shkolakz.ru 1

Основные требования к исследовательской работе


  • Четкость и доступность изложения материала;

  • Соответствие темы работы ее содержанию;

  • Актуальность и практическая значимость работы;

  • Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы;

  • Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме;

  • Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме;

  • Оформление научной работы;

  • Культура презентации.


Тема исследования (основные критерии)


  • Актуальность темы, недостаточность ее изученности и важность в практическом отношении;

  • Реальная выполнимость;

  • Возможность более глубокого осмысления общих закономерностей процессов, изучаемых избранной наукой;

  • Обеспеченность необходимым количеством различных источников;

  • Грамотность формулировки темы с научной и литературной точек зрения ( с указанием четких рамок рассмотрения темы).

  • В названии следует избегать как упрощений («Задача о двух автомобилях»), так и излишней наукообразности, использования спорных с научной точки зрения формулировок и терминов («Изучение методом атомно-абсорбционной пектроскопии экстрагирования Zn, Cd, Cu, и Pl с помощью четвертичных аммониевых солей из водных растворов малой концентрации»)


Тема исследования ( примерный перечень)


  • «Одаренный ребенок. Какой он?»

  • «Характер: наследственность или воспитание»

  • «Кто мы , русские: азиаты или европейцы?»

  • «Сертификация товаров: за и против»

  • «Легко ли в России быть бедным»

  • «Как не стать преступником»

  • «Кто такой Воланд?»

  • «Реакция экосистем на загрязнение и разрушение»
  • «Глобальное потепление» или «у природы нет плохой погоды»


  • «Функции рядом с нами»

  • Красочная комбинаторика»

  • «Маленький человек в произведениях русских классиков XIXв.»

  • «Зачем нужно платить налоги»


Содержание работы


I Вводная часть

II Основная часть

III Заключение


I Вводная часть

  • Актуальность проблемы.

  • Проблема исследования – категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть или доказать.

  • Тема – отражает характерные черты проблемы.

  • Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которые существуют объективно в теории и практике и служат источником необходимой для исследователя информации.

  • Предмет – более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска.

  • Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.


Цель и задачи



  • Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

  • Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.


«Влияние историко-географических факторов на менталитет народа (на примере Румынии)»

Мелешко Мария 2006 г

Руководитель Ломака М.Г.

В современном мире особенно остро стоит проблема глобализации, которая не только открывает перед любой страной новые горизонты, но и ставит ее в весьма непростое положение: как сохранить свою культуру, не ущемляя культуры других стран? Но есть страны, которые столкнулись с этой проблемой задолго до того, как она с тала общемировой. Это те государства, которые находятся на перекрестке культур. Хрестоматийный пример тому Россия. Но в такой же ситуации с момента своего появления находилась и Румыния, романский анклав, окруженный со всех сторон славянскими народами.


Таким образом, цель моей работы – выявить характерные черты менталитета румынского народа, сформированного под влиянием особенностей исторического пути, географического положения и перекрестной культуры. Для этого необходимо изучить множество аспектов из жизни страны: ее историю, природные особенности, культуру. В результате анализа этих данных можно будет составить психологический портрет нации, основанный на конкретных фактах.


II Основная часть


  • Разбивается на части и параграфы.

  • Материал излагается по хронологическому или проблемному принципу на основе четкой и логичной организации собранного материала.

  • Выдвигаемые положения должны быть аргументированы и подкреплены конкретными фактами.

  • Необходимо продемонстрировать навыки отбора, обобщения и осмысления фактического материала.

  • Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами


«Как не стать преступником» Авакова Г. 2006 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю.

1. Что такое преступление

2. Объективная сторона преступления

3. Состав преступления

4. Субъективная сторона преступления

4.1. Вина

4.2. Мотив и цель преступления

5. Что такое личность преступника

5.1. Понятие личности преступника

5.2. Человек не рождается, а становится преступником

5.3. Структура личности преступника. Соотношение социального и биологического

5.4. Факторы, влияющие на совершение преступлений

5.5. Классификация и типология преступников


Правила цитирования источников и литературы:


  • Нельзя слишком злоупотреблять обильным цитированием – это затрудняет понимание собственной позиции автора;
  • Цитаты не должны быть простой иллюстрацией какой-либо мысли; их необходимо анализировать и комментировать;


  • При прямом или скрытом цитировании нужно обязательно ссылаться на автора;

  • Нельзя ссылаться на заведомо недоступные издания, если они реально не были изучены автором исследовательского сочинения.


III Заключение


  • В заключении подводятся итоги всей работы.

  • Выводы, представленные в заключении, должны быть приведены в соответствие с теми целями и задачами, которые были заявлены автором во Введении.

  • Необходимо дать оценку результатам своего исследования.

  • Важно, по возможности, выявить дальнейшие перспективы изучения избранной темы.

