shkolakz.ru 1 ... 4 5 6 7
32. Культурная модернизация. Фундаментализм как культурная ориентация

Модернизация – процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, религиозн представл, циклич хар-р развития, коллектив отнош м/у людьми, авторит хар-р власти, ориентация на мировоззренческие ценности, отсут-е отложенного спроса. Современные К. имеют след особенности: ориент на инновации, светский хар-р соц жизни, демократич форма власти, выделенная инд-ть, оринтир на инструмент цен-ти, на точные науки и технологии, наличие отложенного спроса. Переход от традиц К. к модернистской в Западной Европе нач в эпоху Возр., заверш в Новое Время. Восточные общ-ва долгое время оставались замкнутыми, локальными, трад. В XIX-XXвв там нач проц-ы модерн в рез-те усвоения Зап опыта. Эти процессы прокет сложно, противоречиво. В связи с этим выдел 3 осн-х варианта, в кот происх модерн в соврем мире: 1. Симбиоз (при кот поддерж относит независ сосуществ традиций и современности. Она хар-на для колониал сист, в кот новые элементы вводятся иностранными властями и исход из интересов монополии); 2. Конфликт культур (модерн против традиций. В этом случ рез-м модерн явл слабая адаптация к технич достиж Запада. При этом происх потеря традиц К. без обретения современной. Такая мод хар-на для некот стран Африки); 3. Синез (взаимод и огранич соед традиц и соврем. Он имеет место в том случ, если социокульт сист осваивает достиж др народов в тех сферах, кот в ней самой развиты недостаточно, но при этом оно сохраняет свою исход основу, самобытность, сбособн поддерж свою целостность и устойчивость. Возможно возник 2 тенденций: модернизма и фундаментализма. Модернизм – стремление приспособ религию к потреб сегод дня; очищ её от архаизмов, чрезмерных запретом и ограничений. Фундаментализм – признание неприкосновенности всех догм религии в первозданном виде. Модернисты выступ за союз науки и религии, смелое исп достиж НТП. Религия – это важное ср-во формир нравственных кач-в чел. В Турции в первой половине XXв были провед соц и эк преобраз, кот затронули и религиозную сферу. Мусульманство было отделено от гос-ва. Во второй пол XXв произошло крушение колониальной системы. Получили распростр концепты исламского соц. Модерн-ие тенденции стали проявл в ряде крупных арабских стран (Египет, Сирия, Ирак). В последнее 10-е увелич роль исламского фундаментализма. Фундам-ы призыв к возрожд средневек чистоты ислама. Признают авторитет исключительно Корана и Суммы. Решит отверг дух влияние со стороны Запада. Число ислам фундамен с каждым годом растёт, а их дейст приобрет всё более экстремистский хар-р. Многие философы видят конфликт XXIв в войне цивилизаций, столкновении Запада с миром ислама.



33. Этническая и национальная культура

Этнич.(народн.) к-ра – это к-ра людей, связ-х общностью происх-я и совм. хоз. деят-тью. Местн. огранич-ть, жестк. локализ-я, обособл-е в сранит. узк. соц. простр-ве – одна из главн. черт этой к-ры. в ней господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающ-ся от пок-я к пок-ю на семейн. или соседск. ур-не. Главн. мех-мом культ. комм-и явл-ся непоср. общение живущих рядом людей. Осн. эл-ты – мифы, легенды, фольклор, обычаи, традиции – сохр-ся и перед-ся в рамках дан. к-ры посредством естеств. спос-тей кажд. чел-ка. Этой к-ре присущ изоляционизм, резк. разгранич-е и противопост-е своего и чуж. Она лишена авторства , безымянна и анонимна.

Нац-я к-ра – к-ра людей, прожив-х на дов. больш. простр-вах и не связ-х родствен. отн-ми. 1) Главн. признак – общность экон. жизни. Нация форм-ся с разв-ем капитализма, при кот. форм-ся общ. рынок, един. сис-ма валюты, ср-в передвиж-я, налогов. 2) Общность терр-и(не только простр.-геогр. границы, но и прир. усл-я). 3) Общие черты псих. склада, кот. закрепл-ся в менталитете народа. 4) Нац. самосознание, т.е. осозн-е своей принадл-ти к той или иной нации. 5) Общность культ. жизни, общекульт-е черты(вознпк-е письм-ти).

Нац. к-ра лишена культового хар-ра и явл-ся прод. индивид-го творч-ва. Она созд-ся не всем этносом, а только образов. частью общ-ва, научн. и худ. интеллигенцией. Нац. к-ра может нах-ся в сложн. отн-ях с этн. к-рой. До опр-го момента нац. к-ра может ост-ся чуждой народу, далекой от него, хотя бы в силу его неграмотности. Может нести печать кастовой, сословн., элит. обособл-ти. Этот разрыв преодол-ся путем просвещ-я, образов-я народа, его всеобщ. грамот-ти(СМИ и разл. культ. учрежд-я).

Гумилев – теория этногенеза(процесс от взн-я до распада этноса).Работы: «Этногенез и биосфера Земли», «От Руси к России». У кажд. этноса есть свое нач. и конец. Продолж-ть этногенеза сост. 1,5 тыс. лет. Фазы разв-я этноса: подьем пассионарности, пассионарн. перегрев, медл. спад, надлом, инерция или цивил. период. После этого этнос либо расп-ся, либо сущ-ет как реликт. Разв-е этносов опр-ся наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, неукрот. стремл-ем к намеч. цели. Акт-ю, деят-тью пасс-ев обьясн-ся главн. ист. события в жизни народов, а само их появл-е завис. от косм. факторов. Начало своего ист. пути этнос получ. из космоса. Гумилев примен. теорию этногенеза к анализу мир. и рус. ист-и. В ист. России имели место 2 пасс. взрыва: 1-2вв.н.э. – формир-е слав. этноса; 13-14вв.н.э. – появл0е нов. пок-я пассионариев, готовых на жертвы. Сформ-ся нов. этнос – великороссы или россияне, кот. образ-ся из 3-х комп-тов: слав., угрофин., татарский. Гум. полаг., что смеш-е разн. народов – непрем. усл-е формир-я этноса. 16-17вв. – пасс. перегрев, 18-19вв. – наиб. оптим. в смысле пасс-ти время, сер.19в. – фаза надлома(сниж-е ур-ня пасс-ти, конфликты и войны). Сейчас мы нах-ся в кон. фазы надлома. Цив-я благоприятна для накопл-я мат. к-ры, упорядочения быта, разв-я техносферы.



34 Западная и восточная типы культуры

В зависимости от региональной принадлежности в культурологии принято выделять 3 крупных типа культуры:


  • западный

  • восточный

  • западно-восточный, евразийский

Отличия Западной и Восточной культуры:

  1. они различаются динамикой развития. зап. кул-ра развивается динамично, скачкообразно, прошла разные этапы в своем развитии. Вост. кул-ра развивается эволюционно, долгое время оставалась замкнутой, лаконичной, традиционной. Только в 19-20 вв. в вост. странах начались процессы модернизации

  2. В вост. и зап. кул-рах по-разному решались мировоззренческие вопросы:

  • различным было отношение к миру. В зап. кул-ре подчеркивалось активное отношение чел-ка к миру. Для зап. кул-ры характерен ускоренный прогресс науки и техники, быстрое изменение предметного мира. Зап. стратегия – это изменение среды обитания чел-ка. Вост. же кул-ра более ориентирована на самостоятельность чел-ка, его дух. совершенствование, изучение возможности регуляции чел-го организма. В вост. кул-ре возникла идея нирваны, концепция недеяния, получила признание теория непротивления злу насилием.

