shkolakz.ru 1 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ



МОСКОВСКИЙ

ИНЖЕНЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ)

_________________________________________________


КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ


ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ


ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ


ДЛЯ АСПИРАНТОВ И СОИСКАТЕЛЕЙ


Москва 2008


УДК 1

ББК 87

П 21


Планы занятий по истории и философии науки для аспирантов и соискателей /Под ред. проф. Б.Я. Пахомова. М.: МИФИ, 2008. 32 с.


Составители: проф. Б. Я. Пахомов,

канд. философских наук Я.П. Булгакова.


Рекомендовано к изданию редакционным советом МИФИ


© Московский инженерно-физический институт

(государственный университет), 2008 г.


В соответствии с решением президиума Высшей аттестационной комиссии приказом Минобразования России с 01.07.2005 для аспирантов всех специальностей вместо прежнего кандидатского экзамена по дисциплине "Философия" введен новый кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине "История и философия науки".

Приказом ректора МИФИ в нашем институте утверждено следующее Положение о порядке подготовки аспирантов к новому кандидатскому экзамену.


ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке подготовки аспирантов и соискателей ученой степени МИФИ к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине "История и философия науки" и о порядке его приема.


За основу Положения приняты следующие документы:

1. Приказ Минобразования РФ от 17 февраля 2004 г. № 696 "Об утверждении перечня кандидатских экзаменов".

2. Приказ Минобразования РФ от 17 февраля 2004 г. № 697 "Об утверждении программ кандидатских экзаменов".

3. Приложение к приказу Минобразования РФ от 17.02.2004

№ 697 "Перечень программ кандидатских экзаменов".


4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.07.2005

№ 189 «Об обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации в системе послевузовского профессионального образования».

5. Письмо заместителя Министра образования и науки РФ от 06.07.2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки».

6. Приложения № 1 и № 2 к Письму заместителя Министра образования и науки РФ от 06.07.2005 № АС-729/03.

7. Приказ Минобразования РФ от 30.04 2004 № 2009 «О сроке действия результатов кандидатских экзаменов».


ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»


1. Аспиранты и соискатели ученой степени МИФИ должны прослушать общий для всех специальностей курс лекций по «Философии науки» и пройти обучение на семинарских занятиях в объеме, установленном «Временными требованиями к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования по отраслям наук (ОПД.АФ.02)» (100 часов). (Исполнитель – кафедра философии МИФИ.)

2. Аспиранты и соискатели ученой степени на своих кафедрах слушают курс лекций по истории своей отрасли науки или, пользуясь консультациями своих научных руководителей, изучают этот материал самостоятельно. (Исполнители – научные руководители аспирантов и соискателей.)

3. Пользуясь консультациями своих научных руководителей, аспиранты и соискатели готовят письменный реферат по какой-либо из проблем истории своей отрасли науки. Желательно тему реферата утвердить решением кафедры (выписка из протокола представляется на кафедру философии вместе с рефератом). Подготовленный реферат получает предварительную оценку научного руководителя аспиранта или соискателя, после чего представляется на кафедру философии, где реферат получает оценку «зачтено» или «не зачтено». При положительной оценке реферата аспирант или соискатель допускается к сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «История и философии науки». (Исполнители – научные руководители аспирантов и соискателей, кафедра философии.)


4. В содержание нового кандидатского экзамена входят также философские проблемы той отрасли науки, по которой специализируется аспирант или соискатель. Советуясь со своим научным руководителем, а также с кафедрой философии, аспирант или соискатель готовит второй реферат по какой-либо из философских проблем своей отрасли науки. В экзаменационный билет будет входить вопрос по содержанию этого реферата. (Исполнители – кафедра философии, научные руководители аспирантов и соискателей.)

5. При оформлении удостоверения о сдаче кандидатского экзамена указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.

Примечание к пп. 3 , 4, 5. Если при подготовке диссертации к защите меняется отрасль науки (согласно перечню отраслей науки по списку ВАК), кандидатский экзамен по дисциплине «История и философия науки» сдается вновь после изучения истории другой отрасли науки и философских проблем другой отрасли науки. (Основание: Приложение № 1 к Письму заместителя Министра образования и науки РФ «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по «Истории и философии науки»», от 6.07.2005 № АС-729/03).

6. Ранее полученные удостоверения о сдаче кандидатского экзамена по дисциплине «Философия» действительны до 01.01.2009 г. (Приказ Минобразования РФ от 30.04.2004 № 2009).

7. Кандидатские экзамены по дисциплине «История и философия науки» принимаются дважды в год – в весеннюю сессию (с 15 мая по 30 июня) и в осеннюю сессию (с 15 по 30 ноября) экзаменационной комиссией, состав которой утверждается приказом ректора.