  • Если исследовательская работа сопровождалась социологическим опросом, заключение необходимо сопроводить нализом результатов, показав при этом, насколько они способствовали изучению социальных процессов и явлений, подтверждают или опровергают сделанные в работе выводы.



«Причины деформации правосознания граждан»

Приходько Ю. 2006 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю.

Проанализировав материалы опроса, можно сделать вывод о том, что необходимость в проведении мероприятий, направленных на повышение грамотности и осведомленности молодежи о своих правах существует.

Перспектив для полного преодоления деформации правового сознания в российском обществе настоящее время нет: речь может идти лишь о сокращении ее проявлений.


Мы выделили два основных направления в разрешении существующей проблемы.

Во-первых, организация воспитательной работы по выработке положительного правосознания и недопущение его деформации.

Во-вторых, активное воздействие, как на пораженное правосознание, так и на породившие его причины и условия.

Будущее правового государства в значительной мере зависит от решения проблем молодежи, оказания ей скорой социальной помощи. Повышение и развитие правовой культуры людей неотъемлемы от обновления всех сфер общественной жизни. Верховенство закона и уважение к его требованиям как важнейшие принципы правового государства нуждаются сегодня в особом идеологическом обеспечении.



Социологический опрос


Проведение социологического опроса (анкетирования) рекомендуется при исследовании какой-либо актуальной социальной проблемы:

Легко ли в России быть бедным?

Ипотека – надежное средство решения жилищной проблемы в РФ?

Легко ли в России быть безработным?

Как не стать преступником и т.д.

Анализ результатов социологического опроса способствует более глубокому изучению социальных процессов и явлений.

Важно, чтобы сформулированные вопросы анкеты были корректными, толерантными, уважающими иную точку зрения, учитывающими уровень компетентности респондентов.

При оформлении анализа опроса желательно использование сравнительных таблиц, диаграмм, графиков, других средств наглядности для эмоциональной убедительности проведенного исследования.


Примерные вопросы анкеты к теме: "Кому нужна эта реклама"

Левченко Е. 2007 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю.

1.Помогает ли Вам реклама найти нужный товар или услугу?

а) Да, но редко

б) Да, часто

в) нет

2. Ваше отношение к рекламе на телевидении?

а) Реклама негативно влияет на психику, ее нужно отменить даже в ущерб объему и качеству передач.

б) Мы смотрим интересные зарубежные фильмы только благодаря средствам от рекламы.

в) Реклама меня не волнует

3. Какой вид рекламы наиболее привлекателен для Вас?

а) видео реклама

б) звуковая реклама

в) видео и аудио реклама

4. Какой вид рекламы (рекламоноситель) раздражает Вас больше всего?

а) ТВ-реклама

б) Радиореклама

в) Наружная реклама

г) Реклама в печатных СМИ

д) Интернет-реклама

5. Доверяете ли Вы рекламе?

а) да

б) скорее да, чем нет

в) не знаю

г) скорее нет, чем да

д) нет

6. Что Вы думаете о рекламе на телевидении?

а) прекрасный повод оторваться от телепередачи, сходить поставить на плиту чайник

б) напоминает о необходимых вещах. Например, после ролика о мобильниках иду заряжать свой телефон

в) ТВ-реклама интригует - в ней полно загадок и подтекста

г) это страшное зло, которое надо запретить прямо сейчас


Социологический опрос

(анализ результатов)


Рисунок 1. Помогает ли вам реклама найти нужный товар или услугу?


Рисунок 2. Ваше отношение к рекламе на телевидении?


Примеры:

Задание 1

Тема исследования:

«Причины деформации правосознания граждан»

Определите:

Объект исследования;

Предмет исследования;

Цель исследования;


Задачи исследования.

К заданию 1

Приходько Ю. 2006 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю


  • Объект исследования – правовые взгляды, установки, ценностные ориентации и иные проявления правового сознания населения.

  • Предмет исследования – деформация правового сознания граждан России как негативное социально-правовое явление.

  • Цель исследования – анализ сущности и форм деформации правосознания граждан, выработка определенного механизма преодоления ее последствий в российском обществе.

  • Задачи:
  • Проведение анализа различных подходов к пониманию сущности деформации правосознания граждан России и формулирование определения понятия этого феномена


  • Выявление особенностей проявления данного социально-правового явления в условиях современной России

  • Исследование причинной обусловленности деформации правового сознания граждан

  • Определение приемлемых путей и методов преодоления деформации правового сознания россиян на современном этапе.

Задание 2


Тема исследования

«Легко ли быть потребителем»

Определите:

Содержание основной части

Составьте план основной части

К заданию 2

Михайлов А. 2006 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю

«Легко ли быть потребителем»

План

Основной

1.Легко ли обмануть потребителя

2.Права потребителей

3.Последствия несоблюдения потребительских прав

4.Защита прав потребителей

5.Таганрогский сектор защиты прав потребителей


Задание 3

Тема исследования:


«Легко ли быть потребителем»

Составьте примерный перечень вопросов для социологического исследования (анкеты)


К заданию 3


«Легко ли быть потребителем»

Анкета

Михайлов А. 2006 г.

