shkolakz.ru 1 2

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИБРЕСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

ИБРЕСИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Фестиваль волонтерских команд

общеобразовательных учреждений Ибресинского района

Профилактический семинар-тренинг

для подростков «STOP-СПИД»

Провела:

Сумкина Е. В.,

педагог-психолог

п. Ибреси - 2010

Пояснительная записка


До сих пор многие в России думают, что проблема ВИЧ/СПИДа их не касается. Однако статистика говорит о другом: на сегодняшний день в мире зарегистрировано более 45 миллионов человек, живущих с ВИЧ/СПИД. В их число входят 19 млн. женщин и 2,6 млн. детей. Ежегодно вновь инфицируется до 5 млн. человек, умирают 3 млн. человек.

Эпидемия ВИЧ/СПИДа стремительно распространяется и в нашей стране. Темпы роста ВИЧ-инфицирования в России являются одними из наиболее высоких в мире. Официально зарегистрировано более полумиллиона человек. Из них 2867 - дети (у 1492 детей заражение произошло от ВИЧ-положительной матери).

Лекарство от ВИЧ до сих пор не найдено. На сегодняшний день медикам удалось разработать лишь средства, позволяющие несколько продлить жизнь ВИЧ-инфицированного человека. Именно поэтому так важно попытаться объяснить всем, как избежать заражения.

Конечно, среди учителей, врачей, психологов, родителей бывают такие, с кем можно поговорить об алкоголе, наркотиках, сексе, ВИЧ/СПИДе. Однако большинству взрослых неловко говорить с подростками на интимные темы. О серьезных вещах легче всего говорить со сверстниками. Во всем мире подростки, которые осознали опасность эпидемии ВИЧ/СПИДа, помогают друг другу. Эти юноши и девушки добровольно работают в профилактических программах для молодежи. Они передают друзьям и одноклассникам знания, которые помогут им сохранить жизнь и здоровье. Таких людей называют волонтерами, работающими по принципу «равный-равному».

Волонтеры, работающие по принципу «равный-равному» («сверстник-сверстнику»), предоставляют подросткам информацию по профилактике ВИЧ/СПИДа, инфекций передаваемых половым путем, наркозависимости, табакокурения, алкоголизма, нежелательной беременности и других последствий рискованного поведения. Волонтеры проводят воспитательные программы для своих сверстников в школах и других учебных заведениях.

Работа волонтерского движения в МОУ «Ибресинская СОШ № 2» ведется с 2008 года по инициативе Фонда «Чувашия» и является частью региональной программы.


Координаторами работы волонтеров являются руководитель Ресурсного центра здоровьесбережения Карушкина Н.Ю. и педагог-психолог Сумкина Е. В.

Целью данного профилактический семинар-тренинг для подростков по проблеме ВИЧ/СПИД является:


  • повышение уровня информированности по проблемам, связанным с ВИЧ/СПИД;

  • выработка и развитие навыков предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией.

Задачи:

  • выяснить уровень информированности подростков по проблеме;

  • дать достоверную информацию о путях передачи ВИЧ, об обследовании на ВИЧ, о безопасном поведении, о возможностях предотвращения инфицирования;

  • сформировать у подростков навыки предотвращения заражения ВИЧ-инфекцией;

  • проверить уровень усвоения информации.

Материалы и оборудование: красные ленточки, английские булавки, бейджи, разноцветные маркеры, фломастеры, ручки, стикеры, карточки с символами, пре-тест, таблички (2 вида), карточки с ситуациями, компьютер, проектор, видеоматериалы, раздаточный материал.

Целевая группа: молодежь в возрасте от 14 лет.

План занятия


Этап

Содержание

Продолжительность

1

Введение.

10.30 – 10.35

2

Знакомство

10.35 – 10.40

3


Принятие правил работы в группе

10.40 – 10.45

4

Оценка уровня информированности группы. Пре-тест.