В условиях МИФИ аспиранты должны подготовить рефераты по истории следующих отраслей науки (с учетом профиля своей диссертации):

1.3.3. История физики (01.04.00)

1.3.7. История технических наук (05.00.00)

1.3.8. История информатики (05.13.00)

1.3.12. История экономических учений (08.00.00)


1.3.15. История правовых учений (12.00.00)

Полный список отраслей науки дан в Приложении к приказу Минобразования России от 17.02.2004 № 697.

С программами по истории перечисленных отраслей науки можно ознакомиться на сайте ВАКа http://vak.ed.gov.ru/ (раздел «Справочные материалы»).


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПО «ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ НАУКИ»


1. Программы кандидатских экзаменов. «История и философия науки» («Философия науки»). М.: Гардарики, 2004.

2. Философия науки. Общий курс /Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академ. Проект, 2004.

3. Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.: Академ. Проект, 2004.

4. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук /Под ред. Проф. В.В. Миронова. Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Гардарики, 2006.

5. Философия математики и технических наук /Под общей ред. Проф. С.А. Лебедева. М.: Академ. Проект, 2006. [Математика, информатика, технические науки].

6. Философия естественных наук /Под общей ред. Проф. С.А. Лебедева. М.: Академ. Проект; Фонд «Мир», 2006. [Физика, экология, химия и др. науки].


ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

(Общие вопросы)


Раздел I. РОЖДЕНИЕ НАУКИ


Тема 1. Идеи рационализма в античной культуре


1. Преднаука в системе духовной культуры Древнего Египта, Вавилона.

2. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции.

3. Становление принципов рациональности в греческой философии (понятия “доказательство” и “истина”). Философия и математика (Фалес, Пифагор). Логический метод в философии Парменида. Сократ и Платон о необходимости определения общих понятий


4. Обоснование принципов рациональности: как человеческое мышление может выразить сущность мира? Гераклит и Зенон (мир и законы логики). Гераклит и софисты (реальность и язык). Гераклит, Парменид, Платон (сущность и явление). Два уровня знания (Демокрит, Платон).

5. Диалектика как метод поиска истины в научных дискуссиях (Сократ, Платон). Развитие теории доказательства (Зенон, Аристотель). Зарождение логики как науки. Первые парадоксы в развитии теоретического мышления.

6. Проблема познаваемости мира. Философский скептицизм (софисты, Пиррон).

7. Рационализм Сократа: диалектика как искусство исследования понятий и поиска истины. Проблема самопознания. Ироническая майевтика.


Тема 2. Становление научной картины мира


1. Поиски первоосновы мира (Фалес, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель).

2. Становление принципа детерминизма (Гераклит, пифагорейская школа, Демокрит, Аристотель).

3. Проблема движения. Мир как процесс в философии Гераклита. Проблема источников движения и формирования вещей у Аристотеля. Материя и форма.


Тема 3. Возникновение науки о человеке

и принципах его жизни

(Для аспирантов гуманитарного профиля)


1. Поворот к проблемам человека в античной философии. Софистика как школа осмысления мира. Протагор, Горгий.

2. Этический идеализм Сократа. Проблема самопознания.

3. Рождение науки об обществе. Человек и общество (государство) в философских учениях Платона и Аристотеля.

4. Стоики и Эпикур о принципах жизни человека.


ЛИТЕРАТУРА


1. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1, ч. 1. М.: Мысль, 1969. Раздел “Античная философия”.

2. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.

3. Платон. Диалоги. СПб.: Азбука – Классика, 2007.

4. Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1999.


5. Богомолов А. С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М.: Мысль, 1982. Его же: Античная философия. М.: Изд. МГУ, 1985.

6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1998.

7. Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. М.: Наука, 1973.

8. Кессиди Ф.К. Сократ. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

9. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972.

10. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон, Аристотель. М.:

Молодая гвардия, 1993.

11. Лосев А.Ф. История античной флософии в конспективном изложении. М.: ЧеРо, 1998.

12. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М.: Политиздат, 1991.

13. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. Т. 1. М.: МИФ, 1993.

14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 1. Античность. СПб.: Петрополис, 1994.

15. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т. Т.1. Чары Платона. М.: Феникс, 1992.

16. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. М.: Интерпракс, 1996.

17. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997.Статьи “Фалес”, “Гераклит”, “Кратил”, “Зенон”, “Апория”, “Парменид”, “Демокрит”, “Протагор”, “Пифагор”, “Пифагореизм”, “Сократ”, “Пиррон”, “Платон”, “Аристотель”, “Форма и материя”, “Софисты”, “Киники”, “Стоицизм”, “Категории”, “Логика” (разд. “История логики”).

