shkolakz.ru 1 ... 2 3 4 5

III.2. Проектное предложение по созданию туристического центра в г. Ташкенте

Приведенные выше примеры в какой то степени осуществимы и реально. В данной работе приводится альтернативный вариант создания туристического центра.

Очевидно, сейчас, преддверии празднования 20-летия Независимости Республики Узбекистан в столице ведутся больные строительные работы. Город благоустраивается. В настоящее время на территории массива Укчи Алмазара проводятся реконструкция. В место торговых рядов строятся семиэтажных жилых домов, два нижних этажа которых отводятся под магазинным кафе. Участок овражной местности засыпан и озеленен. Рассматривается упорядочение существующей застройки.

Проектом предусматривается сохранение существующей застройки по ул. Нвои-Узбекистанской, также здания банка, дворца школьников, и вновь построенных зданий торгового характера по ул. Абая и здания компании «Лукойл», ресторана «Эзидиор».

В место старой застройки предлагается построить 2, 3, 4 – этажные ковровые дома, две башни по 16-этажей, ряд 9-7 этажных зданий для молодых семей, детские сады, школу, махаллинский центр. Между оврагами, который благоустроится и превратится в красивое уютное место отдыха и жилым кварталам предлагается размещение туристского центра. Он должен включить; гостиницу с рестораном, кафе смотровой площадкой, бизнес-центром.

Предусматривается также строительство многоярусного гоража, фонтаном. Предусмотрена автостоянка.

Создания такого рода комплекса намного сократит время, расходуемое на оформление документов а на многие нежелательные мероприятия. То, что участок Укчи Алмазар находится на границе Нового и старого городов, в близи аэропорта и станции метрополитена, вокруг множество объектов обслуживания и досуга делает наш выбор реальным и осуществимым.


ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основой организации индустрии туризма является строительство туристских комплексов, когда на ограниченных территориях, предположим в границах одного города, создается полный комплекс всех элементов туристского обслуживания.


Туристский комплекс включает, как правило, главный туристский центр (ГТЦ) и несколько про­межуточных центров (ТЦ)-

Главный туристский центр представляет собой группу разнообразных предприятий обслуживания, сосредоточенную в одном архитектурном комплексе. Например, ГТЦ, рассчитанный на 4 тыс. человек единовременного пребывания, может состоять из следующих объектов: гостиница первого класса на 1200 мест, туристские гостиницы—на 1600 мест, мотель — на 400 мест (130 автомашин), кемпинг— на 800 мест (280 автомашин), рестораны и кафе, киноконцертный зал — на 600 мест, группы предприятий обслуживания и отдыха туристов — библиотеки, фотокиностудии, танцевальные залы, бильярдные, спортивные комплексы и бассейны и многие другие объекты. Кроме того, объекты медицинского, коммунально-бытового и административного обслуживания, службы связи, разветвленная сеть предприятий торговли.

Местные туристские центры рассчитываются на 1—2-дневное пребывание туристов, они предоставляют ночлег, питание, туристское и экскурсионное обслуживание по специализированным радиальным маршрутам-

Если главный туристский комплекс, как правило, круглогодичного функционирования, то местные туристские центры могут быть и сезонного значения. В связи с этим в последних объекты материальной базы могут быть не капитального типа.

Главный туристский центр, как правило, является началом туристского путешествия. Поэтому он может находиться в непосредственной близости к столице республики или другому крупному городу республиканского значения, являющемуся пунктом туристского посещения.

Размещение местных туристских центров в значительной мере подчинено плану туристских марш­рутов, где в зависимости от времени суток должны бить обеспечены ночлег и питание туристов, поэтому ТЦ и размещаются на маршрутах.

В условиях комплексной реконструкции городов памятников создание системы предприятий туризма является весьма сложными и дорогостоящим мероприятием.


Здесь необходимо остановиться на вопросах конкретной материализации системы приема и обслуживания потоков туристов.

Однако сокращение количества туристов в осен­не-зимние сезоны не только не упрощает, а, наобо­рот, усложняет задачу, поскольку необходимо обеспечивать работу туристских комплексов в условиях частичной консервации объектов. Поэтому важной задачей является правильная дислокация всех объектов обслуживания туристов, имея в виду, что большая часть помещений должна быть, построена, исходя из летних условий их экс­плуатации. Было бы целесообразно, допустим, из 4—5 комплексов, размещаемых в городе, на зимнее время оставить работающими только два, наиболее удобно связанных с основными коммуникациями приема и отправки туристов.

