shkolakz.ru 1 2 ... 7 8
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Калининградский филиал


Кафедра государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин





ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО (ПУБЛИЧНОГО) ПРАВА


(ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ)


Калининград

2014 год


Источники международного (публичного) права: учебно-практическое пособие / автор составитель к.ю.н., доц., заведующий кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Веременко В.М. – Калининград: МФЮА, 2014. – 62 с.


Рассмотрено и одобрено Кафедрой государственно-правовых и уголовно-правовых дисциплин Калининградского филиала МФЮА, протокол от 06 ноября 2014 г. № 4.


Рецензенты:


-
к.ю.н. Балаклеец И.И., заведующая кафедрой АНО ВПОА «Международного университета в Москве», Калининградский филиал.

- к.ю.н. Завьялова Л.П., ст. преподаватель КФ МФЮА.


В учебно-практическом пособии раскрывается понятие источника международного права, что в ходит в перечень основных и вспомогательных источников, какова их классификация.

Рассматривая отрасли международного публичного права автор, кроме представления понятий отраслей международного публичного права, указывает на универсальные, региональные, двухсторонние и внутригосударственные нормативные правовые акты, регулирующие данные отношения. В качестве дополнительных источников рекомендуется обратить внимание и на научные работы видных отечественных и зарубежных ученых.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических факультетов высших учебных заведений.


Веременко В.М., к.ю.н., доцент, 2014


Кафедра государственно-правовых

и уголовно-правовых дисциплин, 2014



Московский финансово-юридический

Университет МФЮА,

Калининградский филиал, 2014

Содержание


Введение 4


Источники международного (публичного) права 5 - 11


Источники права международных договоров 12 - 13

Источники права внешних сношений 14 - 15


Источники права международных организаций 16 - 19


Список сокращений международных организаций 18 - 19


Источники международного гуманитарного права 20 - 24


Источники права вооруженных конфликтов 25 - 31


Источники права международной безопасности 32 - 36


Источники международного уголовного права 37 - 42


Источники международного морского права 43 - 45


Источники международного воздушного права 46 - 49


Источники международного космического права 50 - 52


Источники международного экономического права 53 - 56


Источники международного права окружающей среды 57 - 60


Источники права международных судов 61 - 63


Введение


Термин «источник права»,
 согласно общей теории права — это форма, в которой выражается юридически обязательное правило поведения и которая придает этому правилу качество правовой нормы (например, конституция, закон, указ, постановление или распоряжение компетентного органа государства и т.п.).

Соответственно источники международного права (подразумевая международное публичное право) - это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы. Специфика международного права, существенно отличающегося в этом плане от внутригосударственного. Источники МП представляют собой установленные государствами в процессе правотворчества формы воплощения согласованных решений, формы существования международных правовых норм.


Во-первых, нормы международного права устанавливаются его субъектами по соглашению между ними, выражающему их согласованную и тем самым общую волю. Поэтому такие соглашения и являются источниками международно-правовых норм.

Во-вторых, субъективному праву предусмотренных нормами международного права субъектов всегда противостоят субъективные обязательства других субъектов международного права.

В связи с этим, об источниках международного права вполне закономерно говорить либо как об источниках субъективных прав, либо как об источниках субъективных обязательств субъектов международных правоотношений. В большинстве случаев предпочтительнее вести речь о субъективных обязательствах, поскольку обязанный субъект не может их не соблюдать, не навлекая на себя неблагоприятные юридические последствия в виде международно-правовых санкций. Субъективным же правом управомоченный субъект может распоряжаться по своему усмотрению, за исключением случая наличия императивной нормы.

В научном понимании существует разделение источников на виды (или группы).

Одни авторы подразделяют их на основные источники (международные договоры и международные правовые обычаи) и вспомогательные (решения и резолюции международных организаций, конференций, внутригосударственные нормативные правовые акты, решения международных судебных органов, доктрины ученых, общие принципы международного права).

Другие ученые делят их на основные (международный договор, международный обычай), вторичные (решения и резолюции международных организаций, конференций) и вспомогательные (решения международных судебных органов, доктрины ученых, внутреннее законодательство). Мы будем придерживаться, первой точки зрения.

Рассмотрим подробнее, что же является источниками международного права?

I. Прежде всего, одним из основных таких источников является международный договор, понимаемый как «Письменное соглашение между субъектами международного права, регулируемое соответствующими нормами общего международного права» или «Соглашение субъектов международного права об установлении, изменении, прекращении взаимных прав и обязанностей».


