shkolakz.ru 1

Особенности исчисления акцизов на нефтепродукты (за исключением прямогонного бензина, направляемого на производство продукции нефтехимии).



Федеральный закон от 26.07.2006 № 134-ФЗ внес существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на нефтепродукты, в результате которых по-новому будут определяться основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговые вычеты). Изменится и состав налогоплательщиков акциза. Однако новая система уплаты акцизов предполагает сохранение особого порядка налогообложения при совершении операций с прямогонным бензином, направляемым на производство продукции нефтехимии. Однако, прямогонный бензин может использоваться не только как сырье для производства продукции нефтехимии, но и как сырье для производства автомобильного бензина. Принимая все сказанное во внимание, рассмотрим особенности исчисления акцизов на нефтепродукты, за исключением прямогонного бензина, направляемого на переработку на предприятия нефтехимии.

Напомню, что к подакцизным нефтепродуктам согласно статье 181 НК РФ относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.


Объект налогообложения акцизами


Первое, на что необходимо обратить внимание, с 1-го января 2007 года утрачивает силу статья 179.1 «Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами». Это означает, что возникновение объекта налогообложения акцизами и право на налоговые вычеты по акцизам не будет больше связано с наличием свидетельства у лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Операций с нефтепродуктами, при совершении которых нужно будет начислять акциз: реализация (передача) на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Что касается нефтепродуктов, произведенных за пределами территории Российской Федерации, то объект налогообложения акцизами возникает при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации.


Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением нефтепродуктов, ввозимых из Белоруссии.

Что касается нефтепродуктов, ввозимых из Белоруссии, то следует иметь в виду следующее. Согласно вступившему в силу с 1 января 2005 г. Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, (далее – Соглашение), неотъемлемой частью которого является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее – Положение) акциз уплачивается по объемам нефтепродуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, по месту постановки на учет российских налогоплательщиков.

Согласно пункту 7 Положения акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации.

По подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, происходящего с территории Российской Федерации, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, акциз уплачивается лицами, осуществляющими ввоз указанных товаров.

С 01.01.2007 Федеральным законом от 26.07.06 № 134-ФЗ отменены положения подпункта 14 пункта 1 статьи 182 НК РФ, согласно которым объектом налогообложения признается первичная реализация на территории Российской Федерации подакцизных товаров, ввезенных с территории Беларусь. Норма подпункта 14 статьи 182 НК РФ применялась в отношении подакцизных товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь до 1 января 2005 года.

Согласно пункту 3 статьи 182 НК РФ к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации (за исключением организаций общественного питания), в результате которых получается подакцизный товар. Так, например, если организация или индивидуальный предприниматель в результате смешения различных марок бензина или применения различного рода высокооктановых добавок и низкосортных бензинов вырабатывает и реализует автомобильный бензин, такая операция считается производством бензина. Следовательно, его производитель является плательщиком акцизов.


В пункте 3 статьи 182 НК РФ с 1 января 2007 года произойдут изменения. Так, в действующей до указанной даты редакции указанного пункта предусмотрено, что к производству приравнивается также розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства данных товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Из этого следует, что, например, поскольку в действующих ГОСТах, регламентирующих производство моторных масел, содержатся требования по розливу моторных масел в потребительскую тару, эта операция представляет собой часть общего процесса их производства, соответственно, если какое-либо лицо (организация или индивидуальный предприниматель) осуществляет только розлив моторного масла, то оно признается производителем этого масла.

С 1 января 2007 года эта норма будет распространяться только на тех налогоплательщиков, которые осуществляют розлив алкогольной продукции и пива, соответственно, на моторное масло акциз должны будут начислять и уплачивать только непосредственные производители моторного масла.


Налогоплательщики акцизов на нефтепродукты


Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, совершающие рассмотренные выше операции, которые признаются объектом обложения акцизами, а также лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с импортом и экспортом товаров.

В статье 83 НК РФ предусмотрено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории России, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.


Согласно статье 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов. Вместе с тем в статье 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В частности, в главе 22 НК РФ установлено возникновение обязанности по уплате акцизов с момента совершения операций, признаваемых объектом обложения акцизами.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, не освобождаются от уплаты акцизов. Это следует из положений пункта 4 статьи 34626 НК РФ, согласно которому уплата единого налога предусматривает замену уплаты организациями:

— налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

индивидуальными предпринимателями:

— налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

— единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).