Руководитель Ряжкин В.Ю


1.Знаете ли вы, кто такой потребитель?


2.Знаете ли вы права потребителя (перечислить)?


3.Знаете ли вы, куда необходимо обращаться в случае нарушения потребительских прав?


4.Какие учреждения (организации) защищают права потребителей?


5.Что необходимо делать в момент приобретения товара, работ или услуг?


6.Вам приходилось быть обманутым потребителем? Как часто?

7.Кто виноват в нарушении прав потребителей (расположите в порядке убывания)?

а) государство; б) местная власть; в) правоохранительные органы;

г) общество; д) продавцы; е) потребитель.


Общие требования и правила

оформления текстов исследовательской работы


1. Объем исследовательской работы колеблется от 15 до 30 страниц печатного текста( без приложений), доклада для презентации - 3 - 5 страниц ( в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).


2. Для текста, выполненного на компьютере, -

размер шрифта 12 - 14, Times New Roman, обычный;

интервал между строк - 1,5 - 2;

размер полей:

левого - 30 мм,

правового - 10 мм,

верхнего - 20 мм,

нижнего - 20 мм ( при изменении размера полей необходимо учитывать, что

правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм)


3. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке - в среднем - 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.


4. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).


5. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят сверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.


6. Каждый новый раздел ( введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.


  1. Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам.

Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.



8. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.

* В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной части площади титульного листа сплошной чертой.

* В среднем поле указывается название темы работы ,без слова "тема.

Это название пишется без кавычек. Название исследовательской работы должно отражать проблему, заявленную в ней, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа "обо всем и ни о чем".

* Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).

* Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя ученика, класс.

* Еще ниже - фамилия, имя, отчество и должность руководителя и если таковые были, консультантов.

* В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова "год")

* Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

9. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

10. Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы и т.д.). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например:

По замечанию А.Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [ 6, c. 22 ].


После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники.

Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию

Пример списка источников:

1. Акимов Н.В. История Древнего мира. М.: Арио, 1985, 80 с.

2. Борисова А.Б. Гелиоцентрическая система мира. СПб.: Фобос, 2000, 125 с.

3. Геоцентрическая система мира. / Сост. И.Т.Меркурьев. М.: Деймос, 1997, 100 4. Программа "Цивилизация". Канал ОРТ, 15 января 2003 г.

5. bookmarks/com/ua/news17470.php

6. www.traktat.ru

12. Для презентации исследовательской работы готовится доклад.

* Доклад по времени должент быть рассчитан на 2 - 5 минут;

* Доклад готовится отдельным текстом;

* Это не пересказ, тем более не чтение работы;

* В докладе обозначается актуальность выбранной темы, цель исследовательской работы, ее задачи и полученные выводы.

* Желательно объяснить причины выбора именно этой темы

Главная задача докладчика - точно сформулировать и эмоционально изложить саму суть исследования, лаконично проиллюстрировав ее небольшим количеством ярко, образно оформленного, удобного для восприятия иллюстративного материала.


Как можно проиллюстрировать вашу исследовательскую работу?

Это может быть:


  • Презентация Power Point

  • Web-сайт;

  • Видеофильм и т.д.


Презентация имеет несколько назначений:

  • изложение всего материала вашей работы;


  • сопровождение вашего доклада при защите проекта;

  • демоверсия.

Изложение всего материала вашей работы - предназначено для изучения

или просмотра вашей работы (проекта) при заочном ознакомлении, т.е. без вашего непосредственного участия. Такие презентации также составляются для самостоятельного изучения материала (например: уроки, рефераты и т.д.). Эти работы включают в себя весь материал, который вы хотите представить.

Сопровождение вашего доклада при защите проекта - это иллюстрация вашего доклада дополнительными слайдами: рисунками, фотографиями, видеороликами, схемами, таблицами, диаграммами и т.д., что невозможно рассказать словами. Эти презентации включают в себя тот материал, который помогает раскрыть интереснее, шире суть вашей работы (проекта), сделать ее ярче, понятнее для аудитории.

Демоверсия - краткое изложение вашей работы, причем, в отличие от первых двух видов, должна сама переходить от слайда к слайду без стороннего участия.

Обычно такие презентации готовятся для заочных конкурсов.

Объем и количество слайдов - неограниченно. Представление всех возможностей мультимедийного приложения - по вашему усмотрению. Главное - полное изложение материала.


  1. Оценка исследовательской работы.

При оценивании исследовательской работы учитываются следующие компоненты:

* содержательная часть (актуальность темы, глубина постановки проблемы, структура работы и т.п.)

* оформление (соответствие стандарту, наличие и эстетика иллюстративного материала и т.п.)

* представление на процедуре защиты( презентации) ( как держится докладчик, насколько свободно ориентируется в тексте работы, как реагирует на вопросы и т.п.).