10.45 – 10.50

5

Актуализация проблемы:

  • Игра «Листок с секретом»

  • Игра «Жизнь с болезнью»


10.50 – 11.05

11.05 – 11.20

6

Информационный блок

11.20 – 11.35

7

Отработка практических навыков:

  • Игра «Степень риска»

  • Игра «Стул»


11.35 – 11.45

11.45 – 11.55

8

Завершение работы. Пост-тест. Ощущения

11.55 – 12.00


План-конспект


Введение

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме, он задает тон последующей работы. Тренер должен создать демократическую, располагающую атмосферу. Хорошо, если ведущий расскажет о своей профессиональной деятельности, целях, задачах и личных ожиданиях относительно предстоящей работы. Видеофрагмент «Поддержи акцию».

Знакомство

Игра «Меня зовут…»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Каждый из присутствующих на своем бейдже пишет свое имя и рисует предмет, часть природы, цветок и т.д., с которым себя ассоциирует и объясняет присутствующим, что нарисовал и почему, называя свое имя.


Принятие правил работы группы

Для успешного проведения тренинга нам необходимы правила, которых мы должны придерживаться в ходе тренинга:


  • Здесь и сейчас.

  • Не перебивать.

  • Уважать мнение других.

Оценка уровня информированности группы

Для этой цели используется пре-тест по теме «ВИЧ/СПИД» (Приложение 1).

Актуализация проблемы

Игра «Листок с секретом»

Всем участникам игры ведущий раздает карточки. Заранее сообщается, что каждый получивший карточку не должен показывать ее окружающим.

Членам группы предлагается «познакомиться» друг с другом. Ритуал знакомства организуется следующим образом. Каждый из участников должен подходить к своему товарищу, приветствуя его и называя свое хобби. На листке бумаги записывается фамилия человека, с которым участник «познакомился». Выигрывает тот, кто «познакомился» с большим количеством людей.

«Изображенный вами процесс знакомства очень напоминает то, что происходит в обычной жизни с каждым из нас ежедневно. Все мы каждый день встречаемся, знакомимся и общаемся с множеством различных людей».

После этого в центр аудитории приглашаются те участники, у которых на карточке изображен плюс. Ведущий говорит, что этим членам группы досталась печальная роль, они изображали людей-носителей ВИЧ.

Вопрос к группе: «Заметили ли вы в поведении «инфицированных» что-либо необычное?

    1. Участникам группы предлагается определить с помощью своих записей «познакомились» ли они с «вирусоносителями».
    2. Затем ведущий просит слева от «носителей» встать тех участников, у которых на карточке был нарисован ноль. Сообщается, что «нолики» изображают людей, очень внимательных к своему здоровью и осторожных в своем поведении. Несмотря на то, что многие «плюсики» знакомились с «минусами», они не заразились вирусом благодаря соблюдению многочисленных правил.


    3. «Минусы»  изображают здоровых людей, наплевательски относящихся к своему здоровью. «Минусы» должны внимательно просмотреть список тех, с кем им удалось «познакомиться». Те «минусы», в списке  которых оказались «плюсы»,  переходят в группу «вирусоносителей», поскольку при общении с вирусоносителем человек, неосторожно относящийся к своему здоровью, имеет все шансы стать больным.

    4. Групповая дискуссия по вопросам:

  • У человека, использующего наркотики, есть все шансы стать ВИЧ-инфицированным?

  • Может ли заболеть СПИДом тот, кто колол героин один единственный раз?

Делается вывод, что СПИД – реальная цена, которую может заплатить человек, решивший познакомиться с наркотиками.

Игра «Жизнь с болезнью»

Цель: осознание участниками проблем, связанных с наркоманией, взаимосвязи наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.

Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги и просит написать: на 4 листочках - названия любимых блюд, на 4 - названия любимых занятий, увлечений, на 4 - имена близких или любимых людей.

Когда все участники готовы, ведущий говорит:

«Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по 1-ой карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком. Зависимость требует следующих жертв, и участники отдают ещё 3 листочка.

После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков сам уже не может контролировать ситуацию.

