shkolakz.ru   1 ... 3 4 5 6 7

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛНЫ


6.1. Основная литература


1.Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие/ В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. -392 с.: il. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.

2.Гигиена, санология, экология [Электронный ресурс] : учебное пособие/ ред. Л. В. Воробьева. -Санкт-Петербург: СпецЛит, 2011. -255 с.: ил. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.

3.Гигиена [Текст] : учебник/ под ред. Г. И. Румянцева. -2-е изд., перераб. и доп. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -607 с.

4.Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека [Текст] : учеб. для студентов высш. мед. учеб. заведений/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. -2-е изд., стер. -Москва: AcademiA, 2006. -526, [2] с.

5.Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков [Текст] : учеб. для студентов мед. вузов/ В. Р. Кучма. -Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -472, [1] с.


6.2. Дополнительная литература


  1. Артамонова В.Г. Профессиональные болезни: учеб. для студентов мед. Вузов / В.Г. Артамонова, Н.А. Мухин.- 4-е изд., перераб. И доп.- М.: Медицина, 2006.- 479 с.

  2. Гигиена труда: учеб. Для студентов мед. вузов с прил. На компакт-диске / под ред. Н.Ф. Измерова, В.Ф.Кириллова.- М.- ГЕОТАР –Медиа, 2008.- 583 с.

  3. Гончарук Е.И. Общая гигиена: пропедевтика гигиены: учебник / Е.И. Гончарук, Ю.И. Кундиева, В.Г. Бардова. – Изд 2-е, перераб. и доп. – К.: Вища шк., 1999. – 652 с.

  4. Госпитальная гигиена: Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений: Учеб. Пособие для студентов вузов /под ред. Ю.В. Лизунова.- Спб.: Фолиант, 2004.- 233 с.
  5. Коммунальная гигиена: учеб. для вузов / В.Т. Мазаев, М.М. Гимадеев, А.А. Королев, Т.Г. Шлепнина.- М.: ГЕОТАР-Медиа.- 2005.- Ч.2.- 2006.- 335 с.


  6. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник для студентов мед.вузов. – М.:

  7. Лакшин А.М. Общая гигиена с основами экологии человека: учебник / А.М. Лакшин, В.А. Катаева. – М.: Медицина, 2004 . – 464 с.

  8. Мартинчик А.Н. Физиология питания, санитария и гигиена: учеб. пособие/ А.Н. Мартинчик, А.А. Колролев, Л.С. Трофименко.- М.: Мастерство, 2000.- 191 с.

  9. Методы контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков. Руководство к практическим занятиям для студентов высших мед.уч.заведений / Под ред. В.Р. Кучмы – М.: ВУНМЦ, 1999.

  10. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учеб. Пособие для студентов вузов / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик.- М.:AcademiA, 2006.

  11. Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппова; Под ред. Т.И. Стуколовой; МЗ РФ, Всерос. Учеб.- науч.- метод. Центр по непрерыв. мед. и фармац. образованию.- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.

  12. Шленская Т.В. Санитария и гигиена питания: учеб. пособие / Т.В. Шленская, Е.В. Журавко.- М.: Колос С, 2004.- 183 с.


6.3. Учебно-методическая литература

  1. Анциферова О.А. Гигиенические принципы рационального питания: метод. пособие / О.А. Анциферова, Ю.Р. Теддер Ю.Р., Г.Н. Дегтева. – Архангельск: СГМУ, 2001.

  2. Байдалова Н.Ф. Гигиеническая оценка освещенности жилых, общественных и промышленных зданий: метод. разработка / Н.Ф. Байдалова, Ю.Р. Теддер. - Архангельск, 1984. – 19 с.

  3. Бобун И.И. Гигиеническая оценка УФ-радиации. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности: учеб.-метод. разработка / И.И. Бобун, В.С. Смолина, А.Б. Гудков, Г.Н. Дегтева. – Архангельск, 2008. – 41 с.
  4. Гудков А.Б. Гигиеническая оценка действия физических факторов на организм в условиях производства: метод. разработка / под ред. Ю.Р. Теддера. - Архангельск, 1992. – 22 с.


  5. Гудков А.Б. Гигиена почвы: метод. разработка / А.Б. Гудков, О.Н. Попова, Л.А. Соколова. – Архангельск: СГМУ, 2007. – 25 с.

  6. Дегтева Г.Н. Климат и здоровье. Методы оценки микроклимата помещений и наружных метеоусловий: учебно-методическое пособие / Г.Н. Дегтева, Н.К. Волокитина, Ю.Р. Теддер. - Архангельск: АГМА, 1998. – 64 с.

  7. Шрага М.Х. Вода питьевая (хозяйственно-питьевая): учебно-методическое пособие / М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддер, Н.Н. Кононюк. - Архангельск; АГМА, 1996. – 85 с.

