shkolakz.ru 1


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54


Методическая разработка открытого урока

по предмету «Обществознание» по теме:

«Демократия, ее основные ценности и принципы»


Разработчик:

преподаватель социально – гуманитарных

дисциплин Троицкая И. А.


Москва

2014

«Лозунг истинной демократии: не «Пусть это сделает правительство», а «Пусть это сделаем мы» Д. Эйзенхауэр

Содержание открытого занятия по теме:

«Демократия, ее основные ценности и принципы»

цели урока:




познавательная: ознакомить студентов с понятием демократии, раскрыть ее основные принципы и механизм ее функционирования, а также определить ее основные базовые ценности, например, парламентаризм;

воспитательная: сформировать у студентов политическое мировоззрение, верные демократические ориентиры, поскольку студенты – участники социальных процессов, граждане своего государства. Направленность этих процессов, их содержание и формы во многом будут зависеть от того, какими идеологическими принципами они будут руководствоваться, какой смысл и цель своими усилиями придадут они истории России;

развивающая: сформировать навыки аналитического мышления для ориентации в основных проблемах демократии, умения применять их к современным политическим процессам, навыки самостоятельной работы с различным видами дидактических материалов.

В процессе урока должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартной ситуации.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения квалификации

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайды, презентация урока, дидактические материалы

План урока

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания

3.Актуализация знаний

4.Изучение нового материала

5.Закрепление

6.Подведение итогов урока

6.Домашнее задание

Ход занятия

1.Орг. момент.

Преподаватель отмечает отсутствующих студентов в журнале.

2.Проверка домашнего задания (конспектов).

В процессе проверки преподаватель акцентирует внимание студентов на умении выделять в изучаемой литературе важнейшие определения, характеристики, подлежащие конспектированию.

3.Актуализация ранее изученного материала предлагается в игровой форме: студенты делятся на две (приблизительно по 15 человек в каждой) команды, каждая из которых должна иметь название. На интерактивной доске появляется вопрос по изученному ранее материалу. Он адресуется конкретному члену команды. За 1 минуту необходимо найти правильный ответ. Участник игры может посоветоваться со своей командой. Свой ответ он должен обосновать. За верный и аргументированный ответ команде начисляется 2 балла. В случае, когда ответ недостаточно аргументирован, группа может помочь своему участнику. За частично правильный и обоснованный ответ начисляется 1 балл. Если ответа не найдено команда получает 0 баллов, ход переходит к другой группе, которая также зарабатывает свои очки. После того, как обсуждение вопроса завершено, на интерактивной доске появляется правильный ответ. Помимо начисления баллов каждой группе, идет подсчет индивидуального рейтинга. Он складывается из непосредственного ответа на конкретный вопрос, а также, из тех баллов, которые каждый участник зарабатывает, уточняя и исправляя ≤ответы других. В конце игры подводится ее итог. Объявляется команда –победитель и набранные ею баллы, выделяются и награждаются наиболее отличившиеся студенты. (смотреть в приложении)


4.Изложение нового материала начинается с презентации, в которой появляется следующий план новой темы:

I.Понятие и история демократии

II. Основные принципы и ценности демократии

III.Парламентаризм как важнейший демократический принцип

и ценность

IV.Демократические и анти – демократические режимы

I. Прежде, чем мы будем говорить о понятии «демократия», вспомним, что демократия относится к формам политических режимов. Политический режим – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») – народовластие, общественное самоуправление.  Толковый словарь дает нам определение демократии как политического режима (строя), при котором власть осуществляется самим народом, народными массами или через представительные органы. Обратимся к истокам и истории демократии

Истоки рождения этого явления (феномена), демократии, относятся к политическому устройству греческих городов-полисов, где сами граждане выбирали правительственные органы тайным голосованием. Органы власти (например, ареопаг, советы архонтов и другие) зачастую избирались на ограниченный срок из признанных дееспособных членов сообщества (т.е. имеющих право на совершение действий юридического характера и несущие ответственность за свои действия)

Была в античной Греции и интересная процедура, призванная предотвратить узурпацию власти. Когда кто-то из богатых граждан или просто высокопоставленных должностных лиц становился слишком могущественным и угрожал демократическим началам правления, проводилась процедура так называемого остракизма.


