shkolakz.ru 1 2 ... 14 15


ТОО «Adal Solutions»


«Определение инвестиционной потребности

и инвестиционных ресурсов

Казахстана до 2015 года»


Том 5. Территориальное размещение инвестиций


г.Астана, 2008


Содержание


Стр.


1. Введение

3

1.1. Моделирование экономики регионов

4

1.2. Методические основы прогнозирования инвестиционной деятельности в регионах


6

2. Инвестиционная привлекательность регионов

16

2.1. Факторы и теоретические аспекты определения инвестиционной привлекательности регионов


17

2.2. Ранжирование регионов Казахстана по степени инвестиционной привлекательности


24

3. Территориальные пропорции Казахстана

36

3.1. Общая характеристика регионов

37

3.2. Природные ресурсы

42

3.3. Межрегиональные территориальные пропорции Казахстана

51

3.4. Внутриобластные территориальные пропорции

61

4. Инвестиционная деятельность в регионах Казахстана


84

5. Прогноз регионального распределения инвестиций

113

5.1. Территориально-отраслевой баланс инвестиций

114

5.2. Территориальная структура инвестиций

121

5.3. Наиболее значимые региональные проекты

133

6. Выводы и рекомендации

136









1. Введение


Проблемы территориального размещения инвестиций, представляющие важные разделы макроэкономики и мидиэкономики, относятся к наиболее сложным в методическом и прикладном отношении проблемам. Традиции сравнительного рассмотрения региональных особенностей можно проследить еще с глубокой древности. Например, в легендах об Атлантиде отражаются попытки вербального моделирования некоего совершенного, по тем временам, государства по подобию греческого полиса.

Однако, дальше представлений о полисе и его политике, как системе управления полисом, воззрения древних авторов не распространялись (как например, в диалоге «Политейа» у Платона). Крупные полисы живо интересовались экономическими отношениями со своими колониями, но мало уделяли внимания отношениям с хорой, то есть с сельской местностью, окружающей полис. В те времена хора была естественным экономическим продолжением полиса и не могла быть слишком протяженной.

По мере роста населения и коммуникаций разрастались зоны политического контроля полисов (а впоследствии - и средневековых городов). Все чаще возникали конфликты в пограничных зонах (за ресурсы) и на торговых путях (за обороты). Как следствие ускорения и расширения экономической деятельности в новое и новейшее время (по терминологии исторических наук) происходили политические процессы укрупнения государств, которые привели к созданию современных наций на основе полиэтнических объединений и многоукладных экономик.


Прежде самостоятельные территории стали административными единицами и в составе современных государств утратили не только признаки политического суверенитета, но и понесли ущерб в правах хозяйственного самоуправления. В составе крупного, а потому и сложно устроенного государства таможенные и фискальные установления, валютно-кредитные и бюджетные нормы, призванные удовлетворять интересам централизованной власти, могли не соответствовать интересам большинства регионов.

В начале новейшего времени это привело к крушению мировых империй, а в острый период «Постмодерна» - к развалу ряда стран, так называемого, «социалистического лагеря». До сих пор в рамках СНГ происходит процесс улаживания прежних и новых разногласий, однако, без какого-либо заметного успеха. Несмотря на успехи глобализации, во всех странах сохраняется значительное неравенство в развитии территорий.

При рассмотрении Казахстана, как крупной пространственной общности, неоднородной по природным ресурсам, климатическим условиям и экономическим традициям населения, проблемы инвестиционной деятельности в регионах представляются ничуть не менее важными, чем проблемы межотраслевой сбалансированности.


1.1. Моделирование экономики регионов


В рамках директивной системы социалистического планирования в Казахской ССР разрабатывались территориальные разделы во всех планово-прогнозных документах. Государственным годовым и пятилетним планам экономического и социального развития предшествовали разработки схемы развития и размещения производительных сил на пятнадцатилетний период с разработкой первой пятилетки по годам.

Основной территориальной единицей в таких документах служили области Казахстана. Отдельные населенные пункты или сельские территории рассматривались лишь при раскрытии планов капитальных вложений, когда требовалась привязка сумм отраслевых инвестиций к региональным объектам. Недостаточная детальность была связана с тем, что республиканские планово-прогнозные документы служили ни чем иным, как составными частями союзных документов того же содержания.


