shkolakz.ru 1 2 3


Содержание


1. Пояснительная записка 3

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины 3

1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины 3

1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО 3

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование» 3

3. Структура и содержание дисциплины 4

3.1.Тематический план дисциплины 4

3.2 Содержание дисциплины 5

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6

5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 6

5.1.Методические указания по проведению семинарских занятий 7

5.2. Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов 8

5.3.Примерная тематика рефератов (контрольных работ) 10

5.4 Перечень вопросов на зачет 11

5.5. Тестовые задания 13

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 18

6.1. Основная учебная литература: 18

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 19

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Природопользование» используются: компьютерный класс, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором, библиотека института. 19


1. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель дисциплины:

Изучение основ природопользования как составной части экологии. Формирование представлений о необходимости рационального природопользования как основы взаимодействий с окружающей средой и фактора стабильности биосферы. Формирование природоохранного мировоззрения как важнейшего принципа производственной деятельности человека.


Задачи дисциплины:

Сформировать представление о сути взаимодействия человека и окружающей среды. При этом способствовать экологическому становлению личности студента, формированию природоохранного мировоззрения. Базовые основы природопользования являются важнейшей составляющей в системе фундаментальной подготовки выпускника высшего учебного заведения не только в контексте формирования его практических способностей и знаний, но и как обязательный элемент общей культуры.


1.2. Обязательный минимум содержания дисциплины

Природопользование как составная часть экологии. Структура биосферы; экосистемы; взаимоотношение организмов и среды; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; основы экологического права; международное сотрудничество.


1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Природопользование» относится к дисциплинам по выбору студентов цикла математических и естественнонаучных дисциплин.

Изучение базовых знаний природопользования параллельно с блоком естественных дисциплин КСЕ и экономических формирует представление об экономических основах рационального природопользования и реализует представление о пути к единой культуре.


2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Природопользование»


2.1. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Процесс изучения дисциплины «Природопользование» направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

  • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);


  • способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).


2.2. Знания, умения и навыки, получаемые в процессе изучения дисциплины

В результате освоения дисциплины:

студент должен знать:

сущность и виды природопользования, принципы и особенности природоохранной работы, экологические и правовые основы природопользования;

студент должен уметь:

решать природоохранные задачи, производить экологическую оценку проектов, проводить расчеты компенсации ущерба за загрязнение среды.

студент должен владеть:

системой базовых знаний и понятий природопользования;


студент должен иметь представление:

о состоянии природоохранной деятельности за рубежом и о международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

студент должен приобрести практические знания и умения:

в работе с учебной, научно – методической литературой по специальному курсу и персональным компьютером.


3. Структура и содержание дисциплины


Общая трудоемкость дисциплины «Природопользование»» составляет 4 зачетные единицы или 144 часов.

Основной единицей трудоемкости является з.е. - «кредит», равный 36 часам учебного времени во всех его формах за один семестр обучения.





Очная форма

Заочная форма


4 года


5 лет

Общий объем час по ГОС

144

144

Всего аудиторных занятий, час, в том числе:

64

14

- лекций,

по семестрам

26

6





- практические занятия, семинары

по семестрам

38

8





Самостоятельная работа, час

74

124

Контрольные работы по семестрам







Курсовые работы по семестрам,







Зачеты, по семестрам,





Экзамены, по семестрам








3.1.Тематический план дисциплины



Наименование темы и вопросы занятия.

Лекции

час

Семинары

час

СРС

час

Всего

часов

I.

Введение. Понятие и взаимосвязь экологии, природопользования и охраны природы
















Очная форма обучения 4 лет

Заочная форма обучения 5 лет.


5

2


7

2

15

25


27

29


II.

Структура биосферы; экосистемы, популяции и биоценозы. Экологические факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелдгорда
















Очная форма обучения 4 лет

Заочная форма обучения 5 лет.

.

5

1


7

2


15

25


27

28


III.

Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. Природа как материальная основа природопользования.


Взаимоотношения природы и общества. Экологический кризис и экологическая катастрофа. Важнейшие экологические проблемы современности.

















