shkolakz.ru   1 2 3
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его содержание и основные выводы могут быть полезны при формировании российской внешнеполитической линии в области культуры и образования, а также использованы в научной, преподавательской, лекционной работе. Материалы диссертации могут быть востребованы при издании учебников и учебных пособий по истории Германии новейшего периода, а также вызвать интерес преподавателей и научных работников высшей школы, участвующих в подготовке высококвалифицированных кадров в области международных отношений и политологии.


Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были широко использованы автором в практической работе, лекциях, прочитанных в рамках курсов повышения квалификации «Подготовка к работе в загранучреждениях России по вопросам культуры» Дипломатической академии МИД России, а также публичных выступлениях автора перед различными аудиториями в Москве (выступление перед студентами МГИМО на тему «Политика ФРГ по распространению немецкого языка в мире», апрель 2011 г.) и в Берлине (участие в пленарном заседании и дискуссионных секциях организованной МИД ФРГ международной конференции «Культурная политика в эпоху глобализации», апрель 2008 г.). Диссертация обсуждалась на кафедре политологии и политической философии Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Положения диссертации используются в практической деятельности Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Германия в процессе реализации профильных вопросов российско-германского сотрудничества в области науки и образования, при подготовке тематических конференций, встреч и визитов, в том числе на высоком уровне, а также в работе Третьего Европейского департамента МИД России, в частности при подготовке проведения крупномасштабной культурной акции «перекрестных» Годов России в Германии и Германии в России в 2012-2013 гг.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет, хронологические рамки, цели и задачи исследования, характеризуются его методологическая основа и практическая значимость, дается характеристика использованных источников и определяется степень изученности проблемы в отечественной и зарубежной историографии.

В первой главе «Теоретические основы и концептуальная эволюция культурной политики ФРГ на мировой арене» разъяснены основные понятия, используемые в данном исследовании, и его теоретико-методологические основы; рассмотрены основные этапы эволюции внешней культурной политики германского государства, особенности и формы ее реализации в период Германской империи, Веймарской Республики, раскола Германии.


Особое внимание автором уделяется возможному применению положений основных теорий международных отношений к изучению внешней культурной политики. Взятая в качестве одного из направлений такой политики тема популяризации немецкого языка в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и республиках бывшего СССР рассмотрена с точки зрения неореализма, неолиберализма и конструктивизма.

Сделан вывод о том, что все три теоретических направления позволяют нам анализировать и прогнозировать развитие методов и форм внешней политики в области культуры и образования. Тем не менее, при рассмотрении исторического и концептуального контекста изучаемого направления особой ценностью пользуются положения неореализма. После падения «железного занавеса» в условиях политической слабости стран ЦВЕ и республик бывшего СССР Германия начинает политику «культурной экспансии» по отношению к странам этого региона, что проявилось в увеличении количества образовательных программ, командировании большого числа учителей немецкого языка на работу в восточноевропейский регион, привело к ассиметричному культурному обмену и, в конечном итоге, к непосредственному оказанию влияния на образовательную систему восточноевропейских стран. В соответствии с положениями неореализма в современном мире внешняя культурная политика является способом распространения своего влияния и защиты национальных интересов.

В рамках первой главы показано, что начало международной германской политики в области культуры и образования было положено на рубеже XIX и XX веков и ознаменовалось открытием первых научных институтов и школ за границей. Именно в это время в Германской империи появляется термин «внешняя культурная политика» («auswärtige Kulturpolitik»).

Отмечено, что период существования Веймарской республики охарактеризовался созданием неправительственных организаций, которые стали вовлекаться правительством в культурно-образовательную работу за рубежом и позже получили в немецкой политологической литературе название организаций-посредников.


Подчеркивается, что после Второй мировой войны реализация зарубежных культурных проектов протекала в ФРГ в соответствии с принципом дистанцирования от догм расовой политики национал-социализма. С началом 50-х годов XX века внешняя культурная политика молодого немецкого государства институционально и содержательно интегрируется в политическую систему ФРГ, привязывается к нормам принятого в мае 1949 года Основного Закона – Конституции.

