shkolakz.ru 1 2 ... 7 8
ПЛАН



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД…………7


    1. Новые параметры международной и национальной безопасности……..7

    2. Национальная безопасность Республики Казахстан…………………… 14

    3. Ядерное оружие и безопасность Казахстана………………………………...30


ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………..50

2.1 Основные аспекты внутренней безопасности РК……………………… 53

2.2 Внешние факторы дестабилизации в Центральной Азии……………...70


ГЛАВА 3. РОЛЬ КАЗАХСТАНА В УКРЕПЛЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………………………………………………………………….82

3.1 Казахстан и международная безопасность……………………………..82

3.2 Реализация инициативы Президента Республики Казахстан Н.А.

Назарбаева о созыве СВМДА…………………………………………...97


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..110


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..115


ВВЕДЕНИЕ



Центральным, ключевым направлением внешней политики любого государства, бесспорно, является укрепление своей безопасности. Пер­вым долгосрочным приоритетом в Стратегии «Казахстан - 2030» на­звана национальная безопасность.

Безусловно, сегодня обеспечение национальной безопасности, как гарантия независимости государства, непременное условие стабильно­сти и эффективной жизнедеятельности общества принадлежит к сфере важнейших приоритетов Казахстана.

Ситуация в мире сегодня ставит слишком много вопросов, чтобы можно было надеяться что мир вступит в новую полосу своего истори­ческого существования без кровавых конфликтов и потрясений. И хотя войны, принявшие в век технологической революции масштабы массо­вого уничтожения людей, к концу столетия перестали носить глобаль­ный общемировой характер, как это было дважды, на Земле все еще продолжают греметь выстрелы и льется кровь, гибнут десятки тысяч людей. За 5 тысяч с лишним лет истории человечества в мире про­изошло около 15 тысяч войн и конфликтов. После второй мировой войны в мире произошло не менее 170 войн. В настоящее время на че­тырех континентах имеют место 24 военных конфликта.1


Потребность в безопасности связана и с возникновением первых сооб­ществ людей связанных определенными интересами и испытывающих вза­имную зависимость. Эта потребность является неотъемлемой частью любой структуры и не обязательно связана с возникновением государства. Хотя именно при возникновении государственных образований происходит особая актуализация потребности в безопасности. В первую очередь, на первый план выходит необходимость поддержания порядка внутри страны, а потом защи­та от внешних угроз. Здесь безопасность выступает в военно-политическом аспекте, связанная преимущественно с созданием эффективных воинских формирований, которые способны с одной стороны выполнять полицейские функции, а с другой поддерживать территориальную целостность государства. Потребность в безопасности не уменьшилась по мере развития самого человечества. Каждой эпохе, различным сообществам людей были присущи свои особенности. Доминировала та или иная, в зависимости от нужд -внешняя или внутренняя - проблема безопасности. Безопасность личности и общества являлась и является единственным критерием оценки эффективно­сти государственной политики.

Укрепление международных позиций Казахстана сопровождается возрастанием вовлеченности страны в дела мирового сообщества, для которого главной проблемой было и остается создание глобальной системы безопасности. На протяжении почти всей истории человечества, национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. Однако обострение глобальных проблем во второй половине XX века привело к возникновению нового измерения безопасности. Реалии нового миропорядка касаются и суверенного Казахстана.

В своем послании к народу Казахстана Президент республики Н.А.Назарбаев заявлял: «Мы должны ясно понимать, что прежняя система безопасности, которая существовала 10 лет назад, навсегда ушла в прошлое. К сожалению, за эти десять лет ситуация в регионе резко ухудшилась в плане безопасности. Мы должны ясно понимать, что новые угрозы требуют создания новых механизмов национальной безопасности».


В свою очередь, Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан отмечал: «Возникновение в мире новых глобальных угроз и вызовов требуют от государства принятия адекватных мер по защите национальных интересов».

После завершения «холодной войны» мир нуждается в радикальном переосмыслении традиционных подходов к системе международных отношений, а также места и роли в ней международных организаций.

В основе существующих соглашений в области безопасности заложены правовые обязательства, которые взяли на себя государства, считающиеся «суверенными». Но насколько уместен национальный суверенитет при решении сложнейших проблем современности в условиях возрастающей взаимозависимости мира и «размывания» национальных границ? Как отмечал будучи министром иностранных дел Казахстана К.К.Токаев «одной из центральных задач казахстанской внешней политики было и остается обеспечение безопасности государства. ... Обеспечение безопасности вряд ли следует рассматривать лишь как повышение обороноспособности государства, хотя это само по себе немаловажно. Речь идет и создании нового мирового порядка, опирающегося на структуры международной безопасности регионального характера ».

Чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо в практическом плане приступить к переосмыслению роли между народных организаций в постконфронтационный период. Выступая на саммите тысячелетия ООН, Президент Казахстана, говоря о больших достижениях Организации объединенных наций, указал, что «ООН не всегда успешно справляется с задачами поддержания мира и безопасности. В этой связи, наряду с усилением миротворческого потенциала ООН, и, в первую очередь, его Совета Безопасности, весьма перспективным было бы использование региональных систем безопасности и налаживание взаимодействия с ними».