Очная форма обучения 4 лет

Заочная форма обучения 5 лет.


5

1


7

2



15

25


27

28


IV.

Экономика природопользования. Нормирование качества окружающей сред. Система стандартов в области охраны природы. Лицензии и кадастры.
















Очная форма обучения 4 лет

Заочная форма обучения 5 лет.


5

1


7

2



15

25


27

29


V.

Основы экологического права и международного сотрудничества. Законы РФ, международные договоры, соглашения, конвенции; государственные инициативы по международному сотрудничеству. Международные организации по охране природы.














Очная форма обучения 4 лет

Заочная форма обучения 5 лет.


6

1


10



14

24


30

25





ИТОГО

Очная форма обучения 4 лет


Заочная форма обучения 5 лет.



26


6



38


8




74+6=80


124+6=130




138+6=144

138+6=144




3.2 Содержание дисциплины

Тема 1

Предмет и задачи экологии. Предмет и задачи природопользования. Взаимосвязь экологии и природопользования. Рациональное природопользование и охрана природы. Принципы и виды рационального природопользования. Классификация природных ресурсов.

Тема 2

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; лимитирующие экологические факторы; кривая толерантности; законы Либиха, Вильямса, Шелдгорда; Популяции; статистические и динамические показатели: биоценоз, биогеоценоз, экосистема; структура и функционирование, динамика и энергетика экосистем; природные и антропогенные экосистемы. Биосфера: строение и границы, распределение жизни; функции живого вещества; круговорот веществ. Ноосфера как стадия эволюции биосферы.

Тема 3

Природная среда: природные ресурсы и природные условия, классификация; воздействие человека на природу, воздействие природы на человека. История и законы взаимодействия общества и природы. Экономический кризис и экологическая катастрофа.


Тема 4

Виды оценок природных ресурсов: экономическая, внеэкономическая. Классификация ущербов. Эффективность природопользования. Эффективность природоохранных мероприятий. Экологическое управление природопользования. Лимитирование природопользования. Финансирование природоохранных мероприятий и его источники. Платность использования природных ресурсов; плата за загрязнение окружающей среды; ПДК; ПДВ. Природные кадастры. Особо охраняемые природные территории (ООПП). Мониторинг окружающей среды.

Тема 5

Закон РФ «Об охране окружающей среды», основные положения: Федеральные Закон об экологической экспертизе, основные положения. Международные организации по охране природы: ЮНЕП, МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ВОЗ, МСОП.

Международные договоры, соглашения, конвенции; международные принципы охраны окружающей среды. Стратегия устойчивого развития.


4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


При реализации программы дисциплины «Природопользование» используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий проводятся лекции и семинары с использованием ПК и компьютерного проектора. Семинары проводятся в компьютерном классе с использованием справочных правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант». Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации при подготовке рефератов, индивидуальную работу и выполнении практических заданий и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке института.


5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В течение преподавания курса «Природопользование» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как промежуточное и итоговое тестирование, заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приеме результатов практических работ с оценкой. По итогам обучения проводится экзамен.


Оценка осуществляется по всем элементам фонда оценочных знаний по традиционной (пятибалльной) системе или по рейтинговой, переводя показатели различных форм контроля в баллы.

Диапазон баллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний:




п/п

Способ контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов

Количество баллов

1

Посещаемость

0-1

2

Активность на лекционном, семинарском занятии

0-3

3

Доклад на семинаре

0-3

4

Письменный реферат

0-5

5

Тестирование

0-10

6

Блиц-опрос по определениям

0-1

7

Ответ на теоретический вопрос

0-2

8

Участие в деловой учебной игре

0-2

9

Конспектирование источника

0-2


Полученное число баллов пропорционально переводится в семестровую пятибалльную оценку:

60-69 баллов – удовлетворительно;

70-84 баллов – хорошо;

Свыше 85 – отлично.


Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.

Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки (по2-х балльной системе) проводится по следующей шкале:

41 и более баллов – «зачтено»;

менее 40 баллов – «не зачтено».


5.1.Методические указания по проведению семинарских занятий



следующая страница >>