18. Чанышев А. Н. История философии Древнего мира. М.: Академ. Проект, 2005.

19. Эллинистическая философия. М.: Наука, 1996.

20. Меркулов И.П. Формирование «пропозициальной» парадигмы в античной философии //Эволюция. Язык. Познание. М.:Яз. Рус. Культуры, 2000.

Раздел II. РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ



Тема 4. Период схоластики


1. Монастыри и университеты как очаги духовной культуры, образования, научной деятельности в позднем Средневековье. Схоластика как специфический вид интеллектуальной деятельности.

2. Сущность и существование. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский. Варианты логического обоснования существования Бога. Проблема противоречия знания и веры.

3. Диалектика общего и отдельного: номинализм, реализм, концептуализм.

4. Роджер Бэкон, Уильям Оккам о методах научного познания.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1969. Т. 1, ч. 2, С. 581-605, 794-809, 890-907.

2. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в Средние века. М.: Наука, 1989.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979.

4. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. Т. 1, _и. 2. М.: МИФ, 1993.

5. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

6.Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи “Схоластика”, “Универсалии”, “Номинализм”, “Реализм”, “Концептуализм”, “Августин Блаженный”, “Ансельм Кентерберийский”, “Абеляр П.”, “Фома Аквинский”, “Оккам У.”, “Бэкон Роджер”.

7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991.


Раздел III. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

НОВОГО ВРЕМЕНИ И НАУКА


Тема 5. Проблемы теории познания

и научной методологии


1. Переход от средневекового к ренессанскому стилю мышления. Наука эпохи Возрождения.

2. Формирование современного образа науки (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей). Коперниканская революция и ее значение в развитии естествознания.

3. Философское осмысление научной революции XVII в. Проблема научного метода. Критика схоластической методологии Ф. Бэконом и Р. Декартом.


4. Эмпиризм и рационализм – гносеологические проблемы философии Нового времени. Дедуктивная и индуктивная методология. Индуктивный метод Ф. Бэкона. “Правила для руководства ума” Р. Декарта. Рационализм Г. Лейбница (“истины факта” и “истины разума”).


Тема 6. Принцип сенсуализма в теории познания


1. Проблема первоисточника человеческого знания: обоснование принципов сенсуализма Дж. Локком.

2. Критика Г. Лейбницем односторонности сенсуализма Локка.

3. Г. Лейбниц о наиболее общих законах мира (детерминизм, постепенность изменений, проблема тождественности предметов, совершенство Вселенной).

4. Парадоксы и противоречия одностороннего сенсуализма: субъективный идеализм Дж. Беркли, агностицизм Д. Юма.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1969.

2. Николай Кузанский. Об ученом незнании. СПб.: Азбука, 2001.

3. Бруно Дж. О причинах, начале и едином. // Избранное.Самара: Агни, 2002.

4. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.

5. Бэкон Ф. Новый Органон. Рига: Звайгзне, 1989.

6. Асмус В. Ф. Декарт. М.: Высшая школа, 2006.

7. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках //Соч. В 2-х т. CПб.: Наука 2006. Т. 1. , 1989. С. 250-296.

8. Декарт Р. Сочинения. В 2 томах. СПб.: Наука, 2006. Т. 2.

9. Лейбниц Г. Монадология. Его же. Переписка с Кларком //Соч. в 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1982.

10. Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Кн. 1, гл. 2; _и. 2, гл. 1 //Соч. в 3-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.

11. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания //Соч. М.: Мысль, 1978. С. 171-215.

12. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. 1. Ч. 1, гл. 1; ч.2, гл. 6; ч. 3, гл. 2-3 //Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.


13. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: Пиама, 2000.

14. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVII века. М.: Высшая школа, 1974.

15. Соколов В. В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М.: Высшая школа, 1984.

16. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи “Коперник”, “Галилей”, “Ньютон И.”, “Бэкон Ф.”, “Декарт Р.”, “Методология”, “Эмпиризм”, “Рационализм”, “Сенсуализм”, “Спиноза Б.”, “Локк Дж.”, “Лейбниц Г.”, “Беркли Дж.”, “Юм Д.”.


Раздел IV. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП ФИЛОСОФИИ

РАЦИОНАЛИЗМА


Тема 7. Развитие идей рационализма

в классической немецкой философии


1. Ранние работы И. Канта: принцип развития и естествознание XVIII века/

2. И. Кант и “коперниканский” переворот в философии. Творчество субъекта – исходная основа процесса познания по Канту.

3. И. Кант о творческом характере научного мышления и методологической роли категорий. Категории как универсальные логические формы. Границы рационального конструирования. Антиномии разума.