Совокупность и система (подсистема) таких норм составляет отдельную относительно самостоятельную структуру международного права (его отрасль), именуемую правом международных договоров.

В содержание понятия «международный договор» могут входить (кроме «договор»), Статус, Конвенция, Соглашение, Протокол, Коммюнике, Акт, Пакт, Программа, Хартия, Нота, Заключительный акт, Устав и др.). Таким образом, термин договор имеет значение родового понятия.

Международные договоры разделяются на общие (международные конвенции, в которых могут принимать участие все государства без ограничений) и специальные (где число участников носит ограниченный характер). Венская конвенция «О праве международных договоров» от 1969 года не исключает возможности заключения международных соглашений «не в письменной форме», т.е. устных «джентельменских» соглашений. Но это было в прошлом («джентельменское» соглашение между СССР и Монголией в 1937 г.).

Международный договор может представлять собой не один, а несколько взаимосвязанных между собой документов. Тоесть, к основному тексту договора могут быть приложены дополнения в виде: Протокола, Описания, Технических условий, Тарифов, географических карт и др.)

Международный договор характеризуется тремя обстоятельствами:


  1. договорная форма позволяет достаточно четко определить права и обязанности участников, что благоприятствует толкованию и применению договорных норм;

  2. все международные отношения между государствами охвачены договорными соглашениями (сменяющими международные обычаи);

3)договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие норм международного публичного и внутригосударственного права.

Классификация международных договоров:

-по количеству участников (двухсторонние и многосторонние);

-по виду субъектов (межгосударственные, с участием международных организаций, с участием органов освобождения);

-по объекту регулирования (политические: о союзе,, ненападении, нейтралитете, сотрудничестве, дружбе, мире и др.; экономические: об оказании экономической помощи, поставках, строительстве, кредитах, платежах, расчетах и др.);

-по пространству действия (универсальные, региональные, локальные);

-по сроку действия (бессрочные, определенно-срочные, неопределенно-срочные);

-по форме (письменные, устные «джентельменские» соглашения);

-по возможности присоединения (открытые, закрытые).

Структура договора: Наименование, Преамбула, Основная часть (Разделы, Части, Главы, Статьи, Параграфы, Пункты), Заключительная часть, Подписи уполномоченных, Оговорки, сделанные участниками договоров; Приложения (имеющие юридическую силу по согласию сторон: Протоколы, Описания, Технические условия, Стандарты, Тарифы, Карты); Поправки, принятые в установленном порядке.

II. Следующим основным источником международного права является международный обычай, который в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН определен как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». В этом определении речь идет,

-во-первых, о практике государств,

-во-вторых, об их практике определенного поведения в однотипных ситуациях и,

-в-третьих, о признании международным сообществом государств такого многократно повторяющегося поведения юридически обязательным, т.е. о молчаливом соглашении государств, сообщающем указанному поведению качество международно-правовой нормы.

Иными словами, международный договор – это сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер. Форма признания - молчаливое согласие.


О международном обычае речь, следовательно, идет как о норме общего международного права. И, в частности, потому, что формирование локального многостороннего международного обычая, хотя в принципе и возможно, но происходит крайне редко. Двусторонний же обычай вообще не имеет смысла.

III. Основные (общие) принципы международного права:

1. Принцип неприменения силу и угрозы силой (ст.1, ст. 51 Устава ООН);

2. Принцип мирного разрешения международных споров (п.3, ст.2 Устава ООН; Декларация о принципах международного права 1970 г.; Совещание СБСЕ в Валлете - Мальта 1991 г.; ст. 38 Статута Международного Суда ООН гласит: «Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

а) международные конвенции, как общие так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

в) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

с) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм»);

3. Принцип уважения прав человека (Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакты (два) о правах человека 1966 г. (о гражданских и политических, и об экономических, социальных и культурных правах), конвенции: о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г., о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., о правах ребенка 1989 г. и т.д.);

4. Принцип суверенного равенства (п.1, ст.2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);


5. Принцип невмешательства во внутренние дела (п.7, ст.2 Устава ООН);

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности (Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);

7. Принцип нерушимости границ (Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение);

8. Принцип равноправия и самоопределения народов (Декларация о принципах международного права 1970 г.);

9. Принцип сотрудничества (Декларация о принципах международного права 1970 г.);

10. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств (Декларация о принципах международного права 1970 г., где выстроена иерархия обязательств: по Уставу ООН; вытекающие из общепризнанных принципов и норм МП; по договорам;), Заключительный акт СБСЕ 1975 –Хельсинское соглашение; Федеральный Закон РФ «О международных договорах РФ 1995 г.).