Учитывая специфику городов-памятников Узбе­кистана, удаленных от центра страны на 2—3 тыс. километров, очевидно, следует исходить из того, что туристы будут прибывать в основном воздушным путем, поэтому целесообразно пункты приема — гостиницы, кемпинги и туристские базы размещать с расчетом обеспечения быстрых и безопасных свя­зей с аэропортами. Разумеется, и железнодорожные связи не должны игнорироваться, поскольку туристы из других республик Средней Азии и городов Узбе­кистана могут прибывать и по железной дороге.

При размещении предприятий туризма учитываются схемы маршрутов, по которым будут проходить потоки туристов и располагаться объекты показа. _

Потребность в средствах размещения туристов в предприятиях питания, торговли, бытового, медицинского, культурно-зрелищных, спортивных и других видов обслуживания определяется, исходя из количества единовременного пребывания туристов всех категорий в максимальный месяц. Для условий Узбекистана с жарким и сухим климатом целесообразно, наряду со строительством капитальных гостиниц, оборудованных на высоком уровне санитарно-гигиенического комфорта, создавать большое количество мотелей, кемпингов, туристических баз, которые не потребуют столь крупных затрат на их сооружение, как гостиницы. В связи с этим можно размещать эти объекты не в самих городах, а в пригородных зонах, в хороших природных условиях.


Предприятия общественного питания создаются при всех объектах, где размещаются туристы. При гостиницах и мотелях строятся рестораны и кафе, при круглогодичных турбазах — столовые зимнего типа, с большим количеством дополнительных посадочных мест для летнего типа и самодеятельные кухни.

Кроме того, рестораны и кафе размещаются во всех туристских зонах по пути прохождения туристских маршрутов, в местах, где предусматривается обед для туристов во время экскурсии и в зонах проведения свободного времени. В летнее время, в дни пиковых нагрузок питание туристов может быть расширено за счет летних передвижных буфетов.

Кроме предприятий питания общего типа — ресторанов, столовых, кафе и закусочных, предназначенных для основного питания туристов и размещаемых, как правило, при гостиницах, базах и мотелях, должна быть создана разветвленная сеть специальных предприятий, так называемого «занимательного питания», отражающих национальные особенности узбекской кухни и процедуру приема пищи. Отличительная черта этих предприятий — воссоздание уголков старинного быта, их неповторимая индиви­дуальность, основанная на богатстве национальной культуры, традициях народной кулинарии. Большое внимание должно быть уделено как подбору блюд и напитков, так и самому колориту окружающей обстановки.

Наряду с современными национальными блюдами непременно следует готовить старин­ные, ныне забытые кушанья, а также специфиче­ские для отдельных районов республики. Изготов­ление старинного блюда, как и весь ритуал приема пищи, имел бы для туриста не только гастрономи­ческое, вкусовое, но и познавательное значение. Очень важен и подбор мебели, посуды, светильни­ков, одежды официантов.

В интересах удобства туристов и в целях обеспечения максимальной посещаемости предприятия I «занимательного питания» должны быть размещены относительно на близком расстоянии от мест 1 пребывания туристов.

Следует заметить, что предприятия заниматель­ного питания желательно размещать не столько во вновь сооружаемых зданиях, сколько в старинных помещениях, приспосабливаемых для этих целей. Характерной особенностью подобных предприятий явится и то, что посетителю должна быть предос­тавлена возможность приобрести сувениры.


Организация торговли сувенирами, так же как и продовольственными и промышленными товарами широкого потребления, является важной составной частью системы материальной базы туризма. В этих целях должны быть построены в каждом городе-памятнике несколько специализированных магази­нов, торгующих на советскую и иностранную валю­ту. Кроме того, торговые точки на 1—2 рабочих места создаются во всех гостиницах, мотелях, на всех турбазах и кемпингах.

На туристских базах, непосредственно в помещениях памятников архитектуры, в местах развлечений туристов и зонах прохождения туристских маршрутов размещаются магазины и киоски по продаже книг, буклетов, репродукций и различных сувениров.

Сувениры — одна из важнейших и обязательных отраслей обслуживания туризма. Являясь памят­ным подарком, сувенир, вместе с тем наиболее ярко выражает художественную культуру, традиции и мастерство народа. Одновременно он является и значительным источником прибыли в общей системе экономики индустрии туризма.

