shkolakz.ru 1 2 3



а




Планы семинарских занятий


по Истории современной западной философии


для факультета философии

Государственного Университета – Высшей Школы Экономики

(1-4 модули)


Составитель Т.П.Лифинцева


Занятие 1. (4 часа).

Истоки, возникновение и специфика постклассической западной философии.

Вопросы:

1. Периоды развития западной цивилизации, ее отличие от других мировых культур. Концепция “Расколдования мира” (М.Вебер).

2.Европейская культура первой половины XIX века: позитивистская рецепция и романтическая критика Просвещения

3. Особенности двух исторических периодов: с 1815 по 1914 гг., с первой мировой войны по настоящее время.

4. “Классическая”и современная философия: преемственность и отличия. Изменения в прежних оппозициях: рационализм — эмпиризм, рационализм — иррационализм, материализм — идеализм и др.

5. Трансформация основных философских проблем в ХХ веке.

Темы докладов и рефератов:

1. Проблема “модернизации”.

2. Экономико-техническая рациональность и система коммуникации.

Литература:

1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1997.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.//Вебер М. Избранные произведения.

М., 1990.

3. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.

4. Лёвит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении ХIХ века.

СПб.: Владимир Даль, 2002.

5. Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.


Занятие 2 (2 часа).

Философия А. Шопенгауэра.

Вопросы:


1. Эволюция взглядов Шопенгауэра и его отношение к философии немецкого

идеализма.

2.Принцип основания как главная закономерность феноменального мира.

3. Смысл понятия воли у Шопенгауэра, его метафизический характер.

4.Мир как воля и представление и кантовская проблема “вещи в себе”.

5. Проблема морали. Сострадание и отрицание воли к жизни.

Темы докладов и рефератов:

1.Поняти “ничто” в философии Шопенгауэра.

2. Шопенгауэр об освобождающей силе искусства и особом значении музыки.

3.Философия Шопенгауэра и индийские религии.

Первоисточники:

1.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. // Шопенгауэр А. т. 1. М., 1992.

2.Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. (Серия “Антология мысли”). Харьков, 1998. (“О четверояком корне достаточного основания”, “Две основные проблемы этики”, “Афоризмы”).

Дополнительная литература:

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001. Гл. 8.

1. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. М., 1995.

2. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998. С. 375-369.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. С. 143-152.

Занятие 3 (2 часа).

Религиозная философия С. Кьеркегора

Вопросы:

1. Формирование взглядов Кьеркегора. Критика гегелевского абсолютного идеализма.

2. Поворот к субъективности. Понятие “экзистенции”.

3. Кьеркегор о парадоксальности христианской веры. Понятия “страха” и “выбора”.

4. Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.

5. Эстетическая, этическая и религиозная стадии бытия человека.

Темы докладов и рефератов:

1. Понятие иронии в философии С. Кьеркегора. Образ Сократа как иронизирующего субъекта.


2. Соотношение свободы выбора и абсолютной зависимости человека от Бога в философии Кьеркегора.

3. Религиозная философия Кьеркегора и экзистенциализм ХХ века.

Первоисточники:

1. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

2. Кьеркегор С. О понятии иронии.// Логос № 4, М., 1993. С. 176-198.

3. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

Дополнительная литература:

1. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М., 1970.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.

3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М., 1972.

4. Шестов Л. Киргегаард и экзистенциальная философия. М., 1992.

5. Мир Кьеркегора. М., Ad marginem, 1994.

6. Лёвит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении ХIХ в.

СПб.: Владимир Даль, 2002.


Занятие 4. (2часа).

Философия О. Конта, Д.С. Милля и Г. Сперсера (первый позитивизм).

Вопросы:

1. Понятие “позитивной философии”. Конт о назначении философии. “Великий основной закон” Конта (три стадии развития человеческого духа).

2. Классификация наук по Конту. Понятие социологии и ее место среди прочих наук.

3. Утопия Конта. Социократия и культ Великого Существа (человечества).

4.Феноменалистская теория познания Д.С. Милля. Принцип самоочевидности данных сознания и отказ от субстанциальности как основы явлений.

5. Содержание индуктивного метода Д.С.Милля. Психологизм в обосновании логико-математического знания.

6.Концепция эволюции Г.Спенсера. Истина знания и истина веры.