Указанные лица также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию России.

Как видно, акцизы в приведенном перечне отсутствуют.

Согласно подпункту 8 пункта 3 статьи 34612 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 3462 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.


Определение суммы акциза. Налоговые вычеты.


В статье 194 НК РФ установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию России) исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Таким образом, расчет суммы акциза производится по следующей формуле:

:

С = О х А,

где С — сумма акциза;

 О — налоговая база (объем реализованной или переданной продукции) в натуральном выражении;

 А — ставка акциза (в руб. и коп. за тонну);

В отношении нефтепродуктов применяются специфические ставки акциза, то есть установленные в твердой сумме – в рублях и копейках за единицу измерения (1 тонну). Как установлено статьей 187 НК РФ, налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Виды подакцизных товаров перечислены в пункте 1 статьи 193 НК РФ. Количество видов подакцизных товаров соответствует количеству установленных ставок. Для товаров, на которые установлены специфические ставки акцизов, налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. То есть, иными словами, налоговая база – это количество реализованных или переданных нефтепродуктов, измеряемое в тоннах.


По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 199 НК РФ, суммы акциза, уплаченные покупателем при приобретении подакцизных товаров, учитываются в стоимости приобретенных подакцизных товаров. Исключение составляет случай, когда подакцизные товары используются в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. Тогда уплаченные суммы акциза принимаются к вычету.

Указанные вычеты производятся только в случае, если ставки акциза на подакцизные товары, используемые в качестве сырья, и ставки акциза на произведенные подакцизные товары определены в расчете на одинаковую единицу измерения налоговой базы.

Сумма акциза по произведенному подакцизному товару уменьшается на сумму акциза по приобретенному подакцизному сырью во избежание двойного налогообложения.

Суммы акциза, уплаченные собственниками давальческого сырья при приобретении этого сырья (в том числе при ввозе этого сырья в Россию) либо при его производстве.


Порядок применения налоговых вычетов предусмотрен статьей 201 НК РФ. Вычеты сумм акцизов, уплаченных при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, производятся на основании расчетных документов (платежных поручений) и счетов-фактур, подтверждающих уплату налогоплательщиком соответствующих сумм акциза в составе стоимости приобретенного сырья. Сумма акцизов должна быть выделена отдельной строкой.

По ввозимым на территорию России подакцизным товарам, используемым в качестве сырья, должны быть предъявлены грузовые таможенные декларации или иные документы, подтверждающие ввоз этих товаров и уплату акцизов таможенным органам.

Если подакцизные товары, использованные в качестве сырья, оплачены третьими лицами, налоговые вычеты производятся, если в расчетных документах указано наименование организации, за которую произведена оплата.

Если налогоплательщик при производстве подакцизных товаров использует в качестве сырья подакцизные товары, переданные ему на давальческих условиях, для подтверждения права на налоговые вычеты он должен предъявить копии платежных документов с отметкой банка, подтверждающих факт уплаты налога владельцем сырья (если он произвел сырье) либо факт оплаты владельцем сырья его стоимости по ценам, включающим акциз (если он купил сырье).


По общему правилу применения налоговых вычетов, предусмотренному статьей 201 НК РФ, суммы акцизов принимаются к вычету только при условии их фактической уплаты и списания использованного подакцизного сырья на затраты по производству других подакцизных товаров. Причем если стоимость сырья была списана на затраты в одном периоде, а оплата данного сырья произведена в другом, то налоговые вычеты производятся в том периоде, когда произведена оплата сырья.


Сумма акциза, предъявляемая покупателю


В соответствии с пунктом 1 статьи 198 НК РФ налогоплательщик, реализующий производимые им подакцизные товары либо производящий подакцизные товары из давальческого сырья (материалов), обязан предъявить к оплате покупателю товаров либо собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза. На основании пункта 2 указанной статьи сумму акциза нужно выделить отдельной строкой в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и счетах-фактурах, за исключением случаев реализации подакцизных товаров за пределы территории России.

Сумма акциза не выделяется отдельной строкой, если подакцизные товары:

- реализуются на экспорт;

- реализуются лицами, не являющимися плательщиками акцизов.