4. Диалектическая философия Гегеля: принцип развития и системная методология.

5. Гегелевская концепция рационализма: всеобщие законы мира и законы диалектической логики. Тождество бытия и мышления. Основные законы диалектики. Принцип развития и системная методология в современной науке.

ЛИТЕРАТУРА


1. Кант И. Критика чистого разума. Введение; Ч.1. Трансцендентальная эстетика; Ч.2 Трансцендентальная логика, пар. 20-24; Отдел второй. Трансцендентальная диалектика, _и. 2, гл. 2. Антиномия чистого разума, разделы 1-9. Москва: Эксмо, 2007.

2. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука. Москва: Акад. Проект, 2008.

3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Рига: Звайгзне, 1981.


4. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи «Кант И.», «Гегель Г.», «Диалектика», «Система», «Системный подход», «Развитие».

5. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001.

6. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984.

7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX в. М.: Высшая школа, 1989.

8. Мотрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.: Наука, 1990.

9. Овсянников М.Ф. Гегель. М.: Мысль, 1971.


Тема 8. Человек и общество в философских системах

Нового времени*

( Для аспирантов гуманитарного профиля)


1. Политическая философия Т. Гоббса: “естественное право”, “общественный договор”, абсолютистское государство – “Левиафан”.

2. Социальная философия Д. Локка: проблема соотношения частного интереса, свободы и социальной справедливости.

3. Проблемы человека, культуры, гражданского общества в философии И. Канта. Категорический императив – закон практического разума. И. Кант о свободе и долге.

4. Гегель о закономерностях и движущих силах исторического процесса. Роль народных масс и великих личностей в истории.


ЛИТЕРАТУРА


1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 333-340; 558-574; 621-635. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 155-170; 187-197; 349-365.

2. Кант И. Критика практического разума. Санкт_Петербург: Наука, 2007.

3. Асмус В.Ф И. Кант. М: Высшая школа, 2005.

4. Заиченко Г.А. Джон Локк. М.: Мысль, 1988.

5. Локк Дж. Два трактата о правлении //Соч. в 3-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1985.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч. 3. Новое время (от Леонардо до Канта). СПб.: Петрополис, 1996.


7. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи “Локк Д.” “Кант И.”, “Просвещение”.


Раздел V. НАУКА XIX-XX ВВ.

И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 9. Философия марксизма


1. Обострение социальных противоречий, быстрое развитие капитализма как исторические предпосылки возникновения _изиксизма. Составные части марксистской доктрины.

2. Теоретические источники марксистской философии. Критический анализ К. Марксом и Ф. Энгельсом философских взглядов Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Значение естественнонаучных открытий XIX века и последующих достижений науки XX века для обоснования материалистической диалектики.

3. Применение К. Марксом и Ф. Энгельсом принципа развития и системного метода к анализу общества, движущих сил и _изии_омерностей его развития. Понятие общественно-экономической формации, структура формации.

  1. Диалектико-материалистический подход к фундаментальной проблеме всей истории философии – происхождению человека и человеческого сознания.

  2. Общая теория диалектики.

  3. Практическая деятельность человека и критерии истинности знания. Диалектико-материалистическая теория познания.


ЛИТЕРАТУРА


1. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (1 глава “Немецкой идеологии”). Разд. 1, пар. 2,3; разд. 2, пар. 3. //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 3-х томах. Т. 1. М.: Политиздат, 1986. С. 8-12; 13-24.

2. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произв. В 3-х томах. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. С. 371-415. (Отд.изд. М.: Политиздат, 1982).

3. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. //Маркс К., Энгельс Ф. Избр. Произведения в 3-х томах. Т. 3. М.: Политиздат, 1986. С. 69-82. (Отд.изд. М.: Политиздат, 1982).


4. Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С.156-169.

5. Карл Маркс и современная философия. Сборник материалов научной конференции к 180-летию со дня рождения К.Маркса. М.: Ин-т философии РАН, 1999.

6. Косолапов Н.А. Марксизм как научная гипотеза и идеология: Некоторые итоги российского опыта //Исторические судьбы России. СПб., 1999. С. 36-40.

7. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. Т.2. М.: Феникс, 1992. С.97-244.

8. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи “Диалектика”, “Диалектический материализм”, “Исторический материализм”, “Формация общественно-экономическая”, “Человек”, “Сознание”, “Развитие”, “Система”, “Системный подход”, “Теория познания”, “Истина”, “Маркс К.”.


Тема 10. Позитивизм и проблемы методологии

научного познания


1. Огюст Конт: этапы развития человеческого знания и сущность позитивной философии. Принцип наблюдаемости в научном познании. Классификация наук по О. Конту.

