shkolakz.ru 1 2 ... 4 5


АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ


МВД РОССИИ

__________________________________________________________________


На правах рукописи


МИГУЩЕНКО Олег Николаевич


ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

(на материалах Центрально-Черноземной области 1928-1934 гг.)


Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук


Москва - 2008

Диссертационная работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России


Научный консультант: заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, доктор юридических наук, профессор Мулукаев Роланд Сергеевич



Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Чердаков Олег Иванович


доктор юридических наук, профессор

Шамаров Вячеслав Матвеевич


доктор юридических наук, доцент

Сафонов Александр Александрович


Ведущая организация: Белгородский Государственный университет


Защита состоится 2 апреля 2009 года в 14 час. 30 мин. на заседании Диссертационного совета Д 203.002.06 при Академии управления МВД России по адресу: 125171, Москва, ул. З. и А. Космодемьянских, д. 8, в ауд. 404


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.


Автореферат разослан «____»___________ 2008 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д 203.002.06

кандидат юридических наук, доцент К.Л. Яковлев



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования определяется особенностями социально-экономического и правового развития России. Проведение широкомасштабных социально-экономических реформ в российском обществе на фоне сохраняющегося правового нигилизма придаёт особую злободневность исследованию проблем соотношения уровня развития социально-экономических отношений уровню существующей правовой культуры, соответствия государственной политики уровню развития правосознания современного общества.

Необходимость реформ осознаётся всеми субъектами-носителями правосознания, но их интересы могут не совпадать с целями и методами социально-экономической политики государства. Правовой нигилизм населения становится тормозом в осуществлении преобразований. Поэтому перед государством встаёт задача по структурированию среды, формирующей правосознание, и проведению специальных мероприятий по формированию правосознания адекватного социально-экономической политике. Цели социально-экономической политики получают идеологическое обоснование. Для придания новой системе устойчивости создаётся законодательство, закрепляющее цели социально-экономической политики государства в нормах действующего права. Обеспечение функционирования этой системы вызывает необходимость в формировании готовности населения следовать поставленным целям через соблюдение, исполнение и использование норм действующего права. Так как одними организационно-правовыми средствами этого добиться нельзя, то государство активизирует воздействие на население посредством стимулирования общественно-политической деятельности негосударственных организаций. В результате, действие норм позитивного права на правосознание дополняется действием других социальных норм. Главным же условием «активизации человеческого фактора» становится вовлечение субъектов-носителей правосознания в практическую деятельность по реализации целей социально-экономической политики. Чем больше этих субъектов принимает участие в такой деятельности, тем быстрее формируется направленность массового правосознания в следовании нормам позитивного права. При этом «строятся» новые производственные отношения и формируется адекватное им правосознание. Другими словами, нужен системный подход. На необходимость такого подхода к общественным явлениям указывалось в Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года. В нём говорилось, что речь надо вести о «ценностях, об общественных идеалах и нравственных принципах». В то же время следует учитывать, что организационно-правовые меры воздействия на правосознание по форме сохраняются на разных исторических этапах, но методы вовлечения населения в деятельность по достижению целей социально-экономической политики меняются.


Как показывает исторический опыт, коренные социально-экономические и политические реформы оказывают огромное воздействие на сознание больших социальных групп, что во многом предопределяет результаты реформаторской деятельности. Таким образом, изучение как негативных, так и позитивных способов и последствий формирования правосознания под влиянием социально-экономической политики Советского государства приобретает значение метода для понимания современного состояния российского общества, создает возможность рассмотреть указанную проблему как процесс, выявить причинно-следственные связи, проследить тенденции.

Анализируя степень разработанности темы исследования, необходимо отметить, что в юридической науке проблема влияния социально-экономической политики государства на формирование правосознания в условиях переходного состояния общества в прямой постановке не рассматривалась. В то же время достаточно исследованными являются отдельно взятые проблемы правосознания.

