shkolakz.ru 1

Подготовил учитель СШ №27

Валл Юрий Генадьевич

http://virtualnyi.narod.ru

Занятие № 2




Древние государства Казахстана


(VII в до н. э. – V в. н.э.)


Казахстан




Семеречье Приаралье Северо-Восточный Казахстан Западный Казахстан

(саки, усуни) (кангюи) (гунны) (аланы)

Формирование первых государственных образований



Саки

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водополь­зования привело к интеграции соседних кочевых племен. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалек­тах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки.

  • Саки-тиграхауда (носящие остроконечные шапки) – район средней Амударьи и Сырдарьи, Семеречье, Тянь-шань.

  • Саки – тарадарайя (заморские саки) - низовья Сырдарьи и Амударьи.

  • Саки-хаомаварга (варящие хаому – лёгкий наркотический напиток) – долина Мургама.


Политическая система

Инструментом политического участия рядового общинника стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически соби­рались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот поли­тический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посред­ников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноп­равными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.


Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племе­нами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священ­ной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными пра­вителями союзов племен становились и женщины (Зарина, Томирис).

Каждой группе сакского общества соответствовал свой цвет:


  • Войнам, вождям и царю – красный; символ - колесница

  • Жрецам – белый; - символ – жертвенная чаща из бронзы или серебра.

  • Общиникам – жёлтый и синий. – символ – пара волов.


Хозяйство

Господствующим типом хо­зяйства у племен Казахстана являлось полукочевое и кочевое ското­водство. Разводили в основном овец и лошадей, которые были приспособлены к тебенёвке (пастьба на заснеженом пастбище).

На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изго­товляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колча­ны, короткие мечи - акинаки, ножи и другие вещи, приспособлен­ные к кочевой и полукочевой жизни. Именно на это время выпадает расцвет бронзовой индустрии.

Земледелие – выращивали просо, ячмень, пшеницу.

Торговля : «лазуритовый» путь – с Памира в Иран и Мессопатамию, «нефритовый» – из Кашгарии в Китай.

Культура

Использование железа и переход к более прогрессивной фор­ме хозяйства способствовали развитию культуры племен Казах­стана. Подвижный кочевой образ жизни позволит им контактировать с представителями разных культур. Вследствие этого сложилась единая для всего кочевого мира специфическая культура, которую помогают реконструировать письменные источники и археологи­ческие материалы.

Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича и бревен. Носили они высокие остроконечные шапки, обле­гающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.


Искусство древних кочевников Казахстана очаровывает и современного человека. Главным его компонентом являлась своеобразная изобразительная форма, называемая в науке «зве­риным стилем». Этот стиль сложился в VII-VI вв. до н.э. у племен Средней Азии, Казахстана, Сибири и Юго-Восточной Европы. Опре­деляющая его тема - изображать зверей и животных, носившая культовый характер.


Религия

Доминирующей формой религиозных верований был культ предков. Существовали специальные родовые кладбища, находив­шиеся возле зимовок. Сюда, как правило, доставляли всех умерших независимо от времени года и отдаленности места смерти. Для того чтобы сохранить труп, особенно в летнее время, степняки при­меняли бальзамирование и мумификацию трупов. В могилу рядом с покойником саки клали часть его имущества. Также существовал культ солнца и огня, хотя в тоже время существуют ещё анимизм, тотемизм и магия.


Могильники


  • Иссыкский – найден «золотой человек»;

  • Бесшатыр – высотой в пятиэтажный дом.


Источники

О жизни и быте саков нам становиться известно из письменных источников – «Авесты», трудов древнегреческого историка Геродота, Страбона, Птоломея.


Политическая история

А) Сако-персидские войны

  1. Кир – персидский царь совершивший поход в глубину сакских степей. Был разбит племенами массагетов во главе с царицей Томирис. По приданию во время битвы погиб, а его голову Томирис отпустила в бурдюк с кровью со словами «Ты жаждал крови, так насыться же ей».

  2. Дарий I – совершил поход против саков в 519-518 гг. до н.э. Его войско было завлечено в пустыни и чуть там не погибло, простым общинником Шираком, который сознательно пошёл на смерть, чтобы спасти свою родину.

Б) Нашествие Александра Македонского – 330-37 гг. до н.э. захватил левобережье Сырдарьи. Попытка захватить сакские племена живущие на правом берегу закончилась неудачей. Отступил, основав город Александрия Эсхата (Александрия крайняя).


В) Греко-персидские войны – (500-449 до н. э). Саки в них участвовали на стороне персов против греков. Отличились во время Фермопильской битвы.


ГОСУДАРСТВО УСУНЕЙ

(кон. I тыс.)