2. Революция в физике и второй позитивизм (Э. Мах). Наука как описание наших ощущений.

3. Исследование языка науки и логики научного познания в философии логического позитивизма. Проблема соотношения теоретического и эмпирического уровней знания. Критерий верифицируемости. Кризис логического позитивизма.

4. Закономерности эволюции научного знания в философии постпозитивизма. Модели эволюции науки К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна.

5. Мировоззренческие и методологические итоги развития науки в ХХ веке. Исследования философов и естествоиспытателей по философским проблемам познания и по методологии науки.


ЛИТЕРАТУРА

1. Антология мировой философии. В 4-х т. Т. 3. М.: Мысль, 1971. С. 548-586.

2. Богомолов А. С. Английская буржуазная философия ХХ века. М.: Мысль, 1973.


3. Буржуазная философия ХХ века. – М.: Политиздат, 1974.

4. Вригт фон Г. Х. Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986.

5. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. Москва: Изд-во ЛКИ, 2007.

6. Критика современных немарксистских концепций философии науки. М.: Наука, 1987.

7. Кун Т. Структура научных революций. М.: АСТ, 2004.

8. Нарский И. С. Современный позитивизм. М.: Наука, 1961.

9. Поппер К. Логика и рост научного знания. Избр.работы. М.: Прогресс, 1983.

10. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978.

11. Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.

12. Уайтхед А. Н. Наука и современный мир. Способы мышления //Избр. Работы по философии. М.: Прогресс, 1990.

13. Фейерабенд П. К. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.

14. Философия и методология науки. М.: Аспект пресс, 1996.

15. Философский энциклопедический словарь. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 1997. Статьи “Метод”, “Методология”, “Конт О.”, “Махизм”, “Позитивизм”, “Логический позитивизм”, “Поппер К. ”, “Лакатос И.”, “Кун Т.”.

16. Хилл Т.И. Современные теории познания. М.: Прогресс, 1965.

17. Хрестоматия по истории философии. Ч. II. М.: Прометей, 1994. Разделы: О. Конт (с. 14-22), А. Витгенштейн (с. 107-118), Б. Рассел (с. 118-123), К. Поппер (с. 303-323), Т. Кун (с. 334-339).

18. Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Наука, 1966. Его же: Анализ научного познания. М: Наука, 1988.


Литература к рефератам по методологии науки


1. Александров А. Д. Проблемы науки и позиции ученого. М.: Наука, 1988.

2. Баженов Л. Б. Строение и функции научной теории. М.: Наука, 1978.


3. Вернадский В. И. Избр. Труды по истории науки. М.: Наука, 1981.

4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

5. Гинзбург В. Л. О физике и астрофизике. М.: Наука, 1985.

6. Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М.: Наука, 1982.

7. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М.: Наука, 1981.

8. Мамчур Е. К. Проблемы выбора теории. М.: Наука, 1976.

9. Материалистическая диалектика как общая теория развития. В 4 кн. Кн. 2. Диалектика развития научного знания. М.: Наука, 1982.

10. Панченко А. И. Философия, физика, микромир. М.: Наука, 1988.

11. Пахомов Б. Я. Становление современной физической картины мира. М.: Мысль, 1985.

12. Природа научного открытия. М.: Наука, 1985.

13. Проблемы философии и методологии современного естествознания. М.: Наука, 1973.

14. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 1999.

15. Степин В.С. Становление научной теории. Минск: Изд. БГУ, 1976. Его же: Философская антропология и философия науки. М.: Наука, 1992.

16 Теория познания и современная физика. М.: Наука, 1980.

17. Физическая наука и философия. М.: Наука, 1973.

18. Физическая теория и философия. М.: Наука, 1983.

19. Физическая теория. Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1980.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

РЕВОЛЮЦИЙ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ


(ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК)


Революция в естествознании Нового времени


1. Закономерный характер периодических революционных переворотов в развитии научного знания.

2. Коперниканская революция в естествознании. Ее предпосылки.


3. Система мира по Птолемею. Модель Солнечной системы по Копернику. Идейная борьба вокруг идей Коперника.

4. Защита Галилеем идей Коперника.

5. Галилей о методе физики.

6. И. Ньютон о методологии физической науки. Метод гипотез и метод принципов.


ЛИТЕРАТУРА


1. Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М.: Изд. АН СССР, 1961.

2. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2001. (Статьи «Коперник», «Галилей», «Ньютон»).

3. Галилей Г. Диалоги о двух системах мира – птолемеевой и коперниковой //Избр. Труды. В 2-х т. М.: Наука, 1964. Т. I.

4. Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.


