shkolakz.ru 1 2 3


Дипломатическая Академия МИД России


На правах рукописи


ОГНЕВА Александра Викторовна


МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ

(ГЕРМАНСКИЙ ОПЫТ)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой

степени кандидата политических наук


Специальность 23.00.04 – политические проблемы

международных отношений,

глобального и регионального развития


Москва

2012


Работа выполнена на кафедре политологии и политической философии

Дипломатической академии МИД РФ


Научный руководитель Мозель

Татьяна Николаевна


доктор политических наук,

профессор


Официальные оппоненты: Рудов


Георгий Алексеевич


доктор политических наук, профессор


Павлов


Николай Валентинович


доктор исторических наук,

профессор





Ведущая организация: Институт Европы РАН


Защита состоится «____» __________ 2012 г. в ____часов на заседании диссертационного совета Д 209.001.01 в Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии МИД России по адресу: г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2.


Автореферат разослан «___» ___________2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор политических наук С.С.Жильцов



  1. Основная характеристика работы

Актуальность темы
исследования определяется ростом значения культурно-гуманитарных факторов в международных отношениях, а также усилением их влияния на мировые социально-экономические процессы. В этой связи государства начинают уделять все большее внимание своей культурной политике как средству реализации национальных интересов, поддержке собственного имиджа на международной арене. Инструменты культурно-гуманитарной политики за рубежом рассматриваются как серьезное вспомогательное средство для решения внешнеполитических задач, используя которые государство может отстаивать и продвигать свои национальные интересы, оказывать непосредственное влияние на международные процессы.


Динамичное развитие России в последние годы вызывает рост интереса к ее культуре, языку, традициям. Российская дипломатическая служба стоит перед задачей расширения своего цивилизационного ареала и закрепления культурного присутствия, в том числе в странах Западной Европы. Особый интерес в этой связи представляют наработки и опыт наших зарубежных партнеров и, конечно же, Федеративной Республики Германия. Современная Германия является лидером Европейского союза и оказывает непосредственное влияние на общеевропейские политические и экономические процессы. Успешно реагируя на внутренние и внешние вызовы конца XX века, Германия в 1990 году преодолела двугосударственность, что ознаменовало начало нового этапа в жизни страны.

Германский опыт в области формирования собственного имиджа и распространения немецкой культуры за рубежом уникален и может быть интересен нам с многих точек зрения. Германия - ведущий стратегический партнер России в Европе - активно использует мощные финансовые, организационно-технические и информационные ресурсы для продвижения своего цивилизационного образа, культуры и языка.

Таким образом, возрастание роли культурно-гуманитарного компонента в международных отношениях, недооценка его места и роли в политической науке, слабая степень изученности германского опыта реализации внешней политики в области культуры, а также потребность в практическом использовании научных результатов исследования предопределили выбор темы диссертации.

Объектом диссертационного исследования является внешняя политика Германии на культурно-гуманитарном направлении.

Предмет диссертационного исследования – методы, формы и инструментарий реализации политики в области культуры и образования ФРГ.

Цель исследования состоит в политологическом анализе внешней политики германского государства в области культуры и образования с акцентом на исследовании ее основных институтов и форм.

В соответствии с целью исследования автор предпринял попытку решить следующие задачи:


- обобщить научно-теоретические подходы, которые могут быть использованы для изучения внешней политики в области культуры и образования;

- проследить трансформацию доктринальных основ внешней культурной политики ФРГ со времени ее становления в XIX веке и до наших дней;

- проанализировать институциональные рамки и инструментарий внешней политики Германии в области культуры и образования;

- охарактеризовать современные формы и направления реализации внешней культурной политики Германии;

- в качестве примера регионального сотрудничества проследить практическую реализацию двусторонних проектов ФРГ с Российской Федерацией в области культуры.


Степень научной разработанности темы

Цель исследования определила необходимость использования широкого круга разнообразных источников.

Одну из групп источников составляют официальные документы государственных структур ФРГ, прежде всего Федерального правительства, Министерства иностранных дел и бундестага. К наиболее важным из них относятся концептуальные документы германской внешней политики, анализ которых помог раскрыть эволюцию внешней политики в области культуры и образования ФРГ. Особое место уделено докладу Специальной экспертной комиссии германского бундестага по вопросам внешней культурной политики 1975 года1, определившему основные рекомендации по реформе этой сферы, «10 тезисам МИД ФРГ по культурному сотрудничеству со странами третьего мира»2, «Концепции-2000»3, а также провозглашенной в 2011 году стратегии «Внешняя политика в области культуры и образования в период глобализации: находить партнеров, делиться ценностями, защищать интересы»4, закрепившей отход внешней политики ФРГ от стратегии экспорта собственной культуры и положившей начало ее качественному переходу к «диалогу культур» с зарубежными партнерами.

