shkolakz.ru 1

2404


Финансы

Факторинговые операции коммерческого банка

Диплом

РЭА им. Плеханова

67

2009




3599



acher@wiseowl.ru

Содержание

Введение 1

Заключение 4

Список литературы 8

Приложения 10



Введение


Важным условием успешного функционирования компании является контроль управления над своими денежными потоками, в частности над такой составляющей, как оборачиваемость денежных средств компании. Одним из способов, повышающих скорость оборота капитала, является факторинг. Сегодня факторинг в России является актуальной и востребованной услугой – все больше компаний внедряют механизм факторинга в расчеты со своими контрагентами, поскольку этот инструмент позволяет значительно увеличить обороты компании без существенных изменений сложившихся бизнес-процессов. О росте популярности факторинга среди российских компаний свидетельствует ежегодный прирост рынка факторинговых услуг в нашей стране. Факторинг – один из самых современных и перспективных механизмов финансирования бизнеса, который помогает компании стабилизировать денежные потоки и увеличить обороты.

В число основных мотивов, побуждающих коммерческие банки заниматься факторингом, входят получение прибыли на высокодоходном финансовом инструменте, привлечение новых клиентов за счет факторингового обслуживания, предоставление клиентам банка дополнительных услуг помимо факторингового обслуживания, а также удовлетворение потребностей клиента при невозможности использования иных кредитных продуктов. Немаловажна и имиджевая составляющая: факторинг в моде.


К преимуществам организации факторинга в банке можно отнести: высокую репутацию; финансовую устойчивость; возможность универсального обслуживания клиента; конкурентный уровень тарифов и ставок по факторингу; существующую у банка клиентскую базу предприятий реальных секторов экономики, в том числе экспортеров и импортеров; наличие разветвленной филиальной сети и планов ее развития; высокие рейтинговые оценки банка специализированными международными агентствами.

Цель дипломной работы – проанализировать и разработать предложения по совершенствованию факторинговых операций в банке.

Задачи дипломной работы:


  • раскрыть понятие и правовое регулирование факторинга;

  • рассмотреть преимущества и возможности факторинга;

  • оценить тенденции развития российского рынка факторинга;

  • проанализировать факторинговые операции банка;

  • разработать предложения по совершенствованию факторинговых операций в банке.

Объектом исследования дипломной работы является ОАО «».

Предметом исследования являются факторинговые операции ОАО «» и отношения, возникающие между субъектами факторинга.

Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по банковскому делу, финансам, данные отечественных статистических исследований, периодической печати, материалы научных статей.


Заключение


Подводя итоги дипломной работы, можем сделать следующие выводы:

С экономической точки зрения факторинг представляет собой комплекс финансовых услуг, оказываемых компанией-фактором клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. К финансовым услугам, осуществляемым в рамках факторинговой деятельности, относятся финансирование текущей деятельности клиента, страхование кредитных рисков (защита от неплатежеспособности должников), ведение бухгалтерского учета по причитающимся суммам, инкассирование дебиторской задолженности. Экономический интерес клиента, как правило, состоит в незамедлительном получении большей части платежа, гарантии полного погашения долга, снижении расходов на обслуживание дебиторской задолженности. Все это, в свою очередь, способствует предотвращению длительных кассовых разрывов у клиента, ускорению оборота его капитала, расширению хозяйственной деятельности, увеличению конкурентоспособности за счет предоставления контрагентам льготных условий оплаты товаров, работ и услуг (отсрочек, рассрочек платежа) и, как следствие, увеличению прибыли клиента.


Факторинг обязательно сопровождается заключением факторингового договора. Отношения по договору факторинга регулируются главой 43 Гражданского кодекса. В правоотношениях участвуют три стороны: финансовый агент (фактор), клиент и должник. По договору одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование. В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление такой деятельности.

Преимущества финансового агента (фактора), которые он получает от финансирования под уступку требования, заключаются в получении прибыли по этой сделке, а также расширении клиентской базы. К недостаткам можно отнести временную утрату контроля над значительными материальными ресурсами, риски несвоевременного платежа по уступленному денежному требованию и риски резкого изменения стоимости кредитных ресурсов.

Преимущества клиента от заключения договора факторинга заключаются в ускорении оборота денежных средств, уменьшении потерь при просрочке платежа и расширении круга покупателей за счет более гибкой системы цен и сроков оплаты. Кроме того, получая финансирование под уступку требования, клиент получает возможность отказаться от использования кредитов. В качестве недостатков можно назвать возможное негативное отношение должника к заключенному договору, а также увеличение затрат на ведение бухгалтерского учета. Но основной недостаток - это, конечно же, дополнительные расходы в виде вознаграждения финансовому агенту.

В 2009 году практически все игроки рынка существенно сократили объемы факторингового финансирования. Факторы вынуждены сокращать количество новых сделок из-за падения платежеспособного спроса со стороны потенциальных заемщиков и сокращения собственной ресурсной базы. С одной стороны, из-за того, что большинство игроков аффилированы с банковскими структурами, а в условиях снижения ликвидности банков поддержка факторингового направления «материнскими» структурами существенно сократилась. С другой - в кризис факторы столкнулись с ухудшением платежеспособности дебиторов, просрочками и полным невозвратом. Финансовый кризис заставил Факторов пересмотреть систему риск-менеждмента и вести более аккуратную и сбалансированную кредитную политику.


Практическая часть исследования была проведена на материалах ОАО «».

работает на рынке факторинга с 2002 года и предлагает клиентам комплексное факторинговое обслуживание, включающее в себя финансирование поставок, административное управление дебиторской задолженностью и информационно-аналитическое обслуживание.

