты: тради­ционные зоны отдыха и специа­лизированные парки с организацией в них выставок цветов, скульптуры, камней, парки с научно-познавательными сюжетами и другие. По территориальному размещению, музейные центры и ландшафтные зоны подразделяются на городские и загородные. Предлагаемые мероприятия по развитию экспозиционных зон связаны с сохранением исторически ценного наследия и с совершенствованием художественного образа исторического города.

Типология туристских маршрутов разработана по следующим признакам:


  • принципу передвижения транспортные и пешеходной зорные — на туристских автобусах); тематические — пещеходные и на местном распределительном транспорте;

  • характеру преобладающей функции — историко-культурные (сеть маршрутов, где объекты группируются в хронологической последовательности), историко-мемориальные, этнографические, ландшафтные, комбинированные;

  • территориальному признаку городские и загородные.

Включение выявленных уникальных объектов ландшафта территории с наиболее богат пластикой рельефа: водные ландшафты, парковые ландшафты систему пешеходных туристской маршрутов позволит повысить разнообразие и привлекательность туристских маршрутов, включение в маршруты восставленных хаузов с регенераций окружающей их застрой воссоздаст исторически сложившуюся городскую среду и позволит создать микрооазисн зоны вдоль маршрутов.

Принципиальная схемафункциональной организации один из экспозиционных зон может быть представлена как совокупность культурно-просветптенных и зрелищных, а также функций отдыха и обслуживания туристов. Такая схема была принена при разработке проекта - архитектурно-этнографического заповедника в районе мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Общая композиционная идея построения архитектурно-этнографического заповедника разработана с тем условием, чтобы представить приемы и лучшие образцы народного зодчества в целом, и отдельно памятники монументальной и жилой архитектуры. Кроме памятников монументальной архитектуры — мавзолеев Гур-Эмир. Ак-Сарай и Рухабад, в экспозицию вошел музей жилой архитектуры, для создания которого были выявлены ценные жилые дома и ранжированы по категории ценности. При организации «музея под открытым небом» предусматривается реставрация архитектурных памятников и гарантированная их сохранность при переносе на подготовленную территорию. Помимо музея жилой архитектуры, быта и народного творчества на территории городского заповедника запроектированы мастерские народных промыслов (золотошвейные, кожевенные, гончарные), предприятия национальной кухни, торговля сувенирами, гостиница для туристов, общественный центр и зона отдыха.


Организация маршрутов на территории музея-заповедника разработана в расчете на организованный и самостоятельный осмотр экспозиции. Основная сеть маршрутов закольцована так, чтобы обеспечить возможность последовательного просмотра экспозиции зон, совмещаемых с отдыхом. Маршруты начинаются от мавзолея Гур-Эмир и заканчиваются в зоне отдыха или на ул. Иттифок — торговой улице, ведущей к ансамблю Регистан. Принцип функционального и территориального зонирования с благоустройством и озеленением, заложенный в проекте, создает возможность для удобного и последовательного осмотра экспозиции, раскрытия памятников архитектуры.

При построении территориально-пространственной модели развития единой системы объектов туризма важнейшими ее элементами являются туристские центры, которые трактуются как пространственно-развитые градостроительные элементы всей системы.

Модель туристского центра устанавливает наличие главного центра и подцентра. Емкость гос­тиничного фонда устанавливается согласно расчетам, опреде­ляющим предел насыщения города объектами туризма. Главный центр является относительно стабильной зоной, а подцентры предлагается дифференцировать следующим образом:

- по функциональной направленности (познавательно-туристские, спортивно-туристские, сочетающие познавательно-туристские и функции отдыха);

- по составу туристского континента – детские (для развития школьного туризма), молодежно-студенческие, для семейных, для автотуристов;

- по сезонности функционирования (круглогодичные, летние);

- по размещению (городские, загородные).

На специализацию подцентра будет оказывать влияние функциональная направленность экспозиционного маршрута и местоположение в структуре города.

На территории города подцентра туристского центра будет представлены гостиницами для семейных туристов, для автотуристов, мотелями, гостиницами при достопримечательностях.