В ходе исследования использовался широкий круг документов германского бундестага, основанный на запросах его фракций по вопросам культурной политики страны5, а также доклады германского парламента по отдельным


профильным темам6.

Особое внимание при проведении исследования уделено анализу данных ежегодных отчетов МИД ФРГ и его докладов по внешней культурной политике Федеральному правительству, прослежена эволюция этого направления, а также выявлены современные тенденции его развития7.

Среди международных и двусторонних договоров особое место занимает Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии 2001 года8, Европейская культурная конвенция 1954 года9, межправительственные соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о культурном сотрудничестве 1992 г. и об изучении русского и немецкого языков10.

Особое значение для исследования зарубежных проектов Германии в области культуры имели уставные документы, отчеты и публикации организаций-посредников германского МИД: Института им. Гете, Германской службы академических обменов (ДААД), политических фондов и др.

Отдельную группу источников составляют речи, заявления и интервью ведущих германских политиков (Г.Коля, Г.Шредера, Й.Фишера, Ф.-В.Штайнмайера, Г.Вестервелле и других). Изучение этих источников имело особое значение для анализа позиций исполнительной власти ФРГ по вопросам внешней культурной политики, помогло акцентировать ее приоритеты и выявить проблемные точки.

Важным источником исследования стала информация по различным аспектам культурной политики, размещенная на интернет-сайтах МИД ФРГ, а также других германских министерств и ведомств. Крупнейшая библиографическая подборка по теме внешней культурной политики ФРГ содержится на сайте действующего под эгидой МИД ФРГ и ответственного за развитие межкультурного диалога Института зарубежных связей (ИЗС)11.

Несмотря на то, что основные аспекты внешней и внутренней политики Германии рассматриваются в трудах известных отечественных ученых-германистов В.Б.Белова, И.Ф.Максимычева, Н.В.Павлова, А.М.Филитова12, тема внешней культурной политики германского государства практически не нашла своего отражения в русскоязычной научной литературе. Одним из важных материалов, использованных в данной работе стала статья Н.В. Павлова в журнале «Международная жизнь» в 2008 г., впервые кратко обобщившая информацию о германских посреднических организациях, действующих в сфере внешней культурной политики13. Отдельные аспекты внешней политики ФРГ затрагиваются также в трудах Л.М.Воробьевой, Д.К.Давлетшиной, А.А.Новикова14.


Следует отметить, что в последнее время появилось немало исследований на уровне кандидатских и докторских диссертаций, в которых научному анализу подвергается внешняя политика в области культуры стран ЕС или США. Среди них кандидатские диссертации С.И.Косенко и Г.Ю.Филимонова.15 Применительно к германскому государству в период существования Веймарской республики эта тема рассматривается в докторской диссертации белорусского историка В.А.Космача16.

В Германии интерес к изучению внешней политики в области культуры и образования возник сравнительно недавно – в середине 90-х гг. XX века, после прошедшего в 2002 году на базе ИЗС всегерманского научного семинара «Внешняя культурная политика – падчерица научного исследования?»17. Семинар вызвал всплеск интереса германской политической науки к изучению феномена внешней культурной политики страны, что привело к созданию в 2004 году при ИЗС германского научного сообщества «Культура и внешняя политика», объединившего более 50 немецких ученых из различных гуманитарных дисциплин. Работы большинства из них способствовали более глубокому пониманию автором эволюции и основных направлений внешней культурной политики ФРГ.

Среди них особо стоит отметить научные труды бывшего генерального секретаря ИЗС, ныне профессора Университета Тюбингена К.-Ю.Мааса18, исследования политологов К.Аккермана19, С.Барча20, К.Дювела, бывшего генерального секретаря Института им. Гете и интенданта «Берлинских фестивалей» Й.Сарториуса и многих других.

Значительный интерес для данной работы представили кандидатские диссертации, написанные в ФРГ, среди которых особо стоит выделить исследование К.-С.Шульте, предметом анализа которого стал политический процесс принятия решений в области внешней культурной политики ФРГ21, В.Андрай по теме германских культурных и образовательных проектов в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)22, а также сотрудника германского фонда «Меркатор» Ф.Штрайтера, рассмотревшего деятельность германских посреднических организаций в сфере интернационализации научных исследований и академического обмена23.