С 2003 года является членом Международной факторинговой ассоциации Factors Chain International (FCI), в которую входят 214 компаний из 63 стран мира. Членство в FCI позволяет у осуществлять операции экспортного и импортного факторинга по двухфакторной модели в соответствии с высокими международными стандартами.

Безусловное преимущество факторингового обслуживания в е заключается в том, что банк имеет систему оценки потенциальных клиентов и дебиторов не только в России, но и за рубежом, программное обеспечение и бизнес-процессы ориентированы на быстрое принятие решений в каждом конкретном случае и позволяют осуществлять факторинговое обслуживание широкого круга клиентов.

На территории России предоставляет услуги внутреннего и международного факторинга: факторинг с регрессом; факторинг без регресса; экспортный факторинг с регрессом; экспортный факторинг без регресса; импортный факторинг.

Успешный опыт работы в области факторинга, сбалансированные системы оценки потенциальных клиентов и их дебиторов, уникальные базы данных, достаточные ресурсы и широкая филиальная сеть позволяют у оказывать услуги факторинга в соответствии с высокими международными стандартами.

В качестве рекомендаций по совершенствованию факторинговых операций в е было предложено:

  • использовать маркетинговые технологии при продаже факторинговых продуктов и услуг. Прежде всего, это работа над имиджем в глазах действующих и потенциальных клиентов, в основе которой должны быть постоянно проводимый мониторинг потребительских предпочтений и действий конкурентов, а также красочное представление своих услуг клиентам. Необходимо активно участвовать во всевозможных конференциях, семинарах, связанных с финансовой тематикой и проблемами выбора источника финансирования для бизнеса, размещать рекламу в специализированных деловых СМИ, где публикуются статьи о факторинге. Также следует отметить необходимость поддерживать и развивать качественный уровень веб-сайта фактора, поскольку в настоящее время многие клиенты ведут поиск и даже выбор факторинговой компании через Интернет. Стратегическими факторами успеха на рынке факторинга также можно назвать присутствие в регионах и работу с потенциальными клиентами.


  • автоматизация факторинговых операций. Поддержка полного цикла бизнес-процесса факторингового обслуживания и создание единого информационного пространства для всех участников бизнес-процесса посредством автоматизации позволяют не только существенно снижать издержки на персонал за счет сокращения "ручных" операций, а также сроков и трудоемкости выполнения операций, но и организовывать быстрый доступ к любой разрешенной информации о клиенте или о бизнесе в целом. К тому же она обеспечивает снижение трудозатрат на получение аналитических данных и возможность оперативного принятия управленческих решений, а также снижение уровня операционных рисков за счет сокращения ошибок, связанных с "ручным" вводом данных. Автоматизация бизнес-процессов способствует также обеспечению безопасности и конфиденциальности данных, поддержке территориальной экспансии.



Список литературы


  1. Гражданский кодекс РФ, глава 43.

  2. Алексеева Д.Г. Правовые проблемы факторингового обслуживания клиентов // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №2.

  3. Бабичев С.Н. Построение факторингового бизнеса // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №3.

  4. Банковское дело / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ; 2006. - 751 с.

  5. Балабанова И. Т. Банки и банковская деятельность. - Санкт – Петербург: Питер, 2006. - 345с.

  6. Буров В.В. Некоторые аспекты секьюритизации факторинга в Российской Федерации // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №2. -.26-27.

  7. Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2007. – с.345.

  8. Карякин М.Ю. Безрегрессный факторинг - взгляд страховщика // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №2. –с.24-26.

  9. Катвицкая М.Ю. Договор факторинга // Право и экономика. – 2008. - №4.
  10. Коробов Ю.И. Банковское дело. М.: Юристъ, 2006. – 250с.


  11. Коробова Г.Г. Банковское дело. – М.: Экономистъ, 2005. – 751с.

  12. Костерина Т.М. Банковское дело. Учебник для ВУЗов. – М.: Маркет ДС, 2006. – 240 с.

  13. Леднев М.В. Использование маркетинговых технологий при продаже факторинговых продуктов и услуг // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №2. – с.26-28.

  14. Лопатина Д.А. Факторинг как инструмент финансирования в международном обороте: частноправовые аспекты // Адвокат. – 2008. - №9. –с.27-29.

  15. Николаевская Д.А. Российский рынок факторинга - взгляд из прошлого в будущее // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №1.

  16. Основы банковского дела в РФ. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 512с.

  17. Печникова А.В., Маркова О.М., Стародубцева Е.Д. Банковские операции. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 368с.

  18. Подлеснова А.Ю. О некоторых вопросах эффективности и себестоимости факторинговых сделок // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №3.

  19. Робу К. Российский рынок факторинга - два сценария дальнейшего развития // Банки и деловой мир. – 2008. - №2.

  20. Смирнов Е.Е. Факторинг в России-2008: в русле общемировых тенденций // Факторинг и торговое финансирование. – 2008. - №3. – с.18-19.

  21. Российская банковская энциклопедия // Под ред. О.И. Лаврушина. - М., 2005. – 480с.

  22. Товасиева А. М. Банковское дело - М.: ЮНИТИ, 2007. - 671с.

  23. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 260с.

  24. Харитонов А.В. Понятие факторинговых отношений // Банковское право. – 2008. - №2.

  25. Черкесов В.И., Плотицына А.А. Банковское дело.- М.: Экономика; 2005 г. – 234с.

  26. http://www.raexpert.ru

  27. http://www.factoring.ru
  28. http://www.factorings.ru

  29. http://www.psbank.ru

  30. http://www.asfact.ru



Приложения