shkolakz.ru 1
Доклад председателя Аграрной партии России О.В. Башмачниковой на Общероссийском съезде представителей сельских поселений и молодых аграриев России «Стимулирование развития малого бизнеса на селе, а именно крестьянских (фермерских) хозяйств и других микропредприятий»


Доклад председателя Аграрной партии россии Башмачниковой О.В. на общероссийском съезде представителей сельских поселений и молодых аграриев России «Стимулирование развития малого бизнеса на селе, а именно крестьянских (фермерских) хозяйств и других микропредприяти Доклад председателя Аграрной партии россии Башмачниковой О.В. на общероссийском съезде представителей сельских поселений и молодых аграриев России «Стимулирование развития малого бизнеса на селе, а именно крестьянских (фермерских) хозяйств и других микропредприятиКонец формы

Сверхзначимость проблемы сохранения и развития малых сел вытекает из того, что на фоне отрицательного естественного прироста населения происходит отток населения внутри региона именно из малых сел. Главным тормозом развития сельских территорий является не только отсталая инфраструктура и бытовая неустроенность на селе. В первую очередь, это отсутствие условий для ведения малого бизнеса.

Считаем, что все меры, предпринимаемые по борьбе с бедностью, снижением безработицы, повышением жизненного уровня, усилия по закреплению молодежи на селе, развитие социальной инфраструктуры дадут должный эффект, только в том случае, если они будут подкреплены мерами по стимулированию развития фермерства и в целом малого сельского предпринимательства.

Малые формы хозяйствования на селе – это развитие самозанятости, а в большинстве случаев и занятости членов семьи сельхозпредпринимателя. Особо подчеркнем, что сегодня фермеры обеспечивают примерно 1,7 млн. рабочих мест на селе. А ЛПХ обеспечивают самозанятость 28 млн. человек. По данным Всероссийской сельхозпереписи 2006 года, 92% занятых и наемных работников в сельском хозяйстве задействованы в малых формах хозяйствования.

Значение фермерского уклада в том, что он становится социальной опорой возрождения российского села. Стало доброй приметой: появляется в деревне фермерское хозяйство – у деревни появляется шанс на жизнь. Фермеры спасают исчезающие с карты России деревни и создают новые.


Столь деятельное участие объясняется тем, что фермер и его семья живут и работают на земле, они – неразрывная часть сельского населения. Поэтому фермер как никто другой вкладывает в благоустройство и свою душу, и свои деньги – в дороги, мосты, водопровод, газификацию, школы, клубы, храмы, в поддержку стариков и детей. Перечень этих дел на благо родного села и односельчан обширен.

Значительным является и потенциал по увеличению численности фермерских хозяйств на территории Российской Федерации. Так, по результатам опросов, проводимых в рамках научных исследований по социальному развитию села в 2010 году, 37% жителей села, многие из которых безработные или не заняты в аграрном производстве, хотели бы обзавестись своим хозяйством, если смогут приобрести земельные участки и получить стартовую помощь от государства.

Если взять результаты социологического опроса, проводимого Союзом комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий (РосЗем) по заказу АНО «Институт общественного проектирования»[1], 29% городского населения или 25 млн россиян[2] готовы принять участие в аграрной трудовой миграции при выполнении определенных условий.

О значительном потенциале расширения фермерства говорят результаты программы поддержки начинающих фермеров, реализуемой Министерством сельского хозяйства РФ. Конкурс на участие в программе велик – до 12 человек на место даже при серьезных ограничивающих критериях. Что интересно, по данным за 2012 год в данной программе приняли участие 64% владельцев личных подсобных хозяйств, а остальные 36% - жители сел и городов, не связанные до этого с сельским хозяйством. 65% – люди в возрасте более 35 лет.

Данные проведенного опроса являются хорошим индикатором возможного снижения миграции из деревни в город и создания потока из города в сельскую местность и при создании оптимальных условий для развития бизнеса и повышения доходов по сравнению с городским заработком. Условия эти на сегодняшний день, к сожалению, не созданы. Собственно, поэтому так стремительно деградируют сельские территории и ежегодно уменьшается количество сельских населенных пунктов. Так, с 2002 года число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. Кроме того, выявлено 19,4 тыс. деревень и сел, которые де-юре существуют, но в них никто не живет.


К сожалению, государственная аграрная политика сегодня не способствует фермерскому развитию. Действующие меры государственного регулирования не предусматривают стимулирование развития малого бизнеса. Именно поэтому за 2012-2013 годы произошло уменьшение крестьянских хозяйств на 80 тыс. Причины известны: сильные административные барьеры; недоступность средств государственной поддержки; малый объем финансирования, предусмотренный на создание новых хозяйств; недоступность кредитов; несправедливость господдержки (например, отсутствие поддержки на корма); недоступность рынков сбыта; общая ситуация диспаритета цен в сельском хозяйстве, связанная с ростом дифференциации стоимости потребляемых ресурсов и цен на готовую продукцию.

В свете вышесказанного глубоко убеждены в том, что комплекс мер по развитию семейных фермерских хозяйств на селе должен занять видное место в Стратегии устойчивого развития сельских территорий. В интересах государства на деле обеспечить режим наибольшего благоприятствования развитию фермерства.

В рамках реализуемых министерством сельского хозяйства программы «Развитие семейных животноводческих ферм» только в 2013 году в 70 субъектах Федерации было создано и реконструировано 797 ферм, создано 2300 рабочих мест, построено 650 тыс. скотомест. И это на выделенные 1,5 млрд. рублей из средств федерального бюджета. Спрос на участие в программе доходит до 30 человек на место. Аналогичная ситуация с программой «Поддержка начинающего фермера». За выделенные из Федерального бюджета 2 млрд. рублей в 76 субъектах почти 3000 фермеров получили гранты на развитие, создано 6000 рабочих мест. Не это ли развитие сельских территорий?!

С учётом результатов развития фермерского движения за прошедшие двадцать пять лет, накопленного опыта и наличия в России сотен тысяч крестьянских семей, готовых развивать свои товарные подворья, можно обоснованно ставить задачу на государственном уровне в развитии аграрной реформы – значительного количественного расширения фермерского сектора. Для этого в стране имеются ресурсы. Необходимо к 2020 году довести совокупную численность фермерских хозяйств семейного типа до 500 тыс. хозяйств.


С этой целью необходимо скоординировать аграрную политику государства.

Первый блок предложений в пакет мер государственного регулирования:

I. Кредитование и Государственная поддержка

1. В первую очередь необходимо устранить перекосы инвестиционной политики государства в сторону финансирования мегакомплексов, съедающих средства госбюджета, которые не заботятся о сельских территориях, не берут на работу владельцев ЛПХ и возят работников из близлежащих городов или гостарбайтеров.

2. Скорректировать Государственную программу развития АПК до 2020 года в части несвязанной поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 га, увеличив ее размер к 2015 году до суммы не менее 3 тыс. рублей. Сделать несвязанную господдержку доступной для фермеров, упростить пакет документов, убрать из него документы, подтверждающие доходность, скорректировать ее в сторону большей поддержки неблагоприятных зон для ведения сельского хозяйства.

3. Предложить Минсельхозу России внести изменения в ведомственную целевую программу «Начинающий фермер» по увеличению финансирования до 5 млрд. рублей в год и увеличению доли средств из федерального бюджета до 70 % от общего объема выделяемых грантов, а также снять требования по созданию 3 рабочих мест.

4. Предложить Минсельхозу России в связи с эффективностью и хорошими результатами реализации ведомственной целевой программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х увеличить ежегодный объем финансирования данной программы до 10 млрд. рублей с одновременным увеличением доли средств из федерального бюджета.

5. Рекомендовать Минсельхозу внести изменения в «Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1370, выплачивая субсидию также на каждую голову коров при наличии не менее трех коров при сохранении или увеличении поголовья.


6. Осуществлять на государственном уровне стимулирование развития сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Для того, чтобы малый бизнес эффективно развивался, необходимо, как во всем мире, создавать мощную кооперативную инфраструктуру, обслуживающую этот слой агарной экономики, и позволяющую сохранить, переработать продукцию, дотянуться до рынков сбыта и госконтрактов, а также до заемных средств через кредитные кооперативы. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации это путь эффективного развития малого бизнеса. Создание и развитие кооперативной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать с крупными торговыми сетями, архиважно. Для этого необходимо выделение дополнительных средств в государственной программе на реализацию Концепции развития кооперации на селе в размере 10 млрд. рублей ежегодно;

7. Включить сельское хозяйство в число приоритетных направлений оказания господдержки в рамках Программы поддержки малого предпринимательства, реализуемой Минэкономразвития РФ, с выделением квоты не менее 30 % от общей суммы. Изменить порядок предоставления средств в данной программе в сторону увеличения возможностей для МФХ на селе.

8. Для того, чтобы действительно содействовать развитию малого бизнеса, необходимо улучшить его доступ к кредитным ресурсам. Банки не охотно кредитуют МФХ. Обязать их это сделать достаточно сложно, поскольку, привлекая средства Центробанка они не связывают их обязательством кредитовать малый бизнес.

В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос о рефинансирование кредитов Банка России под залог портфеля однородных суд, где в качестве признака однородности выделить К(Ф)Х и микропредприятия других организационно-правовых форм на срок не менее двух лет. Этого требует специфика аграрного бизнеса, поскольку срок оборота не укладывается в один год. Важно, чтобы в качестве признаков однородности были выделены К(Ф)Х и микропредприятия.

9. Реализовать программу по обновлению техники (мораторий на выплаты и нулевой первоначальный взнос), выделив квоту на малый агробизнес.

 II. Стимулирующие нормативно-законодательные акты и меры государственного регулирования

 1) Стимулировать переход товарных личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства через введение патентной системы налогообложения и распространения существующих средств поддержки на вновь созданные хозяйства.