Операции, освобождаемые от уплаты акцизов


Операции, освобождаемые от уплаты акцизов, перечислены в статье 183 Налогового кодекса.

К таким операциям относится передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, другому структурному подразделению этой же организации для производства других подакцизных товаров.

Так, например, передача автомобильного бензина одной марки для производства автомобильного бензина другой марки из одного подразделения организации в другое, даже если это подразделение находится на другой территории, объектом обложения акцизами не является.


При одновременном соблюдении ряда условий от уплаты акцизов освобождаются также операции по вывозу подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации

Обратите внимание! Право на освобождение от уплаты акцизов имеет непосредственно налогоплательщик акцизов - производитель подакцизных товаров, в том числе из давальческого сырья. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в том случае, когда непосредственно вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации осуществляется по поручению налогоплательщика (или собственника давальческого сырья) иным лицом на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора.

Из сказанного следует, что если нефтепродукты будут реализованы на территории Российской Федерации, а затем лицо, купившее эти нефтепродукты, будет направлять их на экспорт, то в этой ситуации права на освобождение от уплаты акциза (и на возмещение уплаченной суммы акциза) не будет ни у лица, купившего нефтепродукты и фактически реализовавшего их на экспорт, ни у производителя этих нефтепродуктов.

Операции по экспорту подакцизных товаров освобождаются от уплаты акцизов, если налогоплательщик представил в налоговый орган поручительство банка (в соответствии со статьей 74 Налогового кодекса) или банковскую гарантию. Поручительство (банковская гарантия) должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующую пеню в случаях непредставления налогоплательщиком не позднее 180 дней со дня реализации документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 Налогового кодекса, и неуплаты им акциза, а также пеней.

Если такое поручительство (банковская гарантия) отсутствует, то налогоплательщик обязан уплатить акциз в соответствии с общеустановленным порядком. Затем после представления плательщиком акцизов документов, подтверждающих факт экспорта, уплаченная сумма возвращается.

Наиболее часто у налогоплательщиков возникает вопрос в следующей ситуации. Организация передает собственную нефть на переработку на нефтеперерабатывающий завод, затем полученный бензин переработчик направляет на реализацию за пределы территории Российской Федерации, в каком порядке будет начисляться и возмещаться акциз на бензин?


В случае производства автомобильного бензина из давальческого сырья плательщиком акциза является переработчик. Соответственно, он имеет право на освобождение от уплаты акцизов при представлении поручительства банка или банковской гарантии. Если переработчик не представил в налоговый орган поручительство банка или банковскую гарантию, он начисляет и уплачивает акциз в общеустановленном порядке. Уплаченный акциз предъявляется собственнику сырья при проведении расчетов за переработку нефти.

После представления в налоговый орган документов, подтверждающих факт экспорта, по перечню и в сроки, установленные Налоговым кодексом, уплаченная сумма акциза возвращается налогоплательщику, т.е. переработчику. Затем переработчик осуществляет перерасчеты с собственником сырья.

Необходимо особо подчеркнуть, что освобождение от уплаты акцизов производится только при условии ведения отдельного учета операций по реализации или передаче подакцизных товаров.

При реализации подакцизных товаров, экспортируемых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется освобождение от уплаты акцизов. Для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акцизов в налоговые органы представляются документы, предусмотренные пунктом 2 раздела П Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

Упомянутые документы, предусмотренные пунктом 2 раздела П Положения, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При непредставлении этих документов суммы акцизов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров в порядке, предусмотренном главой 22 Налогового кодекса. В этом случае налогоплательщиком представляется уточненная декларация за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров.


В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 раздела П Положения, по истечении срока, установленного указанным пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате акцизов в соответствии пунктом 2 раздела П Положения) уплаченные суммы акцизов подлежат возврату (возмещению) в порядке, установленном главой 22 «Акцизы» Налогового кодекса.


Сроки уплаты акцизов и представления налоговой декларации


Акциз по нефтепродуктам, реализованным с 01.01.2007 г., нужно уплачивать равными долями в два срока. Первый раз – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, второй раз – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным.

Уплата акциза согласно пункту 4 статьи 204 должна осуществляться по месту производства подакцизных нефтепродуктов.