shkolakz.ru 1
Тема урока: Исследование зависимости силы тока в цепи от


сопротивления проводника


Цели урока:

Создать условия для:

-приобретения учащимися знаний о зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах;

-формирования у них экспериментальных исследовательских умений;

-формирования умения представлять результаты эксперимента в виде таблиц и графиков, а также умения анализировать результаты эксперимента и строить индуктивный вывод;

-формирования умения работать с компьютером и использовать его в качестве элемента экспериментальной установки;

-формирования коммуникативных умений путем организации работы в малых группах;

-формирования умения оценивать и корректировать собственную деятельность.


Организационные формы и методы обучения:

традиционные – беседа на вводном и заключительном этапах урока, коллективная работа при постановке проблемы, выдвижении гипотезы и планировании эксперимента;

инновационные – исследовательский метод, групповая экспериментальная работа, при которой класс делится на 4 группы (возможно большее число групп при наличии оборудования); две группы выполняют эксперимент с использованием измерительных приборов, а в качестве потребителя одна группа использует резистор, другая – электрическую лампочку; две другие группы работают с набором L-micro и компьютером, а в качестве потребителя одна группа использует электрическую лампочку, а другая – резистор.


Средства обучения:

традиционные - лабораторный источник питания, резистор, электрическая лампочка, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.; магазин сопротивлений, реостат, демонстрационные амперметр и вольтметр;

инновационные – компьютер, лаборатория L-micro.

печатные – либо рабочая тетрадь, либо рабочие листы с краткими указаниями по проведению исследования и образцом оформления его результатов (степень детализации в зависимости от уровня владения учащимися экспериментальными умениями и умениями работать с компьютером).



План урока:


  1. Актуализация знаний – 3 мин.

  2. Постановка познавательной задачи и формулирование проблемы и гипотез – 3 мин.

  3. Выполнение исследования – 30 мин

  4. Обсуждение результатов работы – 6 мин

  5. Подведение итогов урока, домашнее задание – 3 мин.


Ход урока:

  1. Актуализация знаний:

1). Фронтальный опрос по изученному материалу:

-Что называют силой тока? Какова единица силы тока?

-Что называют напряжением? Какова единица напряжения?

-Как включают в цепь амперметр и почему?

-Как включают в цепь вольтметр и почему?

2). Демонстрация опыта:

-качественная зависимость силы тока на участке цепи от напряжения на нем и его сопротивления.


2. Постановка познавательной задачи - выяснить, как зависит сила тока в проводнике от напряжения на нем и его сопротивления.

Выдвижение гипотез

Планирование эксперимента


  1. Выполнение исследования: половина класса выполняет натурный эксперимент (одна группа с электрической лампочкой, другая – с резистором), половина – компьютерный (одна группа с электрической лампочкой, другая – с резистором), затем они меняются местами. Результаты эксперимента заносятся в лабораторный лист.


Лабораторный лист

Цель работы

Оборудование


Ход работы

  1. Запишите гипотезы о характере зависимости силы тока на участке цепи от напряжения на нем

1)_________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Выполните эксперимент

  2. соберите электрическую цепь для проверки гипотез,

  3. начертите цепь,

  4. выполните необходимые измерения и занесите результаты в таблицу






U, B

I, A

U/I

1










2










3










  1. сделайте вывод о характере зависимости силы ток от напряжения на участке цепи и запишите его

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) постройте графики зависимости силы тока от напряжения на участке цепи и зависимости силы тока от сопротивления участка цепи.

Проанализируйте полученный график.

6) вычислите отношение напряжения к силе тока для каждой пары полученных значений этих величин. Изменяется значение этого отношения или остается постоянным?


4. Обсуждение результатов исследования и выводы:

1). Обсуждение характера зависимости силы тока от напряжения на концах проводника.

2). Обсуждение полученных графиков зависимости I(U) и I(R).

3). Сравнение компьютерного и натурного эксперимента, обсуждение достоинств и недостатков каждого из них.

4). Обсуждение причин погрешностей измерений в натурном эксперименте и возможностей их уменьшения.


5. Подведение итогов урока, домашнее задание