shkolakz.ru 1
Вопросы к зачету по дисциплине «Концепции современного естествознания»


Специальность 050708 Педагогика и методика начального образования

Специальность 050711 Социальная педагогика

Специальность 050700 Педагогика и психология

Специальность 050303 Иностранный язык

Специальность 050401 История


  1. Наука как сфера человеческой деятельности. Элементы и функции научного знания.

  2. Наука как сфера человеческой деятельности. Классификация наук.

  3. Формы вненаучного знания. Отличие научного знания от других форм познания.

  4. Наука и философия. Сциентизм и антисциентизм.

  5. Предмет естествознания и его отличие от других отраслей науки.

  6. Структура естественнонаучного познания: эмпирический и теоретический уровень.

  7. Классификация методов познания: всеобщие, общенаучные, конкретно-научные методы.

  8. Научные революции как трансформация оснований науки. Глобальные научные революции.

  9. Модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна.

  10. Развитие взглядов о пространстве и времени. Концепции дальнодействия и близкодействия.

  11. Постулаты и выводы специальной и общей теории относительности.

  12. Структурные уровни организации материи.

  13. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности и соотношение неопределенностей.

  14. Особенности изучения микромира. Принцип тождественности. Вероятностный подход к описанию микрочастиц.

  15. Динамические и статистические закономерности в природе.

  16. Классификация элементарных частиц.

  17. Основные физические взаимодействия. «Великое объединение».

  18. Современные представления о строении, происхождении и эволюции Вселенной.

  19. Метагалактика. Строение и форма галактик. Происхождение и эволюция звезд.

  20. Происхождение и строение Солнечной системы.
  21. Антропный принцип в физике и в философии.


  22. Симметрия и законы сохранения. Теорема Нетер.

  23. Начала термодинамики и следствия из них.Принцип возрастания энтропии замкнутых систем.

  24. Синергетика – теория самоорганизации. Основные понятия и закономерности развития самоорганизующихся систем.

  25. Основные понятия и закономерности химии. Типы химической связи. Химические реакции и условия их протекания.

  26. Современные концепции происхождения, развития, функционирования геосферных оболочек.

  27. Критерии и уровни организации живого.

  28. Клетка – структурно-функциональная единица живого. Строение, размножение, многообразие клеток.

  29. Хранение и реализация наследственной информации.

  30. Концепции происхождения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.

  31. Основные этапы эволюции органического мира.

  32. Синтетическая теория эволюции. Понятия и закономерности микро- и макроэволюции.

  33. Предмет экологии. Структура современной экологии. Основные понятия и закономерности экологии.

  34. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  35. Влияние человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы

  36. Пути решения глобальных экологических проблем.

  37. Положение человека в системе животного мира.

  38. Происхождение и развитие человека. Движущие факторы антропогенеза.

  39. Человек и биосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

  40. Конвергенция естественнонаучного и гуманитарного знания. Путь к единой культуре.



Вопросы к коллоквиумам по дисциплине «Концепции современного естествознания»


Коллоквиум №1

Физические и химические концепции описания природы

  1. Наука как сфера человеческой деятельности. Элементы и функции научного знания.
  2. Наука как сфера человеческой деятельности. Классификация наук.


  3. Формы вненаучного знания. Отличие научного знания от других форм познания.

  4. Наука и философия. Сциентизм и антисциентизм.

  5. Естественнонаучная и гуманитарная культура: особенности и отличия.

  6. Структура естественнонаучного познания: эмпирический и теоретический уровень.

  7. Классификация методов познания: всеобщие, общенаучные, конкретно-научные методы.

  8. Научные революции как трансформация оснований науки. Глобальные научные революции.

  9. Модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна.

  10. Развитие взглядов о пространстве и времени. Концепция дальнодействия и близкодействия.

  11. Постулаты и выводы специальной теории относительности.

  12. Постулаты и выводы общей теории относительности.

  13. Экспериментальная проверка теории относительности.

  14. Структурные уровни организации материи.

  15. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности и соотношение «неопределенностей».

  16. Особенности изучения микромира. Принцип тождественности. Вероятностный подход к описанию микрочастиц.

  17. Динамические и статистические закономерности в природе.

  18. Релятивистская квантовая механика. Уравнение П.Дирака.

  19. Классификация элементарных частиц.

  20. Основные физические взаимодействия. «Великое объединение».

  21. Современные представления о строении атома.

  22. Космологическое уравнение Эйнштейна. Нестационарность Вселенной.

  23. Происхождение Вселенной. Модель Большого взрыва. Гипотеза инфляционной Вселенной.

  24. Метагалактика. Строение и форма галактик.

  25. Происхождение и эволюция звезд.

  26. Происхождение и строение Солнечной системы.

  27. Антропный принцип в физике и в философии.
  28. Симметрия и законы сохранения. Теорема Нетер.