В настоящее время в республике вырабатывает­ся и реализуется в торговой сети явно недоста­точное количество сувениров. Между тем, отечест­венная и зарубежная практика показывает, что кустарно-ремесленные изделия — важнейшая и вы­сокохудожественная категория сувенирной продук­ции и достаточно рентабельная.

Дальнейшее развитие туризма требует коренно­го улучшения всей организации производства и продажи сувениров.

В Узбекистане сувенирная продукция может быть ориентирована на выпуск весьма разнообразной продукции. Это прежде всего кустарно-художе­ственные и художественные изделия с применением ручного труда. Большой интерес будут представ­лять художественные изделия, выпускаемые малы­ми сериями, такие как эстампы, гравюры, а также промышленная продукция, ориентированная на производство сувениров.

Сувенирное производство должно выпускать как утилитарные вещи, такие как посуда, одежда, юве­лирные изделия, пищевые сувениры, так и вещи де­коративного и познавательного характера, керами­ка, настольные приборы, альбомы и др.


Серьезное внимание должно быть уделено орга­низации службы быта. В этих целях на всех базах и в отелях обязательно должны создаваться пункты по ремонту обуви, одежды, чистке, стирке и утюжке одежды, прокату хозяйственного инвентаря, ремон­ту киноаппаратуры, проявлению пленок и т.

Целесообразно в главных туристских комплек­сах— городах Бухара, Самарканд и Хива постро­ить крупные комбинаты бытового обслуживания.

На всех базах и комплексах должны быть соз­даны медицинские пункты. Кроме того, необходимо предусмотреть и наличие больничных коек для за­болевших туристов в стационарных медицинских учреждениях республики.

В организации отдыха и развлечений туристов важное значение придается различного рода уч­реждениям культурно-зрелищного назначения, в первую очередь кинотеатры, концертные залы, те­атры и т. д. Особое внимание должно уделяться opганизации различных развлечений для туристов на основе национальных узбекских традиций и обыча­ев. Это такие праздники, как праздник Навруз, увесели­тельные народные обычаи, выступления канатоход­цев и т. п.

Неотъемлемой частью понятия «материальная база» туризма являются транспортные средства и комплекс сооружений и сетей инженерного обеспе­чения, это наличие необходимого количества авто­бусов и автомашин, строительство гаражей, парков и ремонтных предприятий.

Ритмичная работа всех учреждений и предприя­тий индустрии туризма немыслима без широко раз­витой и надежной системы инженерного оборудования непосредственно в районах размещения туристских комплексов, баз и других сооружений.

Не менее значительной задачей является и осу­ществление нового жилищного и культурно-бытово­го строительства для населения, переселяемого в связи с размещением новых объектов туризма и расчисткой территорий в охранных зонах памятников.

Следовательно, реконструкция городского хо­зяйства и обеспечение развития туризма в городах-памятниках древней культуры — это единая и комплексная задача.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Закон Республики Узбекистан. 20.08.1999 г. «О туризме»

  2. В.А. Квартальнов. Иностранный туризм. Москва, 1999.

  3. А.Д. Чудновский и др. Гостиничный и туристический бизнес. Москва, 2000.

  4. М.А. Орлов. Крупный туристический центр. Москва, 1983.

  5. Журнал «Туризм и отдых». №14, 2007.

  6. Журнал «Экономическое обозрение». №6,с2005.

  7. А. Абдурахманов., С. Кабаков. Архитектурное историческое наследие и реконструкция городов Узбекистана. Ташкент, 1977.

  8. По старому Ташкенту – 2200. Ташкент, 2009.

  9. Географическая атлас Узбекистана. Ташкент, 2001.

  10. Карта Ташкента. План города, 2009.

  11. А.В. Иккоников. Памятники архитектуры в структуре городов СССР. Москва, 1978.

  12. Б. Булатова., Л. Маньковская. Памятники зодчества Ташкента. XIV-XIX века. Ташкент, 1983.

  13. Проблемы формирования историко-архитектурной экспозиции города и пространственная решение туристского центра. Наука Строительства и архитектурна Узбекистана. 7/1986.

  14. Планирование развития и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов. Ташкент, 2006.

  15. Коган Л. Б. Социально-культурные функции города и пространственная среда.— М.: Стройиздат, 1983.

  16. Методические рекомендации по составлению перспективных схем раз­вития туризма в условиях УССР. Киев, 1983.

  17. Немоляева м. Э., Ходорюв Л. Ф. Международный туризм1 вчера, сегод­ня, завтра.—М.: Международные отно­шения, 1985.






<< предыдущая страница