Возобновление деятельности существовавших ранее организаций-посредников культурной сферы и создание новых аналогичных структур шло параллельно созданию федеральных и земельных институтов управления, проведению внутренних реформ в стране. Автором подчеркивается, что именно такой синхронный процесс возникновения государственных учреждений и неправительственных организаций, наложившийся на формирование принципов немецкого федерализма, обусловил формирование современной децентрализованной структуры внешней культурной политики Германии по особому образцу, отличному от французской или американской системы.

С началом 70-х годов начинается второй послевоенный период в развитии внешней культурной политики ФРГ, ознаменовавшийся ее всесторонней реформой, которая стала следствием ряда концептуальных разработок в стенах внешнеполитического ведомства. Большинство программных положений, принятых в то время, являются актуальными и в современной, объединенной Германии.

Существенный вклад в развитие современной внешней культурной политики внес министр иностранных дел Ф.В.Штайнмайер (2005-2009). Он проявился, прежде всего, в разрешении структурных и финансовых проблем Института им. Гете, выделении дополнительных ассигнований на сохранение и развитие представительств посреднических организаций за рубежом, совершенствовании системы школьного обучения за рубежом.

Рассматривая современную культурную политику ФРГ на мировой арене, автор отмечает, что она продолжает оставаться «несущей третей опорой» внешнеполитической деятельности ФРГ. Политическое руководство ФРГ и министр иностранных дел Г.Вестервелле идут лишь на модификацию стратегии внешней культурной политики ФРГ, не затрагивающую основных форм и методов ее реализации. Речь идет, к примеру, о развитии в условиях глобализации более тесного сотрудничества с укрепляющимися центрами силы, в частности, Бразилией, Индией, ЮАР и другими «пороговыми» странами, а также дальнейшем усилении культурного влияния Германии на «обжитых» международных площадках.


Во второй главе «Институциональное обеспечение политики ФРГ в области культуры и образования за рубежом» раскрываются правовые основы зарубежной политики ФРГ в области культуры, вовлеченность германских министерств и ведомств в ее реализацию, а также характеризуются негосударственные организации-посредники культурно-образовательной сферы.

Как отмечается, для Германии характерно отсутствие четко централизованной системы осуществления внешней политики в области культуры и образования. Помимо федеральных ведомств большую роль в реализации данного направления играют земли, коммуны и отдельные организации ФРГ. Довольно активным инструментом межкультурного взаимодействия являются связи городов-побратимов, межвузовские контакты.

Особое внимание во второй главе уделено анализу деятельности организаций-посредников внешней культурной политики ФРГ, крупнейшими из которых являются Институт им.Гете, ИЗС, Фонд им.А.Гумбольдта, Центр школьного образования за рубежом и др. Подчеркнуто, что эти организации, как правило, имеют доступ к более широким слоям населения, обладают зачастую более актуальной информацией, большей последовательностью и гибкостью в осуществлении своих программ, нежели официальные загранпредставительства МИД ФРГ.

К организациям, в задачу которых входит поддержка международного культурного диалога, относятся также политические фонды ФРГ. Показано, что, несмотря на свой неправительственный статус, они тесно вплетены в германскую партийно-политическую систему и дополняют инструменты официальной политики германского внешнеполитического ведомства, как с точки зрения осуществления концепции политического образования, так и с позиций защиты германских культурно-гуманитарных интересов.

В главе рассмотрен также институт действующих за рубежом германских школ, ответственный за обеспечение образовательного процесса для находящихся за рубежом детей немецких граждан и укрепление симпатий к немецкому языку и культуре среди иностранного населения. На протяжении более ста лет Федеративная Республика Германия направляет на поддержку своих зарубежных школ одну треть своего «культурного бюджета».


