shkolakz.ru 1

О.Д. Мукаева, КалмГУ


ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОДИН

ИЗ ИНСТРУМЕНТАРИЕВ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОПЕДАГОГИКИ

Этнопедагогика получила статус относительно самостоятельной науки в рамках педагогических знаний. Сегодня она составляет стержень педагогики и бурно развивается, ибо она востребована, как никогда, в условиях гуманизации и демократизации социально-экономической, общественно-политической жизни общества.

Определены объект, предмет, методы исследования этнопедагогики, выяв­лены закономерности и принципы ее функционирования.

Методологические проблемы этнопедагогики исследованы К.Ж.Кожахметовой, Г.И.Батуриной, Е.Л.Христовой, Ю.А.Рудь и др., которые внесли существенный вклад в становление молодой отрасли педагогической науки. В этой связи считаю целесообразным остановиться на рассмотрении исторического подхода в методологии этнопедагогики, его месте, значимости, функциях.

Прежде всего, обозначим, что входит в понятие исторические источники, каковы их виды и формы, и насколько они востребованы.

К ним относятся: 1. Исторические хроники, летописи, эпистолярный жанр разных эпох, воспоминания современников, - непосредственных участников событий. 2. Первые письменные законодательные акты, типа кодекса; напри­мер, «Джасак» Чингис-хана, «Степное Уложение» ойрат-калмыков. 3. Иссле­дования ученых-историков, изучавших жизнь и быт, хозяйственный уклад, ве­рования и традиции народа. 4. Исследования, посвященные жизни и деятельно­сти исторических личностей прошлого и современности. 5. Религиозные учения как составная часть духовной культуры предков. 6. Художественная лите­ратура об исторических событиях, жизнеописании народа, его видных предста­вителей.

Развитие культуры и образования любого народа неразрывно связано с ис­торией народа, влиянием на его становление внешних факторов, так как «Чело­век есть в высочайшей степени историческое существо. Человек находится в историческом, и историческое находится в человеке... Я должен прежде всего постигнуть это историческое и историю как до глубины мою судьбу... Только таким путем можно раскрыть в себе самом не пустоту своей уединенности, в противоположении исторической жизни, а осознать все богатства и ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю индивидуальную судьбу с всемирно исторической судьбой. (Н.А.Бердяев. Смысл истории. М., 1990 - С. 14-16).


Становление и развитие этнопедагогики вообще и калмыков, в частности, плодотворно в том случае, если оно опирается на историко-культурное насле­дие народа. История этноса отражает непрерывный воспитательный процесс, происходящий в данном народе, формируя историческую память в молодеж­ной среде, раскрывает представления нации об идеале совершенного челове­ка, воскрешает роль и значение исторических личностей как существенный фактор эпического воспитания.

Следовательно, этническая история - источник этнопедагогики каждого народа.

Во всяком роде, племени, нации были свои герои, на образцах которых вос­питывалась молодежь «У нации в этой роли выступают национальные герои. Без героев нет нации, как без предка нет рода» (В.Д.Шадриков. Философия образования и образовательная политика. М.: Исследовательский центр про­блем качества подготовки специалистов. 1993. - С. 113).

Корни генеалогического древа калмыцкого народа восходят к древним тюрко-монгольским племенам Центральной Азии. Первые упоминания о них отно­сятся к временам обоснования империи Чингис-хана.

Они в 12-13 вв. (в состав которых входили ойраты - предки калмыков) были прямыми продолжателями государственной идеологической традиции великих кочевых цивилизаций: Хуанов, тюрков, уйгуров, киданей. В то же время эти племена были носителями особой этнокультурной мировоззренческой общности которая впоследствии стала идеологической основой будущей монгольской империи. В этот период среди них складывается и своеобразная этнопедагогическая общность.

Их богатая многовековая история изобилует не только значительными событиями, но и драмами и трагедиями (уход из исторической родины Джунгарии, добровольное вхождение в состав России и образование Калмыцкого хан­ства XVII в. Бегство большей части приволжских калмыков в Джунгарию ХVIII в., вхождение в казачество, эмиграция за рубеж в годы гражданской войны, на­сильственная депортация в конце 1943г.).

Все же историческая судьба калмыцкого народа была предопределена доб­ровольным вхождением в состав Российского государства в начале XVII в. и расселением на обширной территории - от устья Волги до Дона. Калмыки пришли в Россию с многовековыми традициями, хозяйственным укладом, своеобразной формой государственности, сословной структуры. В этом определяющую роль сыграла сложившаяся издревле кочевая цивилизация в Централь­ной Азии.


Русский философ И.А.Ильин, касаясь проблем воспитания, настаивал на том, что с 5-6 лет ребенок должен знать своих национальных героев, влюбиться в них (Собр. Соч. - М., 1994, -Т. 8, - С. 412).

