shkolakz.ru 1 2 ... 6 7

Отдел образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ


Информационно-методический центр в Азнакаевском муниципальном районе





«Быть готовым к школе не значит уметь

читать, писать и считать. Быть готовым к

школе, быть готовым всему этому научиться»

А. А. Венгер











Печатается по решению муниципального методического Совета отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ

Протокол №5 от 11.08.09 г.


Сборник составлен из материалов педагогов школ и дошкольных образовательных учреждений Азнакаевского муниципального района.


Рецензенты:


Гилязов Д.Р., начальник отдела образования исполкома Азнакаевского муниципального района РТ,

Ахмадишина Л.М., директор МУ ИМЦ Азнакаевского района.


Составители:


Мотыгуллина Г. С., методист ИМЦ Азнакаевского муниципального района

Ахунова Л. М., методист ИМЦ Азнакаевского муниципального района


Азнакаево, 2009 год






Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального образования


Мотыгуллина Г. С., методист ИМЦ


«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда


опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский


Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность. Поскольку это понятие в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка, то преемственность применительно к нашей теме проанализируем с позиции детского сада и с позиции школы.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребёнка, пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности связей между детским садом и школой позволяют выделить следующие параметры:

-преемственность в содержании обучения и воспитания,

-преемственность в формах и методах образовательной работы,
- преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Ребёнок, поступающий в ДОУ, привыкает к определённому режиму дня, к обстановке в группе, ориентируется в размещении игрушек, вещей, пособий. Он усваивает навыки самообслуживания, гигиены. Переход в школу требует резкой смены многих привычных действий ребёнка, смены уже сформировавшегося стереотипа.

Исходя из всего сказанного выше, следует, что вопрос о преемственности в работе ДОУ – это вопрос о сохранении элементов уже приобретённого стереотипа в поведении и жизни первоклассника. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на котором строится всё дальнейшее обучение и воспитание. Они помогают ребёнку быстрее включиться в новые условия. В чём заключается подготовка детей к школе? Она предполагает:

1) организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивала бы высокий уровень общего разностороннего развития дошкольников;

2) специальную подготовку детей к усвоению учебных предметов в начальной школе.

В современной психолого-педагогической литературе (Р.С. Буре, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Г.М. Лямина, Г.Г. Петроченко, Т.В. Тарунтаева ) понятие готовности к школе рассматривается как многогранное развитие личности с позиции взаимосвязанных «общей» и «специальной» готовности.

Общая готовность к школе выражается в достижении ребёнком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создаёт необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Специальная готовность к школе является важным дополнением общей готовности. Она определяется наличием у ребёнка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения ряда учебных предметов, таких, например, как математика и русский язык. А.В. Запорожец отмечал: общая готовность имеет большее значение, чем специальная.


В отечественной психологии установлено, что любые психические свойства и способности формируются лишь в той деятельности, для которой они необходимы. Значит, качества, необходимые для школы, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, готовность к школе заключается не в том, что у ребёнка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладел предпосылками к их последующему развитию.

Таким образом, перед администрацией ДОУ и школы должна вставать задача: организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, а главное – сохраняет «радость детства» (Н.Н.Поддьяков). С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Проанализировав имеющийся педагогический опыт, можно сделать вывод, что все ключевые моменты преемственности, как правило, уже были декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость.

Чтобы быть компетентными в вопросах организации этой работы, образовательным учреждениям необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу по данной теме. «Организация работы с детьми шестилетнего возраста» - так может называться папка, куда будут собраны все нормативно-правовые документы по взаимодействию ДОУ и школы.

Налаживание взаимодействия между ДОУ и СОШ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в начале нового учебного года руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы.


Следующим этапом работы по осуществлению преемственности должно стать обсуждение, составление и утверждение совместной работы между ДОУ и школой. Данный план совместной работы также утверждается ежегодно. Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по такой примерно схеме:

-составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;

-беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;

-утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ;

-осуществление, анализ и корректировка совместных действий.

Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:

1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.

2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.

3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.

Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться:

- методическая работа;

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:

1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;

3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;

4) участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;

5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;

6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.

