shkolakz.ru   1 ... 4 5 6 7

Экзамен 9 семестр.

Контрольные вопросы к экзамену:


  1. Содержание и задачи гигиенической науки. Методы гигиенических исследований.

  2. Единство организма и внешней среды. Место гигиены в комплексе медицинских знаний.

  3. История развития гигиены. Гигиена в России.

  4. Гигиена детей и подростков как научная дисциплина, этапы её становления и развития.

  5. Основные задачи гигиенической науки о здоровье детей и подростков.

  6. Факторы, формирующие состояние здоровья детей и подростков.

  7. Охрана атмосферного воздуха, воды и почвы как экологическая проблема настоящего времени.

  8. Миграция веществ в окружающей среде и пути их поступления в организм.

  9. Загрязнение среды радиоактивными веществами.

  10. Биологическое загрязнение объектов внешней среды и его прямое и опосредованное влияние на организм.

  11. Эпидемическая опасность бактериального загрязнения окружающей среды.

  12. Газовый состав атмосферного воздуха и его влияние на жизнедеятельность организма.

  13. Физические факторы атмосферного воздуха: барометрическое давление, температура, влажность, скорость движения. Их влияние на организм.

  14. Комплексное влияние метеорологических факторов на терморегуляцию организма. Особенности терморегуляции детского организма.

  15. Гигиеническое нормирование микроклимата. Профилактика перегреваний и переохлаждений.

  16. Солнечная радиация и ее биологическое действие. Понятие о световом климате.

  17. Влияние ультрафиолетовой части солнечного спектра на организм. Профилактика ультрафиолетовой недостаточности.

  18. Искусственные источники ультрафиолетового облучения. Методы дозирования. Показания и противопоказания к применению.
  19. Понятие о климате и погоде. Влияние климатических условий на здоровье человека. Метеолабильность.


  20. Проблема акклиматизации. Гигие­нические мероприятия, способствующие акклиматизации на Севере и Юге.

  21. Происхождение и классификация атмосферных загрязнений и влияние атмосферных загрязнений на здоровье населения.

  22. Научные основы гигиенического нормирования атмосферных загрязнений.

  23. Вода как фактор биосферы. Физиологическое и гигиеническое зна­чение воды.

  24. Роль воды в распространении инфекционных заболеваний.

  25. Солевой состав воды. Значение фторирования для профилактики кариеса у детей.

  26. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безопасности воды в эпидемиологическом отношении.

  27. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели безвредности химического состава.

  28. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели, обеспечивающие благоприятные органолептические свойства (ГОСТ 2874-82).

  29. Природные водоисточники: подземные (грунтовые, межпластовые нена­порные, артезианские) и открытые водоемы (реки, озера, водохранилища).

  30. Загрязнение водоисточников. Санитарная охрана водоемов.

  31. Выбор источников водоснабжения для городских и сельских населенных мест, больниц, пионерских лагерей, полевых станов.

  32. Гигиенические требования к качеству водоисточников при централизованном водоснабжении". ГОСТ 2761-84.

  33. Гигиенические требования к качеству воды при децентрализованном водоснабжении.

  34. Санитарные правила устройства шахтных и трубчатых колодцев. Очистка и дезинфекция колодцев.

  35. Основные методы улучшения качества питьевой воды.

  36. Основные и специальные методы обеззараживания воды.

  37. Почва как фактор внешней среды. Загрязнение и самоочищение почвы.

  38. Естественные и искусственные биогеохимические провинции.
  39. Очистка населенных мест. Системы очистки, их сравнительная характеристика.


  40. Канализация населенных мест. Гигиеническая характеристика ме­тодов очистки бытовых сточных вод.

  41. Понятие о рациональном питании населения. Методы оценки аде­кватности питания.

  42. Понятие о пищевом статусе. Анализ различных теорий питания (вегетарианства, сыроедения, голодания, "раздельного" питания и др.).

  43. Рекомендуемые величины физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных возрастных и профессиональных групп населения.

  44. Белки, их роль в питании детей и подростков. Продукты – источники белков.

  45. Жиры, их пищевая и биологическая ценность для роста и разви­тия детского организма. Пищевые продукты - источники жиров.

  46. Углеводы, их значение в питании детей. Отрицательное влияние избыточного содержания углеводов в питании детей.

  47. Витамины, их значение для детского организма. Гипо- и авитаминозы.

  48. Витамин А, его биологическая роль.

  49. Витамины группы D. Биологическая роль витамина D. Проявление витаминной D-недостаточности у детей.

  50. Витамин Е, его биологическая роль. Продукты - источники витами­на Е.