Г-осударственное устройство .


В конце первого тыся­челетия до нашей эры на территории Жетысу, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников, как «Страна Усунь». Во главе государства стоял правитель, носивший титул гуньмо или куньбек - «великий правитель», передававший престол по наследству. Кроме верхов­ного правителя существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководца и три правителя уделов, именовавшиеся князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки куньбека, сбором налогов, исполнением законов и т.п.

Занимали территорию от реки Чу до Тянь-Шаня, от Балхаша до Иссык-куля. Столица – город Чугучен (город Красной долины). Китайские источники сообщают, что усуней 120 тыс. дворов, 630 тыс. человек, количество воинов 180 тыс.

Хозяйство

Сначало занимались полукочевым скотоводством, потом перешли к осёдлости. Богатые усуни имели до 5 тыс. голов лошадей. Наря­ду со скотоводством развивалось земледелие. Растительная пища входила в постоянный рацион питания усуней. Они использовали как богарные, так и орошаемые поля. Однако в усуньской экономике все же доми­нирующую роль играло скотоводство. На всех этапах развития хозяйство было скотоводческо-земледельческим.


Социальный строй усуней.

В усуньском обществе существо­вали имущественное и социальное расслоение, частная собствен­ность на скот. Каждая семья отмечала свои стада отличительным знаком - тамгой. Существование частного землевладения находит подтверждение в письменных источниках.



Исскуство и религия.

Религиозные представления усуней даёт диадема, найденная в Каргаралинском ущелье, недалеко от Алма-Аты.


Политическая история.


С начала образования усуньское государство находилось в зависимости от хунну, но сумело быстро освободиться и стать одним из сильнейших государств региона. В 53 г. до н.э. Усуньское государство было разделено на две части Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых куньбеков, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые - на кангаров и хунну. Во II в. н.э. усуньские владения окончательно обособились от Китая. В начале IV в. Жетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV в. н.э. до середины VI в. н.э. гегемония в степях переходит к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Жетысу, на Тянь-Шань. В 425 г. усуни направили в Китай посольство, а в 436 г. принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V в. имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остается добавить, что этноним «усунь» сохранился и по сей день. Один из родов Старшего жуза казахов называется «уйсун».


ГОСУДАРСТВО КАНГАРОВ (кангюи)

(2 в. до н.э. – 5 век н.э.)


Образование государства катаров

. На запад от усуней, в долинах Таласа. Сырдарьи и Центральном Казахстане обитали многочисленные племена кангаров. Китайцы называли эти земли «страной Кангюй». Говорили на иранских и тюркских языках. Источники говорят, что их насчитывалось 600 тыс. Могли выставить 120 тыс. войнов. Ими управлял царь, носивший титул «би» и «ябгуд». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Кангарам подчинялись пять владений, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства- го­род Битянь - находился в среднем течении Сырдарьи. В первые века нашей эры кангары подчинили себе аланские племена северо­западного Приаралья. В Средней Азии кангарскому правителю подчинялись пять «малых- владений» - Сусе, Фуму, Юени, Ги, Юетянь. Кангары придерживались антикитайской политики. Впоследствии вошли в состав Тюркского каганата.



Хозяйство

Основным занятием кангаров было полукочевое скотоводство. Китайцы определенно называют Кангюй «кочевым владением». В долине Сырдарьи кангары занима­лись богарно лиманным земледелием, выращивали зерновые, огородно-бахчевые культуры, разводили овец, верблюдов, лоша­дей, оседлые кангары - коз, коров.

Относительно этнической принадлежности кангаров сущес­твуют две точки зрения. Часть исследователей считают их ирано-язычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.


Аланы.

К западу от кангаров кочевали многочисленные аланские племена. Их земли простирались к северу от Аральского и Каспийского морей. В VII в. до н.э. здесь образовался союз, где главенствующую роль играли аорсы и роксаланы. Часть аланских племен, разбив скифов, ушла в Причерноморье и далее в Европу, дойдя до Испании и Северной Африки. Оставшиеся в I в. до н.э. подчинились кангарам, а затем, во II веке вошли в состав гуннского государства и окончательно ассимилировались с гунно-кангарскими племенами Западного Казахстана.

Судя по источникам, обычаи и быт аланов были схожи с кангарскими, т.е. Они также занимались кочевым и полукочевым ското­водством. Большинство исследователей считают аланов ираноязычным народом.