Вопросы правосознания рассматривались в работах
Б.А. Кистяковского, П.И. Новгородцева, B.C. Соловьева, Б.Н. Чичерина и других. Значительная роль в разработке теории правосознания принадлежит И.А. Ильину. Но советские исследователи 20-30-х годов ХХ века наибольшее внимание уделяли двум дореволюционным теоретикам права, принадлежавшим к позитивистскому направлению, – Н.М. Коркунову и
Л.И. Петражицкому. Однако в целом их взгляды были подвергнуты критике за отсутствие классового подхода. Главный их недостаток виделся в том, что они не отвечали на вопрос: чей интерес и чьё переживание?

Вопросы классового правосознания рассматривались в работах

К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина. Представление о моральном превосходстве пролетарского правосознания перед буржуазным правосознанием вело к отрицанию досоветского опыта. Однако использование в качестве источника теории взглядов французских социалистов-утопистов способствовало проникновению в правовую идеологию и естественно-правовых идей. Такое обстоятельство оказало влияние на творчество А. Малицкого, который утверждал, что Советская республика есть государство правовое. С другой стороны, М.А. Рейснер считал классовым не всякое право. Но в тех социально-экономических и внешнеполитических условиях взгляды А. Малицкого и М. Рейснера не нашли поддержки.


Социально-экономические задачи по преобразованию страны диктовали необходимость сосредоточения внимания на практической работе, что находило отражение в работах советских юристов И.А. Акулова,
А.Я. Вышинского, Н.В. Крыленко, Д.И. Курского, А.А. Сольца, П.И. Стучки. Отчасти поэтому вопросы понимания права и правосознания до середины
30-х годов ХХ века носили дискуссионный характер.

Несмотря на то, что термин «революционное правосознание» после принятия Декрета о суде №1 использовался достаточно широко, специальных работ, посвящённых проблеме правосознания, было не много. Этому вопросу уделяли внимание Ф.Д. Корнилов М.А. Рейснер,
М.С. Строгович, П.И. Стучка, М.А. Чельцов-Бебутов. Уже в первые годы Советской власти сложилось представление о структуре правосознания, как имеющем две стороны – психологическую и идеологическую. Но в условиях подготовки к войне, войны и восстановления народного хозяйства интерес к проблемам правосознания ослабел.

Интерес к проблемам правосознания возродился в 60-е годы ХХ века. В 60-е-70-е годы проблемы правосознания были рассмотрены в работах
Г.З. Анашкина, К.Т. Бельского, А.И. Долговой, В.И. Каминской,
И.И. Карпеца, Д.А. Керимова, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева,
Е.А. Лукашевой, Е.В. Назаренко, В.Б. Никитина, В.В. Оксамытного,
Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинова,
И.Ф. Рябко, В.М. Столовского, И.Е. Фарбера и других.

В последующие годы появились работы Е.В. Аграновской,
М.Т. Баймахонова, Р.С. Байниязова, П.П. Баранова, В.И. Бегинина,

А.У. Бейсенова, Е.А. Белканова, Н.А. Бура, Н.Н. Вопленко, И.В. Головиной, П.А.Горохова, Н.Л.Гранат, А.В.Грошевого, Т.И.Демченко, Ю.В. Жикривецкой, А.В. Золотарева, О.Г. Каратаева, В.П. Малахова, А.В. Малько, Н.И. Матузова, Д.В. Меняйло, Е.К.Нурпеисова, А.В.Полякова, Д.А. Потопейко, В.В. Русских, В.П. Сальникова, В.А. Сапуна, А.П. Семитко, В.Н. Синюкова, А.Р. Смирнова, Н.Я.Соколова, А.Тамаша, А.А. Чупровой, Т.В. Шатковской, В.А. Шегорцева и других.


Вопросы формирования правосознания специально рассматривались в работах П.П. Баранова, И.Ф. Покровского и кандидатских диссертациях
А.А. Абдумоминова, Э.К. Джамаловой, З.Д. Мадалиевой, А.А. Нейстат,
С.С. Пискуновой, В.И. Хабалова, И.М. Хиль, И.А. Шаповалова и других.

Особо необходимо выделить работы В.Б. Романовской1 и А.М. Евстратова,2 которые по хронологическим рамкам соответствуют исследуемому периоду, в первом случае – 1917-1960 год, во втором – середина 1920-х – конец 1930-х. Однако указанные диссертационные исследования имеют иные предметы и объекты исследований, ставят другие цели и задачи изысканий. В силу этого у них иная структура, содержание и выводы.

