shkolakz.ru 1
Сергей Ушакин


e-mail: oushakine@columbia.edu


Пол-итическая теория феминизма:

современные дебаты

Задачей курса является знакомство с основными направлениями современной политической теории. Тематически каждое занятие, как правило, будет базироваться на обсуждении двух типов текстов – прочтение “классических произведений” по теории, философии или социологии политики будет сопровождаться чтением текстов, в которых сходная проблематика рассматривается в контексте феминистской критики. Подобное “двусторонее,” диалогическое обсуждение теоретических проблем политики поможет, во-первых, лучше понять логику аргументации “классического” и “феминистского” подходов, и – во-вторых – позволит несколько изменить контекст, в котором традиционно оказываются произведения “политической классики”.



Методически курс нацелен на освоение принципов «подробного» чтения, т.е. на выявление в процессе аналитического чтения текстуальной логики и аргументационной структуры, благодаря которым рассматриваемые произведения стали возможны. Понятно, что достижение подобной цели не возможно без тщательного знакомства каждого участника семинара с предложенными произведениями.


Структурно каждый семинар состоит из трех основных частей:


1) краткая вводная лекция преподавателя очертит основную проблематику семинарского занятия;

2) в устной рецензии (не более 10 минут) одного из произведений, предложенных для обсуждения,1 участник семинара должен выделить основные положения рассматриваемого текста, наметить основные противоречия и сформулировать не менее 3-4 вопросов для группового обсуждения;

3) в ходе последующей групповой дискуссии участники семинара должны продемонстрировать свое понимание обсуждаемых текстов; акцент, однако, должен делаться не столько на воспроизведении содержания и структуры текста, сколько на самостоятельной интерпретации и критике его базовых положений. Поскольку одной из задач семинара является усвоение навыков аналитического чтения, постольку возможная «правильность» или «неправильность» предложенной интерпретации/критики является менее важной по сравнению со способностью сформировать логически стройную аналитическую/интерпретационную схему, основанную на материалах обсуждаемого текста.



По итогам курса участники должны представить письменную рецензию на недавно вышедшую книгу по политической теории феминизма (текст будет определен преподавателем). Объем рецензии не должен превышать 2000 слов (без учета сносок и списка цитируемой литературы).


Финальная оценка участия в семинаре будет состоять из следующих компонентов:


Участие в групповом обсуждении – 30%

Устная рецензия – 10%

Итоговая письменная рецензия - 60%


План семинарских занятий

i. политическое участие: Цели, принципы, роли.



(2 часа)


Если политический процесс проявляет себя прежде всего как осуществление контроля за доступом к ресурсам, которые способны поддерживать сложившуюся/сложенную систему социального и политического неравенства, то в чем можно видеть исходную причину, исходный принцип политической дифференциации? В какой степени пол-яризация публичной и частной сфер жизнедеятельности может служить основой для политико-полового разделения труда?


Аристотель:

«Книга первая»

Аристотель. Политика.

URL: http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/index.html


Елена Кочкина:

Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся роль женщины и пересмотр теории политики.

Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». М., 2000. Сс. 153-158


Кэрол
Пэйтман:


**Pateman C «Wives, Slaves and Wage Slaves»

**Pateman C «Feminism and the Marriage Contract»

Pateman C. The Sexual Contract. Stanford: Stanford University Press, 1988, pp.154-218.

ii. эмансипация: задачи и способы реализации


(2 часа)


Устранение политико-полового неравенства, как правило, предполагает в качестве своей предпосылки осознание наличия этого неравенства. Каковы практические условия, при которых критическое осознание своей «неравноправности» становится возможным? Т.е., каковы те политические и социальные возможности, благодаря которым и социальная иерархия, и собственное место в этой иерархии становятся очевидными?


Владимир Ленин


Что делать? (выдержки)

Катарина Маккиннон:

**MacKinnon С. Feminism, Marxism , and the State: Toward the Feminist Jurisprudence.

//Harding S. (ed.) Feminism and Methodology: Social Science Issues. Bloomington: Indiana University Press, 1987; pp 135-157.

**MacKinnon, C. Consciousness raising.

// MacKinnon C. Toward a feminist theory of the state. Cambridge: Harvard University Press, 1989, pp. 83-105.


