shkolakz.ru 1
Измененные вопросы к «Итоговому междисциплинарному экзамену»





5. Менеджмент как современная теория управления социально-экономическими системами

Содержание вопроса: Понятие, сущность, задачи, роль современного менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Организация как социально-экономическая система: сущность, признаки, среда. Менеджер, его характеристики.


6. Принятие управленческих решений как функция менеджмента

Сущность вопроса: Природа процесса принятия решений. Классификация управленческих решений, их характеристика. Рациональное решение проблем, его этапы. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Модели и моделирование. Методы прогнозирования.


9. Организация как объект менеджмента

Сущность вопроса: Понятие организации. Классификация организации, организационно-правовые формы. Организация: социальная и юридическая ответственность.


10. Мотивация: сущность, теории, потребности

Сущность вопроса: Сущность мотивации. Теория иерархии по Маслоу. Теория Альдерфенда. Теория двух факторов Ф.Герцберга. Теория ожиданий и теория справедливости. Комплексная процессуальная теория мотивации.


11. Организационная структура управления, полномочия и ответственность

Сущность вопроса: Структура управления и ее элементы. Понятие организационной структуры. Факторы, влияющие на организационную структуру. Делегирование полномочий. Централизация и децентрализация управленческих полномочий. Типы организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные, штатные, их достоинства и недостатки.


13. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Сущность вопроса: Понятие группы. Стадии развития группы. Внешние условия, определяющие эффективность работы человека и группы. Возможности членов группы. Структура группы и характеристика ее компонентов. Формальные и неформальные коллективы (группы). Формирование и диагностика трудового коллектива. Природа и определение понятия лидерства. Теории лидерства: личностный подход, поведенческий подход, ситуационный подход. Лидер и менеджер.



39. Конфликты в организации. Организационный стресс

Сущность вопроса: Сущность и классификация конфликтов. Причины и последствия конфликтов. Профилактика и разрешение конфликтов в организации. Управление межгрупповыми конфликтами. Синдром общей адаптации. Модель организационного стресса. Стрессоры физического окружения. Групповые и организационные стрессоры. Смягчители стресса (предупреждение и управление стрессом).


44. Товар в маркетинговой деятельности. Жизненный цикл товара

Содержание вопроса: Понятие продукта в системе маркетинга. Маркетинг и задачи повышения качества и конкурентоспособности продукции на рынке.
Классификация товаров по назначению, срокам и характеру изготовления и потребления. Жизненный цикл товара. Его виды. Управление ЖЦП средствами маркетинга.


45. Ценообразование в системе маркетинга. Ценовые стратегии

Содержание вопроса: Цена и ее роль в маркетинговом комплексе. Процесс установления цены. Определение целей ценообразования компании. Оценка спроса и объема продаж. Ценовая эластичность спроса. Методы ценообразования/ Основы метода анализа безубыточности. Ценовая стратегия фирмы и ее типы. Стратегии «снятия сливок» и «прорыва», стратегии дифференцированных цен.


46. Комплекс маркетинговых коммуникаций

Содержание вопроса: Основные направления коммуникационной политики: реклама, publik relations, персональные продажи и средства стимулирования сбыта. Понятие и сущность рекламы и ее виды. Характеристика основных рекламных средств (каналов). Роль publik relations в коммуникационной политике: значение, содержание, методы и средства. Характеристика основных направлений и форм стимулирования сбыта. Развитие системы личных продаж.

68. Информационные задачи закупочной логистики: задача «сделать или купить», задача «выбора поставщика»


Содержание вопроса: Задача «сделать или купить» и задача выбора поставщика – как основные информационные задачи закупочной логистики. Внешние и внутренние факторы принятия решений по проблеме «сделать или купить (МОВ)». Преимущества самостоятельного производства. Преимущества внешних закупок. Факторы принятия решений по проблеме «сделать или купить».


69. Важность логистики производственных процессов. Задачи производственной логистики. Тянущие и толкающие системы

Содержание вопроса: Понятие производственной логистики. Цель производственной логистики. Обоснование важности эффективного решения задач производственной логистики. Логистическая и традиционная концепция организации производства. Суть и принципиальная схема толкающей системы организации производства. Суть и принципиальная схема тянущей системы организации производства.


70. Логистические концепции MRP (планирование потребности в материалах) и JIT (точно в срок)

Содержание вопроса: Идея и основная цель концепции MRP. Необходимые условия реализации концепции MRP. Преимущества MRP. Проблемы MRP.

Идея и цель концепции «точно в срок». Необходимые условия реализации концепции JIT. Суть концепции JIT. Проблемы реализации JIT.