Всё, что осталось у участников - это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.


Обсуждение:


  • Как вы чувствовали себя во время игры?

  • Как сейчас себя чувствуете?

  • С чем или с кем труднее было расставаться?

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Её текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой... и т.д.».

Информационный блок

Демонстрация видеофрагмента «ВИЧ и СПИД».

Игра «Степень риска»

Цель: закрепить полученную информацию за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекцией при различных формах активности и бытовых контактах.

На полу чертится линия – ЛИНИЯ РИСКА. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий риск», на другом – «Риск отсутствует»; карточка «Небольшой риск» размещается ближе к середине линии.

Каждому участнику дается карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку; уход за больным СПИДом; инъекция в лечебном учреждении; укус комара; беспорядочная интимная жизнь; интимная жизнь в браке; прокалывание ушей в салоне; переливание крови; проживание в одной комнате с больным СПИДом; пользование чужой зубной щеткой; нанесение татуировки в тату-салоне; плавание в бассейне; объятия с больным СПИДом; интимный контакт с потребителем наркотиков; пользование общественным туалетом.

Каждый участник по очереди зачитывает надпись на его карточке и кладет ее на тот участок линии РИСКА, который, по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке. Обсуждаются ошибки. Выстраивается правильная «линия риска».

Отработка практических навыков


Цель – приобретение участниками практического опыта ответственного поведения в ситуациях выбора. Для этого используется сочетание методов «мозгового штурма» и ролевой игры.

Игра «Стул»

Доброволец садится на стул. Группа должна уговорить его пересесть на другой стул любыми способами, но без применения физической силы.

Обсуждение:

К каким способам прибегали те, кто пытался заставить игрока пересесть?

Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т. п., называются давлением. Особенно трудно сопротивляться давлению со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, т. к. человек обычно стремится быть членом какой-либо группы, соответствовать нормам и ценностям этой группы.

Мы довольно часто не можем противостоять групповому давлению и давлению одного человека, и уступаем, хотя вовсе не желаем этого (например, принимать наркотики, курить или вступать в половую связь). Получается, что это не наше решение, на самом деле, а нами помыкают другие люди. Очень важно уметь распознать ситуацию, когда на тебя пытаются оказать давление и уметь противостоять ему. Для того, чтобы принимать собственные решения, а не навязанные другим человеком или группой людей. Рассмотрим виды группового давления.

Завершение работы

На этом этапе нужно подвести итоги проведенной работы. Выяснить, как участники усвоили информацию, можно с помощью пост-теста. Также можно провести упражнение «Ощущения»: ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало данное занятие. Если есть возможность, можно вручить сувениры наиболее активным участникам, раздать всем папки с информационными материалами. Виедофрагмент «Простые правила против СПИДа».


Литература

  1. ВИЧ-инфекция. Информационный бюллетень Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Центрального НИИ эпидемиологии. - Москва.


  2. ВИЧ/ СПИД /ЗППП: Подготовка учащихся к безопасным формам поведения: Пособие для преподавателей. - Казань, 2000.

  3. Павлова Е.В. Организация информационной работы в медико-социальной профилактике: Методическое пособие для специалистов по просвещению и профилактике/Межрегиональная научно-практическая конференция «Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде»: Методический сборник. - Казань, 2000.

  4. Павлова Е.В., Копосова Т.В., Ахметзянова А.Э. Тренинг по ВИЧ/ СПИД /ИППП: Методическое пособие. - Казань, 2002.

  5. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании: Наглядно-методическое пособие / С. Б. Белогуров, В. Ю. Климович. – 2-е изд., стереотип. – М.: Центр «Планетариум», 2004. – 96 с.

  6. Я хочу провести тренинг: Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем / Е. Яшина, Д. Камалдинов и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: ГУП «Медицина для вас», 2003. – 206 с.

Приложение 1

Пре-тест «Что Вы знаете о СПИДе?»