Третья глава «Международные приоритеты ФРГ в области культуры и образования» посвящена изучению основных направлений реализации германской внешней политики в указанной сфере: популяризации немецкого языка за рубежом, интернационализации научно-образовательного процесса, реализации культурных проектов в странах с повышенным конфликтным потенциалом.

ФРГ с середины XX века неустанно работала над расширением географии распространения своей языковой политики, которая сегодня охватывает большую часть земного шара и задействует все известные средства коммуникации. Наиболее важными аспектами такой политики являются: преподавание немецкого языка как иностранного, развитие сети германских школ за рубежом, поддержка проживающего за рубежом немецкоязычного меньшинства, популяризация немецкого языка как языка дипломатии и официального языка в институтах Евросоюза.

Политика по распространению знаний немецкого языка идет в унисон с расширением германского научного присутствия в мире. С принятием правительством ФРГ «Стратегии интернационализации науки и исследований» и созданием специального отдела «внешняя научная политика» в структуре Департамента культуры и коммуникации МИД ФРГ в 2008 году она вышла на новый виток развития.

Автором отмечено, что ФРГ находится в поисках активных подходов к эффективному управлению кризисами в развивающихся странах, ближневосточном регионе и других государствах с конфликтным потенциалом. В последние годы прослеживается усиление роли германских культурных и образовательных инициатив в этом процессе.

Самостоятельный раздел третьей главы посвящен российско-германскому сотрудничеству в сфере культуры и образования. Россия неизменно находит отражение во внешнеполитических культурных стратегиях Германии на правах стратегического партнера, занимая первое место по количеству соответствующих двусторонних проектов. Особо отмечено многообразие двустороннего культурного взаимодействия: от обменов в области культуры и искусства, науки и образования, СМИ, молодежных обменов, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма до связей по линии общественных групп и организаций, творческих союзов и отдельных групп граждан.


В Заключении обобщены основные выводы диссертационного исследования.

1. Внешняя политика в области культуры и образования, а также механизмы ее влияния на реализацию национальных интересов государства выступают в качестве предмета анализа с использованием отдельных положений ряда основных теорий международных отношений. Так, например, положения теории неореализма позволяют сделать вывод о том, что чем сильнее позиции государства на международной арене, тем последовательнее и действеннее будут проводимые им мероприятия с целью пропаганды собственных традиций, языка, культуры. И наоборот: чем лучше будет имидж и сильнее гуманитарное присутствие государства на международной арене, тем эффективнее оно может продвигать свои интересы в других сферах. На примере политики правительства ФРГ по распространению немецкого языка за рубежом целесообразность и востребованность внешней культурной политики объяснимы также с точки зрения положений других теорий международных отношений: неолиберализма (анализ участвующих в реализации культурной политики посреднических организаций как инструментов «мягкой силы») и конструктивизма (анализ международных и национальных правовых норм).

2. До начала Второй мировой войны продвижением своих культурных достижений на международной арене занимались преимущественно крупные европейские государства. При этом речь шла исключительно о пропаганде собственной культуры, которая рассматривалась как неотъемлемая часть национального достояния и престижа. В эпоху расцвета империализма и национализма германское государство стремилось убедить внешний мир в превосходстве собственных ценностей, а следовательно - и в превосходстве собственной нации. Типичными проявлениями такой культурной пропаганды были отдельные выступления немецких артистов или именитых ученых, финансируемые министерством иностранных дел, а также открытие первых научных институтов за рубежом.

3. После Второй мировой войны на фоне демократизации в Западной Германии шел одновременный процесс возникновения новых министерств и ведомств и неправительственных организаций, наложившийся на формирование принципов немецкого федерализма. Это обусловило формирование децентрализованной структуры внешней политики в области культуры и образования. Официально это объяснялось необходимостью соблюдения принципа плюрализма и культурной автономии. Однако, за красивыми словами стоял четкий политический и стратегический расчет: путем делегирования проектов на неправительственный уровень государство хотело отмежеваться от опыта нацистской Германии, проводившей за рубежом унифицированную пропагандистскую политику.