Дополнительный материал:


Биби Пальванова:

«Начало» сс.12-25

«Первые мероприятия по эмансипации мусульманки» 25-37

«Новые закононы» с149-162

«Худжум – решительное наступление по всему фронту» 163-201

Пальванова Б. Эмансипация мусульманки: опыт раскрепощения женщин Советского Востока. М.: Наука, 1982. Сс. 12-37; 149-201


iii. Политика (Со)Знания:

мировосприятие как результат местоположенности

(4 часа)


Политическая практика прежде всего нацелена на удовлетворение определенных (и необязательно политических) интересов политическими средствами. Как происходит осознание и формулировка этих интересов? Как происходит формирование этих интересов? Наконец, какова диалектика взаимоотношений между интересами отдельных групп и теми формами мировосприятия, которые определяют/ограничивают доступные этим группам способы познания мира?



Карл Маннхейм:


«Проблема интеллигенции: исследование ее роли в прошлом и настоящем.» Сс.94-111;

«Социологическая теория культуры в ее познаваемости», «О социологической обусловленности методологии.» Сс.333-369.

Маннхейм К. Избранное. Социология культуры. Москва: Университетская книга, 1996.

Донна Харауэй:


**Donna J. Haraway. Situated knowledges: the science question in feminism and the privilege of partial perspective.

Haraway D. Simians, Cyborgs, and Women: The Reinvention of Nature. New York: Routledge, 1991. 183-202.


Нэнси Хартсок:

**Nancy Hartsock. The feminist standpoint: developing the ground for a specifically feminist historical materialism.

Harding S. (ed.) Feminism and Methodology: Social Science Issues. Bloomington: Indiana University Press, 1987; pp. 157-180.


Сандра Хардинг:

**Sandra Harding. From Feminist Empiricism to Feminist Standpoint Epistemologies.

Harding, S. The Science Question in Feminism. Ithaca: Cornell University Press, 1986, 136-163.





IV. Этика политики: половая специфика моральных способностей


(4 часа)

Способность к моральному суждению – т.е. к этической оценке сделанного выбора – традиционно определяется способностью использовать абстрактные ценностные схемы для характеристики конкретной ситуации. Насколько подобная «всеобщая» моральная практика является отражением специфического способа общения и мировосприятия? Насколько абстрактны «абстрактные» моральные ценности? Т.е. можно ли говорить о плюрализме моральных подходов к оценке практической деятельности?



Юрген Хабермас:

Основные философские допущения теории Кольберга.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.СПб.: Наука. 2000 178-198


Кэрол Гиллиган:

Предисловие. Место женщины в жизненном цикле мужчины.

Гиллиган К. Иным голосом: психологическая теория и развитие женщин. Этическая мысль: Научн.-публицист. Чтения. 1991 /Общ.ред. А. А. Гусейнова. – М.: Республика, 1992.


Шейла Бенхабиб:

**Behabib S. The generalized and the concrete Other. The Kohlberg – Gilligan controversy and Moral Theory. -- pp. 148-177

**Behabib S. The debate over women and moral theory revisited. 178-202.


Behabib Seyla. Situating the Self: Gender, Community and Postmodernism in Contemporary Ethics. New York, 1992; pp. 148-177; 178-202.


V. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ: формирование как подчинение


(4 часа)


Политическая практика во многом определяется способностью участников политического процесса следовать сложившимся «традициям» влияния и способам принятия решений - так называемым «правилам игры». Усвоение «правил», т.е. подчинение их логике, таким образом, становится основной задачей процесса формирования субъекта политической деятельности. Возможна ли политическая игра «вне правил»? Т.е. возможно ли формирование субъекта политической деятельности за пределами сложившегося политического поля?

Луис Алютюссер


**Louis Althusser. Ideology and ideological state apparatuses. Notes towards an investigation

// Zizek S. (ed.) Mapping Ideology. London: Verso, 1995, pp.100-140.

Жак Лакан

Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я в том виде, в каком она предстает нам в психоаналитическом опыте.


// Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике асихоанализа. Москва: Логос. (1954/1955) 508-516.

Юлия Кристева.

Болгария, боль моя.

// Иностранная литература, 1997, № 10.


Дополнительный материал:


Рената Салецл

Из любви к народу: Диснейленд Чаушеску.

// Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М.: Художественный журнал, 1999. 89-111.