Темы докладов и рефератов:

1.Позитивизм и мистика: гностические и каббалистические мотивы в социократии Конта ( культ Вечной Женственности, Великой Матери и т.д.).


2. Понятие “Непостижимого” (“Непознаваемого”) в философии Г. Спенсера.

Первоисточники:

1. Конт О. Дух позитивной философии. СПб.,1906.

2. Милль Д.С. Автобиография (история моей жизни и убеждений). М., 1890.

3.Спенсер Г. Основные начала. Под ред. Н.А. Рубакина. СПб., 1899.

Дополнительная литература:

1. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс – Традиция, 1998.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала ХХ века. М., 1988. С. 29-74.

3. Грязнов А.Ф. Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля. // История философии. Запад — Россия — Восток. М., 1998. С. 45- 52.

4. Грязнов А. Ф. Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера. // История философии. Запад — Россия — Восток. М., 1998. С. 52-58.

5. Философия Г.Спенсера в сокращенном изложении Г. Коллинза с предисловием Г, Спенсера. СПб., 1897 (М., 1999).

6. Соловьев В.С. Кризис западной философии (против позитивистов).// Соловьев В.С. Соч. в 2-х томах. М., 1988. Т.1.

Занятие 5. (2 часа).

.Марбургская школа неокантианства.

Вопросы:

1. Теория познания марбургской школы неокантианства. Понимание познания и задач философии и их отличительные особенности в сравнении с философией Канта.

2. П. Наторп о трансцендентальном методе.

3. Проблема “вещи в себе” в философии Канта и в неокантианстве.

4. Соотношение эмпирического и теоретического в научном знании. Обоснование математики и логики.

5. Критика аристотелевско-локковской теории образования понятий. Функциональный подход.

Темы докладов и рефератов:

1. Эволюция взглядов Кассирера. Философия символических форм (основные понятия и идеи).

2. Понятия “опыта” и “факта” в неокантианстве и их отличие от позитивистской трактовки.


Первоисточники:

1. Наторп П. Кант и марбургская школа. // Новые идеи в философии. СПб,. 1913. № 5. С. 93-132.

2. Сеземан В.Е. Теоретическая философия мрабургской школы.// Там же. С. 1-35.

3. Кассирер Э. Познание и действительность. СПб., 1912.

4. Кассирер Э. Философия символических форм: введение и постановка проблемы. //Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. С. 163-213.

Дополнительная литература:

1. Верен Д.Ф. Кант, Гегель и Кассирер. Происхождение философии символических форм. // Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб., 1997. С. 405-421.

2 Рубинштейн С.А. О философской системе Г.Когена. // Историко-философский ежегодник” 92. М., 1994. С. 230-259.

3 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала ХХ века. М., 1988. С. 118-152.

4. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейщей и современной буржуазной философии. // Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Тбилиси, 1973. С. 143-298.

5. Длугач Т.Б. Логическое обоснование научного мышления в марбургской школе. //Кант и кантианцы. М., 1978. Глава 3.

6. Гайденко П.П. Принцип всеобщего опосредования в неокантианстве марбургской школы. //Кант и кантианцы. М., 1978.

7. Жучков В.А. Система кантовской философии и её трансформация в неокантианстве. // Кант и кантианцы. М., 1978.

Занятие 6 (2 часа).

Баденская школа неокантианства.

Вопросы:

1. Понимание предмета и задач философии в баденской школе неокантианства. 2.Проблема исторического знания. Трактовка истории в баденской и марбургской школах неокантианства.

3. “Науки о природе” и “науки о культуре”. Критерий разделения, методы и особенности двух видов познания.

4. Учение Г. Риккерта о ценностях.


5. Этический социализм.

Темы докладов и рефератов:

1. Номотетический и идиографический методы.

2. Долженствование как фундамент познания и истина как ценность в философии

Риккерта.

Первоисточники:

1. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

2. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб., 1997.

3. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

4. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995.

5. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М.: Канон-Пресс, 1998.

Дополнительная литература:

1.Марков Б.В. Своеобразие исторического (Объяснение, понимание, оценка в философии

истории Г.Риккерта). // Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий.

СПб., Наука, 1997.

1. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины 19 — начала 20 века. М., 1998. С. 152-179.