После обретения Казахстаном независимости практика разработки территориальных прогнозно-плановых документов была восстановлена не сразу. Почти 10 лет потребовалось для разработки первого документа, во многом подобного прежним Схемам развития и размещения производительных сил. Однако, методология укрупненного представления регионов в целом была сохранена, хотя для этого уже не было причин в форме гигантского централизованного государства СССР.

Если рассмотреть представления о региональной экономике в отечественной статистике, то можно понять причины повторения десятилетиями сложившихся приемов прогнозирования. Дело в том, что статистика еще не позволяет рассчитывать на полноценное информационное обеспечение планового процесса или на построение прогнозных экономико-математических моделей региона.

Национальная статистика представляет собой систему сбора и обработки информации о наблюдаемых экономических объектах и базируется на регистрах. Если не происходит регистрации или в результате регистрации количество однотипных объектов слишком велико для организации их полного наблюдения, то в ход идут методы выборочного обследования и/или досчеты. Чем больше количество однотипных объектов, тем больше оснований говорить об их «предельных» свойствах. Иными словами, в большой выборке можно использовать гипотезы об устойчивости средних параметров.

Чем меньше выборка, тем меньше оснований говорить о том, что усредненные параметры определены корректно. Например, если обследуются 10 тысяч домашних хозяйств по всей стране (в различных регионах и по различным размерам семей), то результаты свода и усреднения можно считать репрезентативными.

В понятие репрезентативности включается понимание процесса элиминирования расхождений и ошибок. По мере снижения выборки, например, до 500 домашних хозяйств (для области), репрезентативность становится все большей проблемой. Если же доходить до районов, то обследуются, к примеру, только 50 домашних хозяйств. Репрезентативность становится в сильную зависимость от организации обследуемой панели и может быть потеряна, если выборка не была правильно обоснована, сделана в условиях экономии бюджета обследования, не учитывались социально-экономические изменения в регионе, не производился ремонт панели и т.д.


К проблемам надежности региональной информации прибавляются проблемы выбора базовой модели региональной экономики. Так, для международного представления национальной экономики выбрана модель Хикса. Для региональной экономики до сих пор нет столь глубоко разработанной теоретической концепции, хотя исследовались региональные проблемы продолжительное время и достаточно углубленно. Некоторые взгляды на региональное развитие отражены в томе 1.

На наш взгляд, проблема состоит в недостаточном отражении региональной деятельности системой национальных счетов. В основе национальных счетов лежит представление о фирме и ее финансовом учете. По сути дела, национальные счета базируются на практике раскрытия корпоративной отчетности. Они скорее связаны со стандартами финансовой отчетности, чем с полным представлением о функционировании национальной и региональной экономики. Поэтому некоторые разделы статистической отчетности не входят в СНС.

Региональная статистика как раз относится к информационным подсистемам, недостаточно ассоциированным в СНС, как в методологию международных сравнений. Это просто не тот уровень, для которого предназначена СНС. Вместе с тем, имеются рекомендации по разработке отдельных региональных показателей, например, валового регионального продукта. При этом подразумевается, что получение более сложных региональных агрегатов, аналогичных национальным, не имеет смысла, поскольку сопряжено с перерасчетами исключительно страновых макропоказателей на региональный уровень.

Таким образом, в настоящее время статистическая модель региона либо мыслится по аналогии со страновой моделью (в части отраслевой и социально-демографической статистики, статистики финансов и доходов, цен и природной среды), либо вообще не рассматривается глубоко (в части денежного обращения, платежного баланса, межотраслевого баланса). Региональная статистика складывается постольку, поскольку система сбора статистической информации организована по административным единицам, а потому несложно производить первичные группировки для областей (реже – средних и малых населенных пунктов или сельских районов) и крупных городов.



1.2. Методические основы прогнозирования инвестиционной деятельности в регионах


Прогнозирование инвестиционной деятельности в регионах Казахстана на период до 2015 года можно вести «снизу», исходя из потребностей регионов в создании рабочих мест и повышения качества жизни, а также «сверху», исходя из возможностей отечественной экономики по созданию собственных инвестиционных ресурсов и привлечению зарубежных источников финансирования и основного капитала.