Остраки́зм  (др.-греч. ὁ ὀστρακισμός, от τὸ ὄστρακον — «черепок, скорлупа») — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя нежелательного гражданина; если имя одного и того же человека написали 5000 и более человек, его изгоняли на 10 лет. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т. п.

В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, презрение со стороны окружающего общества.

С упадком древнегреческой цивилизации многие ее достижения подхватили латиняне, создавшие могущественное Римское государство. Они же развили концепцию демократии. Именно там родилось близкое к современному понятию гражданства, а так же, в период республики - разделение ветвей власти. И, разумеется, выборность органов власти.

Согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому, в VI веке древние славяне не управлялись одним человеком, а жили в «народоправстве». Основой их хозяйственной жизни было коллективное землевладение. Люди состояли в общинах, которые избирали старейшин. Во многих общинах нарушителей судили согласно копному (основанному на обычаях) праву.

После возникновения первых русских городов, в тех из них, которые были расположены в Новгородской Руси (включая Ладогу, Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль и др.) высшим органом власти часто становилось общегородское вече. В этих городах жители выбирали должностных лиц городской общины на своих сходах. В Новгороде XII—XV веков высшими выборными лицами были посадник, который избирался из бояр, и тысяцкие, которые избирались из других, а впоследствии из всех сословий. Со временем вечевая система стала всё больше вытесняться монархией. После татаро-монгольского нашествия и усиления власти князей, вечевые институты сохранились только в Новгороде, Пскове и Вятке, а в остальных городах они прекратили существование.


Новый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском царстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для этой цели существовала боярская дума и созывались земские соборы.

Новое время.

С падением Рима и утверждением варварских народов во всей Европе многие достижения, в том числе и политического характера, были утрачены на тысячелетия. Культ силы военных, старейшин и их воевод у варваров сменился наследственными привилегиями королевских династий и дворянских родов, которые были потомками той самой военной элиты.

Вновь человечество вспомнило о том, что такое демократия лишь в эпоху Возрождения и понятие о демократии разрабатывали уже мыслители Нового времени: Т.Гоббс, Д. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж.Руссо и многие другие. Одним из ключевых моментов в становлении современного мироустройства стала Великая французская революция 1789 года, когда впервые был изгнан король, а народ провозгласил себя высшим носителем власти. Разумеется, никто не зажил припеваючи сразу после этого. Прогрессу еще предстояло бороться с реакцией по всему миру, однако следующие века, девятнадцатый и двадцатый, стали временем постоянного утверждения человеческих и гражданских прав и свобод.

В России реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы.

Для осуществления демократии необходимы действующие лица, люди, субъекты. 

Субъектами демократического процесса являются: отдельный человек, организация, общность людей, народ, государство, мировое сообщество.


Ответим на вопрос: что предусматривает демократия?

II.1.Демократия предусматривает законность как основу общества. Это выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы и, прежде всего, к государственным органам - строго и неуклонно исполнять законы и подчиняться им.

2. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

3.Демократия провозглашает экономические, политические, гражданские, социальные, культурные права граждан, гарантирует их и фактически воплощает наряду с их обязанностями в соответствии с международными стандартами (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.).


На чем базируется демократия? Каковы ее исходные принципы?

Принципы демократии:


  • Ведущий принцип демократии – народовластие. Политическое властвова­ние, как вы знаете, — это процесс принятия важных госу­дарственных решений. При многообразии интересов и стремлений народа невозможно принять вполне удовлетво­рительное для всех решение.

  • Поэтому, народовластие прояв­ляется через принцип большинства. Воля большинства вы­является с помощью голосования граждан на референдумах и выборах.
  • Однако большинство не всегда право. В истории бывали случаи, когда решения, принятые большинством, оказыва­лись ошибочными. Так случилось в Веймарской республи­ке, где Гитлер на законных основаниях стал главой государ­ства, уничтожив даже воспоминания о демократии.