  8. Шрага М.Х Гигиена питьевой воды / под ред. М.Х. Шрага, Ю.Р. Теддера. – Изд. 2-е, перераб. и доп. - Архангельск: СГМУ, 2001.- 228 с.


6.4. Нормативная литература

  1. Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. - СанПиН 2.1.6.1032-01.

  2. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. - СанПиН 2.2.4.548-96.

  3. Методические указания «Исследования психомоторной деятельности при оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков» (2001 г.)

  4. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.99.

  5. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. - СанПиН 2.1.4.1074-01.

  6. СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  7. СП 2.4.4.969-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в детских оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».



7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


7.1. Демонстрационное оборудование.

Измерительные приборы и принадлежности общего назначения


  • для измерения:

- параметров микроклимата (ртутный и спиртовой термометры, термограф, аспирационный психрометр Ассмана, гигрометр психрометрический ВИТ, гигрограф, чашечный и крыльчатый анемометры, кататермометр, барометр-анероид, Актинометр ЛИОТ-Н);

- освещенности (Люксметр-Ю116, люксметр-яркомер (цифровой фотометр ТКА- 04/3), радиометр-фотометр «Аргус»);

- шума (ИШВ-1);

- фотоэлектрокалориметр КФК-2.

  • для измерения:

- длины тела (ростомер);

- массы тела (медицинские весы);

- окружности грудной клетки (сантиметровая лента);

- частоты сердечных сокращений и частоты дыхания (секундомер);

- артериального давления (динамометр);

- жизненной емкости легких (сухой спирометр);

- асимметрии головного мозга (активациометр);

- времени простой ответной реакции на световой раздражитель (хронорефлексометр «Барьер»).


Химические реактивы:

  1. для определения в воде азота аммонийных солей, нитритов, нитратов, хлоридов и сульфатов;

  2. для определения дозы коагулянта;

  3. определения содержания активного хлора в хлорной извести;

  4. для определения остаточного хлора.

7.2. Учебно-наглядные пособия:

Печатные демонстрационные пособия: комплекты таблиц по темам:

1) Гигиеническая оценка физических свойств воздуха и микроклиматических условий.

2) Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения производственных помещений.

3) Биологическое действие ультрафиолетовой радиации.

4) Химический состав воздушной среды, его гигиеническая характеристика.


5) Физико-химические свойства воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении.

6) Гигиенические требования к выбору источников водоснабжения. Методы улучшения качества воды.

7) Почва и ее гигиеническое значение.

8) Гигиенические основы рационального питания. Значение в питании белков, жиров, углеводов.

9) Оценка физического развития детей и подростков.


Видеопрезентации по темам:


Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки.

Здоровье детей и подростков.

Гигиена обучения и воспитания.

Гигиена физического воспитания.

Гигиена трудового воспитания, обучения профессионального образования.

Организация питания детей и подростков в детских учреждениях.

Гигиенические основы проектирования, благоустройства и оборудования учреждений для детей и подростков.

Гигиеническое воспитание и обучение детей, родителей и работников образовательных учреждений.

Медицинское и санитарно-эпидемиологическое обеспечение детского и подросткового населения.


Технические средства обучения.

Экранно-звуковые пособия: мультимедийный проектор, кодоскоп. Компьютерная техника.


8. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


8.1. Текущий контроль

Содержание текущего контроля представлено в Материалах текущего и итогового контроля знаний учебно-методического комплекса по гигиене с основами экологии человека, разработанного для студентов 3, 4, 5 курсов педиатрического факультета.



8.2. Итоговый контроль.


Зачетное занятие 6 семестр.

Контрольные вопросы к зачету:


  1. Основные этапы развития отечественной науки гигиены.

  2. Гигиена как наука, ее задачи и методы.

  3. Гигиеническое значение движения воздуха. Роза ветров, роза влияния ветров.

  4. Влажность воздуха и ее гигиеническое значение.

  5. Влияние пониженной температуры на организм человека. Профилактика переохлаждения.

  6. Гигиенические проблемы акклиматизации.

  7. Гигиенические требования к искусственному и естественному освещению жилых и общественных зданий.

  8. Виды источников искусственного освещения. Типы светильников.

  9. Гигиена производственного освещения. Системы искусственного производственного освещения и их гигиеническая характеристика.

  10. Влияние солнечной радиации на организм человека.

  11. Химический состав воздуха и его гигиеническое значение.

  12. Влияние повышенного атмосферного давления на организм. Кессонная болезнь и ее профилактика.

  13. Ионизация воздуха и ее гигиеническое значение.

  14. Ультрафиолетовая радиация, ее гигиеническое значение и влияние на организм человека.

  15. Комплексное влияние метеофакторов на организм человека.

  16. Принципы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений.

  17. Санитарная охрана атмосферного воздуха.

  18. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению учебных классов в школе.

  19. Системы водоснабжения населенных мест и их гигиеническая характеристика.

  20. Гигиенические нормативы качества питьевой воды при централизованном водоснабжении.