Каждый учащийся получает тест и вписывает букву «В», если Верный ответ или букву «Н», если считает, что ответ Неверный. Затем ответы обсуждаются в парах, в четверках. После обсуждения вопро­сы теста разбираются вместе с преподавателем.




Вопрос

Верно

В

Неверно Н

1

Опасно обнимать человека, больного СПИДом








2

Заразиться ВИЧ можно, пользуясь общественным туалетом







3

Люди, которые делают себе внутривенные инъекции, не должны пользоваться шприцами других людей.







4

Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека, кусая один и то же бутерброд или, когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИДом







5

Можно заразиться ВИЧ, имея только один интимный контакт без использования презерватива







6

ВИЧ можно заразиться, если ВИЧ-инфицированный или больной СПИДом чихает или кашляет на тебя







7

СПИД - конечная стадия инфекции, вызывающейся ВИЧ-инфекцией








8

Положительный результат теста на ВИЧ означает, что человек болен СПИДом







9

ВИЧ поражает красные кровяные тельца







10

ВИЧ передается через все жидкие выделения человеческого организма







11

ВИЧ передается только тремя путями:

  • через кровь,

  • при интимных контактах,

  • от матери к ребенку во время внутриутробного развития, рождения, кормлении грудным молоком







12

Правильное использование презерватива помогает избежать передачи ВИЧ







13

Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний








14

Одна из проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, состоит в том, что между заражением ВИЧ и моментом проявления заболевания могут пройти годы








Ключ к тесту:


  1. Неверно. Нельзя заразиться вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), касаясь того, кто болен СПИДом, если при этом не контактировать с его кровью.

  2. Неверно. Заразиться ВИЧ можно только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом человека.

  3. Верно. В противном случае вы рискуете заразиться ВИЧ. Для передачи ВИЧ достаточно маленькой, невидимой глазом капельки зараженной крови в инъекционном растворе, в шприце или в игле. Люди не должны ни с кем делиться шприцами и иглами, даже иглами для прокалывания ушей и нанесения татуировок.

  4. Верно. Еще не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь заразился ВИЧ таким способом. Помните, чтобы заразиться ВИЧ, человек должен контактировать с кровью, семенной жидко­стью или выделениями из влагалища ВИЧ-инфицированного.

  5. Верно. Чтобы заразиться ВИЧ, человеку достаточно подвергнуться риску всего лишь один раз. Это не значит, что каждый, кто поступал так однажды, получил ви­рус, но такое могло произойти. Даже один раз - это риск!

  6. Неверно. Вы можете заразиться ВИЧ только при контакте с кровью, спермой или влагалищными секрециями ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом. ВИЧ не передается воздушно-капельным путем.

  7. Верно. СПИД - конечная стадия ВИЧ-инфекции.
  8. Неверно. Положительный результат теста на ВИЧ означает лишь то, что человек ин­фицирован. Быть инфицированным ВИЧ еще не означает, что человек болен СПИДом, т.е. имеет клинические проявления заболевания, хотя при этом человек может переда­вать вирус другим людям.


  9. Неверно. ВИЧ поражает белые кровяные тельца, так называемые лимфоциты-помощ­ники.

  10. Неверно. ВИЧ передается только через такие специфические выделения как сперма, влагалищные секреции, кровь и грудное молоко. Хотя вирус может быть обнаружен в слюне, слезах, моче, кале и поте, через эти выделения ВИЧ не переда­ется, если только в них не присутствует кровь, т.к. концентрация вируса в этих выделениях невелика.

  11. Верно.

  12. Верно. Чтобы не заразиться ВИЧ следует избегать контакта с выделениями из половых органов (спермой и секретом влагалища) и кровью. Если человек решается на половые сношения, презерватив является лучшим средством предохранения, осо­бенно, если он сделан из латекса с резервуаром (приемником на конце, предохра­няющим презерватив от разрыва).