Прогнозирование «от потребностей» существенно зависит от социальных нормативов, которые предстоит задать на долгосрочный период и специфицировать по регионам. Это отдельная работа, сравнимая по сложности с проблемами, рассмотренными в рамках данной темы. Поэтому моделирование региональных потребностей безотносительно сценариев развития Казахстана в целом было в данном случае признано тупиковым направлением прогнозирования долгосрочного роста. Не в пользу подхода «от потребностей» говорит и тот факт, что всем регионам Казахстана предстоит в среднесрочном периоде адаптироваться к кризисным условиям, когда о повышении качества жизни и доходов населения можно размышлять лишь с долгосрочных позиций, а продолжительность периода адаптации региона рассматривать как вероятностную категорию.

С другой стороны, межотраслевые расчеты позволили получить сбалансированную картину инвестиционной деятельности при различных вариантах (сценариях) роста. Несмотря на то, что инвестиции определялись по отраслям, можно вспомнить, что целый ряд отраслей имеет высокую территориальную концентрацию выпуска и основного капитала. В перспективе до 2015 года отраслевая специализация регионов не будет меняться столь сильно, чтобы до неузнаваемости изменить региональную структуру производства. К примеру, целина останется на своем месте, а месторождения нефти и металлов – на своих местах. Не успеют вырасти новые леса или крупные машиностроительные центры на пустом ныне месте.

За период 2008-205 годы потребуется практически в весьма значительной степени (едва ли не полностью) обновить имеющийся капитал в ряде отраслей, причем без переноса имеющихся производственных объектов. Кроме того, значительная часть инвестиций будет связана с операциями на вторичном рынке основного капитала, то есть со старым, уже имеющимся основным капиталом. Все это позволяет рассматривать территориальную структуру отраслевых инвестиций, с одной стороны, как достаточно консервативную, а с другой стороны, как существенно зависящую от современного распределения основного капитала.



Но все вышесказанное в большей степени касается реального сектора экономики. В сфере услуг выше мобильность основного капитала и в силу стремления к повышению социальной комфортности будет происходить постепенное выравнивание регионов по среднедушевым показателям обеспеченности социально значимыми объектами (жилье, здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство и т.д.). В этой части структурные изменения будут происходить, но также не резкие и контролируемые со стороны государства, как основного инвестора социальной сферы и государственного управления.

Это открывает возможность применения комбинированного метода прогнозирования инвестиционной деятельности. На первом этапе производится пересчет отраслевых показателей инвестиций в региональные укрупненные параметры инвестиций. Это позволяет получить «сверху» грубые оценки инвестиционных возможностей на период до 2015 года по каждому из сценариев развития. На втором этапе производится отбор «снизу» наиболее важных направлений инвестирования с учетом потребностей регионов, но с учетом финансовых ограничений, следующих из прогнозов согласованного отраслевого развития, и прогнозов доступных источников финансирования, включая собственных, определяемых динамикой экономического роста.

На первом этапе использовалась модель пересчета отраслевых инвестиций по регионам со следующими обозначениями:

ИНВtjk – инвестиции в основной капитал отрасли j за год t в регионе k;

ИНВtj – инвестиции в основной капитал отрасли j за год t;

ИНВtk – инвестиции в основной капитал за год t в регионе k;

ИНВjk – инвестиции в основной капитал отрасли j за период 2008-2015 годы в регионе k;

КПИtjk – доля инвестиций в основной капитал отрасли j за год t в регионе k в общем объеме инвестиций в основной капитал отрасли j.


Поскольку ИНВtj и КПИtjk заданы, то

ИНВtjk = КПИtjk * ИНВtj , j = 1,…,13 , t = 2008,…,2015 , k = 1,…, 16 .


ИНВtk = Σj ИНВtjk , t = 2008,…,2015 , k = 1,…, 16 .


Иными словами, пересчет производился на основе построения матрицы (таблицы) инвестиций, у которой в подлежащем (по строкам) были перечислены укрупненные виды деятельности (отрасли), а в сказуемом (по столбцам) перечислены регионы. Такие расчеты производились раздельно по каждому сценарию развития и по каждому году прогнозного периода. Затем суммировались инвестиции за весь прогнозный период:


ИНВjk = Σt ИНВtjk , j = 1,…,13 , k = 1,…, 16 .



следующая страница >>