Революции в физике XX века


А. Рождение СТО


1.Проблема эфира в физике XIX века. Опыт Майкельсона.

2. Гипотеза Фитцджеральда-Лоренца.

3. Разработка А. Эйнштейном основ специальной теории относительности. Введение абстракции «точечное событие» и модели четырехмерного пространства-времени.

4. Философские дискуссии вокруг идей СТО.


Б. Открытие ОТО


1. Методология разработки основ общей теории относительности. Идея связи пространства-времени и тяготения. Действительно ли физическое поле можно свести к особой геометрии? Дж. Уилер и идея «геометризации физики».

2. Открытие расширяющейся Вселенной. Гипотеза «пульсирующей Вселенной». Проблема бесконечности мира в пространстве-времени.

3. Возможность существования многих Вселенных.


ЛИТЕРАТУРА


1. Эйнштейн А. О специальной и общей теории относительности //Собр. Науч. Трудов. В 4-х т. М.: Наука, 1965. Т. I.

2. Александров А.Д. Пространство и время в современной _изиике в свете философских идей Ленина //Физическая наука и философия. М.: Наука, 1973.

3. Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2001. (Статьи «Пространство и время», «Относительности теория», «Эйнштейн А.», «Космология»).

4. Новиков И.Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988.


В. Философские дискуссии вокруг квантовой теории


1. Особая роль вероятностных законов в явлениях радиоактивного распада ядер атомов. Гипотеза «скрытых параметров» и проблема детерминизма. Дискуссии А. Эйнштейна и Н. Бора по проблеме детерминизма в квантовом мире.

2. Противоречивое сочетание корпускулярных и волновых свойств квантовых объектов. Принцип дополнительности и роль прибора в мире квантовых объектов. «Мысленные эксперименты» В. Гейзенберга.

3. Дискуссии А. Эйнштейна и Н. Бора о роли прибора в познании микромира и «принципе наблюдаемости». Дискуссии в отечественной литературе (в том числе В.А. Фока и Д.И. Блохинцева) о роли прибора в квантовой теории. Вопрос о физическом смысле «волновой функции» (является ли квантовая теория теорией измерений или теорией квантовых объектов?).


ЛИТЕРАТУРА


1. 100 лет квантовой теории. История. Физика. Философия. М.:НИА-Природа, 2002.

2. Эйнштейн А. Элементарные соображения по поводу интерпретации основ квантовой механики //Собр. Науч. Трудов. В 4-х т. М.: Наука. 1966. Т. III.

3. Эйнштейн А., Подольский Б., Розен Н. Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным? //Эйнштейн А. Там же.

4. Бор Н. Можно ли считать квантово-механическое описание физической реальности полным? //Избр. Науч. Труды. В 2-х т. М.:Наука, 1971. Т. II.

5. Бор Н. Дискуссии с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике // Избр. Науч. Труды. В 2-х т. М.:Наука, 1971. Т. II.

6. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1987.

6. Фок В.А. Квантовая физика и философские проблемы //Физическая наука и философия. М.: Наука, 1973.


7. Блохинцев Д.И. Принципиальные вопросы квантовой механики. Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.

8. Менский М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов //УФН. Т. 170, № 6. 2000.


Г. Рождение кибернетики


1. Н. Винер о предмете кибернетики. Понятие информации и дискуссии вокруг него. Вопрос о соотношении материи, энергии и информации.

2. Х. Мак-Люэн об информационных революциях и их роли в истории человечества.

3. Проблемы и перспективы развития информационного общества на планете Земля.


ЛИТЕРАТУРА


1. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животных и машине. 2-е изд. М.: Сов. Радио, 1968.

2. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Мир, 1980 (М.: Тайдекс Ко, 2003).

3. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М.: Изд. МГУ,1999.

4. Поваров Г.Н. Норберт Винер и его «Кибернетика». //Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

5. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2005 (Или: Маклюэн М. Становление человека печатающего. М.: Фонд «Мир», Академ. проект. 2005).


Д. Наука, техника, человек


1. Промышленная революция XVIII-XIX веков, ее истоки и социальные последствия.

2. Наука в период промышленной революции. Возникновение политехнических институтов, исследовательских центров в промышленности.

3. Научно-техническая революция XX века. Развитие электроники, авиации, ракетно-космической техники, космонавтики, ядерной энергетики. Социальные последствия НТР.

4. Глобальные проблемы человечества, перспективы их решения.

5. Прогнозы будущего земной цивилизации (пессимистические и оптимистические варианты).


ЛИТЕРАТУРА

1. Горохов В.Г. Основы философии науки и техники. М., 2004.

2. Иванов Б.И., Чешев В.В. Становление и развитие технических наук. Л., 1977.

