shkolakz.ru 1
ГЛОБАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СЕТИ И ИНФОРМАТИКА



Н.А. Яковлева


Петербургский государственный университет путей сообщения

e-mail: iitt@pgups.nw.ru

Быстро увеличивающаяся русскоязычная составляющая Web-пространства стала неотъемлемой частью общеобразовательного пространства, вызывающей повышенный интерес не только преподавателей, но и студентов.

При постоянной работе в этом Web-пространстве естественным образом разрешаются многие задачи, связанные с обучением студентов. Отвлекаясь от задач экономической поддержки устойчивого функционирования корпоративной сети университета, в этой работе предлагается обсудить только два аспекта:

  • Web-пространство – уникальный источник современной информации (в том числе информации из области Информатики, информации о компьютерных сетях);

  • Web-пространство – само по себе - объект исследования, как составная часть изучаемых по Информатике информационных технологий.

При рассмотрении первого из отмеченных аспектов важнейшей задачей является обучение студентов приемам и навыкам работы с современными информационно-поисковыми системами. Ясно, что в первую очередь вызывают интерес русскоязычные информационно-поисковые системы и порталы. В этом случае речь идет об изучении типовых вопросов Информатики. Изучаются основные понятия и определения, характеризующие Web-пространство как источник, обеспечивающий доступ к динамично пополняющейся современной информации в самых различных областях знаний. Основная задача на этом этапе – получение студентами навыков быстро и надежно находить необходимую информацию. Здесь важно выработать умение правильно поставить задачу поиска и уже далее решать, используя современные сетевые технологии.

Значительно сложнее и, соответственно, интереснее вопросы, решаемые студентами при повышении требований к адекватности и релевантности полученной из глобальной сети информации. В этом случае студент должен иметь определенные знания не только в области теории поиска информации, но и о способах сбора информации в базы данных информационно-поисковых систем. Знакомство с теорией поиска информации, в том числе и с законами Зипфа, например, позволяет сократить время поиска при повышении результативности и эффективности поиска. Естественно, что сравнительные характеристики информационно-поисковых систем, особенности работы этих систем обсуждаются не только на лекциях, но и на семинарских занятиях.


Вопросы поиска информации, изучаемые на лекциях, используются студентами на практике при подборе информации для рефератов на предлагаемые кафедрой темы, связанные с изучением дисциплины Электронные вычислительные машины и вычислительные системы (ЭВМ и ВС). Такой подход позволил конструктивно решить вопросы доступа к современной документации, скорость обновления которой превышает инерционность типографских технологий издания учебников и учебных пособий. Здесь нашел свою конкретную реализацию лозунг: о сетях лучше всего говорят сети.

Опыт работы при обучении студентов дисциплине ЭВМ и ВС показывает, что даже при ограниченных возможностях выхода в Интернет (порядка двух часов в неделю) студент получает устойчивые навыки работы в Интернете. Это позволяет получать самые современные сведения и данные по заданной тематике.

Организация публичной защиты рефератов на групповых занятиях студентов позволяет обобщать и систематизировать знания, полученные студентами на практических занятиях в учебных сетевых компьютерных классах университета. При этом обсуждаются не только «прямые», непосредственно связанные с темой реферата вопросы, но и вопросы архивирования, фонового перевода с иностранных языков, вопросы защиты информации и другие важные вопросы, связанные с работой в глобальных информационных сетях.

Важно отметить и тот факт, что при правильной подготовке и соответствующей постановке задачи практически снимается вопрос несанкционированного использования доступных рефератов и работ, широко представленных в коллекциях и сборниках на многочисленных русскоязычных серверах Интернета. Студент сам заинтересован в нахождении новейшей информации по требуемому вопросу. Его уже просто не устраивает потерявший актуальность материал, представленный рефератами и работами, предлагаемыми на лазерных дисках или в коллекциях, предоставляемых на серверах русскоязычного Web-пространства.

В докладе приводятся характеристики учебных сетевых компьютерных классов университета и обсуждаются дисциплины доступа студентов к Интернету. Обсуждаются вопросы соотношения объемов часов, планируемых для выполнения разделов работ и формы отчетности при изучении студентами дисциплин, связанных с необходимостью работы в Интернете.