  29. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

  30. Начала термодинамики и следствия из них.

  31. Принцип возрастания энтропии замкнутых систем.

  32. Синергетика – теория самоорганизации. Основные понятия и закономерности развития самоорганизующихся систем.

  33. Основные химические понятия.

  34. Основные законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение.

  35. Превращение веществ. Скорость и условия протекания химических реакций.

  36. Типы химической связи.

  37. Основные классы соединений: кислоты, основания, соли, оксиды и др.

  38. Основные понятия органической химии. Классы органических соединений.



Коллоквиум № 2

Биологические и экологические концепции описания природы

  1. Понятия «геосфера», «географическая оболочка», «геологическая среда». Свойства и закономерности развития географической оболочки.

  2. Газовый состав и структура атмосферы.

  3. Происхождение атмосферы. Химический состав первичной и вторичной атмосферы.

  4. Экологические функции атмосферы.

  5. Гидросфера и ее экологические функции.

  6. Происхождение гидросферы.

  7. Внутреннее строение планеты Земля. Литосфера.

  8. Гипотеза А.Вегенера о едином континенте. Тектоника литосферных плит.

  9. Экологические функции литосферы.

  10. Критерии и уровни организации живого.

  11. Клетка – структурно-функциональная единица живого. Клеточная теория.

  12. Строение клеток. Основные органеллы растительной и животной клетки.

  13. Сравнительная характеристика про-и эукариотической клетки; клеток грибов, растений, животных.

  14. Способы деления клеток. Митоз. Мейоз.

  15. Строение и функции белков и нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности.

  16. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Репликация.


  17. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Транскрипция.

  18. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Трансляция.

  19. Концепции происхождения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.

  20. Гипотезы происхождения эукариот и многоклеточных организмов.

  21. Основные пути эволюции растений и животных.

  22. Генетические основы эволюционного процесса. Виды изменчивости.

  23. Генетические основы эволюционного процесса. Элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны и изоляция.

  24. Борьба за существование. Естественный отбор – движущий фактор эволюции. Виды естественного отбора.

  25. Постулаты синтетической теории эволюции.

  26. Предмет экологии. Структура современной экологии.

  27. Среда обитания. Экологические факторы и закономерности их действия на организм.

  28. Биогеоценозы и экосистемы. Трофическая структура экосистем.

  29. Смены биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии.

  30. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  31. Влияние человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы

  32. Пути решения глобальных экологических проблем.

  33. Положение человека в системе животного мира.

  34. Происхождение и развитие человека.

  35. Движущие факторы антропогенеза.

  36. Человек и биосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.



Вопросы к семинарским занятиям по дисциплине «Концепции современного естествознания»


Семинарское занятие № 1

Характерные черты науки. Структура и методы естественнонаучного познания

(4 часа)
  1. Наука как сфера человеческой деятельности. Классификация наук.


  2. Формы вненаучного знания. Отличие научного знания от других форм познания.

  3. Наука и философия. Сциентизм и антисциентизм (реферат).

  4. Естественнонаучная и гуманитарная культура: особенности и отличия.

  5. Отличие естествознания от математических и технических наук.

  6. Панорама современного естествознания.

  7. Структура естественнонаучного познания: эмпирический и теоретический уровень.

  8. Классификация методов познания.

  9. Научные революции как трансформация оснований науки. Глобальные научные революции.

  10. Модели развития науки. Концепции К.Поппера, И.Лакатоса, Т.Куна.


Семинарское занятие № 2

Пространство и время в естественнонаучной картине мира

(2 часа)

  1. Развитие взглядов о пространстве и времени в доньютоновский период.

  2. Пространство и время в классической механике И.Ньютона. Концепция дальнодействия.

  3. Развитие понятия «поля». Концепция близкодействия.

  4. Предпосылки и история создания теории относительности. Преобразования Галилея.

  5. Постулаты и выводы специальной теории относительности.

  6. Постулаты и выводы общей теории относительности. Принцип эквивалентности.

  7. Экспериментальная проверка теории относительности.


Семинарское занятие № 3

Структурные уровни организации материи. Основные концепции описания микромира

(2 часа)

  1. Структурные уровни организации материи.

  2. Корпускулярно-волновой дуализм. Принцип дополнительности и соотношение «неопределенностей».

  3. Особенности изучения микромира. Принцип тождественности. Вероятностный подход к описанию микрочастиц.

  4. Динамические и статистические закономерности в природе.

  5. Релятивистская квантовая механика. Уравнение П.Дирака.


  6. Классификация элементарных частиц.

  7. Основные физические взаимодействия. «Великое объединение».

  8. Современные представления о строении атома.


Семинарское занятие № 4

Структурные уровни организации материи. Основные концепции описания макромира

(4 часа)

  1. Взгляды ученых начала XX века на строение и свойства Вселенной. Космологическое уравнение Эйнштейна.