В этой связи поучительна история ойрат-калмыков, ее воспитательный потенциал в современных социокультурных условиях нашей республики раскрытые в спецкурсе «Человек племени ойрат» (автор Д.А. Шарманджинов, кандидат педнаук).

Одна из основных задач курса - воспитание учащихся на примере реальных исторических деятелей различных эпох, жизни и деятельности выдающих" представителей тюрко-монгольских народов. Выявленные параметры педагогического влияния курса «Человек племени ойрат» показали, что в сознании детей присутствует устойчивый образ героев изучаемых тем.

Это могут быть тюркские, монгольские и ойратские правители, полководцы, императоры Китая, ученые-просветители, путешественники, мифологические персонажи.

Все поступки исторических деятелей учащиеся анализируют с позиций понятий о добре и зле, что свидетельствует об основах формирования ценностных ориентации и национального самосознания.

Исторические личности-символы: Чингис-хана; великого полководца, государственного деятеля; Аюки-хана, впервые сумевшего добиться национальной государственности калмыков в рамках Российской империи; выдающегося ученого-просветителя Зая-Пандиты, впервые разработавшего основы письменности нашего народа «Тодо бичиг» («Ясное письмо»); личности - символ современности: ученого Номто Очирова, генералов Героев Городовикова Оки Ивановича и Басанга Бадминовича, ученого академика РАО П.Эрдниева, поэта Д.Кугультинова и др. В их духовном наследии находим высшие ценности - общечеловеческие, но с «национальной фактурой».

Каждый этнос просто обречен на уникальность, на собственную самобыт­ную культуру и свое место в системе мировой цивилизации. Так случилось с нами, что вступив в XXI век, сохранившись этнически, только начинаем узна­вать себя, свой духовный облик, свое «национальное я». Да мы являемся на­следниками духовно-нравственных ценностей, которые складывались веками.


Калмыки - небольшой народ, но это важно скорее для статистики, нежели для сферы образования и культуры. Духовный опыт каждого народа независи­мо от его численности, обладает общечеловеческой значимостью и ценнос­тью. Тем более этот опыт важен для нас самих, он способствует сохранению национальной культуры, духовного пространства, в котором живем.

Исторические источники в области этнопедагогики используются так или иначе многими исследователями, но как инструментарий этнопедагогики мало изучены (надо заметить в отличие от «фольклорной педагогики», которая вошла в методологию этнопедагогики широко и всесторонне), предстоит углубить и систематизировать наработанный материал и идти от частного к общему, осо­бенно инвентаризировать исторические источники, которые не рядоположены по смыслу, значимости и характеру. Например: «Домострой», «Поучения Вла­димира Мономаха детям» - величайший этнопедагогический пласт русской народной педагогики. Подобные источники имеются у всех народов. Напри­мер, у калмыков «Экин сургмж» («Наставления матери»), «Залугин сургмж» («Поучения мужа»).

Исторические личности-символы обозначены в работах Г.Н.Волкова. Рас­смотрение их в контексте современности позволит расширить и систематизи­ровать исторические источники (сохранить непреходящие ценности и отбро­сить архаичные).

Художественная литература, в которой синтезируются достижения многих культур, содержит также значительный пласт, достойный этнопедагогических исследований. В этом аспекте нами положено начало изучения таких тем, как «Этнопедагогическая аксиология и эпистемия в произведениях классиков кал­мыцкой литературы». Сошлемся на другой пример, Виктор Астафьев (недавно ушедший из жизни), его произведения - это крестьянская педагогика, народ­ная мудрость русской деревни. До сих пор она не подвергалась исследовани­ям, хотя очень востребована и составляет чрезвычайно богатый источник эт­нопедагогики.

Вне поля зрения ученых-этнопедагогов оказался эпистолярный жанр. К слову переписки калмыцких ханов XVIII в. Эти архивные материалы содержат каноны и принципы народной дипломатии, речевого этикета; в них отражены особенно­сти менталитета народа.


В историко-культурной жизни казахского народа немало личностей-симво­лов; Аблай-хан, Абай Кунанбаев, Чокон Валиханов, Мухтар Ауэзов, Каныш Сат-паев, Толиген Тажибаев и др. Это огромный неиссякаемый источник казахской этнопедагогики. В нем, в частности - начало и корни духовной жизни народа. Задача этнопедагогов осмыслить это богатое духовное наследие в контексте современности и использовать в этнопедагогизации целостного учебно-воспитательного процесса; памятуя при этом, что этническое воспитание - средство, фундамент приобщения к поликультурному образованию и воспитанию, к мировой культуре.

* * *

Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе России (к 360-летию со дня рождения хана Аюки): Материалы международной научной конференции. Ч. 2. - Элиста: КалмГУ, 2002. - 156 с. – С. 32-36.