  51. Витамин С, его биологическая роль. Продукты - источники, потребность в витамине С детей в зависимости от возраста и климатических условий. Факторы, разрушающие витамин С и его стабилизаторы.

  52. Витамин Р, его биологическая роль. Продукты - источники и по­требность.

  53. Витамины группы В, их биологическая роль, продукты - источники, потребность в них детей и подростков.

  54. Профилактика гиповитаминозных состояний у детей. Витаминизация продуктов питания и пищевых рационов.

  55. Роль кальция в росте и формировании детского организма. Продукты - источники кальция. Потребность в кальции детей и подростков.
  56. Фосфор, его биологическая роль. Продукты - источники фосфора. Потребность в фосфоре детей и подростков.


  57. Магний, его биологическая роль, потребность в нем детей и подростков. Продукты - источники.

  58. Роль микроэлементов в питании детей. Эндемический зоб, меры профилактики.

  59. Режим питания и его физиологическое значение.

  60. Общие принципы гигиенической оценки пищевых продуктов. Задачи санитарной экспертизы пищевых продуктов.

  61. Молоко и молочные продукты, их пищевая ценность и значение в питании детского населения. Способы обеззараживания молока и их гигиеническая характеристика.

  62. Мясо и мясные продукты, их пищевая ценность, значение в питании детей. Инфекционные и инвазионные болезни животных, передающиеся человеку через мясо, их профилактика.

  63. Рыба и рыбные продукты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Гельминтозы человека, связанные с употреблением рыбы, их профилактика.

  64. Зерновые продукты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Пищевая ценность хлеба. Витаминизация хлеба.

  65. Овощи, фрукты и ягоды, из пищевая ценность. Значение в питании детей.

  66. Сахар, сахаристые вещества, кондитерские изделия, их пищевая ценность и значение в питании детей.

  67. Консервы и концентраты, их пищевая ценность и значение в питании детей. Пищевые добавки.

  68. Методы консервирования пищевых продуктов.

  69. Методы исследования доброкачественности продуктов питания.

  70. Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы.

  71. Токсикоинфекции, вызванные условно-патогенными микробами.

  72. Интоксикации: ботулизм, стафилококковая интоксикация.

  73. Расследование пищевых отравлений микробной природы, их профилактика.

  74. Пищевые отравления немикробной природа: отравления грибами и некоторыми ядовитыми дикорастущими растениями.

  75. Организация питания в детских коллективах.
  76. Сроки реализации готовой продукции в столовых и буфетах общеобразовательных школ.


  77. Методы изучения питания. Врачебный контроль за количественной и качественной стороной пищевого рациона и режимом питания детей и подростков.

  78. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержа­нию пищевых блоков детских учреждений.

  79. Гигиенические, требования к качеству пищевых продуктов, их хранению, транспортировке и кулинарной обработке.

  80. Мытье и обеззараживание столовой и кухонной посуды, личная и производственная гигиена работников пищеблоков.

  81. Основы физиологии труда. Гигиеническая характеристика умственного и физического труда.

  82. Утомление и переутомление. Перенапряжение. Профилактика переутомления при физическом труде. Гигиена умственного труда.

  83. Производственные вредности и профессиональные болезни. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве.

  84. Гигиеническое значение промышленной вентиляции, кондиционирования воздуха и освещения на промышленных предприятиях.

  85. Предварительные и периодические медицинские осмотры.

  86. Роль подростковых кабинетов в профилактике профессиональных заболеваний у подростков.

  87. Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производствах с высокой запыленностью воздуха. Профилактика пневмокониозов.

  88. Промышленные яды и профессиональные отравления. Общие меры профилактики профессиональных отравлений.

  89. Профессиональные отравления окисью углерода, раздражающими ядами, тяжелыми металлами, органическими растворителями и др. Меры профилактики.

  90. Производственный шум. Меры предупреждения вредного воздействия шума.

  91. Характеристика биологического действия вибрации в зависимости от частоты и амплитуды. Производственные источники вибрации. Вибрационная болезнь.
  92. Электромагнитное излучение на производстве, его влияние на организм. Гигиенические аспекты организации занятий школьников в компьютерных классах.


  93. Гигиена труда при работе с радиоактивными веществами и источ­ники ионизирующих излучений.

  94. Биологическое действие ионизирующих излучений. Характеристика основных видов излучений. Понятие о радиотоксичности.

  95. Профилактика радиационных поражений от внешнего облучения и инкорпорирования, меры общей и индивидуальной защиты.

  96. Производственный травматизм, основные причины травматизма на производстве. Мероприятия по предупреждению травматизма у подростков.

  97. Гигиена труда в сельском хозяйстве и на животноводческих фермах.