В настоящее время комплексные работы по заявленной теме отсутствуют. Процессы формирования российского правосознания в современной научной литературе часто понимаются односторонне, только через необходимость развития индивидуалистического начала. Не получила разработки концепция комплексного подхода, сочетающая лучшие стороны формационного и цивилизационного подходов, применительно к исследованию проблемы генезиса и формирования правосознания. Неконструктивная критика периода, охватывающего 20-30-е годы ХХ века, не позволяет найти рациональное применение положительного опыта прошлого. Социально-экономическая политика государства оказывает влияние не только на формирование правосознания, но и на развитие взглядов о самом правосознании.

Объект исследования составляет общественные отношения, связанные с процессом формирования правосознания сельского населения1 в 20-30-е годы ХХ века.

Предметом исследования являются условия и средства формирования правосознания сельского населения в тот же период под влиянием социально-экономической политики государства.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1928 по 1934 год. Выбор хронологических рамок исследования обусловлен проходившей в это время административно-территориальной реформой, последующим результатом которой стало создание современного административно-территориального устройства государства. Важным направлением реформы стало создание краёв и областей. Одной из них была Центрально-Черноземная область. В её состав входили территории современных Белгородской, Воронежской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областей, а также частично Тульской и Рязанской. Центром области стал город Воронеж. Центрально-Черноземная область была образована постановлением ВЦИК от 14 мая 1928 года «Об образовании Центрально-Черноземной области» и ликвидирована постановлением ВЦИК от 13 июня 1934 года «О разделении Центрально-Черноземной области».


Цель исследования заключается в выявлении влияния социально-экономической политики государства на формирование правосознания сельского населения в условиях общества переходного типа 20-х-30-х годов ХХ века.

Эта цель достигается посредством решения следующих задач:

-с позиций системного подхода определить основные факторы формирования правосознания сельского населения;

- выделить типологические черты правосознания, основанного на базовой правовой ценности – частной собственности на средства производства в условиях общества переходного типа;

- доказать, что социально-экономические задачи, стоявшие перед Советским государством в 20-30-е годы ХХ века в силу объективных причин оказали решающее влияние на формирование такой базовой правовой ценности, как общественная собственность на средства производства в правосознании сельского населения;

- исследовать деятельность Советского государства в 1928-1934 годах по правовому воспитанию сельского населения и специфический метод «мобилизация масс на социалистическое строительство»;

- представить процесс организационного укрепления сельских Советов как необходимое условие формирования в правосознании сельского населения позитивных оценок в отношении местных органов государственной власти;

- раскрыть функции сельских Советов в правовых формах как средство вовлечения сельского населения в управление государством и формирования социалистического правосознания;

- с позиций системного подхода проанализировать проблемы формирования правосознания сельского населения, выделить этапы его преобразования и становления социалистического правосознания;

- рассмотреть роль милиции в формировании правосознания сельского населения и процесс взаимного влияния правосознания сотрудников милиции и сельского населения;

Методологические и источниковедческие основы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частнонаучные и частноправовые методы (диалектико-материалистический, системный, формально-логический, исторический и логический, сравнительно-правовой).


Источниковую базу исследования составили материалы 72 фондов из 15 архивов. Значительная часть выявленных документов введена в научный оборот впервые. Использованы также нормативно-правовые акты, отчёты партийных органов и органов ОГПУ о политическом состоянии региона, отчёты о политико-моральном состоянии сотрудников милиции, публикации в средствах массовой информации и воспоминания современников.

Теоретическую основу исследования составляют труды С.С. Алексеева, Р. Арона, П.П. Баранова, Д. Белла, Н.А. Бердяева, Н.А. Бура, Г.В.Ф. Гегеля, Дж. Гелбрейта, Н.Л. Гранат, Б.А. Грушина, Н.Я. Данилевского,
О.Г. Дробницкого, Р.Ф. Иеринга, И.А. Ильина, В.И. Каминской, В.Ж. Келле, Д.А.Керимова, М.Я.Ковальзона, И.С.Кона, В.Н.Кудрявцева, А.С.Лаппо-Данилевского, В. И. Ленина, А. Н. Леонтьева, О. Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, К. Маркса, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, Д.А. Потопейко, А.Р. Ратинова, И.Ф. Рябко,
В.П. Сальникова, Н.Я. Соколова, А.Д. Тойнби, Э. Тоффлера, А.К. Уледова, И.Е. Фарбера, З. Фрейда, В.А. Шегорцова, О. Шпенглера, Ф. Энгельса.

