shkolakz.ru 1 2 ... 5 6


ПРОЕКТ



Принято:

Ученым Советом

Федерального государственного

образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»


протокол №6 от 18. 01. 2011 г.




Утверждаю:

Ректор

Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств


_____________ А. С. Тургаев


«___» ____________ 2011 г.



ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе

федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»


Положение «Об учебно-методическом комплексе Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» (далее Положение) разработано в соответствии

- с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 13 января 1996 года, № 12-Ф3;

-Федеральным законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года, № 125-Ф3;

-Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» от 14 февраля 2008 года, № 71;

-Приказом Рособрнадзора «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» от 30 сентября 2005 года, № 1938;


-Письмом Минобрнауки РФ от 23 марта 2006 года, № 03-344; Письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 года, № 02-55-77 ин/ак;

- Федеральными государственными образовательными стандартами ВПО по направлениям подготовки;

- Государственными образовательными стандартами ВПО по специальностям подготовки.


1. Назначение и область применения


1.1. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, оформление, порядок создания и использования учебно-методических комплексов дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования, реализуемых университетом в рамках образовательных стандартов 2-го и 3-го поколений (ГОС и ФГОС ВПО).

1.2. Положение предназначено для преподавателей и должностных лиц, участвующих в разработке учебно-методической документации и реализации учебного процесса по дисциплинам образовательных программ ВПО и обязательно для применения всеми учебными подразделениями университета.


2. Термины, определения и сокращения


ГОС ВПО - государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС 2-го поколения).

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС 3-го поколения).

Основная образовательная программа (ООП) – совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (совокупность документов, которые определяют содержание образования определенного уровня и направленности).

Учебно-методический комплекс (УМК) совокупность организационно-методических документов и учебно-методических материалов, обеспечивающих учебный процесс по дисциплине и способствующих эффективному и результативному освоению студентами учебного материала дисциплины основной образовательной программы конкретного направления подготовки.


Рабочая программа дисциплины – регламентирующий учебный документ, определяющий цели и содержание учебной дисциплины, информационный объем, уровень формирования знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися, а также порядок изучения и преподавания дисциплины, перечень рекомендованной литературы, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения, материально-техническое обеспечение дисциплины и применяемые образовательные технологии.

Результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции.

Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Направление подготовки – совокупность образовательных программ различного уровня в одной определенной области.

Профиль- направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности (термин ФГОС ВПО).

Специализация – термин ГОС ВПО, аналогичен термину «профиль».

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научно и (или) профессиональной деятельности.

Зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы. Одна зачетная единица равна 36 академических часов.

Компетентностно-ориентированные оценочные средства – полностью и адекватно отображают требования ФГОС ВПО и ПООП ВПО и обеспечивают решение оценочной задачи соответствия общекультурных и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.

Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам учебной программы- таблица, определяющая соответствие разделов учебной программы дисциплины формируемым компетенциям (частям компетенции).


Компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества высшего образования. Под результатами понимаются наборы компетенций, включаю­щие знания, понимание и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом.

3. Общие положения


3.1. Реализация ООП сопровождается разработкой и использованием УМК по каждой отдельной дисциплине. Наличие УМК по каждой дисциплине является обязательным требованием и определено установленным для вузов аккредитационным показателем.

3.2. Разработка УМК позволяет установить:


  • совокупность теоретических знаний и практических умений, навыков (компетенций), которые должны получить студенты по дисциплине при осуществлении всех видов учебной аудиторной и внеаудиторной деятельности;

  • последовательность изучения всех разделов или модулей дисциплины;

  • содержание (инвариантное и вариативное), объем,

  • последовательность осуществления всех видов аудиторных занятий;

  • виды, формы, объем самостоятельной работы студентов;

  • методы и формы контроля качества усвоения студентами учебного материала дисциплины (модуля).

3.3. С помощью УМК дисциплин решаются следующие задачи:

  • создание инструмента планирования и организации работ по совершенствованию учебно-методической базы университета;

  • обеспечение дисциплины учебно-методическим, учебным материалом нового поколения, отвечающим современным требованиям компетентностного подхода;

  • оснащение учебного процесса современными учебными материалами, способствующими повышению качества подготовки специалистов, бакалавров, магистров;

  • внедрение в учебный процесс последних достижений в области науки, инновационных образовательных технологий, педагогики.

3.4. Работы по созданию УМК выполняются преподавателем (группой преподавателей) ответственным за организацию и осуществление учебного процесса по дисциплине.


3.5.Каждый преподаватель планирует в разделе «Учебно-методическая работа» индивидуального плана работу по постоянному совершенствованию, пополнению и поддержанию в актуальном состоянии УМК дисциплины. Обновление и совершенствование УМК осуществляется ежегодно в соответствии с требованиями действующего Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (п.39).

3.6.При разработке и реализации УМК необходимо обеспечить выполнение всех требований ГОС и ФГОС ВПО.


  1. Структура и содержание учебно-методического комплекса

4.1. Структура и содержание УМК по направлению бакалавриата (магистратуры)

№ раздела

№ подраздела

Название раздела

Содержание раздела

Приложение

1.

1.1

Титульный лист


Титульный лист должен содержать следующую информацию:

а)название министерства

б)наименование образовательного учреждения

в)название кафедры-разработчика

г)название дисциплины с указанием кода и наименования направления бакалавриата и профиля

д)квалификация выпускника в соответствии с ФГОС ВПО

е)год разработки, город

Приложение №1




1.2.