Работа с детьми может состоять из:


- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

- организации выставок детских работ, вернисажей;

- посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;

- совместных эколого-валеологических походов;

- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в «Школе искусств», детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города (села);

- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дощкольного возраста на родительских собраниях;

- анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»;

- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

- организацию работы микроцентра «Семья» на базе ДОУ;

- организацию дня открытых дверей.

Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных методических объединений) должно быть представлено в образовательной программе дошкольного учреждения, а тактические шаги – в годовых планах работы, в планах совместной работы.

Педагоги школы и детского сада должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений должен идти конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка, воспитателя, учителя. Каждая очередная встреча должна давать возможность воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения и в конечном счёте улучшать качество своей работы. Педагоги-«дошкольники» и учителя школы 1 ступени должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.


В заключении хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.

Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.







Развитие мелкой моторики рук, как один из приёмов

коррекции речевых нарушений у дошкольников и профилактика

нарушений письма и чтения у младших школьников

Шубина Р.Д.,

учитель – логопед высшей

квалификационной категории

МДОУ црр д/с № 6 «Звёздочка»

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным развитием, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка может привести к формированию минимальной мозговой дисфункции ( один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это в дальнейшем может привести к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере. Именно поэтому родителей и педагогов всегда волновал вопрос: Как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Я хочу остановиться на одном из аспектов этой проблемы – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.


Один из выдающихся педагогов двадцатого столетия В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев ». Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень интеллектуального и речевого развития находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Не случайно при ранней диагностики уровня развития речи детей первых лет жизни логопеды применяют следующий тест: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три пальчика. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. В дальнейшем эти дети не будут испытывать трудностей, как в устной, так и в письменной речи. Если же движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то этим детям в дальнейшем, скорее всего, нужна будет помощь логопеда.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: « Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно- следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, не мало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: « Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервал не соблюдает, а бесформенные каракули даже буквами не назовешь.

Развитый мозг и недоразвитая рука – вполне закономерное, при совершенном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольников можно и необходимо развивать. И хотя многие родители тренируют пальцы рук, но только единицы проводят подобную работу систематически в течении всего дошкольного возраста и в результате мы имеем то, что имеем.


В данном выступлении я хочу поделиться опытом работы по развитию мелкой моторики с детьми с нарушениями речи. Коррекционную работу с детьми – логопатами мы начинаем в возрасте 5 – 6 лет, т. е. со старшей группы. В нашу логопедическую группу направляются дети с диагнозом: ОНР II и III уровня, фонетико – фонематическое недоразвитие речи, осложненное минимальным дизартрическим компонентом, дети со стертой формой дизартрии. То есть у всех детей – системное нарушение речи – нарушено звукопроизношения, лексико – грамматические формы, связная речь, что при отсутствии целенаправленной коррекционной работы может привести к нарушению письма и чтения в школьном возрасте. Учитывая это, при работе по развитию мелкой моторики мы подбираем тот комплекс упражнений, который оптимально способствует и развитию моторики артикуляционного аппарата.

Мы используем следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1. игры с пальчиками, сопровождающие стишками и потешками;

2. специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук – пальчиковая гимнастика;

3. Игры и действия с игрушками и предметами:

- раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т. д.;

- нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц;

- игры с мозаикой, строительным материалом и т. д.

4. Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т. д.).

Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3 – 5 минут ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;


в) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной логопедом в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.

В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально),

а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.

Упражнения для пальчиковой гимнастики:

( выполняются сидя или стоя ).

1.Сжимание пальцев в кулак и разжимание ( по 20 раз );

- ладонями вверх ;

- ладонями вниз;

- обеих рук одновременно;

- правой и левой по очереди ( рис. 2)

2. Вращение кистями рук ( по 10 раз ):

- в правую, затем в левую сторону;

- вовнутрь ( обеими кистями) ;

- наружу ( обеими кистями ) ;

3.Чередование выгибания и прогибания кистей рук (по 10 – 15 раз);

- одновременно;

- правой, левой по очереди ( рис. 3а, 3б );

4. Соприкосновение подушечек пальцев – «Пальчики здороваются»

( по 10 – 15 раз ):

- пальцы правой руки – с большим пальцем правой руки;

- пальцы левой руки – с большим пальцем левой руки;

- то же одновременно двумя руками;

- пальцы правой руки – с соответствующими пальцами левой.