Научная новизна диссертации обусловлена недостаточной разработанностью рассматриваемой проблемы. Предлагается авторский подход проведения историко-правовых исследований правосознания на основе интеграции формационного и цивилизационного подходов (сочетания принципов причинно-следственного, индивидуального и целесообразного).

Формирование правосознания сельского населения в 1928-1934 годах показано как процесс взаимного влияния внешних факторов, внутренней самоорганизации элементов правосознания и действий субъектов-носителей правосознания, связанных с хозяйственно - политическими кампаниями. Представлены системообразующие принципы формирования правосознания. Правосознание рассматривается не только с позиций его соотношения с действующим позитивным правом, но и морали, и политики.

Новый подход к пониманию формирования правосознания привёл к необходимости ввести авторские определения понятий правосознания, среды формирования правосознания, формирования правосознания. Показаны особенности правосознания сельского населения в 20-е-30-е годы ХХ века и процесс самоорганизации элементов правосознания сельского населения, определены его основные этапы.


Выявляется зависимость осуществления государством функций в организационно-правовых формах от целей и методов социально-экономических преобразований и их влияние на правосознание.

Обосновывается вывод о необходимости выделения 1928-1934 годов в отдельный этап формирования правосознания сельского населения, которое можно рассматривать как социалистическое.

Обосновывается вывод о возможности учёта исторического опыта рассматриваемого периода по формированию правосознания.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятие формирования правосознания шире понятия правового воспитания. Под формированием правосознания необходимо понимать деятельность органов государственной власти и общественных организаций по построению среды, в которой становится возможной и необходимой интернализация (принятие за свои собственные) норм действующего позитивного права большинством субъектов-носителей правосознания. В то же время необходимо учитывать и то, что социально-экономические отношения оказывают решающее влияние как на среду формирования правосознания, так и на содержание самого правосознания.

2. Правосознание в своём развитии проходит ряд этапов. Каждому уровню развития общественных отношений соответствует определённый тип правосознания. Эволюцию правосознания необходимо рассматривать на пути сочетания принципов индивидуального, причинно-следственного и целесообразного. Это делает возможным выделить главный аспект в функционировании правосознания на каждом этапе развития.

3. В условиях переходного состояния общества усиливается стремление субъектов-носителей правосознания к удовлетворению своих частнособственнических интересов. Во многом такая установка определяется социально-экономическими и иными условиями жизни. Поэтому для преодоления этой негативной направленности правосознания одних организационно-правовых мер оказывается недостаточно. Большое значение приобретает социально-экономическая политика государства, успешное осуществление которой создаёт предпосылки формирования правосознания.


4. Основными отличительными признаками социалистического правосознания являются его единство и направленность на положительную оценку правовой ценности общественной собственности на средства производства. Формирование этих признаков было процессом многосторонним и зависело от задач социально-экономической политики государства. Наибольшее влияние на формирование правосознания сельского населения оказали налоговая политика государства и коллективизация сельского хозяйства.

5. Правовое обучение и воспитание являются составной частью формирования правосознания, поэтому оторванные от задач социально-экономической политики государства, не могут быть успешными. В конце 20-х-первой половине 30-х годов ХХ века такое противоречие было преодолено через объединение правового и политического воспитания с ликвидацией неграмотности. В 1928-1934 годы работа по правовому воспитанию не всегда достигала результатов, так как происходило становление системы правового воспитания сельского населения. В этих условиях возрастала организационная роль местных органов государственной власти.

6. Действие норм права должно обеспечиваться органами государственной власти. Тем самым авторитетность органов государственной власти является условием формирования адекватного данным общественным отношениям правосознания. Сельские Советы не имели необходимого авторитета у сельского населения до середины 1930 года. С середины 1930 года в правосознании сельского населения стало складываться представление о сельских Советах как высшем органе власти в деревне. В работе по укреплению сельских Советов ЦЧО можно выделить три этапа. Первый – с 14 мая 1928 (образование ЦЧО) до середины 1929 года. Следующий этап – вторая половина 1929 – 30 июля 1930 года, Третий этап – весна 1930 года до второй половины 1933 года. К началу 1934 года состав сельских Советов ЦЧО стал пролетарским. Это создало условия для дальнейшего формирования социалистического правосознания сельского населения.

7. В условиях общества переходного типа на первое место выходила необходимость обеспечения задач социально-экономической политики государства, поэтому правовая деятельность сельских Советов становилась средством их решения. Через деятельность сельских Советов трудовое крестьянство вовлекалось в управление страной, проводилось правовое воспитание сельского населения и преодолевался бюрократизм в работе местных органов государственной власти. Особая роль в формировании правосознания сельского населения принадлежала примирительным камерам при сельских Советах.

8. Под влиянием социально-экономической политики Советского государства в правосознании сельского населения вырабатывались соответствующие пролетарскому интересу типы мышления и поведения. Они развивались посредством политического и правового воспитания, пропаганды. Средством укрепления нового типа мышления становилась деятельность сельских Советов в организационной и правовой формах. Однако вначале представления сельского населения о справедливости созданного правопорядка не соответствовали его нравственным ценностям. Наиболее последовательными носителями собственнических интересов, ценностей и идей были кулаки. Ликвидация кулачества как класса создавала фактическое равенство крестьян по отношению к средствам производства. Сложившаяся социальная однородность сельского населения становилась условием формирования однородного нравственного, правового и политического сознания.

9. В условиях социально-экономических реформ 20-х - 30-х годов ХХ века правовые настроения крестьянства в своём развитии прошли четыре этапа. Первый – 1928 год, второй – 1929 год, третий этап – 1930-1933 годы, с 1934 года начался четвёртый этап. В правовом сознании крестьянства был преодолён ряд ложных правовых установок. Противоправные действия, направленные против социалистических преобразований деревни, теперь не находили поддержки в общественном сознании, нормы права всё чаще становились внутренними стимулами поведения.


Таким образом, 1928-1934 годы, когда были созданы условия (среда) для принятия норм и принципов социалистического права могут быть охарактеризованы как начальный этап формирования социалистического правосознания.

10. Противодействие сельского населения методам социально-экономической политики государства повышало роль всех правоохранительных органов в её осуществлении. Но в силу специфики деятельности и непосредственного участия в обеспечении мероприятий социально-экономической политики на правосознание крестьянства значительное влияние оказывала правоприменительная деятельность, прежде всего, милиции. В связи с этим возрастало значение формирования правосознания сотрудников милиции.

11. В 1928-1932 годах была проведена большая работа по снижению уровня правонарушений в рядах милиции. Однако голод 1933-1934 годов негативно повлиял на результаты деятельности центральных и областных партийных и государственных органов власти по формированию правосознания сотрудников милиции. Только с преодолением последствий голода и признанием большинством населения страны достижений Советского государства в социально-экономической области формирование социалистического правосознания вновь стало возможно.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что формирование правосознания сельского населения в 1928-1934 годах показывается как процесс, взаимно обусловленный как волей людей, так и уровнем развития среды правосознания, где главным фактором выступала социально-экономическая политика государства.

Анализ деятельности Советского государства по формированию правосознания сельского населения приводит к выводу о том, что попытки формирования правосознания, не соответствующего уровню развития производительных сил, производственных отношений и иных факторов, становятся возможными, в частности, на пути пробуждения энтузиазма населения или усиления государственного принуждения. Неэффективность применения этих методов в современной России вынуждает учитывать исторические тенденции развития российского правосознания. Эти тенденции проявлялись в последовательном чередовании ориентированности правосознания на частные и публичные правовые ценности. На современном этапе развития возникает необходимость в преодолении правового нигилизма. Как показывает российский опыт, стремление к этому только через культивирование индивидуалистических правовых ценностей неэффективно. Поэтому выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут послужить основой для разработки концепций и программ формирования правосознания населения, а также в преподавании учебных курсов по теории государства и права и отечественной истории государства и права.


Обоснованность и достоверность результатов исследования. Изучение правосознания сельского населения в 20-30-е годы ХХ века целесообразно проводить на материалах Центрально-Чернозёмной области, которая характеризовалась как «самый крестьянский регион в крестьянской стране», что определялось её социально-экономическими особенностями.

Результаты настоящего исследования основываются на объективном анализе нормативно-правовых актов высших и местных органов государства и партийных документах, архивных источников, материалов, опубликованных в средствах массовой информации, работ деятелей государства, партии и науки исследуемого периода, воспоминаний современников описываемых событий, их писем. В то же время анализируются работы российских, а также зарубежных мыслителей, рассматривающих историю Советского государства и права исследуемого периода.

Апробация результатов исследования. Положения диссертации докладывались на кафедре государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. Основные идеи и концептуальные положения диссертации были представлены на научно-практических конференциях различного уровня, в том числе на Международной научно-практической конференции «Региональная преступность: состояние, проблемы, перспективы борьбы» (Курск, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Из опыта борьбы с терроризмом в Центрально-черноземном регионе» (Орел, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Эволюция политической и правовой культуры России. Региональные особенности и влияние европейского фактора» (Нижний Новгород, 2005 г.); IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Современные проблемы борьбы с преступностью» (Воронеж, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Региональная преступность: состояние, проблемы, перспективы борьбы» (Курск, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственного и муниципального управления: содержание и механизмы трансформации (Курск, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Современное законотворчество: теория и практика (к 100-летию Государственной Думы России)» (Москва, 2006 г.); Всероссийской конференции «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия» (Москва, 2006); Всероссийской конференции «Современный экстремизм в Российской Федерации: особенности проявления и средства противодействия» (Москва, 2006 г.); Международной научно-практической конференции «Миграция и развитие» (Пятые Валентеевские чтения), посвящённой 85-летию со дня рождения профессора Д.И. Валентея и 40-летию со дня основания кафедры народонаселения МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Регулирование миграционных процессов в Российской Федерации: политические, юридические и правоохранительные аспекты» (Ростов н/Д, 2007 г.); ХVIII Международной научно-практической конференции Ивановского государственного университета (Иваново, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Обеспечение общественной безопасности в Центральном федеральном округе Российской Федерации» (Воронеж, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность и правопорядок» (Таганрог, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Реформирование российского общества: опыт, проблемы, перспективы» (Воронеж, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» (Москва, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Юридическая наука в ХХI веке: теоретические разработки и практические воплощения» (Орёл, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения экологической безопасности и устойчивого развития Республики Казахстан» (Караганда, 2007 г.); VIII Международной научно-практической конференции «Современное российское законодательство: законотворчество и правоприменение» (Москва, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Региональная преступность: состояние, проблемы и перспективы борьбы» (Курск, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Эколого-правовые проблемы сотрудничества стран Балтийского региона» (Калининград, 2007 г.); Всероссийской конференции «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях» (Челябинск, 2007 г.); Всероссийской конференции «Актуальные проблемы подготовки кадров в образовательных учреждениях МВД России» (Барнаул, 2007 г.); Всероссийской конференции «Преступность и духовность: материалы всероссийской научно-практической конференции» (Псков, 2007 г.); Международной научно-практической конференции «Теория и практика обеспечения экономической безопасности» (Волгоград, 2008 г.); Третьих Всероссийских Державинских чтениях (Москва, 2007 г.)


Результаты диссертационного исследования, относящиеся к совершенствованию российского законодательства, использовались в работе Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Выводы, содержащиеся в диссертации, используются в деятельности филиала ВНИИ МВД России по Черноземью. Положения диссертации применяются в служебной подготовке УВД по Белгородской области, УВД по Орловской области, а также в учебном процессе Академии управления МВД России, Барнаульского юридического института МВД России, Волгоградской Академии МВД России, Воронежского института МВД России, Курского филиала Орловского юридического института МВД России, Академии права и управления ФСИН России (г. Рязань).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.



следующая страница >>