  13. Верно. В результате гибели клеток иммунной системы возникают тяжелые забо­левания, вызываемые микробами, которыми в обычных условиях люди не болеют. К таким заболеваниям относятся: туберкулез, пневмоцистная пневмония, токсоплазмоз, грибковые инфекции, герпес, опухоли и др.

  14. Верно. Может пройти 10-12 лет со времени инфицирования ВИЧ, прежде чем у человека появятся явные симптомы СПИДа.



2.

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики.

МОУ «Ибресинская средняя общеобразовательная школа 1»


«Молодёжь за прекрасную жизнь!»


Подготовила: Петрова М.В.

педагог-психолог


п. Ибреси – 2011


Сценарий мероприятия для подростков «Молодёжь за прекрасную жизнь!» (профилактика ПАВ)

Цели:

1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни.

2.Выработать умение психологически противодействовать ПАВ.

3.Привлечь внимание школьников к проблемам борьбы с наркоманией, курением.


Место проведения: Мероприятие проводится в актовом зале. Звучит классическая, современная музыка. На стендах выставка работ (рисунков и плакатов) «Молодёжь за прекрасную жизнь!». Предполагается, что Ведущим 1 является педагог-психолог.

Организационный момент.

Класс делится на четыре команды по шесть человек. Вопросы и задания даются всей команде. После обсуждения ответ дает капитан или другой игрок, выбранный командой. Оценка результатов осуществляется жюри. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, считается победителем. Однако в ходе игры жюри оценивает и индивидуальную работу учащихся.

Вступление.

Ведущий 1: Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о вреде психоактивных веществ, ПАВ. Мы должны о них знать правду.


  • Сегодня средний возраст знакомства детей с алкоголем составляет 12 лет.

  • Средний возраст приобщения к наркотикам по России составляет 14,5 лет.

  • Сегодня 50% выпускников школ России имеют табачную зависимость

По данным Минздравсоцразвития Чувашии на 1 декабря 2010 года под наблюдением наркологической службы состоит 1.161 человек с установленным диагнозом наркомания и 1.504 человек - в группе профилактического наблюдения.

Ведущий 2: При этом более 80% стоявших на учете - люди 18-39 лет. По количеству больных наркоманией лидируют Чебоксары (73%), вторым идет Канаш (10%), третью строчку печального рейтинга занимает Новочебоксарск (7%).

Ведущий 1: Беда в том, что медицинская помощь не гарантирует излечения больных наркоманией. Только 10% прошедших курс реабилитации мо­лодых людей сумели избавиться от пагубного пристрастия. Выходит, 90% бывших пациентов вновь на­чинают курить «травку» и вкалывать героин в вену.

Ведущий 2: В Чувашии 30% нарко­манов болеют СПИДом, 80-90% — гепатитом.



Ведущий 1: В Чувашии портрет наркомана таков: ему 23-26 лет, он имеет либо незаконченное высшее образование, либо ди­плом об образовании, но не работает. Это, как правило, чело­век, который постоянно нигде не работал, его ничего не интересует в жизни, ценностей нет. Чаще всего это человек, либо воспитанный одной мамой, либо младший в семье, поэтому избалованный. В 2009 году в нар­кологическое учреждение Чува­шии был доставлен всего один несовершеннолетний из Чебок­сар. В 2010 году больных наркоманией среди несовершеннолетних не зарегистрировано.


Ведущий 2: Тревожная статистика. Ребята, а что вам известно об опасности, которую таят в себе наркотики? Сегодня мы с вами постараемся понять причины наркомании и найти выход из многих сложных ситуаций. Я предлагаю начать с того, что каждый из вас по очереди представится и назовет свое самое лучшее качество, начинающиеся на ту же букву, что и имя.

Пример: Анна – артистичная.

Ведущий 1: Безусловно, в каждом из нас есть много хорошего! Часто мы и сами не догадываемся, на что мы способны, чего по-настоящему стоим…. Так почему же многие из нас так часто идут в другом направлении? А другие с безразличием смотрят, думая, что это их никогда не коснется?


Конкурс 1: Разминка.