Постановке некоторых общих проблем политологического плана способствовало изучение работ профессорско-преподавательского состава Дипломатической академии МИД России: Е.П.Бажанова, С.С.Жильцова, Т.А.Закаурцевой, А.Г.Задохина, К.Н.Кулматова, А.В.Митрофановой, Т.Н.Мозель, Г.А.Рудова, В.М.Татаринцева, В.В.Штоля, А.Д.Шутова и других24.

Существенную помощь при разработке теоретических положений диссертационного исследования соискателю оказали труды известных российских ученых: А.Д.Богатурова, В.Л.Иноземцева, Э.А.Позднякова, А.В.Торкунова, П.А.Цыганкова25, зарубежных политологов и государственных

деятелей С.Анхольта, Дж.Ная, Дж.Розенау, Б.Бузана26.

В процессе подготовки работы автор также опиралась на личный опыт, приобретенный в период работы в отделе культуры Посольства России в Берлине в 2005-2011 годах.

Методологическую основу исследования составили принципы системного и сравнительного анализа, с помощью которых рассмотрены взаимосвязи политических и культурно-гуманитарных факторов внешней политики Германии, а также влияния международной обстановки и смены партийных коалиций в Германии на эволюцию ее внешнеполитических культурных стратегий.

В соответствии с поставленными задачами и целью исследования в работе также используются методы исторического и хронологического анализа, которые позволили рассмотреть историю трансформации стратегий и форм внешней культурной политики германского государства, преемственность методов и форм ее реализации.

Отдельно была продемонстрирована возможность использования основных положений современных теорий международных отношений – неореализма, неолиберализма и конструктивизма – применительно к изучению и прогнозированию внешнеполитических стратегий в области культуры и образования.

Хронологические рамки исследования: Выбор хронологических границ обусловлен предметом исследования – периодом от возникновения проектов в области внешней культурной политики во времена Германской империи с 1871 г. до наших дней. При этом в работе не рассматривается культурная политика


германского государства в период Третьего рейха (1933 – 1945 гг.)27, когда существовавшие институты Веймарской республики прекратили свое существование, а сама культурная политика за рубежом приобрела яркую пропагандистскую окраску. В диссертационном исследовании также не рассматриваются государственные инициативы Германской Демократической Республики на гуманитарном треке. Особый акцент сделан на современной культурной политике объединенной Германии, анализе ее форм и инструментов реализации.

Научная новизна исследования заключается в комплексном научном анализе внешней культурной и образовательной политики Германии, с учетом личного опыта автора во время работы на культурном направлении в Посольстве России в ФРГ.

Новыми являются следующие научные результаты исследования:

- рассматривается совокупность методов и форм, определяющих внешнюю политику в указанной сфере, а также проводится анализ ее отдельных направлений;

- дается оценка процесса эволюции внешней культурной и образовательной политики германского государства, выявляются основные различия внешнеполитических стратегий на разных этапах его исторического развития, прослеживается линия их преемственности;

- детально изучен инструментарий внешней политики в области культуры и образования ФРГ;

- обоснована полезность опыта Германии в данной области, выстраивающей политику по планомерному наращиванию своего культурного присутствия за рубежом.

На защиту выносятся следующие положения:

- германская внешняя политика в области культуры и образования проделала долгий путь: от культурной экспансии и пропаганды до стратегии «диалога культур» и в настоящее время, наряду с экономической политикой и классической дипломатией, является «третьей основой» внешней политики ФРГ;

- прослеживается устойчивая тенденция преемственности развития внешней культурной и образовательной политики германского государства. Она заключается в сохранении и увеличении объема германского культурного присутствия за рубежом, возможности использования культурных проектов для углубления двусторонних отношений, формирования позитивного образа Германии в мире;


- в условиях глобализации существенно усложняется инструментарий внешней политики в гуманитарной сфере: в современной Германии сформирована и действует система неправительственных организаций-посредников, оказывающих существенную поддержку министерствам и ведомствам, в том числе с целью сохранения солидного экономического и политического присутствия Германии на международной арене. При этом большая часть бюджета данных НПО формируется за счет средств МИД ФРГ и других министерств, вовлеченных в реализацию культурных проектов за рубежом;

- германская внешняя политика в области культуры и образования пронизывает все сферы государственного управления страны – от муниципального до федерального. Деятельность официальных германских ведомств на этом направлении успешно дополняют посреднические организации;

- опыт Германии на изучаемом направлении важен для российской дипломатии: в деле развития международного культурного диалога Москва является для Берлина одним из главных приоритетов, о чем свидетельствуют солидная договорная база и разнообразие форм двустороннего сотрудничества.



следующая страница >>