И два дополнительных принципа – всеобщей (международной) экологической безопасности и запрещения использования ядерного оружия.

IV. Вспомогательные источники: Акты международных организаций и конференций (обязательные и рекомендательные). Их статус определен Уставами международных организаций. Акты международных организаций зачастую носят нормотворческий характер (Резолюция ГА ООН 1514 от 14.12. 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам».

Органы управления международных организаций в пределах своей компетенции принимают, как правило:

-Акты рекомендации (или Акты правоприменительного характера). Например, ГА ООН на основе норм (ст.10,11, 13 Устава ООН) уполномочена «Делать рекомендации» и в соответствии со ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности ООН.

-Акты внутреннего права международной организации, принимаются руководящими Органами международных организаций (например, предписания Резолюций ГА ООН «о взносах государств-членов в бюджет ООН». Данные акты относятся не только к внутренней жизнедеятельности международных организаций, но также содержат нормы права, регулирующие отношения международных организаций (их Органов управления) с государствами-членами.


-Акты административного регламента (Стандарты международных организаций, Стандарты и Правила гражданской авиации, Санитарные правила ВОЗ, Правила МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами и т.д.)

-Акты международных конференций, как правило, завершаются принятием итоговых документов, имеющих различную природу:

а) для разработки международного договора завершаются одобрением резолюции (иного акта) о принятии договора. Резолюция имеет процессуальное значение, а договор является источником права;

б) конференция для решения вопроса о проверки выполнения уже действующего многостороннего договора, то её задача ограничивается: заслушиванием информации, контрольными функциями и принятием акта рекомендательного характера. Такие акты имеют и процессуальный и рекомендательный характер.

V. Вспомогательный источник: решения международных судебных органов. В качестве самостоятельного источника международного права (судебные решения) признают в странах англосаксонской системы права. В качестве вспомогательного источника права, решения международных судебных органов имеют большое значение для конкретизации обычных норм международного права (например, ст. 94 Устава ООН, члены ООН обязались выполнять решения Международного Суда по тому делу, в котором они являются сторонами, в том числе и решения международных арбитражей).

VI. Вспомогательный источник: доктрины ученых имеют особое значение, т.к. коллективное мнение юристов находит своё выражение в таких документах международных организаций, как «Ассоциация ученых международного права», «Институт международного права» и др.

После Второй мировой войны под эгидой Организации Объединенных Наций и других универсальных международных организаций была проведена существенная работа по кодификации международных обычных норм, сопровождающаяся их прогрессивным развитием.


В результате были заключены многие универсальные конвенции в сфере дипломатического и консульского права, правопреемства государств, права международных договоров, морского права и некоторые другие, т. е. конвенции, кодифицирующие обычные нормы общего международного права.

В функцию Генеральной Ассамблеи, согласно ст. 13 Устава ООН, входит содействие прогрессивному развитию и кодификации международного права. Эту свою функцию Генеральная Ассамблея осуществляет, в частности, с помощью Комиссии международного права, являющейся вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи.

Согласно выработанному Генеральной Ассамблеей Положению о Комиссии международного права, выражение «прогрессивное развитие международного права» употребляется в смысле подготовки проектов конвенций по тем вопросам, которые еще не регулируются международным правом или по которым право еще недостаточно развито в практике государств; выражение «кодификация международного права» употребляется в смысле более точного формулирования и систематизации норм международного права в тех областях, в которых уже имеются обширная государственная практика, прецеденты и доктрины (ст. 15).

VII. Вспомогательные источники. Важным источником международного права являются также односторонние юридические акты государств, в частности акт обязательства (часто неудачно именуемый актом обещания), акт признания и акт протеста. Первые два акта, как правило, действуют в сочетании.

а) Акт обязательства — это одностороннее заявление государства в лице его компетентного органа, что оно берет на себя обязательство об определенном, в соответствии с изложенными в заявлении условиями, поведении в межгосударственных отношениях, ранее не предусмотренное действующими международно-правовыми предписаниями или вносящее в таковые некоторые уточнения, адресованное всем другим государствам или некоторым из них и так или иначе доведенное до их сведения (в частности, в письменной форме).


