shkolakz.ru 1 2 ... 4 5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


ДН(М).Р3 Основные направления современной науки о языке


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ

540300 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Профили 540301 Русский язык и литература

540306 Иностранный язык


(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

англ. языка и англ. филологии

факультета ФЖиМК

(протокол №___от_________20__ г.)


Зав. кафедрой

________________________С.А.Виноградова

Структура учебно-методического комплекса дисциплины


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


Структура программы учебной дисциплины


  1. Автор программы: Виноградова С. А.

  2. Рецензенты:

Рахманкулова Л.К., к.ф.н., доцент кафедры английской филологии МГПУ

Кускова С.А. , к.п.н.. доцент, декан факультета филологии и журналистики МГИ

  1. Пояснительная записка:

УМК включает в свой состав: учебную и рабочую программы, темы семинарских занятий, список обязательной и дополнительной литературы, темы рефератов и вопросы к экзамену.

Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического кругозора студентов. Данный курс освещает современные направления лингвистики.

Целью курса является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием лингвистических процессов.


В процессе изучения курса студентами решается ряд задач, как практических, так и теоретического плана.

К теоретическим задачам относятся:

- обеспечение студента знаниями об истории, современном состоянии и перспективах развития лингвистических течений, а также знаниями основных проблем отраслей теоретического языкознания;

- получение студентами широкого лингвистического кругозора, знакомство с современными актуальными проблемами лингвистики, их связь с современными методическими течениями;

К практическим задачам относятся:

- формирование умения чётко формулировать основные черты лингвистических и методических направлений и концепций, методических школ и учений;

- формирование умения четко раскрывать значение терминов, принятых в той или иной лингвистической/ методической концепции, школе, течении;


Лекционный курс охватывает основные проблемы современного языкознания После лекций по данной тематике проводятся семинарские занятия. Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов с указанной в списке основной и дополнительной рекомендуемой литературой, а также выполнению ими самостоятельной работы по написанию рефератов в соответствии с заданной тематикой. В ходе самостоятельной работы студенты имеют возможность получать индивидуальные консультации преподавателя.

Подготовку к семинарским занятиям существенно облегчает список обязательной и дополнительной литературы с указанием страниц для чтения и конспектирования. В список основной литературы включены все изданные за последние десятилетия учебники и учебные пособия, содержание которых соответствует программе курса и может составить основу его самостоятельного изучения. Тем самым студенту предоставляется возможность использовать тот учебник, которым он располагает. Знакомство с дополнительной литературой для студента не обязательно: он может воспользоваться ею для углубления знаний по той или иной проблеме, для более глубокого анализа материала при выполнении практических заданий. Проверка знаний осуществляется с помощью контрольных вопросов и практических заданий, которые должны помочь студентам усвоить теорию и способствовать выработке у них навыков анализа конкретного языкового материала на основе теоретических сведений. Текущий контроль знаний преподаватель по своему усмотрению может провести либо в форме устного опроса, либо в форме письменной работы в конце семинарского занятия.


Предложенные темы для рефератов служат формой итогового контроля и могут заменить теоретический вопрос на экзамене. Рефераты предназначены для тех студентов, которые проявили особый интерес к изучаемому курсу, хотят расширить свой лингвистический кругозор. Выбор темы реферата свидетельствует о возможностях студента, степени его интереса и серьезности отношения к предмету. Рефераты могут также послужить основой для выступлений на научно-практической конференции студентов.

Экзамены проводятся по утвержденным кафедрой билетам, которые, как правило, содержат теоретический вопрос. Экзаменационные вопросы, предложенные в пособии, могут подвергаться изменению, сокращению или дополнению.

Курс рассчитан на 40 аудиторных часа в первом семестре и заканчивается экзаменом


1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. - нет


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование профиля

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетн.)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

540300 Филологическое образование





2



4



80



40



24



16



-



40


зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

История языкознания. Возникновение основных лингвистических школ. Школы структурализма.

8

4

2




4

2

Семантика. Основные проблемы лексической семантики. Основные проблемы комбинаторной семантики.

4

4

1




2

3

Коммуникативная лингвистика.

2

2

1




4

4

Менталингвистика. Лингвофилософские аспекты связи языка, мышления и сознания.. Дискуссионные вопросы теории лингвистического значения

4

2







4

5

Прагмалингвистика. Возникновение прагмалингвистики. Теория речевых актов

3

2

1




4

6

Прагмалингвистика. Теория вежливости. Коммуникативные импликатуры П. Грайса.

3

2

1




4

7

Теория имплицитности. Источники имплицитных смыслов.

4

2

2




4

8


Когнитивная лингвистика. Когнитивная семантика. Концептуализация и категоризация. Фреймовая семантика.

4

2

2




4

9.

Психолингвистика. Становление и развитие психолингвистических идей. Проблемы отечественной психолингвистики.

4

2

2







10.

Социолингвистика. Язык и общество. Классификация социолингвистических факторов. Современная языковая ситуация. Лингвокультурология

4

2

2







11.

Тестирование по дисциплине







2




10




ИТОГО:

40

24

16




40



следующая страница >>