Цель этого этапа: создание атмосферы свободного проявления эмоций и чувств, осознание личного отношения к данной проблеме.


Каждой команде предлагаются карточки со следующим заданием:
Из предложенных определений выберите то, которое, по вашему мнению, наиболее точно отражает сущность явления наркомании:
1. Наркомания - заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств (способны в малых дозах вызывать состояние эйфории).
2. Наркомания - вид отклоняющегося поведения личности.

3. Наркомания - заболевание, обусловленное изменением процесса обмена веществ под влиянием наркотических препаратов.

4. Наркомания - болезненное пристрастие к наркотикам, связанное с развитием психологической и физиологической зависимости к этим веществам.
После обсуждения (5 мин) каждая команда предлагает свой аргументированный вариант ответа. Игроки других команд вправе оспорить предложенный вариант. За доказательный ответ и активное участие в дискуссии команда получает 1–3 балла.
Ответ: Все предложенные варианты являются правильными. Они выражают различный взгляд на данную проблему медицины, социологии, физиологии и психологии.

Конкурс 2. Портрет наркомана.


Цель конкурса: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости

Участникам раздается бумага и карандаши. Ведущий объявляет задание: "Нарисуйте "портрет наркомана". Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы вспоминаете о наркоманах". После того как ребята закончат работу, рисунки раскладываются внутри круга и участники делятся своими впечатлениями.

По завершении обсуждения можно провести своеобразный конкурс на то, кто «быстрее распрощается со своим наркоманом». Для этого в центр круга ставится мусорная корзина. Участники с одинакового расстояния должны попасть скомканным рисунком в эту корзину. При этом, если участник не попал – он берет свой комок и отходит на исходную позицию.


Конкурс 3: Мифология современности.


Цель конкурса: наглядно и подробно представить участникам проблемы наркомании.
Ведущий задает вопрос (миф). После обсуждения (максимум 2 мин) команда сообщает опровергающие данное утверждение факты. Команда может согласиться с мифом, но аргументировать ответ. Возможна дискуссия. Команда, быстрее и правильнее ответившая на вопрос, получает по 1 баллу.

Миф 1: От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться.

Факт: Отказаться можно только один раз - первый. Даже однократное потребление наркотика (особенно синтетического, а они, как правило, наиболее дешевые, а значит, наиболее доступны) приводит к зависимости.
Миф 2: Наркотики дают ни с чем несравнимое ощущение удовольствия.
Факт: Ощущение кайфа не возникает после первой таблетки или инъекции. Напротив, как и при выкуривании первой сигареты, - тошнота, рвота, головокружение и т. д. Более того, эйфория третьей-четвертой дозы быстро исчезает и в дальнейшем наркотики принимают, чтобы снять мучительное, болезненное ощущение (ломку) и просто просуществовать еще один день.
Миф 3: Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми». Травка - «легкий» наркотик, не вызывающий привыкания.
Факт: Все наркотики вызывают привыкание. Любой наркотик убивает, это только вопрос времени.
Миф 4: Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения.
Факт: Те, кто это делал, долго не жили. А история пока не припомнит бессмертных произведений искусства, созданных под «кайфом».
Миф 5: Наркоманами становятся только слабые и безвольные.
Факт: Зависимость от наркотиков - это заболевание и, как и любое заболевание, оно не имеет отношения к силе воли.
Миф 6: Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет.
Факт: Любой способ потребления наркотиков приводит к зависимости. Существует закон дозы: с меньших доз человек переходит на большие, с менее сильных веществ - на более сильные. Это закон без исключений.
Миф 7: Лучше бросать постепенно.
Факт: Проще отказаться от употребления наркотиков один раз, чем потом пытаться сделать это всю жизнь.

Ведущий 1 – Опасность для здоровья представляет еще одна, не менее «вредная» привычка - пристрастие к алкоголю. Пьянство существует не одно тысячелетие. Впрочем, в былые времена оно отнюдь не носило столь массовый характер. В Древнем Риме вино не имел право пить мужчина моложе 30 лет. В Индии и Египте до сих пор зафиксировано полное воздержание от алкоголя.

