shkolakz.ru 1 2 ... 5 6

Н.М Хачатрян



10 ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


(ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Ш КУРСА)


ЛЕКЦИЯ I. Значение античности. Древнегреческая мифология


Предметом курса АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА является литература греко-римского рабовладельческого общества. Термин “античная” происходит от латинского слова anticuus – “древний”. Римская литература стала развиваться значительно позже греческой, создаваясь на ее основе.

В античной литературе уже существовали почти все европейские жанры, они даже сохранили свои античные названия: эпическая поэма, идиллия, трагедия, комедия, ода, элегия, сатира, эпиграмма, диалог, новелла, роман. Античность создала и теорию стиля и художественной литературы (реторика и поэтика).

Важное значение античной литературы заключается еше и в том, что в позднейшие эпохи в литературе и искусстве создавалось много произведений на античные сюжеты.

Античное художественное творчество было связано с двумя источниками – мифологией и фольклором.

Огромную роль в развитии античной литературы сыграла мифология. Предметом мифа являются происхождение мира, небесных светил (названных римскими эквивалентами имен богов) и явлений природы – космогония, и богов – теогония.

Из огромного количества греческих богов наиболее почитаемыми считались 12 “олимпийцев” (обитавших на горе Олимп). Первые шесть богов – братья и сестры Зевса – составляют “олимпийской пантеон
”:

Зевс
-громовержец (римск. Юпитер) – царь богов,

Гера (римск. Юнона) – жена и сестра Зевса, покровительница сил природы, брака и супружеской любви.

Гестия (римск. Веста) –сестра Зевса, богиня домашнего очага.

Деметра (римск. Церера) – сестра Зевса, богиня плодородия и земледелия

Посейдон (римск. Нептун) – брат Зевса,бог морей


Аид или Гадес (римск. Плутон) – брат Зевса, бог подземного царства.

Следующие шесть богов – молодые
боги:

Арес (римск. Марс) – сын Зевса и Геры, бог войны. Имел от Афродиты сына Эрота (римск.Амур)

Гефест (римск. Вулкан) – сын Зевса и Геры. Бог-кузнец, покровитель ремесел.

Гермес (римск. Меркурий) – сын Зевса и Майи, бог-вестник, покровитель дорог, торговли, магии.

Афина (римск. Минерва) – дочь Зевса и Метиды, родилась из головы Зевса. Богиня мудрости, покровительница и патроним Афин. Эпитеты: Варвакион (воительница), Паллада (покровительница городов) и Парфенос (девственница)..

Аполлон (римск. Аполлон и Феб) – сын Зевса и Лето (Латоны), брат-близнец Артемиды. Покровитель искусств, его обычно сопровождают девять Муз: Терпсихора (муза танца), Талия (комедии), Мельпомена (трагедии), Евтерпа (лирич.поэзии), Эрато (эротич. поэзии), Каллиопа (эпическ. поэзии), Полигимния ( пантомимы), Клио (истории), Урания (астрономии).

Артемида (римск. Диана) – дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. Покровительница девственниц.


Кроме богов, значительную роль в античной мифологии играли герои – полубоги, рожденные от богов и смертных. Наиболее известны мифы о Геракле (сыне Зевса и Алкмены), о Персее (сыне Зевса и Данаи), об Ахилле (сыне морской богини Фетиды и царя Пелея). Герои были наделены почти божественным могуществом, однако, в отличие от бессметных богов – были смертны. Исключение составляет сын Зевса и смертной женшины Семелы, “вторично” рожденный из бедра Зевса и, поэтому, признанный богом Дионис (римск. Вакх или Бахус) – бог плодородия, виноградарства и виноделия.


Гомеровский эпос Дидактический эпос. Античная лирика

Вторым, помимо мифологии, источником античной литературы является фольклор, т.е. устное народное творчество, представленное песнями – календарными, трудовыми, обрядовыми (напр. гименей или эпиталамий, плач), культовыми (гимн, молитва) и эпическими сказаниями, передаваемыми устно из поколения в поколение, и записанными около VI века до н.э., с появлением письменности. Хранителями этих эпических преданий являлись аэды, т.е. сочинители, о который не сохранилось никаких сведений, и рапсодами, т.е. ”сшивателями”, которые соединяли существующие сказания в поэмы, придавая им литературную поэтическую форму. Первобытная поэзия имеет две особенности: 1. выражение коллективных чувств и представлений и 2. синкретизм (термин акад. Веселовского).


Поэмы исполнянись под аккомпанемент арфы или лиры, на пирах или народных собраниях. Ударение в древнегреческом языке были не силовым, а мелодическим (голос повышался на ударном слоге), поэтому принято говорить о “пении” поэм сказителями.

Поэмы об’единялись в киклы (циклы) вокруг какого-либо исторического события (кикл об аргонавтах, троянский кикл), событий в одном городе (Фиванский кикл), личности главного героя (кикл о Геракле, о Персее).

Наиболее известным и разработанным в дальнейшей литературе является кикл о троянской войне.


ТРОЯНСКИЙ КИКЛ

Город Троя (или Илион) действительно существовал. Он находился на малоазиатском побережье к югу от Дарданелл. Троя существовала в конце III тысячелетия до н.э. и действительно погибла от пожара, что подтверждено раскопками археолога Генри Шлимана.

Троянская война относится историками к 1180 г. до н.э. Вероятно, греки вернулись ни с чем, но, как часто происходит в эпических поэмах и рапсоды “исправили” историческую правду, приписав победу своим соотечественникам. Троянский (или послегомеровский) кикл состоит из восьми поэм, 2 из которых приписываются Гомеру.

