shkolakz.ru 1 2 ... 23 24

Лев Николаевич Гумилёв



От Руси до России




Очерки этнической истории


Аннотация



Эта последняя работа, подготовленная Л. Н. Гумилевым к печати, — результат глубокого, многостороннего изучения автором этнической истории нашей страны. Книга фактически продолжает и дополняет его предыдущее исследование «Древняя Русь и Великая степь».

Как и все труды Л. Н. Гумилева, книга «От Руси до России» (это название дал книге сам автор) содержит колоссальный объем фактического материала, анализ которого позволил автору сделать серьезные научные обобщения, по-новому взглянуть на, казалось бы, известные факты исторической географии.

Очерки событий, происходивших в I—XVIII вв., написаны интересно, даже увлекательно, «экспериментальным» стилем, так как, по словам Л. Н. Гумилева, его задача состояла в том. чтобы читатели «уяснили содержание работы и не бросили книгу, не дочитав».

Книге «От Руси до России» присуждена премия «Вехи», почетный диплом которой присуждается за произведения, вносящие выдающийся вклад в понимание России, ее истории, ее духа.

По просьбе автора издание содержит три указателя: именной, географических и этнических названий, а также словарь основных терминов и редко употребляемых слов.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Вместо предисловия

Часть первая

Киевская держава


Глава I. Славяне и их соседи: Две Европы, Готы, Хунны и гунны, Рождение Киевской державы

Глава II. Славяне и их враги: В низовья Волги, Пришельцы с юга, Власть и деньги, Славяно-русы и Византия, Триумф Святослава

Глава III. Крещение Руси: Святослав и Калокир, Святослав и Цимисхий, Прощание с русами, Брат на брата, Последствия лжи, Новый путь

Глава IV. Прихоти судьбы: Сыновья Владимира, Мудрость компромиса, Перемены, Всеслав Полоцкий и Ярославичи, Олег Святославич


Глава V. Миг единства: В поисках союзников, Беспринципность, Отец и сын, Начало конца

Часть вторая

В союзе с Ордой


Глава I. Рождение Монгольской имеперии: Великая степь, Юность Чингиса, За право на жизнь, Наследника Чингисхана

Глава II. Лицом на восток: Калка, Великий западный поход, Князь Александер и хан Батый, За други своя, Конец и вновь начало

Глава III. Появление России: Сыновья и сыновцы, Дела литовские, Церковь и Москва, Дела ордынские, Синяя Орда, На поле Куликовом

Глава IV. Возмужание: Тохтамыш и Тимур, Василий, Витовт и Едигей, Меч и крест, Шемяка, Государь всея Руси

Часть третья

Царство Московское


Глава I. Неистовые люди: Рубеж, В Москве и на границах, Иосифляне и нестяжатели, На юг и восток, Ливонская война, Кромешники, «Зять Малюты»

Глава II. Смутное время: Самозванец, Восстание Болотникова, Несовместимость, Спасители Отечества, Устороение

Глава III. Воссоединение: В борьбе за совесть, Гетман и народ, Народ и гетманы, Последствия выбора

Глава IV. На просторах Евразии: В глубь улуса Джучиева, «Встречь солнца»

Глава V. Церковь и власть: Истоки раскола, Царь и патриарх, Костры, Правительство и стрельцы, Хованщина

Глава VI. На пороге имеперии: В Священной лиге, Накануне реформ, Петровская легенда

Вместо послесловия

Завещание великого евразийца

Словарь терминов и редко употребляемых слов


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


Сегодня в нашей стране наблюдается небывалый рост интереса к истории. Чем он вызван, на чем основан? Часто можно слышать, что, запутавшись в проблемах современных, люди обращаются к истории в поисках выхода из тяжелых ситуаций, как говорили в старину, «за поучительными примерами». Пусть так, но в таком случае интерес к истории свидетельствует и о другом: современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные, несовместимые временные стихии. Часто история и современность просто сталкиваются лбами: «Нам интересна только современность и нужно знание только о ней!» Похожие суждения можно услышать и в ученом споре, и в беседе за чаем, и даже в базарной склоке.


Действительно, для противопоставления современности и истории есть некоторые основания. Само слово «история» подразумевает «бывшее раньше», «несегодняшнее», а значит, историческая наука немыслима без учета изменений, отделяющих «вчера» от «сегодня». Количество и масштабы этих изменений могут быть ничтожны, но вне их история не существует. Говоря «современность», мы, напротив, имеем в виду некоторую привычную и кажущуюся нам стабильной систему взаимоотношений внутри страны и вне ее. Вот это-то привычное, знакомое, почти неизменное и понятное и противопоставляется обычно истории — чему-то неочевидному, неосязаемому и потому непонятному. А дальше просто:

если мы не можем с современной точки зрения объяснить действия исторических персонажей, это значит, что они не были образованны, обладали многочисленными сословными предрассудками и вообще жили без благ научно-технического прогресса. Тем хуже для них!

И ведь мало кому приходит в голову, что в свое время прошлое тоже было современностью. Значит, видимое постоянство современности — обман, и сама она ничем не отличается от истории. Все хваленое настоящее — лишь момент, тут же становящийся прошлым, а вернуть сегодняшнее утро ничуть не легче, чем эпоху Пуниче-ских или наполеоновских войн. И как это ни парадоксально, именно современность мнима, а история — реальна. Для нее характерна смена эпох, когда внезапно рушится равновесие народов и держав: малые племена совершают великие походы и завоевания, а могучие империи оказываются бессильными; одна культура сменяет другую, а вчерашние боги оказываются никчемными истуканами. Чтобы понять исторические закономерности, работали поколения настоящих ученых, книги которых до сих пор находят своего читателя.

Итак, история — это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности. Взглянув в каждый отдельный момент на определенную территорию, мы видим как бы фотографический снимок