  • Чтобы не допустить тиранию большинства, действует еще один принцип уважение прав меньшинства, означающий право меньшинства на легальную оппозицию (от лат. oppo­sitions — противопоставление.), граждане, которые оказались в меньшинст­ве, имеют возможность, не выходя за рамки закона, выражать собственные взгляды. Это означает существование множества конкурирующих между собой политических партий (много­партийность), движений, а также политических идей, убеж­дений (идеологический плюрализм), средств массовой ин­формации и пр. Тем самым, возникает благо­приятная обстановка для поиска наиболее эффективных политических решений. Политический плюрализм предполагает отказ от наси­лия, ориентацию на разрешение спорных вопросов непре­менно в рамках закона, мирными способами. К ним относятся толерантность ( терпимость   к чужому образу  жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям ,  верованиям)  по отношению к оппонентам, ком­промиссы и поиск консенсуса (согласия).
  • Подчеркнем, что важнейшими условиями и гарантия­ми политической демократии выступают: в экономической сфере плюрализм форм собственности и развитая рыноч­ная экономика; в социальной сфере преобладание в соци­альной структуре среднего класса; в духовной сфере — высо­кий уровень культуры общества и мировоззренческий плюрализм.


  • Необходимым условием, принципом и ценностью демо­кратии является гласность. Это русское слово означает «го­лос, глас, звучащий для всех». Гласность — открытость де­ятельности политических институтов, широкое информиро­вание граждан о планах, намерениях, решениях, акциях всех органов государственной власти. Без достоверных све­дений о положении дел в стране, без широкого обсуждения в средствах массовой информации вопросов государственной и общественной жизни вряд ли возможно осознанное учас­тие граждан в политике.

  • Центральное место среди демократических принципов принадлежит принципу правового и политического равенст­ва граждан. Правовое равенство — это равенство, во-первых, в правах; во-вторых, перед законом.

  • Юридической гарантией принципов правового и полити­ческого равенства выступает правовое государство — несо­мненное достижение демократии.

  • В условиях демократии (независимо от сложившейся формы правления: парламентская или президентская рес­публика, парламентская монархия) действует принцип раз­деления государственных властей: законодательная, испол­нительная, судебная



III. В настоящее время участие граждан в политике реализу­ется прежде всего через избранных ими в органы государ­ственной власти представителей.

Представительный харак­тер власти предполагает свободные выборы и находит концентрированное выражение в парламентаризме— важ­нейшем из демократических принципов и ценностей. Рас­смотрим его суть и механизм реализации.

Под парламентаризмом понимается такая государствен­ная власть, в которой существенная роль принадлежит на­родному представительству — парламенту. Представительст­во народных интересов предполагает, что граждане делегируют (передают) свои властные полномочия депута­там. Делегирование происходит, как отмечалось, в процессе парламентских выборов. (В президентских республиках пе­редача полномочий депутатам дополняется делегированием властных полномочий Президенту на отдельных президент­ских выборах). Высшим законодательным и представительным органом является общенациональный парламент (например, Кон­гресс США, Национальное Собрание Франции). Он обладает правом представлять интересы народа и принимать от его имени наиболее важные политические решения (законы). Парламенты, как правило, состоят из двух палат. Верхняя палата (сенат) формируется в различных странах по-разно­му, например, через выборы (в Испании), назначения (в ФРГ), передачу по наследству потомкам знатных дворян­ских фамилий (в Великобритании). Нижняя палата (палата депутатов) более демократична. Она избирается непосредст­венно народом.

Палаты парламентов обычно состоят из нескольких сотен членов. В Италии -315сенаторов и 630 депутатов, в США -100 сенаторов и 435 членов палаты представителей, в Японии -252 члена палаты советников и 500 членов палаты представителей

Подчеркнем, что посредством выборов происходит систе­матическое обновление правящих элит, их деятельность приобретает легитимность (вспомните, что означает леги­тимность).