 2) Решение земельного вопроса

 - Провести полный кадастровый учет за счет средств федерального бюджета всех земельных участков сельскохозяйственного назначения. Создать специальное ведомство по типу комитета по земельным ресурсам, которое бы отвечало за эту работу. Стимулировать коммерческие банки для более активного кредитования под залог земли.

 - Внести изменение в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по приоритетному праву фермера на продление договора аренды земельного участка, который надлежаще использовался им более 3 лет.

 - Рекомендовать Государственной Думе принять изменения в нормативно-правовые акты РФ, разрешающие строительство жилых домов фермерским хозяйствам для членов КФХ, на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в их собственности, с возможностью придания им статуса хуторского хозяйства.

Законодательно закрепить понятие хуторского хозяйства и возможности присвоения возрожденным селам, деревням, хуторам имен фермеров.

 III. Снятие административных барьеров

1) Не допускать административного давления на К(Ф)Х и ЛПХ с целью уничтожения имеющегося у них поголовья свиней под предлогом их незащищенности от АЧС. Предложить Правительству РФ, Минсельхозу России разработать и внести в нормативно-правовые акты РФ отдельные ветеринарно-санитарные нормы по содержанию свиней, адаптированные к КФХ и другим субъектам малого предпринимательства, с учетом количества поголовья и специфики его содержания.


2). Установить мораторий на проведение проверок в период посевной и уборочной кампаний. Перенаправить усилия службы по контролю за использованием земли с действующих фермерских хозяйств на собственников земли, не использующих ее по прямому назначению

3) Внести изменения в Приказ Минсельхоза РФ № 282 «О внесении изменений в Правила определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденные приказом Минсельхоза России от 23 июля 2010 г. N 258», касающиеся снижения радиуса расположения хозяйств с более низким компартментом, а также осуществления выбора места для строительства новых свиноводческих комплексов изначально с учетом этого требования, не меняя сложившуюся структуру животноводства в сельской местности.


 4) Рекомендовать Правительству РФ отложить введение в действие регламента по стандартам забоя скота в специально оборудованных местах на 3 года в связи с отсутствием в муниципальных образованиях таких мест, а также собственных боен у малых форм хозяйствования и населения. Направить усилия государства на создание системы кооперативных и государственных боен за счет средств федерального и региональных бюджетов. 

IV. Социальная инфраструктура

Увеличить основные показатели и ожидаемые результаты реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» к 2020 году:

— средний уровень зарплаты в сельскохозяйственном производстве — 100 % от средней по стране;

— уровень газификации домов (квартир) в сельской местности сетевым газом — 95 %;

— обеспеченность сельского населения питьевой водой, соответствующей стандартам, — 100 %;

— удельный вес сельского жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства, включая автономные системы жизнеобеспечения, — 70 %.

Исходя из этих показателей, скорректировать ввод в действие газовых сетей, водопроводов. Увеличить объемы ввода в строй общеобразовательных школ, детских садов, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений культуры с целью полного обеспечения сельских жителей этими услугами.


Обеспечить выделение финансовых средств федерального и региональных бюджетов под эти целевые показатели.

- Выделять отдельной строкой средства на развитие сельских территорий в рамках действующих государственных и ведомственных целевых программ образования, медицинского обеспечения, культуры, дорожного строительства и других, в размере не менее 27 %, что соответствует удельному весу сельских жителей.

- Запретить закрытие в селах малокомплектных школ. Нет школы, не будет и деревни.

- Усовершенствовать механизм передачи на уровень нижестоящих бюджетов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов. На уровне сельских поселений должно оставаться 100 % поступлений от налога на доходы физических лиц и значительная часть других налогов и поступлений.

- Снять ограничения по людности сельских поселений, в которых граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут получить субсидии на возмещение процентной ставки по кредитам.

- Особое внимание необходимо уделить и развитию местного самоуправления. Масса социальных вопросов находится в ведении муниципальных органов. Но сегодня они – нищие, без финансовых ресурсов. Налоговые поступления уходят наверх, это неправильно. Считаем, что в бюджетах сельских поселений должно оставаться 100 %поступлений от налога на доходы физических лиц и значительная часть других налогов и поступлений.

 

[1] Исследование включало серию экспертных интервью и количественный опрос (формализованные интервью с 2200 респондентами в 40 субъектах Российской Федерации). Количественное исследование проводилось как по общей выборке населения России объемом 1000 человек, так и отдельно для четырех целевых групп потенциальных переселенцев (гарантированная выборка (бустер) 300 человек для каждой группы, в сумме 1200 респондентов для 4 групп). Приводимые в пресс-релизе данные основаны на опросе 1000 человек, составляющих общую выборку населения России.

Теоретическая предельная ошибка общей выборки составляет 5%, теоретическая предельная ошибка каждого бустера - до 7%.

[2] + или – 1,75 млн. чел. в качестве эмпирической погрешности.