Акт обязательства в сочетании с актом его признания создает, очевидно, ситуацию заключения межгосударственного соглашения (родовое понятие), в отличие от заключения межгосударственного договора (понятие видовое). Разумеется, односторонние юридические акты обязательства и их признание выражают волю заинтересованных государств, а достигнутое тем самым соглашение между ними выражает их согласованную и тем самым общую волю по поводу установления новой или уточнения действующей международно-правовой нормы.

В пределах срока своего действия и при соблюдении иных условий, сопровождающих одностороннее международное обязательство, оно не подлежит отмене или изменению, т.е. в сочетании с актом признания создает относительно стабильное межгосударственное соглашение.

Признание акта обязательства государствами-адресатами порождает для них корреспондирующие этому обязательству субъективные права, естественно, в соответствии с изложенными в акте обязательства условиями (в частности, касающимися срока действия обязательства).

Источниками международных обязательств государств являются акты предписания государствам – членам международных организаций (или их Органам), имеющие для таких государств обязательный характер в силу учредительных актов этих организаций (или их Органов), или приобретшие такой характер в силу четко установившейся практики данной организации (или их Органа). Так, согласно ст. 18 Устава ООН, Генеральная Ассамблея принимает по перечисленным в этой статье важным вопросам решения, обязательные для членов ООН в отличие от принимаемых Генеральной Ассамблеей рекомендаций, не имеющих обязательной юридической силы. В ст. 25 Устава ООН – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности ООН и выполнять их.

б) Акт признания - это акт (действие или бездействие) государства, посредством которого оно в соответствии с действующим международным правом признает правомерной юридически значимую ситуацию, созданную действиями другого государства, поскольку о наличии такой ситуации ему известно или должно быть известно.


Последняя часть предложенного определения (со слова «поскольку») выражает обязанность государства, как создавшего юридически значимую ситуацию, так и признающего ее правомерной, действовать добросовестно. Морально-политический принцип добросовестности играет в указанном правоотношении важную роль.

Создавшаяся юридически значимая ситуация, разумеется, не должна входить в противоречие с императивной нормой общего международного права. В противном случае признание возникшей ситуации должно рассматриваться как юридически ничтожное.

Особенностью признания является то, что оно может быть явно выраженным посредством акта компетентного органа, обращенного к другому государству (например, с предложением к вновь возникшему государству установить с ним дипломатические отношения), или же вытекать из его молчаливого поведения, свидетельствующего, что оно продолжает выполнять свои международные обязательства в соответствии с действующими международными договорами или обычноправовыми нормами общего международного права.

Незаявление государством протеста против созданной другим государством юридически значимой ситуации в разумный срок обычно рассматривается как ее молчаливое признание, кроме случаев юридической ничтожности признания, когда речь идет о действиях государства, нарушающих императивные нормы международного права.

в) Акт протеста (противоположный акту признания) - это заявление государства об отказе признать правомерной юридически значимую ситуацию, созданную поведением другого государства, т.е. квалификация её в соответствии с действующими международно-правовыми предписаниями в качестве противоправной. Протест должен быть явно выражен и так или иначе доведен до сведения государства, которому он адресован, а возможно, и до сведения других заинтересованных государств.

Естественно, что протест должен быть юридически prima facie, т.е. с достаточной степенью очевидности, обоснованным (достаточно обоснован) и в принципе может быть оспорен государством, которому он адресован.


По мнению И.П. Антонова «внутригосударственные нормативные правовые акты» не являются источниками международного права, но их содержание влияет на международно-правовое регулирование, других ученые к вспомогательным относят и «общие принципы международного права».

Исследуя источники международного права нельзя не рассмотреть вопрос, имеющий отношение к важнейшему способу международного правотворчества – кодификация норм международного права.

Кодификация – это процесс систематизации действующих обычных норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы на новые.

Способы осуществления кодификации

1.Установление точного содержания и четкой формулировки существующих обычных и договорных норм международного права;

2.Изменение или пересмотр устаревших норм;

3.Разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей международных отношений;

4.Закрепление в едином международном правовом акте (либо в ряде актов) всех согласованных принципов и норм.

Виды кодификаций: официальная и неофициальная.

-официальная – осуществляется в форме договоров (кодификация права войны). В ООН создан механизм кодификации норм международного права (Комиссия международного права, состоит из 34 членов государств-участников, избираются Генеральной ассамблеей ООН сроком на 5 лет).

-неофициальная – осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях, учеными правоведами в частном порядке (подготовка проекта кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов международной неправительственной организацией Международным Красным Крестом).



следующая страница >>