Граждане участвуют в парламентских выборах на основе принципов всеобщего, равного (один избиратель — один го­лос) и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Современный парламент нередко называют форумом по­литической гласности, ареной поиска компромиссов. Здесь открыто обсуждаются и принимаются законы, утверждается бюджет, осуществляется в форме запросов контроль над де­ятельностью правительства и пр. Во время проведения пар­ламентских дебатов нередко возникают острые дискуссии. Депутаты и партийные фракции публично заявляют о сво­их позициях, стремясь в итоге достигнуть соглашения. По­этому от них требуются не только знания по обсуждаемому вопросу, но и искусство вести политическую полемику

А какова история парламентаризма в России?

Ряд политологов указывают на то, что представительные учреждения существовали в нашем Отечестве еще в период самодержавия: Земский собор при Иване Грозном, Сенат при Петре I, Государственная дума в начале XX в. В после­октябрьский период парламентом стал Всероссийский съезд Советов, переименованный впоследствии в Съезд народных депутатов СССР. В этой связи делается вывод о том, что парламентаризм в России имеет давнюю традицию.

Однако большинство политологов, соглашаясь с фактом длительного существования представительных учреждений в России, отмечают, что они всегда имели декоративный, ог­раниченный, часто формальный характер. Сторонники этой точки зрения подчеркивают, что становление парламента­ризма в нашей стране началось лишь на рубеже 80—90-х гг. XX в. Именно в этот период впервые состоялись выборы на альтернативной основе Первого съезда народных депутатов СССР, стала развиваться многопартийность и гласность.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ возник новый парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание. Его верхняя палата — Совет Федерации — формируется в настоящее время из числа представителей, избранных зако­нодательными собраниями субъектов РФ, а также назначен­ных главами исполнительной власти субъектов РФ. Нижняя палата — Государственная Дума — в течение более чем деся­тилетия избиралась по смешанной, мажоритарной системе.
Итак, мы рассмотрели принципы и ценности демократи­ческого политического режима. Они проявляются во всех элементах политической системы общества. Чем же демократия отличается от антидемократии?

IV. Демократические режимы всегда противостоят антидемократическим.

Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.

Признаки антидемократического режима:


  1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;

  2. Отсутствие разделения властей

  3. Преобладание государства над правом, беззаконие и произвол со стороны государства

  4. Отсутствие реальных прав и свобод у граждан

  5. Однопартийная система, господство единой государственной идеологии

  6. Интересы населения игнорируются

Антидемократический режим бывает нескольких типов:

1.тоталитарный режим – полное вмешательство государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни;

2.авторитарный режим – государство ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике (в областях, которые не затрагивают интересы государства);

3.фашистский режим – провозглашает превосходство одной нации над другой, государство проводит агрессивную внешнюю политику;


4.расисткий режим – основан на идее неравноценности человеческих рас.

Приведите примеры из жизни, книг, кинофильмов, связанные с характеристикой одного из режимов

5.Закрепление нового материала происходит следующим образом:

Студенты делятся на 2 подгруппы, каждой из которых предлагается для анализа текст. Студенты должны ответить на вопросы текста и аргументировать их.

Подумайте, обсудите, сделайте:


  1. Американский президент Авраам Линкольн полагал,
    что демократия — правление народа, избранное народом и
    для народа. Отвечает ли данная трактовка демократии
    современному научному знанию о ней? Аргументируйте ответ.



  1. Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей. Один
    считает, что демократия — это ничем не ограниченная сво-­
    бода личности, возможность делать все, что пожелаешь.
    Другой утверждает, что свобода хотя и является одним из
    ведущих признаков демократии, тем не менее, не означает
    вседозволенности, а предполагает ограничения (меру). Вам
    предоставляется слово.

V I.Преподаватель подводит итоги урока, анализирует ответы студентов, выставляет оценки.

Домашнее задание: написать реферат на один из аспектов темы: «Демократия, ее основные принципы и ценности».