4. Успешная формула внешней политики в области культуры и образования современной Германии заключается в ее характеристике как «третьей основы» германской внешней политики. Она несет в себе следующий смысл: внешняя политика в области культуры является частью внешней политики страны и вносит наряду с экономической политикой и политикой в области безопасности самостоятельный вклад в реализацию главной задачи любого государства – служение своему (в данном случае немецкому) народу.

5. Руководство ФРГ прилагает серьезные усилия на государственном уровне по продвижению позитивного имиджа страны на международной арене. Автором продемонстрировано, что в ходе реализации ряда успешных информационных кампаний, проведенных в последнее десятилетие, как, например, Чемпионата мира по футболу 2006 года, правительству ФРГ удалось представить Германию мировому сообществу как передовое, открытое, развитое в инновационном ключе государство.

6. В условиях возрастающей взаимозависимости государств такие факторы, как экономическое благосостояние и экспортная мощь ФРГ, уже не играют той роли, как в XX веке. Инструменты культурного сотрудничества приобретают государственную значимость и начинают активно применяться там, где дают сбой политические и экономические отношения. В этом плане показательна деятельность посреднических организаций, действующих под эгидой МИД ФРГ, призванных, помимо всего прочего, смягчать последствия политических и экономических кризисов.

7. Определяя роль посреднических организаций в системе внешней политики германского государства, стоит отметить, что без них осталась бы невозделанной важная сфера сотрудничества в международных отношениях. Они - яркий пример организаций, вносящих вклад в развитие международного диалога вне стен государственных учреждений, хотя идеологически и финансово привязанных к ним. Влияя на ход развития культурных и общественно-политических процессов в зарубежных странах, организации-посредники следуют установкам внешней политики ФРГ, но при этом их инструментарий значительно отличается от методов, применяемых внешнеполитическим ведомством Германии. Они содействуют тому, что такая внешняя политика исходит не из примата силы в традиционном понимании XIX века, а скорее из принципа «мягкой власти», внося вклад в повышение престижа современной Германии на международной арене.


8. Одним из основных векторов внешней политики в области культуры и образования Германии с начала XX века являлась политика популяризации немецкого языка за рубежом. Германское государство вело неустанную работу над расширением географии распространения языковых знаний, которая в настоящее время охватывает большую часть земного шара, задействует все имеющиеся направления и новые коммуникационные технологии.

9. В XXI веке правительство ФРГ активно приступает к развитию образовательного и научного направления в рамках внешней культурной политики, исходя при этом из трех главных принципов: принципа дистанцированности от государства, принципа свободы научной деятельности и самоуправляемости образовательной и научной систем, а также принципа долгосрочной и конструктивной ориентации.

10. Выработанный в течение последних десятилетий разнообразный инструментарий поощрения талантливых студентов и ученых из зарубежных стран успешно подтверждает свою эффективность, создавая серьезный задел дружественных отношений между германской и зарубежной научными элитами. Не секрет, что путем предоставления многочисленных стипендий и грантов для ученых-иностранцев Федеральное правительство «приобретает» их лояльность и доверие к Германии, ее населению, ценностям и интересам. Таким образом, германская внешняя политика в этой сфере безболезненно встречает вызовы глобализации путем усиления сети посреднических организаций, а также наращивания технического и инновационного потенциала Германии.

11. Внешняя культурная политика ФРГ и «политика развития», имевшие в 60-80 годы XX века разные задачи, на современном этапе сближаются, что во многом связано с процессом глобализации и необходимостью поддержания мира в небезопасных регионах планеты.

