shkolakz.ru 1 2 3
Глава 3. Контроль качества аудиторской деятельности и ответственность аудиторов



3.1. Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов


Контроль качества аудиторской деятельности в Российской Федерации представляет собой целостную систему контрольных органов и мероприятий, включающую три уровня (см. рис.2):

1) государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

2) внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

3) внутренний контроль качества работы аудиторов аудиторской организации.


Уполномоченный федеральный орган

Государственный контроль (надзор)

Саморегулируемые объединения аудиторов

Внешний контроль качества

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы

(субъекты предпринимательской аудиторской деятельности)

Внутренний контроль качестве


Аудиторы

(субъекты профессиональной аудиторской деятельности)


Рис. 2. Система контроля качества аудиторской деятельности в РФ


Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов осуществляет уполномоченный федеральный орган.

Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Указанный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок. Плановая проверка саморегулируемой организации аудиторов осуществляется не чаще одного раза в два года в соответствии с планом проверок, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Основанием для осуществления внеплановой проверки саморегулируемой организации аудиторов может являться поданная в уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность.


Порядок назначения и осуществления проверки саморегулируемой организации аудиторов, программа проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

В случае выявления нарушений саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, уполномоченный федеральный орган по результатам проверки может применить следующие меры воздействия:

- вынести предписание, обязывающее саморегулируемую организацию аудиторов устранить выявленные по результатам такой проверки нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

- вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность;

- вынести решение об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;

- обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия соответствующего решения по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, обязан сообщить ей в письменной форме о принятом в отношении ее решении. О результатах проведенной уполномоченным федеральным органом проверки саморегулируемой организации аудиторов и о принятом решении уполномоченный федеральный орган информирует совет по аудиторской деятельности.


3.2. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации в отношении своих членов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, кроме саморегулируемых организаций, также осуществляет уполномоченный федеральный орган.


Предметом внешнего контроля качества является соблюдение аудиторской организацией требований Закона РФ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления и требования к организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности1.

Саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок.

В общем случае плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской отчетности организаций, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, осуществляются:

1) СРО - не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации может являться поданная в СРО аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие требования Закона РФ «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, кодекса профессиональной этики аудиторов.

В настоящее время исполнительные функции по реализации процедур внешнего контроля возлагаются на органы по контролю качества аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (АПАО). При этом, орган по контролю качества АПАО не принимает непосредственного участия в проверке. Непосредственно проверку осуществляют контролеры качества, включенные в соответствующий список, а орган по контролю качества рассматривает возникшие конфликтные ситуации в отношениях контролера и проверяемой организации (индивидуального аудитора), утверждает отчет контролера качества и принимает по нему решение.


Контролер качества включается в список контролеров СРО аудиторов (АПАО) при выполнении следующих условий:

1) наличие письменного заявления о желании стать контролером качества;

2) наличие аттестата аудитора;

3) наличие подтверждения своевременного прохождения ежегодного повышения квалификации2;

4) наличие практического, профессионального опыта работы в штате аудиторской организации, по осуществлению руководства крупными проектами не менее 5 лет;

5) работа в штате аудиторской организации, являющейся членом аккредитованного профессионального аудиторского объединения;

6) обучение по специальному курсу подготовки контролеров качества и сдача экзамена;

7) прохождение собеседования и (или) тестирования в уполномоченном органе по контролю качества;

8) наличие положительной рекомендациихарактеристики от работодателя;

9) подтверждение прохождения процедур контроля качества аудиторской организации - работодателя.

Осуществляя контроль качества, контролер в первую очередь оценивает утвержденную руководством аудиторской организации (индивидуальным аудитором) внутреннюю систему контроля качества, ее соответствие принятым нормативным документам, регламентирующим аудиторскую деятельность. Программа проверки направлена на тестирование функционирующей системы контроля для обеспечения уверенности в том, что цели в отношении надежности качества достигаются надлежащим образом.

Цели, связанные с политикой в отношении надежности качества, заключаются в следующем:

- предполагаемые клиенты аудиторской организации (индивидуального аудитора) адекватно оцениваются для получения уверенности, что не будет отношений с клиентами, характеризующимися неприемлемо высокой степенью риска;

- аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) не будут поддерживать отношения с уже имеющимся клиентом, если такие отношения могут привести к нежелательным последствиям;


- консультации по профессиональным вопросам имеют место в тех случаях, когда они необходимы для обеспечения качественных результатов работы по аудиту;

- задания по аудиту адекватно планируются и контролируются руководством аудиторской организации (индивидуальным аудитором);

- за персоналом, назначенным для работы над заданиями по аудиту, осуществляется необходимый контроль со стороны ведущих специалистов;

- сотрудники аудиторской организации (индивидуального аудитора) всех уровней проходят необходимое повышение профессиональной квалификации;

- осуществляется наставничество, инструктаж и обучение на рабочем месте;

- независимость от клиентов, которым аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) оказывают аудиторские и другие сопутствующие аудиту услуги по подтверждению финансовой (бухгалтерской) отчетности, устанавливается в момент принятия работы над заданием и сохраняется в дальнейшем;

- работа над заданием ведется объективно, с наличием адекватной степени профессионального скептицизма;

- в вопросах, требующих специальных знаний, персоналу, работающему над заданием, доступны в качестве консультантов другие специалисты аудиторской организации (индивидуального аудитора);

- потребность в кадрах прогнозируется своевременно, и в целях получения нужных человеческих ресурсов разрабатывается адекватный план развития;

- при наборе новых сотрудников, лица, отобранные для дальнейшего рассмотрения в качестве кандидатур на рабочие места, действительно имеют достаточную квалификацию и опыт;

- лиц, поступающих на работу в аудиторскую организацию (индивидуальному аудитору), знакомят с их текущими обязанностями, а также с перспективами продвижения по службе;

- работа сотрудников оценивается на регулярной основе, и способ такой оценки дает возможность каждому сотруднику улучшить свою работу.

Этапы внешнего контроля качества аудиторских услуг представлены на рисунке 3.


Контроль качества осуществляется в каждом отдельном случае как особое задание, выдаваемое на основе плана проверок утвержденного руководящими органами СРО аудиторов. Перспективные планы составляются не менее чем на 1 год с поквартальной разбивкой. На основе перспективного плана на предстоящий квартал могут составляться уточненные рабочие планы. В соответствии с планом орган по контролю качества определяет и согласовывает с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) сроки проведения проверки.



следующая страница >>