Сила надавливания подушечек пальцев и темп выполнения увеличиваются (рис. 4).

5. « Щелчки » ( по 10 раз).

6. « Коготки » - сильное полусгибание и разгибание пальцев

(по 10 – 20 раз) ( рис. 5 ).

7. Сгибание и разгибание пальцев в кулак по очереди ( по 10 раз )

( рис. 6 );

- правой руки;

- левой руки;

- обеих рук одновременно, сначала начиная с большого, затем начиная с мизинца.

8.« Ножницы » - разведение пальцев в стороны ( по 10 раз ):

- правой, затем левой руки;

- обеих рук одновременно;

- соединив ладони вместе ( рис. 7 ).

9. Упражнение « Замок » ( рис. 8а ) – ладони вместе, пальцы переплетены ( по 10 – 20 раз):

- сдавливание ладоней с силой;

- вращение ( поворот вправо – влево );

- наклоны вправо – влево – сгибание и разгибание в лучезапястных суставах;

- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону, не расцепляя переплетенных пальцев.

10. « Солнечные лучи » - руки в « Замке » подняты вверх, ладони крепко сжаты, пальцы с силой разжимаются и сжимаются вновь (рис. 8б).

11. Упражнение с сомкнутыми ладонями ( по 5 – 10 раз ) ( рис. 9а ):

- сомкнутые ладони перед грудью наклоняются вправо – влево, преодолевая сопротивление;

- движение сомкнутыми ладонями перед грудью вперед – назад;

- сомкнутые ладони вытянуты вперед – разведение кистей в стороны, не размыкая запястий.

12. Сомкнутые ладони подняты вверх разведение кистей в стороны, не размыкая запястий – « Цветок » (рис. 9б ).

13. Потряхивание расслабленными кистями:

- руки вверх;

- руки в стороны;

- руки сомкнуты в локтях, кисти опущены вниз.







Дети также с охотой выполняют самомассаж пальцев рук.



Приведенные выше упражнения для пальчиковой гимнастики выполняются в режимные моменты и на прогулке.

Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, обычно включаются в структуру проводимых занятий:


Например, занятие по развитию речи по лексической теме

«Фрукты» начинается с пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением. Или же это можно использовать как физминутка:

Мы делили апельсин

Много нас , а он один ( покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец руки, остальные пальцы сжаты).

Эта долька для ежа ( левая рука сжата в кулачок, мизинец отогнут),

Эта долька для утят (отогнут средний палец),

Эта долька для котят ( отогнут указательный палец),

Эта долька для бобра (отогнут большой палей),

А для волка – кожура( ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы и погладить кожуру).

Он сердит на нас, беда! ( руки «разбегаются» по столу, стуча пальцами).

Воспитатель в этот период на своих занятиях дальше продолжает, работу по развитию мелкой моторики используя данную лексическую тему:

Например, на занятии по ФЭМП дети из счетных палочек выкладывают фигурку банки для варенья:

Очень я люблю варенье,

Мама варит – объеденье.



Используются 9 палочек. Выкладывается неполный квадрат – нижняя сторона квадрата – горизонтальные палочки, по две палочки вертикально – правая и левая стороны квадрата. Горлышко

Банки – по одной палочке чуть внаклонку внутрь и крышка банки 1 горизонтальная палочка.

На занятиях по лепке из пластилина лепят различные фрукты, по рисованию – выкладывание груши, из мелких кусочков разорванной бумаги (рисование методом обрывания).

На дом можно дать задание «Дорисуй узор». На тетрадном листке в клетку нарисованы контуры яблока и груши – ширина яблока 3 клетки, высота - 2 клетки, груша ширина – 3 клетки, высота – 3 клетки, между ними интервал в 1 клетку. Ребенок должен докончить строчку.





В течение учебного года мы изучаем 32 лексические темы по развитию речи, и все они насыщены упражнениями и видами работ, способствующими развитию мелкой моторики. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома – помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, мастерить различные поделки, принося радость себе и своим близким. Хорошо развитые пальцы – это развитая речь и мышление, это отсутствие проблемы обучения в первом и последующем классах.



следующая страница >>