shkolakz.ru 1 2 ... 6 7
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования на основе авторских программ и учебников В.П. Максаковского, В.Я. Рома, В.П. Дронова, И.В. Душиной, И.И. Бариновой.

Составитель рабочей программы Тучина Т.А., учитель географии.

Базовое школьное географическое образование обес­печивается изучением следующих курсов:


  1. Начальный курс географии – 6 класс (68ч)

  2. География материков и океанов – 7 класс (68ч)

  3. География (Природа России) – 8 класс (68ч)

  4. Экономическая география России – 9 класс (68 ч)

  5. Экономическая и социальная география мира – 10 класс (34 ч)

  6. Экономическая и социальная география мира – 11 класс (34 ч)

Для обязательного изучения учебного предмета в 6 классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Рабочая программа разработана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю (1час добавлен за счет школьного компонента).

Для обязательного изучения учебного предмета в 7 классе Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 102 учебных часа, из расчета 3 час в неделю. Рабочая программа разработана на 68 часов, из расчета 2 часа в неделю.

Изменения количества часов на изучение различных тем произведены с учетом психолого-физиологических особенностей учащихся каждого класса, учитывая степень сложности и возможности усвоения материала детьми данных классов.


Цель:

— способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

— передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;


формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

— служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

— способствовать формированию картографической грамотности;

— приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.

Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя учащихся.

Обращение общества к человеку, а школы к ученику предполагает существенную гуманизацию содержания среднего географического образования. В связи с этим в содержании курсов большое внимание уделено общественной географии, регионально-страноведческой составляющей, усилена междисциплинарная интеграция, связи с различными областями научных знаний.

Широкое использование исторического подхода позволит обогатить содержание школьной географии описанием исторических судеб народов, ярче представить связь прошлого, настоящего и будущего, отраженную в изменениях природы жизни людей, в экономике и политике.

Построение содержания программы в соответствии с принципом «игры масштабами» дало возможность обнажить подлинную «красоту географии», заключающуюся в развитии у ученика глобального, регионального и локального представления об окружающей действительности, позволяющего ему на учиться «мыслить глобально, а действовать локально».

Программа следует традиции предоставлять выбор способов обучения (средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников) самому учителю.


Программой предусмотрены следующие формы образовательного процесса: урок-опрос, урок объяснения нового материала, урок-лекция, урок-семинар, экскурсии, ролевые игры, урок-эксперимент; формы контроля: практические работы, лабораторные работы, биологические диктанты, тестовые проверки, зачеты, контрольные работы, экзамены.

Вместе с тем существенная роль отведена программным практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и прогнозировать (выполнение которых свидетельствует о реализации новых целей обучения) возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.

Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у ученика бытовые представления с излагаемым с научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания объектах. Выполнение практических работ предусматривают последовательное рассмотрение Земли как природного гол планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека. Тем самым практические работы программы ведут к достижению перспективных результатов обучения.

Курс «Экономическая и социальная география мира», как правило, завершает географическое образование школьников. В зависимости от конкретных условий обучения он изучается в 10—11 классах.

Курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией.

Основная цель курса — продолжить и для большинства учащихся завершить формирование зна­нии о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.



НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ГЕОГРАФИИ. VI КЛАСС.

(68 ч., 2ч. в неделю, 5ч — резервное время)

Начальный курс — первый среди сис­тематических курсов географии. Его главная цель - формирование пред­ставления о Земле как крупном при­родном комплексе, особенностях зем­ных оболочек, и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изу­чая его, школьники овладевают перво­начальными представлениями, понятия­ми, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с ис­пользованием источников географиче­ской информации, прежде всего, кар­ты. Большое внимание уделяется изу­чению своей местности для накопле­ния представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Введение (6 ч).

Экскурсии, практические работы на местности. 1. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, погодой, се­зонными изменениями состояния во­доемов, растительности и животного мира.

2. Определение на местности форм поверхности и характера залега­ния пород, особенностей вод, их ис­пользования и охраны. 3. Определе­ние способов использования местных строительных материалов в хозяйст­венной деятельности.

Результаты обучения.

Объяснять: доказательства шарооб­разности Земли.

Описывать: первые представления о форме и размерах Земли.

Определять: на местности вы­соту Солнца над горизонтом; особен­ности использования местных строи­тельных материалов в хозяйственной деятельности людей.

Называть: объект изучения геогра­фической науки; особенности Земли, как планеты Солнечной системы; чис­ленность населения Земли, крупней­шие народы.

Раздел 1.

От плана местности к географической карте (15 ч).

Тема 1.1. План местности (7 ч). Тема 1.2. Географическая карта (8 ч).

Практические работы. 4. Определе­ние на местности сторон горизонта, азимутов, расстояний. 5. Построение простейших планов небольших участ­ков местности. 6. Чтение плана мест­ности: определение направлений, рас­стояний, абсолютной и относительной высот точек. 7. Определение по кар­там географических координат точек.

Результаты обучения.

Объяснять: особенности способов построения планов местности; суще­ственные признаки понятий «план местности», «азимут», «масштаб», «гео­графическая карта», «абсолютная и относительная высота», «географиче­ские координаты»; построение градус­ной сети на картах; сходства и различия плана местности и географиче­ской карты.

Определять: на местности стороны горизонта, направления, расстояния; по плану местности и географической карте географические объекты, направ­ления, расстояния, высоты точек; по картам и глобусу географические ко­ординаты.

Называть: крупно, средне- и мелкомасштабные карты, основные направления использования различных видов изображения местности в дея­тельности человека.

Раздел 2. Оболочки Земли

Тема 2.1. Литосфера (10 ч).

Практические работы. 8. Определе­ние по физической карте географиче­ского положения, протяженности, сред­них и максимальных высот одной из равнин и горных систем земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные призна­ки понятий: «литосфера», «горы», «равнины», зависимость распростра­нения крупных форм рельефа от про­исхождения и характера залегания горных пород; причины возникнове­ния землетрясений и вулканизма.

Описывать: влияние рельефа на осо­бенности жизни и быта человека.

Определять: географическое положе­ние, протяженность, средние и абсо­лютные высоты одной из равнин и горных систем земного шара, при­надлежность горных пород своей ме­стности к магматическому, осадочно­му, метаморфическому типам.


Назы­вать (показывать): крупнейшие рав­нины и горные системы земного шара: Восточно-Европейская, Западно-Си­бирская, Великая Китайская равни­ны, Великие равнины, Среднесибир­ское, Аравийское, Бразильское плос­когорья; горы: Гималаи, Анды, Кор­дильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; крупней­шие действующие и потухшие вулка­ны: Везувий, Этна, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба; гейзе­ры: островов Исландия, Новая Зелан­дия, полуостровов Камчатка.

Гидросфера (12 ч).

Практические работы. 9. Определе­ние по имеющимся картам географи­ческого положения, относительных размеров, преобладающих и максималь­ной глубин, основных видов хозяйст­венной деятельности для одного из океанов. 10. Определение по картам географического положения, направ­ления и характера течения, использо­вания человеком одной из крупней­ших рек земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные признаки понятий: «гидросфера», «море», «река», «озеро», «ледник»; причины возник­новения ветровых волн и цунами; осо­бенности очертаний и размеров озер­ных котловин в зависимости от спо­соба их образования; влияние релье­фа на направление и характер тече­ния рек; причины образования лед­ников. Описывать: значение Мирово­го океана и вод суши в хозяйствен­ной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидросферы. Оп­ределять: по картам основные при­родные особенности объектов гидро­сферы.

Называть (показывать): океа­ны, моря: Черное, Балтийское, Барен­цево, Средиземное, Красное; заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персид­ский; проливы: Берингов, Гибралтар­ский, Магелланов, Дрейка; острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф; полуостро­ва: Скандинавский, Лабрадор, Аравий­ский, Индостан, Сомали; течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки: Волга, Енисей, Амур, Нил, Конго, Амазон­ка, Миссисипи, озера: Байкал, Ладож­ское, Каспийское, Виктория, Тангань­ика, Верхнее; области оледенений: Антарктида, Гренландия, ледник Федченко; источники питания рек; эле­менты строения речной долины; сред­нюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гид­росферы.


Тема 2.3 Атмосфера (12 ч).

Практические работы.

11. Ведение календаря погоды. 12. Построение гра­фика суточного хода температуры воз­духа. 13. Наблюдение за облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдае­мой погоды. 14. Построение «розы вет­ров», диаграмм облачности и осадков.

Результаты обучения.