Оборотная сторона титульного листа с аннотацией

Оборотная сторона титульного листа должна содержать следующую информацию:

а)сроки рассмотрения на заседании кафедры (дата и № протокола)


б)дата рассмотрения на заседании УМС

в)сведения об авторе (ах) (ФИО, уч. степень, уч. звание, должность)

г)сведения о внешнем рецензенте (ФИО, уч. степень, уч. звание, должность)

д)аннотация должна содержать название дисциплины, перечень основных разделов комплекса, код и наименование специальности, индекс и статус дисциплины.


Приложение №2



2.




Рецензия

Внешняя рецензия на УМК составляется в свободной форме, подпись рецензента заверяется в отделе кадров соответствующей организации




3.

Рабочая программа дисциплины (Приложение №3)




3.1.

Цели и задачи дисциплины

Приводятся цели и задачи освоения дисциплины, которые указываются в соотношении с общими целями основной образовательной программы.







3.2.

Место дисциплины в структуре ООП


Указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения. Определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей. Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками).





3.3.


Требования к результатам освоения дисциплины


Указываются компетенции (в соответствии с ФГОС ВПО), на формирование которых направлен процесс изучения дисциплины. При определении компетенции(-ий) указывается название(-ия) соответствующей(-их) компетенции(-ий). Если в результате освоения дисциплины (модуля) формируется только часть той или иной компетенции, то это указывается и дополнительно раскрываются компоненты формируемой компетенции в виде знаний, умений, владений.

Также необходимо указать результат освоения дисциплины (обучающийся должен: знать, уметь, владеть). Характер сформулированных требований к результатам освоения дисциплины должен носить деятельностный характер, также должна четко прослеживаться связь требований к результатам (для каждого результата) освоения дисциплины с требованиями к результатам освоения ООП в целом.







3.4.

Объем дисциплины и виды учебной работы (учебно-тематический план)

Указываются в табличном виде все виды учебной работы в соответствии с учебным планом дисциплины. Виды самостоятельной работы студента (реферат, курсовая работа, тесты и т.д.) должны быть отражены в графе «Формы текущего контроля…», а часы, затраченные студентом на подготовку данной работы и изучение темы, должны быть отражены в графе «Самостоятельная работа».

Таблица№1




3.5.

Содержание дисциплины







3.5.1. Содержание разделов дисциплины

В табличном виде раскрывается содержание разделов (тем) дисциплины в дидактических единицах и реферативном описании темы. Каждый раздел (тема) может содержать перечень основных понятий.


Таблица№2







3.5.2.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

В табличном виде раскрывается связь разделов дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.

Таблица№3







3.5.3.Практикум (семинарские, практические, индивидуальные занятия)

В табличном виде указывается наименование семинарских (практических, индивидуальных) по всем разделам дисциплины с указанием трудоемкости в часах и зачетных единицах.

Таблица№4







3.5.4. Самостоятельная работа студента

В табличном виде раскрывается план самостоятельной работы студента по изучению отдельных тем дисциплины, состоящий из тем для самостоятельного изучения, списка рекомендуемой литературы (основной (с указанием конкретных страниц) и дополнительной) по каждой теме, видов контроля усвоения тем для самостоятельного изучения.

Таблица№5




3.6.

Матрица распределения ожидаемых результатов освоения дисциплины по разделам учебной программы

В табличном виде отражается распределение ожидаемых результатов освоения дисциплины (компетенции, часть компетенций) по разделам учебной программы.

Таблица№6



3.7.


Образовательные технологии


В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Для образовательных программ подготовки бакалавров и магистров удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе объем которых должен соответствовать требованиям конкретного ФГОС ВПО с учетом специфики ООП.







3.8.

Учебно-методическое и информационное обеспечение


Включает в себя:

а) список рекомендуемой литературы (основная литература и дополнительная литература), формируется на основе имеющегося фонда научной библиотеки СПбГУКИ, составленная в алфавитном порядке и сгруппированная по разделам: нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, монографии, публикации в периодических изданиях. Основная литература включает источники, изданные в течение последних пяти лет.

Дополнительная литература включает издания, дающие студентам возможность более глубоко осмыслить вопросы изучаемых тем.

Список периодических изданий должен составляться с учетом сроков хранения периодических изданий научной библиотеки: журналы -5 лет, профильные и научные журналы – 10 лет, газеты – 3 года.


Издания описываются в соответствии с правилами библиографического описания, установленными государственным стандартом «Библиографическое описание документа» (ГОСТ 7.1-2003). Нормативные акты описываются только по основным реквизитам (вид документа, название, дата, номер).

Список рекомендуемой литературы должен быть согласован с научной библиотекой СПбГУКИ.

б) программное обеспечение;

в) Интернет-ресурсы (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы);








3.9.

Материально-техническое обеспечение дисциплины


Данный раздел в табличной форме должен содержать информацию об использовании в учебном процессе:

а) специализированных аудиторий (лингафонный кабинет, Интернет-класс, репетиционный класс, кино-, фотолаборатория и т.д.),

б) оборудования, инструментов и др. технических средств обучения (специализированная учебная мебель, интерактивная доска, профессиональный инструмент, наглядные пособия, действующие модели и т.д.) , которые позволят наиболее полно развить в обучающемся те или иные компетенции.

Таблица №7




3.10

Показатели и критерии текущего и итогового контроля.


В данном разделе описываются показатели и критерии текущего контроля успеваемости студента и порядок формирования итоговой оценки по дисциплине.




4.



следующая страница >>