1. Киприи – описываются начало и ход Троянской войны. На свадебном пиру фессалийского царя Пелея и морской богини Фетиды богиня раздора Эрида бросила яблоко с надписью “прекраснейшей”. Претендовавших не него Геру, Афину и Афродиту Зевс отправил к пастуху Парису, который присудил его Афродите за обещание женить его на самой красивой женщине. Она открывает ему, что он сын троянского царя Приама, возвращает его в Трою, помогает ему в путешествии в Спарту, к царю Менелаю, и в похищении его жены Елены Прекрасной. Оскорбленный Менелай обратился к своему брату Агамемнону, верховному вождю греков. (Греки назывались также данайцами, ахейцами, эллинами). Собрались все греческие цари – Одисеей, царь Итаки, два Аякса – царь Саламина и Аякс из Локриды, Ахилл, сын Фетиды и Пелея, царь Аргоса Диомед, царь Эвбеи Паламед, царьКрита Идоменей и многие другие. Все цари и их войска (100 тыс. Воинов) собрались в гавани Авлиде, но боги не посылали попутного ветра. Пришлось принести им в жертву старшую дочь Агамемнона – Ифигению. Греки добрались до Трои и осадили ее. Осада длилась 10 лет.



2. Илиада – приписывается Гомеру. Описываются события девятого года Троянской войны ( 9 дней из двух месяцев).


3. Эфиопида – рассказывается о победах Ахилла над союзниками троянцев – амазонками во главе с царицей Пентесилеей и эфиопским царем Мемноном. В этой же поэме описывается смерть Ахилла от стрелы Париса, которую направил Аполлон. Золотые доспехи Ахилла оспаривали Одиссей и Аякс. Агамемнон и Менелай подменили жребий Аякса и отдали доспехи Одиссею. Оскорбленный Аякс задумал погубить греков, но ночью, когда он вооружился мечом и направился к палаткам Агамемнона и Менелая, боди наслали на него безумие и он стал крушить стада коров и овец. Утром, придя в себя, он решил смертью искупить свой позор и бросился на свой меч.

4.Разрушение Илиона, или Малая Илиада. – расскаывается о взятии Трои. Хитроумный Одиссей предложил построить огромного деревянного коня. В него спрятались лучшие греческие вооруженные воины. Греки сожгли свой лагерь, погрузились на корабли и отплыли, оставив на берегу коня. Пленный грек Синон, по наущению Одиссея, сказал троянцам, что конь сделает Трою неприступной и они решили ввезти его в город. Жрец Аполлона Лаокоон отговаривал их, говоря ставшую крылатой фразу: “бойтесь данайцев, даже дары приносящих”. Он даже метнул копье в брюхо коня, чтобы троянцы услышали бряцание оружия греков, но Афина послала двух змей, которые задушили Лаокоона и его двух сыновей. Троянская царевна Кассандра также предрекала гибель Трои из-за коня, но и ей троянцы не поверили. Для того, чтобы ввезти коня в город, троянцы разрушили крепостную стену у ворот. Когда счастливые троянцы заснули, греки вылезли из коня, подожгли его и напали на троянцев. Увидев зарево, греки выплыли из-за острова, где прятались, и напали на Трою, ворвавшись через пролом в стене. Три дня греки грабили город и, наконец, погрузив на корабли сокровища и пленных троянок, направились к родным берегам. Из всех троянцев спасся только сын Афродиты Эней, который вынес на руках своего отца Анхиса и сына Аскания.



5. Возвращения. – С богатой добычей возвращались греки. Многие вернулись без осложнений, но Менелай скитался 7 лет, попадал в бури, на острове Фарос 20 дней ждал попутного ветра. Младший Аякс погиб, наказанный Посейдоном за свою надменность. Трудно добирался и Агамемнон, но прибыв домой, был убит своей женой Клитемнестрой.


6. Одиссея. – Эта поэма также приписывается Гомеру, она составляет часть «Возвращений», посвящена 10-летним странствиям Одиссея до прибытия на родную Итаку.

7. Телегония. – Сын Одиссея и Кирки (Цирцеи), Телегон, отправляется искать отца, прибывает на Итаку и, не узнав его, убивает. Телегон с Пенелопой везут тело Одиссея к Кирке, но она не может воскресить его, зато дарует бессмертие Телегону и Пенелопе.


8. Батрахомиомахия (Война мышей и лягушек). – Прямая пародия на героический эпос (VI-Vвв. до н.э.). Пародируются героика эпоса, олимпийские боги, традиционные приемы эпического стиля (начиная с обязательного обращения к Музе во вступлении), возвышенная патетика и сюжет. Лягушиный царь Вздуломорда, перевозя через ручей мышонка Крохобора, испугался водяной змеи, нырнул и утопил мышонка, который оказался из царского рода. Начинается великая война. Параллельно на Олимпе идет совет богов. Афина отказывается помогать обеи, сторонам. Мыши побеждают, но Зевс посылает им в помощь раков. Мыши бегут. Так заканчивается «великая однодневная война».


ЛЕКЦИЯ II. Гомеровский эпос

Древнейшими из сохранившихся памятников древнегреческой литературы являются две большие поэмы – “Илиада” и “Одиссея”, автором которых античная критика считала Гомера. Точных сведений о Гомере нет: семь городов оспаривают право считаться родиной Гомера, спорным является время его жизни – с XII до VII века. Существует легенда о его внебрачном рождении от бога, о его личном знакомстве с мифическими персонажами. Слово “гомер” на некоторых малоазиатских языках означает “слепой”. Споры вызывает и принадлежность ему обеих поэм.


Гомеровские поэмы писались гекзаметром, т.е. шестистопным стихом: