shkolakz.ru 1 2 3

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНА»


Заведующий кабинетом на заседании педагогического

технологического образования совета МУК Петроградского

ГУПМ Санкт-Петербурга района Санкт-Петербурга

протокол №____

от "___"____________2001 г.


Н.Е. Жигунов Директор МУК

«____» ___________ 2001 г. __________А.А. Борщевский


ПРОГРАММА

Профессионального обучения учащихся 10-11 классов

общеобразовательной школы

Специальность: "Программист-лаборант"


Составитель:

Рыбакова Ирина Валентиновна


Составлена на основе

программы утвержденной

МП СССР и ГК ПТО СССР (1992г.)


Санкт-Петербург


Пояснительная записка


Настоящая программа рассчитана на предпрофессиональную подготовку учащихся 10-11 классов по специальности «Программист-лаборант» и основывается на знаниях по информатике, математике и другим общеобразовательным предметам, полученным ими в средней базовой школе.

Основная цель обучения школьников состоит в том, чтобы:


  • Обучить учащихся работе на профессиональных ПЭВМ, работе с различными операционными системами (MS DOS, Windows), с различным системным обеспечением (программой Norton Commander, пакетом программ Norton Utilities), с различными типами архиваторов и антивирусными программами;

  • Ознакомить учащихся с элементами аппаратной конфигурации компьютера (с различными типами материнских плат, видео карт, накопителей на магнитных дисках, средств мультимедиа, Различными видами принтеров);

  • Обучить школьника рационально ставить задачи, читать, писать и отлаживать программы на процедурном и объектно-ориентированном языке программирования Паскаль;
  • Формировать у учащихся устойчивые навыки в использовании различных прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, графический редактор Adobe Photoshop программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point;


  • Приобщить обучаемых к современным новым информационным технологиям;

  • Обучить практической работе в локальных вычислительных сетях;

  • Привить навыки работы в глобальной телекоммуникационной сети Internet;

  • Научить создавать собственные Web-страницы при использовании HTML и Macromedia технологий.

В общеобразовательном плане обучение по специальности программист-лаборант дает учащемуся компьютерную грамотность, культуру понимания возможностей ПЭВМ и границ их возможностей. Во время обучения у учащихся вырабатывается точность мышления и аккуратность в работе.

Обучение сопровождается практической работой на современных ПЭВМ с выполнением лабораторных работ по всем темам. На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся


10 класс

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе на ПЭВМ;

  • структуру системного блока, аппаратные средства профессиональных ПЭВМ (типы принтеров, сканеры и др.);

  • основные характеристики процессоров, системных и видео карт, логическую организацию оперативной памяти;

  • системное программное обеспечение ПЭВМ (составные части MS DOS состав и назначение графической операционной системы Windows , порядок загрузки);

  • понятие файла и каталога, внешние и внутренние команды DOS;

  • назначение и возможности программы Norton Commander;

  • понятие компьютерного вируса и средства антивирусной профилактики;

  • классификацию языков программирования, основные типы алгоритмов;

  • устройство триггера, регистра, шифратора, базовые логические элементы ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ;
  • иметь понятие о компьютерных телекоммуникациях;



Учащиеся должны уметь:

  1. технически грамотно работать с аппаратными средствами на автоматизированном рабочем месте программиста (подключать компьютер, форматировать и разбивать магнитные диски, конфигурировать систему, создавать командные пакетные файлы);

  2. работать на ПЭВМ в операционных системах MS DOS и Windows ;

  3. работать с внешними и внутренними командами MS DOS;

  4. работать с программой - оболочкой, создавать меню пользователя и обработку расширений;

  5. использовать утилиты для восстановления файлов, ликвидации логических ошибок на магнитных дисках, разграничивать доступ пользователей к файлам;

  6. использовать различные типы архиваторов, создавать многотомные и самораскрывающие архивы;

  7. использовать в работе антивирусные средства;

  8. составлять математическую модель и блок-схему решения поставленной задачи;

  9. программно реализовывать и отлаживать текст поставленной задачи на языке программирования;

  10. производить различные арифметические операции с числами в позиционных системах счисления, осуществлять перевод чисел из одной системы счисления в другую.



11 класс

Учащиеся должны знать:

  1. правила безопасного труда и гигиены при работе с ПК

  • терминологию и основные возможности операционной системы Windows основные отличия от MS DOS;

  • стандартные и специальные программы Windows ;

  • назначение и возможности прикладных программ, таких, как текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, система управления базами данных Access, программы для подготовки компьютерных презентаций Power Point, графический редактор Adobe Photoshop;
  1. основные приемы работы и поиска информации в глобальной телекоммуникационной сети Internet;


  2. правила работы с электронной почтой и телекоммуникациями;

  • требования к разработке Web-страниц при использовании HTML и Macromedia технологий.


Учащиеся должны уметь:

  1. работать на ПЭВМ в операционной системе Windows ;

  2. работать в ЛВС;

  3. применять в работе текстовый редактор Word, создавать и форматировать документы;

  4. использовать в работе электронные таблицы Excel;

  5. уметь создавать и вести базы данных, осуществлять поиск данных в СУБД Access;

  6. работать с графическими редакторами;

  7. подготавливать компьютерные презентации с использованием графических анимаций

  8. работать в глобальной телекоммуникационной сети Internet;

  • подготавливать и создавать гипертекстовые Web-страницы с использованием HTML и Macromedia технологий.


Квалификационная характеристика


Программист-лаборант должен знать:

  • требования охраны труда и пожарной безопасности, основы охраны труда;

  • структуру системного блока, основные устройства ПЭВМ, правила их эксплуатации, виды и причины отказов в работе устройств;

  • понятие файла и каталога, понятие компьютерного вируса;

  • основные отличия ДОС от ОС Windows терминологию основные возможности Windows;

  • стандартные и специальные программы Windows основные приемы форматирование документа основные методы размещения текста, применения многоколоночного текста, таблиц и стилей;

  • основы программирования, этапы решения задач на ПЭВМ, методы моделирования процессов, алгоритмы обработки данных;

  • основные положения и функции операционных систем;

  • рабочие инструкции по обработке информации, носители данных;
  • назначение и возможности работы в телекоммуникационных сетях и ЛВС, правила работы с прикладным программным обеспечением;


  • методы разработки Web-страниц с использованием HTML и Macromedia технологий.


Программист-лаборант должен уметь:

  • соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности, применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте программиста-лаборанта, бережно обращаться с оборудованием;

  • подключать компьютер, практически работать в ОС Windows;

  • работать с различными типами прикладных программ, (текстовые и табличные процессоры, СУБД, графические редакторы);

  • грамотно форматировать текст, размещать текст и графику на полосе, работать с таблицами, нумеровать страницы, работать с колонтитулами;

  • выполнять обработку документов на ПЭВМ различного типа с печатанием исходных данных и результатов работы;

  • программно реализовать и отлаживать текст программы на языке программирования, выполнять ввод информации с различных носителей;

  • работать в телекоммуникационных сетях и ЛВС, передавать данные по различным каналам связи;

  • применять рациональные приемы и способы организации труда на рабочем месте программиста-лаборанта;

Учебный план


№ п/п

Раздел

Кол-во час.

10 кл.

11 кл.



Аппаратные и программные средства ПЭВМ.

6




Системное программное обеспечение. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архиваторы


9






Арифметические и логические основы компьютера, основы программирования на языке Ассемблер

12






Алгоритмизация математических вычислений

на языке программирования Паскаль

72






Графическая операционная система Windows 95




12



Использование локальных вычислительных сетей




6



Текстовый редактор Word




12



Электронные таблицы Excel




12



Система управления базой данных Access




12



Графический редактор Adobe Photoshop и програм-ма PowerPoint




12



Internet. HTML и Macromedia технологий.