Учитывая принятие правительством ФРГ ряда программ гуманитарной направленности в кризисных регионах, таких как «Афганистан компакт», «Европейско-исламский диалог» и др., можно сделать вывод о том, что совместно с организациями-посредниками культурной и гуманитарной направленности, международными и местными НПО германское руководство продолжит искать пути и способы совместных действий по предотвращению конфликтов и преодолению их последствий в различных регионах мира.


12. Одним из наглядных примеров успешного международного сотрудничества являются связи между Россией и Германией. Они развиваются весьма успешно, поступательно, вписываясь в реализуемую обеими сторонами линию на историческое примирение, стимулирование общения между нашими народами и их углубленное знакомство с культурой, духовными ценностями России и Германии.

13. Несмотря на серьезные изменения в мировом раскладе сил и, в частности, в Европе, в современной внешней культурной политике Германии, наряду с некоторыми коррективами, наблюдается устойчивая тенденция преемственности, сложившаяся на протяжении многих десятилетий. Она заключается в сохранении и увеличении объема германского культурного присутствия за рубежом, возможности использования культурных проектов для поддержки двусторонних отношений, формировании позитивного образа Германии в мире. В соответствии с духом времени меняются лишь стратегии такой политики: от политики культурного империализма и экспансии до форм равноправного межгосударственного культурного диалога. Для России и российско-германских отношений это будет означать сохранение наработанного позитивного багажа и дальнейшее углубление двустороннего сотрудничества.

14. При этом стоит констатировать, что, несмотря на наращивание в последние годы объема российского культурного присутствия за рубежом, прежде всего за счет создания Фонда «Русский мир», проведения «перекрестных» культурных акций, возможности воздействия нашей культурной дипломатии на зарубежное общественное мнение, формирование объективного образа России в мире используются сегодня далеко не полностью. Отсутствует четкая концептуальная основа внешней культурной политики на общегосударственном уровне, обеспеченность соответствующими финансовыми ресурсами, не полностью отлажен механизм межведомственной координации, слабо интегрирован в дипломатическую активность авторитет известных деятелей российской культуры. Использование германского опыта могло бы внести в эту работу коррективы в плане ее содержательного наполнения, расширения используемых методов и инструментария.



Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в следующих работах автора:


Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК России:


  1. Огнева А.В. Германские школы за рубежом как инструмент внешней культурной политики ФРГ [текст] / А.В.Огнева // Вестник Томского государственного университета. – 2011. - № 351 (октябрь). - с. 96-99 (0,6 п.л.).

  2. Огнева А.В. Политические фонды ФРГ и их вклад в развитие международного диалога [текст] / А.В.Огнева // «Вестник Томского государственного университета. История». - 2011. - №4 (16). - с. 113-118 (0,5 п.л.).

  3. Огнева А.В. На службе государственных интересов: неправительственные организации во внешней культурной политике ФРГ [текст] / А.В.Огнева // «Дипломатическая служба». – 2012 - № 4. – с. 22-28 (0, 35 п.л.).

  4. Огнева А.В. От культурного империализма к стратегии равноправного партнерства: эволюция внешней культурной политики ФРГ [текст] / А.В.Огнева // «Международная жизнь». – 2012.- № 4 (готовится к печати, 0,6 п.л.).



Другие статьи и материалы конференций:


  1. Огнева А.В. Отчетная документация немецких НПО, действующих в сфере внешней культурной политики [текст] / А.В.Огнева // Документационное обеспечение в системе управления: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. (Нижневартовск, 6 февраля 2009 г.). – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - с. 202-205 (0,2 п.л.).

  2. Огнева А.В. Практика управления архивными документами в ФРГ [текст] / А.В.Огнева // Всероссийская научно-практическая конференция «Культура, наука, образование: проблемы и перспективы» (Нижневартовск, 7-8 февраля 2012 г.). – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2012 (готовится к печати, 0,4 п.л.).



1 Bericht der Enquete-Kommission Auswärtige Kulturpolitik


<< предыдущая страница   следующая страница >>