Гунны

Первое упоминание хунну в письменных источниках относится к 822 г. до н.э., когда они совер­шают грандиозный поход на Китай. В III в. до н.э. хуннские напа­дения усиливаются, что заставило китайских императоров пост­роить Великую стену. В 47 г. до н.э. хунну разделились на две части- северных и южных. Первые приняли подданство Китайской империи, последние сохранили независимость. Часть северных хунну, ведя упорное сопротивление китайской агрессии, вынуждены были откочевать в страну кангар. Таким образом, на рубеже нашей эры начинается массовое переселение хуннских племен на террито­рию Казахстана. В 93 г. северные хунны, теснимые китайскими войсками, достигли Тарбагатая, затем степей Центрального Казах­стана и берегов Сырдарьи.


Во главе хуннской державы стоял монарх, именовавшийся «Рожденный небом и землей, поставлен­ный солнцем и луной, хуннским великим сенгиром». Часто сенгиры носили также титул «танкир кут» - «обладающий небесной благо­датью». Главной формой престолонаследия было завещание, хотя часто власть передавалась сыну. Нередки были также факты узурпации власти и выборов сенгира знатью. Сенгир выполнял военные, дипломатические, культовые функции, являясь не только правите­лем, но и первосвященником хуннского народа.

Сенгир принадлежал к роду Си, и лишь его представители могли претендовать на занятие престола. Кроме этого существовали еще три знатных рода - Хуянь, Сюйбу, Лань, из которых сенгир мог брать жену. Высшие чины в государстве занимали также представи­тели этих родов. Кроме родовой аристок­ратии существовала также служивая знать - «кутлуга», которые были «помощниками», и вельможи выполняли всю работу по управлению страной. Всего в хуннском государственном аппарате было 24 высших чиновника, каждый из которых имел свою дружи­ну (от 10 до 2 тыс. чел.) и на время исполнения своих обязанностей получали от сенгира в управление уделы. Незнатные роды управ­лялись своими князьями, власть которых основывалась на авторите­те.


Аттила

Аттила свои первые удары обрушил на Восточно-Римскую империю, которую заставил выплачивать в 448 г. ежегодную дань. Затем, объединив германские племена герулов, остготов и гепидов, начал войну против Западно-Римско.й империи, в союзе с которой выступили вестготы, аланы, бургунды, франки. Битва, произошед­шая в 451 г. между двумя армиями, закончилась поражением Аттилы, но уже в следующем году его войска подошли к Риму и заставили императора бежать из столицы. После смерти Аттилы в 453 г. его держава распалась. С массовым проникновением гуннов на территорию Казах­стана и дальнейшим движением гуннских и кангарских племен на запад связано изменение антропологического типа коренного насе­ления и распространение протокипчакского диалекта тюркского языка.



Социальный строй и хозяйство хунну и гуннов.

Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли под­вижная и маневренная конница. Патриархально-родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета, однако в его недрах уже назревали новые общественные отношения. Существовала част­ная семейная собственность на скот. Материалы раскопок, захоро­нений хуннской знати указывают на имущественное неравенство.

В праве собственности мы видим черты, характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел поло­сой земли, на которой вел хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пус­тынные и неудобные для хозяйствования земли были в собствен­ности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские» земли.

Хунну, как и другие кочевники Евразии, жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах хуннов имелась система отопления-дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен, обогревали дома. Над дымоходами устраивались лежаки или нары.

Одежда хунну изготовлялась в основном из кожи и шерсти. Также применялись китайский шелк и хлопчатобумажная материя.

Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти все поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны оседлые племена земледельцев.


Терминология


  • Абдиров Нурлан – герой Сов. Союза. Как и Гасстело направил свой самолёт на вражескую колонну.

  • Абдыра – большой сундук, предназначенный для хранения одежды.

  • Адалбакан – шест с ответвлениями применяемый в юрте в качестве вешалки, был подвешен к куполу юрты.

  • Айбала – боевое оружие, секира с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой.
  • Айтике Байбек-улы – (1682-1766). бий Младшего жуза, один из советников хана Тауке. автор «Жеты-Жаргы».


  • Айсуек – «белая кость». Высший слой казахской феодальной власти. Входили: ханы, султаны потомки Чингизидов (торе) и представители касты кожа, потомков первых мусульман-арабов принесших в Казахстан ислам.

  • Аламан -байга - байга на длительную дистанцию (25 – 100 км.)

  • Алаша – вид безворсового ковра. Палас.

  • Алтын кабак – состязание в стрельбе из лука.

  • Аманат – заложник.

  • Аменгерство – положение по которому вдова выходит после годичного траура замуж за брата или близкого родственника мужа. За неё заплачен калым, она собственность рода.

  • Асар – обычай взаимопомощи; приглашение родственников для срочной роботы (бесплатно).

  • Атбеги – знаток лошадей, мастер для подготовки коней к байге.