  21. Гигиенические требования к источникам децентрализованного водоснабжения.
  22. Показатели эпидемической безопасности питьевой воды.


  23. Гигиенические требования к химическим показателям качества питьевой воды.

  24. Профилактика кариеса и флюороза.

  25. Требования к органолептическим свойствам питьевой воды при централизованном водоснабжении.

  26. Методы обеззараживания воды, их гигиеническая оценка.

  27. Способы очистки воды, их сущность и гигиеническое значение.

  28. Хлорирование воды, механизм действия хлорной извести.

  29. Жесткость воды, ее гигиеническое значение.

  30. Характеристика источников водоснабжения населенных мест.

  31. Правила выбора и оценка качества источников водоснабжения.

  32. Зоны санитарной охраны открытых и закрытых источников водоснабжения.

  33. Санитарная охрана водоемов.

  34. Гигиенические принципы проектирования и строительства лечебных учреждений.

  35. Гигиенические требования к размещению и застройке больничного комплекса. Типы больниц.

  36. Гигиенические требования к палате, палатной секции.

  37. Понятие о лечебно-охранительном режиме в лечебных учреждениях.

  38. Профилактика внутрибольничных инфекций.

  39. Санитарные требования к спуску больничных сточных вод, сбору и удалению твердых отбросов.

  40. Функциональные изменения в организме при физической работе.

  41. Физиолого-гигиеническая характеристика труда врачей хирургического профиля.

  42. Утомление при физической и умственной работе, его профилактика.

  43. Гигиеническая классификация промышленной пыли, ее свойства и значение

  44. Пневмокониозы, их классификация и профилактика.

  45. Характер воздействия промышленной пыли на организм рабочих.

  46. Профилактика вредного воздействия производственного шума.

  47. Влияние вибрации на организм человека. Профилактика вибрационной болезни.
  48. Предварительные и периодические медицинские осмотры рабочих на вредных работах.


  49. Пути поступления промышленных ядов в организм, их основные закономерности.

  50. Характер действия промышленных ядов, понятие о концентрациях и дозах.

  51. Факторы, определяющие токсичность вредных веществ в условиях производства.

  52. Профессиональные отравления окисью углерода и их предупреждение.

53. Принципы профилактики профессиональных отравлений. Методика расследования профессиональных отравлений рабочих.

  1. Понятие об естественном радиационном фоне Земли.

  2. Понятие о прямом и непрямом действии ионизирующего излучения на биологические объекты. Этапы радиационного поражения клетки.

  3. Закрытые источники ионизирующего излучения и принципы защиты при работе с ними.

  4. Открытые источники ионизирующего излучения и принципы защиты при работе с ними.

  5. Нестохастические эффекты воздействия ионизирующего излучения на организм человека.

  6. Стохастические эффекты воздействия ионизирующего излучения на организм человека.

  7. Принципы нормирования ионизирующего излучения. Основные принципы радиационной безопасности.


Зачетное занятие 7 семестр.

Контрольные вопросы к зачету


        1. Гигиенические требования к рациональному питанию населения. Нормы питания.

2. Значение белков в питании человека.

3. Углеводы и их значение в питании человека.

4. Жиры, их значение в питании человека. Продукты – источники.

5. Витамины, определение, классификация.

6. Гиповитаминозы, их причина и профилактика.

7. Витамины группы В, их роль и значение в питании человека.

8. Витамин С, его роль и значение в питании человека.

9. Витамин А, его роль и значение в питании человека. Источники получения.

10. Витамин Д, его роль, источники получения.


11. Минеральные элементы и их значение в питании человека.

12. Кальций и фосфор в питании человека, их роль, источники.


  1. Микроэлементозы человека, их профилактика.

  2. Пищевые продукты растительного происхождения и их гигиеническая оценка.

  3. Биологическое значение продуктов питания животного происхождения.

  4. Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Гигиенические требования к качеству молока.

  5. Консервы и концентраты в питании человека и их гигиеническая оценка.

  6. Пищевые токсикоинфекции, этиология, профилактика.

  7. Пищевые микотоксикозы (афлатоксикоз, фузариотоксикоз, эрготизм), этиология, клиника, профилактика.

  8. Стафилококковый токсикоз. Этиология, клиника, профилактика.

  9. Ботулизм и его профилактика.

  10. Методы консервирования пищевых продуктов, и их гигиеническая оценка.

  11. Методика расследования пищевых отравлений.

  12. Гигиенические требования к размещению и планировке предприятий общественного питания.

  13. Гигиенические требования к кулинарной обработке пищи. Сроки реализации готовой продукции.

  14. Личная гигиена персонала предприятий общественного питания, медицинский контроль за состоянием здоровья.

  15. Гигиенические требования к транспортировке и хранению продуктов питания.

  16. Санитарные требования к мытью посуды и содержанию помещений предприятий общественного питания.



<< предыдущая страница   следующая страница >>