Прогнозировать: погоду на ближай­шие сутки.

Объяснять: существенные признаки понятий: «атмосфера», «ве­тер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»; значение атмосферы и не­обходимость охраны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосфе­ры; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народ­ные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость кли­мата от географической широты.

Опи­сывать: внешний облик основных ви­дов облаков; времена года своей ме­стности.

Определять: при помощи при­боров температуру, давление, влаж­ность воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным сред­ние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую ам­плитуды температуры, преобладающее направление ветра.

Называть: источ­ники поступления тепла на Землю; протяженность и форму орбиты Зем­ли, угол наклона земной оси к плос­кости орбиты; особенности положе­ния Солнца над горизонтом на раз­ных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового дви­жения, Земли; мероприятия по охра­не атмосферного воздуха.

Тема 2.4. Биосфера (3 ч).

Результаты обучения.

Описывать: особенности внешнего облика, поведения, образа жизни, при­способлений к условиям существова­ния отдельных животных и растений.

Называть: границы распространения живого вещества; представителей жи­вотного и растительного мира, зане­сенного в «Красную книгу» МСОП;


Тема 2.5. Гидросфера (12 ч).

Практические работы. 9. Определе­ние по имеющимся картам географи­ческого положения, относительных размеров, преобладающих и максималь­ной глубин, основных видов хозяйст­венной деятельности для одного из океанов. 10. Определение по картам географического положения, направ­ления и характера течения, использо­вания человеком одной из крупней­ших рек земного шара.

Результаты обучения.

Объяснять: существенные признаки понятий: «гидросфера», «море», «река», «озеро», «ледник»; причины возник­новения ветровых волн и цунами; осо­бенности очертаний и размеров озер­ных котловин в зависимости от спо­соба их образования; влияние релье­фа на направление и характер тече­ния рек; причины образования лед­ников.

Описывать: значение Мирово­го океана и вод суши в хозяйствен­ной деятельности человека; внешний облик и образ жизни представителей органического мира гидросферы.

Оп­ределять: по картам основные при­родные особенности объектов гидро­сферы.

Называть (показывать): океа­ны, моря: Черное, Балтийское, Барен­цево, Средиземное, Красное; заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персид­ский; проливы: Берингов, Гибралтар­ский, Магелланов, Дрейка; острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф; полуостро­ва: Скандинавский, Лабрадор, Аравий­ский, Индостан, Сомали; течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки: Волга, Енисей, Амур, Нил, Конго, Амазон­ка, Миссисипи, озера: Байкал, Ладож­ское, Каспийское, Виктория, Тангань­ика, Верхнее; области оледенений: Антарктида, Гренландия, ледник Федченко; источники питания рек; эле­менты строения речной долины; сред­нюю соленость вод Мирового океана; основные мероприятия по охране гид­росферы.

Тема 2.3 Атмосфера (12 ч). Практические работы. 11. Ведение

календаря погоды. 12. Построение гра­фика суточного хода температуры воз­духа. 13. Наблюдение за облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдае­мой погоды. 14. Построение «розы вет­ров», диаграмм облачности и осадков.


Результаты обучения.

Прогнозировать: погоду на ближай­шие сутки.

Объяснять: существенные признаки понятий: «атмосфера», «ве­тер», «атмосферные осадки», «погода», «климат»; значение атмосферы и не­обходимость охраны атмосферного воздуха; процесс нагревания атмосфе­ры; зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей; причины образования ветра; процесс образования атмосферных осадков; причины изменения погоды, народ­ные приметы; причины смены дня и ночи, времен года; зависимость кли­мата от географической широты.

Опи­сывать: внешний облик основных ви­дов облаков; времена года своей ме­стности.

Определять: при помощи при­боров температуру, давление, влаж­ность воздуха, направление и скорость ветра; по статистическим данным сред­ние температуры воздуха за сутки, месяц, год, суточную и годовую ам­плитуды температуры, преобладающее направление ветра.

Называть: источ­ники поступления тепла на Землю; протяженность и форму орбиты Зем­ли, угол наклона земной оси к плос­кости орбиты; особенности положе­ния Солнца над горизонтом на раз­ных широтах в дни равноденствий и солнцестояний; примеры влияния на климат различных условий; основные следствия суточного и годового дви­жения, Земли; мероприятия по охра­не атмосферного воздуха.



следующая страница >>