  2. Нестационарность Вселенной. Теоретические и экспериментальные доказательства расширения Вселенной.

  3. Современные представления о происхождении Вселенной. Модель Большого взрыва. Гипотеза инфляционной Вселенной.

  4. Альтернативные гипотезы происхождения Вселенной.

  5. Метагалактика. Строение и форма галактик.

  6. Эволюция звезд.

  7. Черные дыры: понятие,свойства, история изучения.

  8. Происхождение и строение Солнечной системы.

  9. Антропный принцип в физике и в философии.

  10. Симметрия и законы сохранения. Теорема Нетер.


Семинарское занятие № 5

Порядок и беспорядок в природе

(2 часа)

  1. Основные положения молекулярно-кинетической теории.

  2. Первое начало термодинамики и следствия из него.

  3. Второе начало термодинамики (принцип возрастания энтропии). «Демон Максвелла».

  4. Третье начало термодинамики и следствия из него.

  5. Синергетика – теория самоорганизации.

  6. Свойства самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность.

  7. Развитие самоорганизующихся систем. Точка бифуркации.


Семинарское занятие № 6

Основы химических знаний

(2 часа)

  1. Предмет изучения химии. Значение химии для народного хозяйства и жизни человека.


  2. Основные химические понятия: атом, молекула, моль, химическая реакция и др.

  3. Основные законы химии. Периодический закон Д.И.Менделеева и его значение.

  4. Превращение веществ. Скорость и условия протекания химических реакций.

  5. Типы химической связи.

  6. Основные классы соединений: кислоты, основания, соли, оксиды и др.

  7. Основные понятия органической химии. Классы органических соединений.


Семинарское занятие № 7

Концепции развития геосферных оболочек

(2 часа)

  1. Понятия «геосфера», «географическая оболочка», «геологическая среда». Свойства и закономерности развития географической оболочки.

  2. Газовый состав и структура атмосферы.

  3. Происхождение атмосферы. Химический состав первичной и вторичной атмосферы.

  4. Экологические функции атмосферы.

  5. Гидросфера и ее экологические функции.

  6. Происхождение гидросферы.

  7. Внутреннее строение планеты Земля. Литосфера.

  8. Гипотеза А.Вегенера о едином континенте. Тектоника литосферных плит.

  9. Экологические функции литосферы.

  10. История геологического развития Земли. Абсолютное и относительное время в геологии. Геохронологическая шкала.


Семинарское занятие № 8

Особенности функционирования и развития биологических систем

(4 часа)

  1. Критерии и уровни организации живого.

  2. Клетка – структурно-функциональная единица живого. Клеточная теория.

  3. Строение клеток. Основные органеллы растительной и животной клетки.

  4. Сравнительная характеристика про-и эукариотической клетки; клеток грибов, растений, животных.
  5. Способы деления клеток. Митоз. Мейоз.


  6. Строение и функции белков и нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности.

  7. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Репликация.

  8. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Транскрипция.

  9. Механизм передачи и реализации наследственной информации. Трансляция.

  10. Концепции происхождения жизни на Земле. Биохимическая эволюция.

  11. Гипотезы происхождения эукариот и многоклеточных организмов.

  12. Основные пути эволюции растений и животных.

  13. Генетические основы эволюционного процесса. Виды изменчивости.

  14. Генетические основы эволюционного процесса. Элементарные факторы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны и изоляция.

  15. Борьба за существование. Естественный отбор – движущий фактор эволюции. Виды естественного отбора.

  16. Постулаты синтетической теории эволюции.


Семинарское занятие № 9

Основы экологии. Биосфера

  1. Предмет экологии. Структура современной экологии.

  2. Среда обитания. Экологические факторы и закономерности их действия на организм.

  3. Биотические факторы. Типы взаимоотношений между живыми организмами.

  4. Популяционная экология. Характеристики популяций как эколого-генетической системы. Динамика популяций во времени и пространстве.

  5. Биогеоценозы и экосистемы. Трофическая структура экосистем.

  6. Смены биогеоценозов. Первичные и вторичные сукцессии.

  7. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  8. Влияние человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы и пути их решения (кислотные осадки, парниковый эффект, истощение озонового слоя, загрязнение гидросферы, истощение запасов полезных ископаемых, демографическая проблема и др.)

Семинарское занятие № 10


Человек как часть биосферы


  1. Положение человека в системе животного мира.

  2. Происхождение и развитие человека.

  3. Биологические и социальные факторы антропогенеза.

  4. Альтернативные теории происхождения человека.

  5. Эволюция человеческой культуры. Развитие цивилизаций.

  6. Человек и биосфера. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.

  7. Человек и биосфера. Основные проблемы биоэтики.