3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М., 2000.

4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.


Е. Синергетика – новая методология естествознания


1. Закон возрастания энтропии в термодинамике и проблема эволюции Вселенной. Борьба вокруг гипотезы о "тепловой смерти" Вселенной.

2. Работы И. Пригожина по термодинамике неравновесных состояний и разработка теории самоусложняющихся систем.

3. Некоторые основные понятия синергетики (аттрактор, бифуркация). Методологическое значение синергетики.


ЛИТЕРАТУРА


1. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.

2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Мир, 1986.

3. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.

4. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. (Гл. I).

5. Синергетика (Сб. статей). М.: Мир, 1984.

6. Синергетическая парадигма /Отв. ред. В.И. Аршинов. М.: "Прогресс-Традиция", 2000.


Основные вопросы к кандидатскому экзамену


1. Преднаука Вавилонии и Древнего Египта. Социально-исторические предпосылки зарождения науки в Древней Греции. Философия и математика (Фалес, Пифагор).

2. Диалектика как метод поиска истины в научных дискуссиях (Сократ, Платон).

3. Поиски единой первоосновы мира в античной философии (Фалес, Гераклит, Парменид, Платон, Аристотель).

4. Утверждение принципа детерминизма в античной философии (Гераклит, пифагорейская школа, Демокрит, Аристотель).

5. Проблема движения в античной философии. Мир как процесс (Гераклит). Гераклит и Зенон о проблеме противоречивости движения и его мысленного образа.


6. Проблема источников движения и формообразования в философии Аристотеля. Соотношение материи и формы.

7. Проблемы теории познания в античной философии: Демокрит и Платон о различных уровнях знания и способах достижения истинного знания.

8. Проблемы теории познания в античной философии: Гераклит, Зенон, Демокрит о соотношении чувственной достоверности и логических умозаключений.

9. Проблемы теории познания и научного метода в античной философии: Сократ и Платон о соотношении единичных фактов и общих понятий.

10. Сократ о необходимости научного обоснования принципов жизни человека.

11. Человек и общество, человек и государство в философских учениях Платона и Аристотеля. Классификация основных форм государства по Платону и Аристотелю. Платоновская модель идеального государства.

12. Постановка вопроса о соотношении веры и научно обоснованного знания в средневековой философии.

13. Схоластика и ее роль в философии Cредневековья. Варианты доказательства существования бога (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский).

14. Дискуссия о соотношении единичных вещей и общих понятий в средневековой философии (реализм, номинализм, концептуализм).

15. У. Оккам, Роджер Бэкон о методологии научного познания.

16. Критика схоластической методологии в философии Ф. Бэкона. Роль наблюдения, эмпирических методов научного познания, проблема индуктивных умозаключений в трактовке Ф. Бэкона и с современной точки зрения.

17. Принцип рационализма в философии Р. Декарта. Декарт о методах научного познания. Аксиоматический метод построения теорий в трактовке Декарта и с современной точки зрения.

18. Механистическая картина мира в философии Декарта. Применение Декартом метода гипотез, его слабые стороны.

19. Д. Локк о первоисточнике человеческого знания. Обоснование Д. Локком принципа сенсуализма. Ограниченность локковского сенсуализма.


20. Методологические проблемы социальной философия в работах Д. Локка. Проблемы свободы, прав человека, справедливости, соотношения частного интереса и общества в трактовке. Локка. (Для аспирантов гуманитарного профиля)

21. Г. Лейбниц о соотношении истин факта и истин разума и об ограниченности локковского сенсуализма. Множественность и единство субстанций (монадология).

22. Идея Г. Лейбница о множестве возможных вселенных. Г. Лейбниц о категориях “пространство” и “время”.

23. Субъективный идеализм Дж. Беркли. Противоречия и парадоксы сенсуализма и эмпиристской методологии.

24. Агностицизм Д. Юма. Анализ Юмом проблемы познания причинных связей.

25. Эволюционный подход в ранних работах И. Канта, его значение в развитии научной методологии.

26. И. Кант о методологической роли категорий как априорных форм познания. Антиномии чистого разума и современное естествознание.

27. Диалектическая философия Гегеля. Рационализм гегелевской философии: всеобщие законы мира и законы разума (диалектическая логика). Принцип развития и системная методология в философии Гегеля и в науке ХХ века.

28. Методологическое значение идей Гегеля о закономерностях и движущих силах исторического процесса, о роли народных масс и великих личностей в истории. Проблема свободы и необходимости в трактовке Г. Гегеля. (Для аспирантов гуманитарного профиля)

29. Основные принципы марксистской методологии. Понятие общественно-экономической формации. Движущие силы и закономерности исторического процесса. Марксизм о происхождении человека и сознания. Проблема свободы и необходимости в трактовке К. Маркса. Теория диалектики.