71. Основные задачи транспортной логистики. Выбор оптимального вида транспорта. Характеристика видов транспорта

Содержание вопроса: Основные задачи, решаемые транспортной логистики. Основные факторы выбора вида транспорта. Виды транспорта. Их основные характеристики. Преимущества и недостатки. Услуги транспортных предприятий.


72. Задачи распределительной логистики. Горизонтальные и вертикальные каналы распределения. Типы посредников в каналах распределения

Содержание вопроса: Задачи распределительной логистики на микро и макроуровне. Логистический канал. Горизонтальные и вертикальные каналы распределения. Типы посредников в каналах распределения (дилер, дистрибьютор, комиссионер, агент, брокер)



78. Система управления как объект исследования

Содержание вопроса: Понятие и структура системы управления. Пять типов системных представлений. Подсистемы системы управления. Требования, предъявляемые к системам управления.


79. Исследование в практике управления. Менеджер исследовательского типа

Содержание вопроса: Исследование систем управления. Понятие и типология исследований. Исследование как составная часть менеджмента. Менеджер исследовательского типа.


80. Процесс исследования систем управления, его этапы

Содержание вопроса: Процесс исследования систем управления. Структура процесса исследования систем управления. Структурный анализ. Функциональный анализ. Информационный анализ. Параметрический анализ. Характеристика этапов проведения исследования.


81. Методы исследования систем управления

Содержание вопроса: Структуризация методов исследования систем управления. Методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов. Методы формализованного представления систем управления. Комбинированные методы исследования. Методы исследования информационных потоков. Выбор методов исследования систем управления.


84. Сущность категорий «качество» и «управление качеством»

Содержание вопроса: Сущность качества. Качество как философская категория. Качество как объект управления. Качество и конкурентоспособность. Развитие понятия качества в менеджменте организаций. Современный подход к определению качества. Основные категории, используемые в управлении качеством.


86. Оценка качества продукции. Показатели качества

Содержание вопроса: Сущность оценки качества продукции. Процедура оценки качества продукции. Квалиметрия – сущность и содержание. Применение квалиметрии на различных этапах жизненного цикла. Методы квалиметрии.


Сущность показателей качества. Классификация показателей качества. Функциональные показатели качества. Ресурсосберегающие показатели качества. Критические показатели качества.


90. Качество и эффективность управленческих решений

Содержание вопроса: Качество и эффективность - важнейшие характеристики УР. Условия и факторы качества управленческих решений. Качество процесса подготовки и реализации УР. Оценка качества. Количественные измерения отдельных элементов, составляющих качество процесса. Значение стандартов качества ISO 9000 в повышении качества УР.


91. Технологии подготовки и принятия управленческих решений

Содержание вопроса: Управленческая технология - важнейший элемент профессионального функционирования организации. Основные технологии при подготовке, принятии и реализации решений в менеджменте. Инициативно-целевая технология. Программно-целевая технология. Регламентная технология. Условия применения целевых технологий в организациях при подготовке, принятии и реализации решений. Процессорные технологии подготовки, принятия и реализации решений.


92. Влияние неопределенности и риска на процесс подготовки и принятия управленческих решений

Содержание вопроса: Определение понятий «неопределенность» и «риск». Уровни неопределенности. Особенности неопределенности как процесса и как явления. Источники объективных и субъективных неопределенностей. Области эффективных решений в зависимости от уровня неопределенности и характера управленческой деятельности. Характер зависимости риска от уровня неопределенностей. Методы, используемые для уменьшения отрицательных последствий риска.


93. Модели и методы подготовки управленческих решений

Содержание вопроса: Экономико-математические модели и методы (аналитические методы, статистические методы, метод математического программирования, матричный метод). Активизирующие методы (метод мозговой атаки, метод вопросов и ответов, теоретико-игровой метод). Экспертные методы. Эвристические методы. Метод сценариев. Метод дерева решений.



96. Виды инноваций и организационные структуры инновационного менеджмента

Сущность вопроса: Инновация как объект управления. Виды инноваций и их классификация. Классификация научных организаций по секторам нации и типам организации, объединенных по организационным признакам, по характеру и специализации выполненных работ (содержание, функции).


98. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

Сущность вопроса: Сущность инновационного менеджмента. Принципы и нормы инновационной деятельности. Инновационный процесс и рынок инновационной продукции. Эффективность инновационного менеджмента. Формы управления инновационным менеджментом. Место инновационного менеджмента в стратегическом управлении.


99. Риски в инновационной деятельности

Сущность вопроса: Сущность инновационного риска. Виды инновационного риска. Сущность и основные этапы управления рисками: прогнозирование, идентификация рисков, анализ и количественная оценка рисков. Методы анализа рисков. Методы управления рисками. Разработка методов управления рисками.