За пределами города в подцентры туристского центра будут входить учреждения для автотуристов — мотели, кооперированные с кемпингами караванинги, трейлерные парки, а также молодежными туристскими центрами (с расширенной развлекательной, культурной программой и спортивным комплексом). Для семейного отдыха предлагается создавать «деревни отдыха» там, где имеются ис­орические и ландшафтные ценности. На базе нескольких селений можно создать «центры традиции края», приспосабливая размещения туристов караван-сараи, медресе, не имеющие высокой художественной ценности традиционные дома для посемейного размещения. В состав «центров традиции края» рекомендуется включать клуб фольклора местных традиции и промыслов чайхану-столовую с хаузом, национальную баню, площадку амфитеатр для проведения зрелищных представлений. Если «центр традиции края» размещается в благоприятных ландшафтных условиях, можно организовывать при нем «конный двор» для конного туризма или включать охотничий туризм. Создание центров за пределами исторического города снизит нагрузку туристского потока на города.


Поиск типологического разнообразия туристских центров, их
пространственно – планировочной организации требует учета специфики градостроительной ситуации проблем и особенностей их формирования в различных условиях размещения (при личных режимах реконструкции.

Основные критерии, определяющие выбор планировочного типа туристского центра—это Параметры единовременного туристского потока, который предопределяют емкость гостиничного фонда главного центра и подцентров, величина города и его народнохозяйственный профиль, его место в системе туризма региональном уровне, степень сохранности историко-культурнoго наследия в городе-центре туризма.

В стесненных территориальных условиях исторической застройки применим компактный тип планировочной организации туристского центра, где памятники архитектуры используются под объекты культурно-просветительного и зрелищного назначения и объекты обслуживания, частично памятники архитектуры и модернизированные жилые дома можно использоваться для размещения туристов при условии ограниченного размещения теристского контингентав структуре города.

Дальнейшее развитие туристского центра в малом городе центре туризма подразумевается за пределами города. Увеличивается в составе главного центра может только блок объектов обслуживания.

В зоне частичной реконструкции, обладающей определенными территориальными резервами, предлагается применять линейный тип туристского центра, который может развиваться из компактного, формируясь вдоль основных экспознционно-маршрутных коридоров, путем нового строительства за пределами исторического ядра города, модернизации капитального фонда, использования существующих объектов размещения (этот тип применим для таких городов, как Самарканд, Бухара, Коканд). Пространственное развитие линейного типа осуществляется за счет формирования подцентров туристского центра за пределами города вдоль выделенных ландшафтных и историко-культурных «экспозиционных коридоров» и создания на их базе «центров традиции края», «деревень отдыха», молодежных-туристских баз, которые в несезон можно использовать как базы отдыха, «выходного дня».


Рассредоточенный (или сетевой) тип планировочной организации туристского центра применим в крупнейшем городе-центре туризма, каким является, например, Ташкент, в котором емкость объектов размещения туристов значительно превышает емкость объектов размещения малого города. В этом случае важно определить вместимость гостиничного фонда ядра главного туристского центра и его подцентров. Формирование туристского центра данного типа может осуществляться в условиях коренной реконструкции путем сноса ветхих зданий, нового строительства за счет реорганизации существующих объектов размещения. На территории города разместятся помимо главного центра туристские гостиницы при объектах показа, гостиница для автотуристов, молодежных туристский центр, а за пределами города — учреждения призма сезонного и стационарного использования.

Очередность развития туристского центра и возможность трансформации планировочного типа зависят от разных условий: характера конкретной историко-ландшафтной ситуации, сложившейся маршрутов и учреждений туризма учета направлений внешних экспозиционных маршрутов. При выборе оптимального варианта структурно-планировочной схемы необходимо учитывать выявленные значения планировочных показателей. Концентрация туристского контингента и застройки в ядре туристского центра на основе проведенного анализа должна составлять около 50—60%. На первых этапах при любом, заложенном на перспективу типе схемы, рекомендуется размещение первоочередных элементов — главного центра и формирование подцентров по направлению главных внешних экспозиционных коридоров (линейный тип схемы), что обеспечит дальнейшую трансформацию планировочного типа в процессе развития туристского центра.

Предлагаемая модель территориально-пространственного развития единой системы объектов туризма позволяет осуществить поэтапное формирование туристской инфраструктуры города. •

Таким образом, многообразие форм туристской деятельности в городе-центре туризма определяет общие тенденции — усиление социально-культурной роли ядра города, наполнение его различными общественными функциями, обеспечение комплексной архитектурно-пространственной экспозиции памятников истории, культуры, объектов ландшафта, необходимость пространственного развития туристского центра.



<< предыдущая страница   следующая страница >>