Перечень тем для рефератов:

1.История парламентаризма в России

2.Современная демократия в России

3.Фашистский режим, его история и идеология

4.Авторитарные режимы: причины и условия их существования в современном мире

5.Расизм и его проявления в современном мире

6.Демократия: ее истоки и история становления

7.Демократия – основные принципы и ценности


Дидактические материалы к тематической игре

Установите правильное соответствие, соблюдая последовательность первого столбца. Ответ запишите как сочетание букв, без пропусков и без запятых, например, АБВГД


Типы потребностей Конкретная потребность

1.Физиологические А.Душевный разговор

2.Экзистенциальные Б.Самоуважение

3.Социальные В.Наличие работы

4.Престижные Г.Сон

5.Духовные Д.Завоевание авторитета

Правильный ответ;

1 –сон; 2 –наличие работы; 3 –душевный разговор; 4 –завоевание авторитеты; 5 –самоуважение;

2.Цель культуры – это:

1.образование человека 2.воспитание человека 3.формирование способностей к творчеству 4.создание образцового человека

Правильный ответ: формирование способностей к творчеству

3. К продуктам материальной культуры не относятся:

1.небоскреб 2.музыка 3.автомобиль 4.телевизор

Ответ: музыка

4. Верно ли суждение?

Образование предполагает:

А.получение новых знаний об окружающем мире

Б.производство новых знаний

1.верно только А.; 2.верно только Б; 3.верны оба суждения; 4.все суждения не верны

Правильный ответ: получение новых знаний об окружающем мире

5. Религия основывается :

1.на знании объективных законов 2.на фантазии людей 3.на вере в реальность сверхъестественного 4.на нормах морали

Верный ответ: на вере в реальность сверхъестественного

6. Осознание личностью своей значимости называется:

1.честю 2.достоинством 3.уважением 4.признанием

Верный ответ: достоинством

10. Неверие в реальность существование Бога называется

1.баптизмом 2.адвентизмом 3.синтоизмом 4.атеизмом

Верный ответ: атеизмом

11. .Социальная мобильность невозможна

1.в традиционном обществе 2.в феодальном обществе 3.при социализме 4.при кастовом делении

Верный ответ: при кастовом делении

12. Признание заслуг человека перед обществом выражается понятием

1.паритет 2.авторитет 3.престиж 4.награда


Верный ответ: престиж

13. Современную нацию можно определить по признаку:

1.общности территории 2.общности языка 3.особенности хозяйственной деятельности 4.духовного единства 5.кровно – родственное единство

Определите неверный ответ.

Верный ответ: кровно – родственное единство.

14. Экономика не дает ответа на вопрос:

1.что произвести? 2.какую использовать технологию? 3.кто будет потребителем?4. какую социальную значимость имеет данный продукт?

Верный ответ: какую социальную значимость имеет данный продукт?

.

15. Тип экономической системы определяется:

1.формой государственной власти 2.собственностью и способами управления 3.количеством населения страны 4.запасами полезных ископаемых

Верный ответ: собственностью и способами управления.

16. Для рыночной экономики характерно:

1.фиксированность цен 2.инфляция 3.цикличность воспроизводства 4.безработица

Определите один неверный ответ.

Верный ответ: фиксированность цен

17. Для успешного начала собственного дела необходимо:

1.выбрать место для офиса фирмы 2.вложить деньги в акции преуспевающей компании

3.разработать бизнес – план

Верный ответ: разработать бизнес – план

18. Об уровне экономики любой страны судят:

1.по количеству фабрик и заводов 2.по запасам минерального сырья 3.по производству продуктов питания 4.по валовому внутреннему продукту

Верный ответ: по валовому внутреннему продукту

19. Чтобы лучше знать, какие товары необходимо производить, компания должна провести:

1.рекламную компанию 2.презентацию новых товаров 3.маркетинговые исследования

Верный ответ: маркетинговые исследования

20. Закон спроса гласит, что ….

1.продавцы будут предлагать больше товаров по высоким ценам, чем по низким ценам; 2.покупатели будут покупать больше товаров по низким ценам, чем по высоким; 3.изменение цен мало изменит величину спроса на продукт;


4.покупатели будут покупать товар по высоким ценам, если товар будет высокого качества.

Верный ответ: покупатели будут покупать больше товаров по низким ценам, чем по высоким;

21. Что можно сказать о бюджете, в котором расходы превышают доходы?