  • различным было отношение к природе. На Зап. сформировалось утилитарное прагматическое потребительское отношение к природе. На Вост. отношение к природе было более созерцательным, трепетным, более мудрым. Считалось, что человек должен координировать свои действия с законами космоса, природы, жить в гармонии с ней. Такое отношение к природе оказало большое влияние на характер вост. искусства. На Вост. впервые возникли пейзажная живопись, садово-парковое искусство, экибана
  • различным было понимание чел-ка, его отношение к обществу, гос-ву. На Зап. чел-к рассматривался как автономная, самостоятельная, свободная личность, обладающая естественными правами, которые должно гарантировать гос-во. На Вост. всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, гос-ва; воспитывалось преклонение перед гос. властью. Для Вост. были характерны коллективистские традиции и значительная роль гос-ва в общественной жизни.


  • различное отношение к возможностям человеческого разума. На Зап. сформировалась сильная рационалистич. традиция, которая проявлялась во всех видах кул-ры. Рационализм – учение, которое в познании и творчестве отдает приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Восток более тяготен к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. Этим и объясняется и традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу. Главными факторами худ. творчества считались воображение, интуиция, озарение просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном

  1. Различным было соотношение разных видов кул-ры. Важная черта вост. кул-ры – это жесткое переплетение религиозных, философских и научных идей. Наука рассматривалась как средство дух. совершенствования чел-ка. Долгое время не оформлялась в самостоятельную область знаний. А научные сочинения появлялись как части дух. поучений. На Зап. разные виды кул-ры существовали самостоятельно и более конфликтно, чем на Вост. На Зап. еще со времен Античности сформировалась сильная материальная традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, а наука рассматривалась как средство физического прогресса развития производства.

В рамках Вост. культуры выделяются 4 основных культурно-исторических типа:

  1. индо-буддийский

  2. китайско-конфуцианский

  3. арабо-мусульманский

  4. –японский

В рамках Зап. кул-ры выделяются:

  1. европейская

  2. американская

  3. австралийская



35 Своеобразие культуры России, ее место и роль в мировом культурно-историческом прогрессе.

На характер рус. кул-ры большой влияние оказали особенности природы России. Суровый климат русской равнины, лес, реки, степи, бескрайние просторы – все это формировали основы отечественной кул-ры (мировоззрение народа, характер его расселения, связи с др. землями, тип хоз. деятельности, отношения к труду, организацию соц. жизни, фольклорные образы, народн. философию).


Ключевский: природа приучила русского чел. к чрезмерному напряженному кратковременному труду. Поэтому ни один народ не мог так напряженно трудиться. Борьба с природой требовала от рус. людей совместных усилий. Поэтому устойчивыми понятиями стали: наваливаться всем миром и аврал. Природа вызывала у чел. восхищение – фактическое отношение. Фатализм рус. чел. сочетался с стихийно-реалистич. отношением к жизни.

Не рационализм, а интуитивизм доминировал в сознании рус. чел. У рус. чел. больше восточной, византийской иррациональности, чем западной рациональности. Эмоции преобладают над разумом, страсти над интересами. У рус. людей преобладало наглядно образное и действительное мышление. Природа оказывала большое влияние и на характер русского искусства. Об этом пишет Д.С. Лихачев в работе «Заметки о русском». Издавна русская кул-ра считала волю и простор главным эстетическими и этическими ценностями.

Большое влияние на характер русской кул-ры оказал экономический фактор. Исторически сложилось так, что на протяжении веков основной хозяйственной единицей в России была община – с коллективным пользование землей и внутренним самоуправлением. Общинная организация хозяйства оказала влияние на формирование ценностей русской кул-ры: приоритет коллективного начала над личным, отзывчивость на чужую беду, взаимопомощь, милосердие и сострадание, гостеприимство.