30. Проблемы научной методологии в позитивистской философии (О. Конт).

31. “Второй позитивизм”. Философские взгляды Э. Маха.

32. Исследование языка науки и логики научного познания представителями логического позитивизма. Трудности и противоречия логического позитивизма.


33. К. Поппер как предшественник постпозитивизма. Принцип опровержения ("фальсификации") как критерий научности и как метод рождения нового знания.

34. Постпозитивистские модели эволюции научного знания (И.Лакатос, Т. Кун). "Анархистская методология" П. Фейерабенда.

35. Методологическое значение идей синергетики.

36. Революционные перевороты в развитии научного знания, их причины и значение для прогресса знания.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ДЛЯ АСПИРАНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ


Экономисты


1. Рефераты по истории экономической науки


1. Политико-экономические идеи Солона, Клисфена, Перикла.

2. Платон и Аристотель: социально-экономическая проблематика в учении об обществе и государстве.

3. Экономические и политико-правовые идеи в Древнем Риме (реформы Сервия Туллия и Тарквиния Гордого, “Законы XII таблиц”, аграрная реформа братьев Гракхов).

4. Противоречия культуры эпохи Возрождения в Западной Европе, возникновение и эволюция современной рыночной экономики.

5. Зарождение классической школы политической экономии: П. Буагильбер.

6. Экономическое учение физиократов: А. Р. Ж. Тюрго.

7. Экономические воззрения Адама Смита: разделение труда, природа и виды капитала, основы налогообложения.

8. Экономическая теория Д. Рикардо: анализ денежного обращения и ренты.

9. Экономические взгляды Т. Р. Мальтуса.

10. Предшественники “маржинальной революции”. Австрийская школа маржинализма: К. Менгер и его последователи (О. Бём-Баверк, Ф. Визер). Лозаннская школа (Л. Вальрас, В Парето).

11.Эволюция маржинализма. Кембриджская школа (А. Маршалл) и американская школа (Дж. Б. Кларк).

12. Институционализм в экономической науке (Т. Веблен, Дж. Коммонс).

13. Институционализм в экономической науке (У. Митчелл, Дж. К. Гэлбрейт).


14. Экономическое учение Дж. Кейнса. Неокейнсианство.

15. Теории рынка с несовершенной конкуренцией (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).

16. Русская экономическая мысль XX вв . (А. В. Чаянов, Н. Д. Кондратьев).

17. Русская экономическая мысль ХХ века (М. И. Туган-Барановский, С. Н. Булгаков).

18. Эволюция неолиберализма. Чикагская школа (Л. Мизес, М. Фридман).

19. Эволюция неолиберализма. Лондонская школа (Ф. Хайек).

20. Эволюция неолиберализма. Фрейбургская школа (В.Ойкен, Л. Эрхардт).


2. Рефераты по философии экономической науки


1. М. Вебер о влиянии религиозной этики на становление западноевропейского капитализма.

2. Карл Маркс: теория стоимости, денег, прибавочной стоимости. Природа ренты и анализ воспроизводства.

3. Логика “Капитала”. Методология исследования наемного труда и капитала.

4. Важнейшие методологические особенности классической школы политэкономии и ее кризис. Экономический “романтизм” С. Сисмонди.

5. Экономическая теория Д. Рикардо: особенности методологии, анализ заработной платы и прибыли.

6. Экономические воззрения Адама Смита: предмет политической экономии и особенности методологии, природа стоимости и денег. “Догма Смита”.

7. Экономическая жизнедеятельность в системе христианского мировосприятия: труд, собственность, назначение человека.

8. Предмет и методология исследования экономической мысли.

9. Методология кейнсианства.

10. Социально-философские основания экономического либерализма.

11. Социально-философские основания неолиберальной экономической политики.

12. Мировоззренческая и методологическая сущность экономических дискуссий в СССР (1920-е годы)

13. Мировоззренческая и методологическая сущность экономических дискуссий в СССР (1950-60-е гг.).


14. Историко-философские и естественнонаучные основания физической экономики.

15. Позитивизм и экономическая наука (Дж .С. Милль и Л. Вальрас).

16. Принцип историзма и историческая школа политической экономии (И. Г. Фихте и Фр. Лист).

17. Противостояние "школы Локка" и "школы Спинозы" в истории экономической науки.

18. Теоретические мировоззренческие основания экономических идей Д.И. Менделеева.

19. Учение об экономических циклах и теория прогностики.

20. Учение о хозяйстве в истории русской цивилизации.



следующая страница >>