1.бюджет дефицитен 2.есть избыток бюджета 3.бюджет находится в стадии стабилизации

4.бюджет находится в равновесии

Верный ответ: бюджет дефицитен

22. Источниками госбюджета является …. и предпринимательская деятельность государства

Вставьте необходимое по смыслу слово.

Верный ответ: налоги

23. Некоторые производители женской одежды в Кавказском регионе России ориентируются на предписания ислама. Поэтому модельный ряд существенно отличается от того, что предлагается в магазинах европейской части России. Какой фактор, влияющий на предложение, проявился в данной ситуации?

1.сезонность 2.стоимость факторов производства 3.религиозные и культурные традиции 4. уровень доходов населения

Верный ответ: религиозные и культурные традиции

24. .В мировом хозяйстве преобладает:

1.сфера услуг 2.сельское хозяйство 3.промышленность 4.транспорт

Верный ответ: сфера услуг

25. Покровительством государства национальному бизнесу называется:

1.национализмом 2.рационализмом 3.меркантилизмом 4.либерализмом

Верный ответ: меркантилизмом

26. Установите соответствие между данными примерами и правом потребителя. Ответы определите, например, так: 1 – А; 2 –Д ит.д.

Примеры Права потребителя

А.гражданка не нашла на упаковке масла 1.право на информацию о товаре

сведений о производителе

Б.гражданин приобрел брюки, одел 1 раз, 2.право на качественный товар

а затем обнаружил, что несколько швов

разошлись

В.гражданка начала использовать купленный 3.право на безопасность товара


фен, но аппарат сгорел у нее в руках, причинив

ожоги

Г.гражданин обнаружил, что приобретенный им

продукт представляет собой не растворимый кофе,

а кофейный напиток

Верный ответ: 1 - гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе (А);

гражданин обнаружил, что приобретенный им продукт представляет собой не растворимый кофе, а кофейный напиток (Г);

2 - гражданин приобрел брюки, одел 1 раз, а затем обнаружил, что несколько швов разошлись (Б);

3 - гражданка начала использовать купленный фен, но аппарат сгорел у нее в руках, причинив ожоги (В).

27. Главой государства Z является наследственный правитель, власть которого не имеет ограничений. Он издает законы, руководит правительством, влияет на принятие важнейших судебных решений. Какая форма правления установлена в этом государстве?

1.парламентская республика 2.конституционная монархия 3. президентская республика

4.абсолютная монархия

Верный ответ: абсолютная монархия

28. Что относится к функциям политических партий в демократическом обществе:

1.разработка политических программ 2.принятие законов 3.назначение глав регионов 4.ведение внешней политики

Верный ответ: разработка политических программ.

29.За добросовестный многолетний труд гражданин Р. Был награжден орденом. К числу других формальных позитивных норм относится:

1.вручение грамоты 2.комплименты 3.аплодисменты 4.слава

Верный ответ: вручение грамоты

30.Что характеризует тоталитарный режим:

1.наличие развитого гражданского общества 2.регулярное проведение свободных выборов 3.отсутствие обязательной государственной идеологии 4.всесторонний контроль государства над жизнью общества

Верный ответ: всесторонний контроль государства над жизнью общества

Алгоритм выполнения рефератов .

1.Выберите одну из предложенных тем для реферата

2.подберите необходимую научную и учебную литературу, включая первоисточники; внимательно ознакомьтесь с интернет – ресурсами;

3.проконсультируйтесь с преподавателем, который поможет вам составить план вашего исследования и даст необходимые рекомендации по выполнению работы

4.обдумайте порядок изложения, составные части

5.каждый пункт плана необходимо заканчивать краткими выводами

6.обратите внимание на правильное оформление реферата


Приложение к занятию:

1.Презентация «Демократия, ее основные ценности и принципы»

2.Тематическая игра и дидактические единицы к ней

3.Алгоритм написания реферата

4.Список рекомендуемой литературы.


Список используемой литературы на уроке:

1.Важенин А.Г. «Обществознание» М.: -Изд. Центр «Академия» -2011

2.»Обществознание». Сборник заданий ЕГЭ -2013.М.: -Экспо -2013

3.Кравченко А. И. «Основы социологии и политологии» М.: 2011