Ведущий 2 - В России крепкий спиртной напиток - водка - впервые появился в 1428 году. Ее привезли из Генуи. Правда, как только в России познакомились с ее действием, ввоз напитка был тут же запрещен. Лишь спустя 150 лет она вновь начала распространяться на Руси, благодаря созданию кабаков Иваном Грозным. Правда, грозный царь тоже быстро спохватился и строго запретил пить водку всем, за исключением своих опричников.
Ведущий 1 - Только при Петре I водка стала открыто поступать в продажу, а при Екатерине II спаивание народа вообще стало повсеместным.

Конкурс 4: «Тосты»


Цель конкурса: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Участникам команд предлагается придумать пять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут. Выигрывает та команда, чьи варианты отказа были наиболее убедительными.


Конкурс 5. «Как вы думаете?»


Цель конкурса: формировать отрицательное отношение к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здоровья человека.


Каждой команде предлагаются карточки с вопросами. За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Исследования, проведенные недавно в Великобритании, показали, что чем больше человек курит, тем больше он плачет. Как вы думаете, чем объясняется эта интересная зависимость?

Ответ: Во время прикуривания и курения сигареты табачный дым вьется вверх, попадает в глаза, они, защищаясь, начинают слезиться и прищуриваться. Поэтому, чем больше человек курит, тем больше он плачет. Кроме того, со временем теряется блеск в глазах и появляются преждевременные морщины.



2. Как вы думаете, чем объясняется следующий факт: у курильщиков язва желудка и двенадцатиперстной кишки встречается в 2 раза чаще, чем у некурящих?
Ответ: Горячий дым обжигает слизистую оболочку рта, что вызывает рефлекторное слюноотделение, секрецию желудочного и кишечного сока, то есть идет подготовка к перевариванию пищи, которая, в действительности, в организм не поступает. Чем чаще человек курит, тем чаще он обманывает свой желудок. Однажды он обязательно отомстит курильщику.
Кроме того, ученые доказали, что в табачном дыму есть такие ядовитые вещества, которые стимулирует образование раковой опухоли.

3. Кто такие пассивные курильщики? Чем опасна эта роль?
Ответ: Это человек, который просто вдыхает табачный дым. Подумайте: в накуренной комнате загрязнение воздуха в 6 раз выше, чем на загруженной автостраде.

4. Что американцы назвали чумой 20-го века?
Ответ: Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин.
И, тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета - источник значительной доли годовых доходов правительства. Но тогда возникает вопрос:


5. Как вы думаете, почему табачная индустрия до сих пор не использовала свое политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?
Ответ прост: в действительности эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком легких, решил предъявить табачной компании иск, то у нее есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.

Ведущий 1: Конкурсы закончились и, пока жюри подводит итоги, вашему вниманию предлагаем музыкальные заставки каждой команды (танец, муз. пантомима, вокальный номер на тему «Жизнь прекрасна!»)

Ведущий 2: Мы благодарим все команды за номера. Слово жюри.


(выступление жюри, подведение итогов, награждение)

Ведущий 1: Каждый из нас может сделать свой выбор. Но неоспоримая истина в том, что наркотики – это зло!!! А зло не приходит к нам в откровенном облике зла – оно маскируется под добро. Никто не предложит подростку: “Стань наркоманом!” Ему скажут: “Попробуй разок!”


Ведущий 2: Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Ведущий 1: Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Ведущий 2: Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Ведущий 1: Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже, не жалею:
«НЕТ!» - наркотикам, а жизни - «ДА!»
Вот что выбираю я!

ВМЕСТЕ: Просто скажи наркотикам «НЕТ!», как сказали сегодня мы, ведь ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!

Список литературы

1.Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Курс профилактических занятий для подростков. Программа «Путешествие во времени».

2. Левитанский Ю.Д. Каждый выбирает для себя…

3.Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе.



следующая страница >>