2. Бакрадзе К.С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. // Бакрадзе К.С. Избранные философские труды. Тбилиси, 1973. С. 143-298.


Занятие 7 (2 часа).

Философия Э. Маха и Р. Авенариуса (второй позитивизм).

Вопросы:

1. Трактовка источников и содержания знания. Причины возникновения эмпириокритицизма и его отличие от классического позитивизма.

2. Принцип экономиии мышления Маха и принцип наименьшей траты сил Авенариуса.

3. Точка зрения “естественного понятия о мире” и эмпириокритическая “принципиальная координация” в философии Авенариуса.

4. Понятия “чистого опыта”, “интроекции” и “апперцепции” у Авенариуса.

5. Понятие “чистого описания” и устранение психофизического дуализма в философии Маха.

Темы докладов и рефератов:

1. Эмпириокритицизм в России. Социальный и гносеологический смысл критики эмпириокритицизма В.И.Лениным.

Первоисточники:

1. Авенариус Р. Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей траты сил. СПб., 1899.

2. Мах Э. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908.

3. Мах Э. Научно-популярные очерки. СПб., 1909.

4. Мах Э. основные идеи моей естественно-научной теории познания. //Новые идеи в философии. Сб. 2. СПб., 1912.

Дополнительная литература:

1. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс – традиция, 1998.

2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. (Выборочно).


3. Бакрадзе К.С. Счерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. //Бакрадзе К.С.Избранные философские труды. Тбилиси, 1973. С. 39-87.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М., 1988. С. 92-116.

Занятие 8. (4 часа).

Философия Ф. Ницше.

Вопросы:

1. Этапы творчества Ф. Ницше.

2. Основные идеи работы Ф. Ницше “Рождение трагедии из духа музыки”.

3. Ницшеанская критика предшествующей онтологии, гносеологии и этики.

4. Перспективизм и релятивизм в философии Ницше.

5. “Воля к власти” как центральное понятие философии Ницше..

6. Понятия “декаданс” и “нигилизм” в критике культуры Ф. Ницше.

7. Ницше о морали и “переоценке всех ценностей” (работа “К генеалогия морали”).

8. Учение Ницше о “вечном возвращении” и “сверхчеловеке”.

9. Ф.Ницше о “смерти Бога”. Критика христианства.

10.Влияние идей Ницше на философию ХХ в., различные интерпретации его учения.

Темы докладов и рефератов:


1. Ф. Ницше о философии “досократиков”, Сократа и Платона.

2. Ницше о роли и функциях языка. Язык и жизнь.

3. Смысл тезиса Ницше “Бог мертв”, его интерпретации в философии и культуре 20 века.

4. Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии.

5. Учение о воле А.Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Первоисточники:

1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Ницше Ф.Соч. в двух томах. М., 1990. Т.

2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. //Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. Т. 2.

3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. //Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. Т. 2.

4. Ницше Ф. К генеалогии морали. //Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. Т. 2.

5. Ницше Ф. Антихрист. //Ницше Ф. Соч. в двух томах. М., 1990. Т. 2.

6. Ницше Ф. Странник и его тень. //Ницше Ф. Философская проза. Стихотворения. Минск. 2000. С. 338-489.

Дополнительная литература:

1. Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”. // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.168-217.

2. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. //Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 63-177.

3. Делез Ж. Ницше. СПб,. 1997.

4. Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1993.

5. Данто А. Ницше как философ. М., 2000.

6. Юнгер Ф. Ницше. М., 2001.

7. Трубецкой Е.Н. Философия Ницше (критический очерк). // Фридрих Ницше и русская религиозная философия. Минск, 1996.

8. Подорога В.А. Мир без сознания. (Проблема телесности в философии Ф. Ницше). // Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989. С. 15-32.

9. Лаврова А.А. О пользе и вреде “веры в грамматику” (философия языка Ф. Ницше). // Историко-философский ежегодник ”95. М., 1996. С. 61-72.


10. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб., 1998.

11. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта. // Собр. соч. в 10-и томах. Т. 10. М., 1961. С. 346-391.

12. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. //Ницше Ф. Сочинения в двух томах.М., 1990. Т. 1.

13. Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992.

14. Ялом И. Когда Ницше плакал. М., 2005.

Занятие 9 (2 часа).



следующая страница >>