33




Экскурсии

3

3




Итого за год

102

102




ВСЕГО

204


P.S. В 11 классе дать архиваторы и антивирусные программы (из программы 10-го класса).

Учебно-тематический план

10 класс




п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Раздел

Тема

1

Инструктаж по ОТ и пожарной безопасности. Аппаратные и программные средства ПЭВМ.

6


1.1


Инструктаж по ТО и пожарной безопасности. Общие сведения об устройствах персональных ПЭВМ (микропроцессоры, память, устройства ввода и вывода).




3

1.2

Общие сведения о программном обеспечении ПЭВМ





3

2

Системное программное обеспечение. Компьютерные вирусы и борьба с ними. Архиваторы

9




2.1

Файловый монитор Norton Commander




3

2.2

Общие сведения о компьютерных вирусах и борьба с ними.




3

2.3

Необходимость архивации файлов. Знакомство с программами архивации.




3

3

Арифметические и логические основы компьютера, программирования на языке Ассемблер

12




3.1

Позиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная, шестнадцатиричная системы счисления. Дополнительный коде. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.





3

3.2

Базовые логические элементы компьютера. Элементы ИЛИ, НЕ, И-НЕ, ИЛИ-НЕ. Реализация логических элементов.




3

3.3

Понятие о выполнении арифметических операций в двоичном коде. Применение языка Ассемблера для реализации арифметических и логических операций.




3

3.4

Операции перехода условного и безусловного. Организация подпрограмм в кодах. Понятие о прерываниях процессора




3

4

Алгоритмизация математических вычислений на языке программирования Паскаль

72




4.1

Языки программирования. Классификация. Объектно-ориентированные языки программирования.




3

4.2

Трансляторы языков программирования. Интерпретаторы и компиляторы. Системы программирования Турбо.




3

4.3

Система программирования Турбо Паскаль. Редактирование, отладка. Компиляция программ.





3

4.4

Синтаксис Языка. Стандартные типы данных. Структура программы на Паскале. Оператор присваивания. Оператор ввода-вывода. Составной оператор.




3

4.5

Виды алгоритмов, построение алгоритмов методом последовательной детализации. Разработка линейных программ.




3

4.6

Условный оператор. Составной условный оператор. Поливариантные условия.




3

4.7

Разработка программ с использованием составного условного оператора




3

4.8

Основные принципы структурного программирования. Процедуры и функции. Этапы решения задач. Методы отладки программ.




3

4.9

Организация циклических программ, операторы цикла с предварительным и последующим условиями.




3

4.10

Разработка программ с использованием операторов цикла. Программы вычисления суммы.





3

4.12

Создание программ с использованием процедур и функций




3

4.13

Перечисляемые и ограниченные типы данных. Оператор выбора CASE. Работа с нестандартными типами данных.




3

4.14

Файловые типы. Типизированные файлы. Нетипизирован-ные файлы. Буферная переменная и ее использование.




3

4.15

Массивы. Одномерные и многомерные массивы. Типы индекса. Работа с массивами. Поиск элементов в массиве.




3

4.16

Перестановка элементов. Сортировка массивов. Методы сортировки. Комбинаторные алгоритмы.




3

4.17

Строковые переменные. Практическая работа со строками.




3

4.18

Комбинированный тип данных – записи. Иерархические записи. Оператор присоединения.


3


4.19

Множественные типы. Обозначение множеств. Операции над множествами.




3

4.20

Модуль Graph. Операторы графики. Программирование графических изображений.




3

4.21

Создание программ с движущимися объектами.




3

4.22

Модуль CRT. Управление выводом на экране. Цветовое оформление.




3

4.23

Использование библиотек стандартных процедур и функций. Создание библиотек пользователя




3

4.24

Моделирование процессов. Применение ЭВМ для управления экспериментов. Линейная регрессия. Корреляция. Коэффициент парной корреляции. Итерационные методы.




3

5

Экскурсия

3




6

Итого за год


102





следующая страница >>