VI. дискурсивность как основа политического участия



(2 часа)


Политический контроль за сохранением сложившейся структуры господства и подчинения, как правило, обеспечивается посредством коммуникации – т.е. посредством производства («артикуляции») и распространения («трансляции») определенных символических продуктов и способов аргументации («дискурсов»). Социально-политическое господство той или иной группы, таким образом, проявляется и в господстве того способа символизации, с помощью которого доминирующая группа отражает (и воображает) действительность. Каковы условия стабильности подобного символико-политического порядка? Возможна ли его ревизия и/ли деконструкция?


Мишель Фуко:

«Порядок дискурса»

Мишель Фуко. Воля к истине. По ту сторону знания, власти, сексуальности. М.: Магистериум-Касталь. 1996. Сс. 47-96.

Нэнси Фрейжер:

**Nancy Fraser. «Struggle over needs: Outline of socialist-feminist сritical theory of late capitalism.»

Fraser N. Unruly Practices: Power, Discourse, and Gender in Contemporary Social Theory. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991. Pp. 161-187.


VIi. цензура: символическая Политика и политика символов


(4 часа)



Сложившаяся в общественном сознании репрезентация социальных групп, во многом, отражает итоги борьбы за придание образам этих групп статуса стереотипов, т.е.репрезентаций, чье содержание не оспаривается, и чья функция состоит в стимулировании прогнозируемой реакции по отношению к соответствующей группе. Попытки поставить под сомнение набор циркулирующих стереотипов, таким образом, становятся важнейшей задачей любой группы, стремящейся изменить свою позицию на политическом поле. Является ли цензура – т.е. ограничение циркуляции нежелательных образов – тем способом, который может лишить стереотипы их (негативного) смыслового эффекта, или же она лишь подтверждает наличие определенной (хотя и нежелательной) взаимосвязи между стереотипом и той группой, которую этот стереотип призван репрезентировать?


Пьер Бурдье:

Социальное пространство и генезис классов.

Бурдье П. Социология политики. Пер. с фр. М.: Socio-Logos, 1993. Cc. 53-99.


Рената Салецл

Не видеть зла и не злословить: речь-ненависть и права человека.

// Салецл Р. (Из)вращения любви и ненависти. М.: Художественный журнал, 1999. 127-146.


Ольга Воронина:

«Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ. Проблемы гендерной цензуры и преодоления сексизма в языке»

Воронина О. Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации. М.: МЦГИ. 1998

URL: http://www.gender.ru/public/voronina/3-2.htm


ViiI. практическая Политика


(2 часа)

Участие в политике групп, не имеющих и/ли не контролирующих доступ к важнейшим ресурсам власти, традиционно увязывается с их способностью строить свою политику, руководствуясь не столько политическими ценностями, сколько принципами политического прагматизма: выбор союзников группы зависит от того, насколько с их помощью группа сможет удовлетворить свои (политические) интересы. Политическая идентичность группы, таким образом, всякий раз является отражением сиюминутной логики «политического момента», не претендующей на какую бы то ни было глубину. Насколько оправдана подобная утрата политической сущности во имя достижения политического результата? Возможны ли другие способы разрешения противоречия между политической эффективностью и политическим прагматизмом?



Николо Макиавелли:

Глава xviii: «О том, как государи должны держать слово»

Глава хх: «О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи»

Макиавелли Н. Государь. М.:Худ.лит.,1982.

URL: http://www.philosophy.ru/library/machiavelli/0.html


Джудит Батлер:

Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о «постмодернизме»

Гендерные исследования, 1999, №3. Сс.89-108.


Ричард Рорти

**Richard Rorty. Feminism, Ideology and Deconstruction: A Pragmatist View.

// Zizek S. (ed.) Mapping Ideology. London: Verso, 1995, pp. 227 – 235.


Дополнительный материал:


Валентина Константинова:

«Власть и женщина. Женщина во власти. Реализация права женщин на политическое участие и представительство на уровне принятия решений.»

Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам исследования в г. Рыбинске Ярославской области на основе глубинныз интервью). М., 1998. Сс.190-246.

URL: http://www.gender.ru/public/provinc/valent1.htm


Мариэтта Шагинян:

Дневник депутата Моссовета.

Мариэтта Шагинян. Собрание сочинений в шести томах. Т. 2. М.: Худ. Лит. 1956, сс. 658-682.



1 тексты для устных рецензий отмечены ** в плане семинарских занятий.