  98. Основные профессиональные вредности медицинских работников и направления профилактики их неблагоприятного воздействия.

  99. Гигиенические требования к размещению детских лечебно-профилактических учреждений.

  100. Внутренняя планировка детских больниц и поликлиник.

  101. Планировка приемного отделения детской больницы.

  102. Больничное отделение, палатная секция, ее планировка и оборудование.

  103. Особенности планировки инфекционных больниц. Устройство боксов, полубоксов.

  104. Борьба с внутрибольничными инфекциями.

  105. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции больничных помещений.

  106. Водоснабжение больниц. Обезвреживание больничных сточных вод и отбросов.

  107. Санитарно-охранительный режим и организация питания в детских лечебно-профилактических учреждениях.

  108. Основные закономерности роста и развития детей и подростков.

  109. Физическое развитие детей и подростков как один из важнейших показателей здоровья.

  110. Комплексная оценка состояния здоровья детей при медицинских осмотрах.

  111. Возрастные стандарты физического развития. Оценка физического развития по сигмальным отклонениям и шкалам регрессии.
  112. Акселерация роста и развития организма, ее проявление. Причины акселерации.


  113. Нарушения и заболевания, возникающие у детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Меры профилактики.

  114. Значение особенностей высшей нервной деятельности детей и подростков в организации учебно-воспитательного процесса.

  115. Сон, его физиологическая сущность и гигиенические требования к про­должительности и условиям организации сна у детей разных возрастов.

  116. Физиологические основы режима дня. Понятие о динамическом сте­реотипе, особенности режима дня детей разных возрастов.

  117. Гигиенические аспекты проблемы "школьной зрелости".

  118. Определение готовности детей к поступлению в школу. Медицинские и психофизиологические критерии.

  119. Гигиенические принципы организации учебного процесса в школе. Гигиенические основы обучения детей в 1-3 классах.

  120. Гигиенические обоснования длительности урока и его построения. Гигиенические рекомендации к построению учебного дня, недели, года.

  121. Особенности учебно-воспитательной работы в специализированных школах, детских санаториях.

  122. Режим дня в оздоровительных учреждениях (пионерские лагеря, оздоровительные площадки, туристические базы).

  123. Организация трудового обучения для уча­щихся 1-3 классов и учащихся 4-8 классов для мальчиков и девочек.

  124. Организация производственного обучения учащихся 9-10 классов.

  125. Гигиенические требования к организации учебно-производственного процесса в профессионально-технических училищах.

  126. Про­фессиональная ориентация и врачебно-профессиональная консультация для подростков. Медицинские показания и противопоказания к различ­ным видам трудовой деятельности подростков.

  127. Основные принципы и методы закаливания.

  128. Средства и формы физического воспитания в школе.
  129. Гигиенические требования к проведению занятий по физической культуре.


  130. Группы физического воспитания. Временные и постоянные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой в зависимости от состояния здоровья.

  131. Гигиенические принципы размещения детских и подростковых учреждений на территории населенных мест.

  132. Ги­гиенические требования к планировке и благоустройству детских учреждений различного профиля.

  133. Гигиенические требования к планировке дошкольных детских учреждений и школ.

  134. Гигиеническая характеристика помещений групповой ячейки детского дошкольного учреждения.

  135. Особенности планировки школ-интернатов. Гигиенические требования к учебным помещениям, комнатам дневного пребывания, спальным, изолятору, пищеблоку и другим хозяйственно-бытовым помещениям.

  136. Гигиенические принципы планировки летних оздоровительных лагерей. Требования к спальным корпусам, пищеблоку, изолятору.

  137. Организационная работа врача выездного лагеря в период подготовки летней оздоровительной кампании.

  138. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму в детских и подростковых учреждениях.

  139. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению детских и подростковых учреждений. Нормирование естественного и искусственного освещения.

  140. Гигиенические требования к мебели и оборудованию в детских учреждениях. Требования к учебным пособиям и техническим средствам обучения.

  141. Гигиенические требования к детским игрушкам.

  142. Гигиеническое воспитание и обучение в детских учреждениях.

  143. Гигиенические требования к детской одежде в зависимости от климата, сезона года и видов деятельности.

  144. Гигиенические требования к детской обуви, ее конструированию в, связи с осо­бенностями детской стопы.
  145. Роль медицинских работников детских учреждений в гигиеническом воспитании и организации оздоровительной работы среди детей и подростков.

  146. Содержание и методы работы врача дошкольных и школьных учреждений.

  147. Роль работы врача подросткового кабинета по врачебно-профессиональной консультации при детской поликлинике,

  148. Лечебно-профилактическая помощь детям с отклонениями в состоянии здоровья и больным.




<< предыдущая страница