На своеобразие русской кул-ры оказали влияние особенности политико-правого развития России. В первые века существования славяно-русского гос-ва успешно развивали демократические формы правления (вече). В отличие от запада, где кул-ра впитала правовые нормы, разработанные еще в Древнем Риме, на Руси всегда существовал приоритет морали над правом. К тому же судебные нормы (Русская правда) были более гуманны. Недооценка правовых норм, их незнание определяли на всем протяжении истории России низкую правовую культуру.

На своеобразие русской кул-ры большое влияние оказал геополитический фактор: промежуточное положение России между цивилизациями запада и востока. Проблема цивилизации принадлежности России, ее отношение к западу и востоку стало предметом теоретического расследования в 19в.


Чаадаев признавал своеобразие цив-ного развития России, но видел его в том, что мы никогда не развивались вместе с др. народами, не принадлежали ни к одному из семейств чел. рода, ни к западу, ни к востоку.

Западники связывали будущее России с ее развитием в русле европейских традиций.

Славянофилы связывали будущее России с развитием самобытной, самодостаточной русской культурой.

Данилевский наиболее перспективным считал славянский тип кул-ры, наиболее полно выраженный в русской кул-ре

Тойнби рассматривал Россию как дочернюю зону православной Византии. Аналогичные мысли высказывал Леонтьев.

Большое внимание уделял этой проблеме Плеханов: в России идут 2 процесса параллельных друг другу, но направленные в различные стороны. С одной стороны происходит европеизация высшего культурного слоя, а с др. стороны происходит усиление азиат. способа производства и восстановления деспотии. Это порождает разрыв между народом и интеллигенцией. Россия не объединяет восток и зап., а противопоставляет, даже разрывает эти 2 мира.

Н.А. Бердяев считал, что в Росси соединяются вост. и зап. как 2 потока мировой истории, причем это соединение превращает Россию не в некий интеграц. вариант, а в арену столкновения и противоборство западных и вост. элементов. Промежуточное положение России между востоком и зап. порождает глубокую противоречивость в рус. кул-ре ее раздвоенность и внутренний раскол.

Существует евразийская концепция цивилизационного развития России. Представители: Трубецкой, Алексеев, Корсаев, Савицкий. Евразийцы отстаивают мысль об исключительности рос. цивилизации, обусловленной спецификой ее место положения. Также как славянофилы они отрицательно относились к реформам Петра 1. Но в отличие от славянофилов они делали акцент на восточном элементе в рус. кул-ре, подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для строительства гос-ва и сохранения устоев православия в условиях идеологической и военно-политической экспансии Запада. Гумилев считал себя последним евразийцем.


Среди духовных факторов, определивших своеобразие рус. кул-ры следует называть прежде всего православие. У древ. славян существовала языческая религия, основанная на вере в множество богов, кот. символизировали различные природные стихии и покровительствовали тем или иным сторонам деятельности чел-ка.

В 988 г. Русь приняла христианство в его византийском православном варианте. Пришедшее из вне христианство существенно изменилось под влиянием местных, языч. верований и культов. Христианские и языческие традиции, наслаиваясь друг на друга, образовали со временем некий синтез, получивший название русское православие.

Принятие христианства приобщила Русь к кул-ре Византии всего христ. мира. В кон.10 в. на Русь из Болгарии приходит письменность, а вместе с ней на Руси появляются рукописные книги. С 11в. начинается летописание. Русью была воспринята Византийская иконопись, фресковые росписи, искусство мозаики. В кон.10-нач.11в.в. на Руси появляется монументальная каменная архитектура. Из Византии приходит крестово-купольный вид храма. В правлении Ярослава Мудрого на Руси появляется монашество и монастыри, кот. становятся своего рода культ. центрами.

В условиях феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской кул-ры, сплоченная единством языка, славянской письменности, религиозными воззрениями и христианскими ценностями.

В послемонгольский период правосл. церковь сыграла важную роль централизации и укреплении гос. единства.

В начале 18в. Нестром1 была проведена церковная реформа, кот. имела своей целью стремление лишить церковь самостоятельности.

<< предыдущая страница