На глобальные вызовы и риски, характеризующие настоящий мировой порядок, найти ответы не под силу ни одной отдельно взятой стране. И как отмечал глава военного ведомства Казахстана М.М.Тажин - «в современном мире возникновение крупномасштабных войн маловероятно, и большую угрозу представляют локальные конфликты». Поэтому одним из направлений внешней политики нашей республики является взаимодействие с нашими партнерами в области безопасности. Международная стабильность жизненно важна для нашей собственной безопасности так же, как стабильность Центрально-азиатского региона.


По мнению казахстанских дипломатов, изучение процессов, происходящих в области национальной безопасности, видится важным для планирования внешней политики Республики Казахстан «в контексте задач дипломатии, связанных с необходимостью обеспечения внешней безопасности и учета направленности стратегических интересов США и стран ЕС».

Переосмысления требует и роль военного потенциала. Если в годы «холодной войны» безопасность подразумевала, прежде всего, военную мощь, с помощью которой предполагалось решить массу стоящих проблем безопасности, то в настоящее время приобретает актуальность проблема предотвращения конфликтов. Одной лишь военной мощью вряд ли можно решить ряд стоящих проблем безопасности. Пример Югославии убедил, насколько трудно остановить уже разгоревшийся конфликт. Война в Косово, привела к смене парадигм. Поэтому в изучении вопросов безопасности следует придерживаться многостороннего и многоаспектного подхода.

Предметом исследования данной работы является изучение систем Международной и национальной безопасности.

Структура дипломной работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Структура дипломной работы подчинена цели и поставленным задачам исследования.


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД


    1. Новые параметры международной и национальной безопасности


Каким бы парадоксальным ни представлялось, на первый взгляд, предположение о развитии тенденции к демилитаризации мирового сообщества в свете последнего драматического кон­фликта на Балканах, напряженности в районе Персидского зали­ва, неустойчивости режимов нераспространения оружия массового уничтожения, оно все же имеет основание для серьез­ного рассмотрения в долгосрочном плане.

Окончание холодной войны совпало с кардинальным изме­нением места и роли фактора военной безопасности в мировой политике. В конце 80-х - 90-х годах наблюдается масштабное сокращение глобального потенциала военной конфронтации хо­лодной войны. Со второй половины 80-х годов устойчиво сни­жаются мировые расходы на оборону. В рамках международных договоров и в порядке односторонних инициатив осуществляется беспрецедентное в истории сокращение ракетно-ядерных, обыч­ных вооружений и личного состава вооруженных сил. Снижению уровня военной конфронтации способствовали значительная пе­редислокация вооруженных сил на национальные территории, развитие мер доверия и позитивного взаимодействия в военной области. Идет процесс конверсии большой части мирового воен­но-промышленного комплекса. Параллельная активизация огра­ниченных конфликтов на периферии центральной военной конфронтации времен холодной войны при всей их драматично­сти и «неожиданности» на фоне мирной эйфории, характерной для конца 80-х годов, по масштабам и последствиям не может сравниться с ведущей тенденцией демилитаризации мировой по­литики.


Развитие этой тенденции имеет несколько фундаментальных причин. Преобладающая демократическая монотипность мирово­го сообщества, а также интернационализация мировой экономики сокращают питательную политико-экономическую среду гло­бального института войны. Не менее важным фактором является неопровержимо доказанное всем ходом холодной войны револю­ционное значение характера ядерного оружия.

Создание ядерного оружия означало в широком плане ис­чезновение возможности победы для какой-либо из сторон, что на протяжении всей предыдущей истории человечества являлось непременным условием ведения войн. Еще в 1946 г. американ­ский ученый Б. Броуди обратил внимание на эту качественную характеристику ядерного оружия и высказал твердое убеждение, что в будущем единственной его задачей и функцией будет сдер­живание войны. Некоторое время спустя эту аксиому подтвердил А.Д. Сахаров. На протяжении всей холодной войны и США, и СССР пытались найти пути обхода этой революционной реаль­ности. Обе стороны предпринимали активные попытки выйти из ядерного пата посредством наращивания и совершенствования ракетно-ядерных потенциалов, разработки изощренных стратегий его применения, наконец, подходов к созданию противоракетных систем. Пятьдесят лет спустя, создав около 25 тыс. только страте­гических ядерных боезарядов, ядерные державы пришли к неиз­бежному выводу: применение ядерного оружия означает не только уничтожение противника, но и гарантированное само­убийство. Более того, перспектива ядерной эскалации резко огра­ничила возможность применения противостоящими сторонами обычных вооружений. Ядерное оружие сделало холодную войну разновидностью «вынужденного мира» между ядерными держа­вами.

Опыт ядерной конфронтации в годы холодной войны, ради­кальные сокращения ракетно-ядерных арсеналов США и РФ в соответствии с договорами СНВ-1, СНВ-2, отказ от ядерного оружия Казахстана, Беларуси и Украины, принципиальная дого­воренность РФ и США о дальнейших более глубоких сокращени­ях ядерных зарядов и средств их доставки, сдержанность Великобритании, Франции и Китая в развитии своих националь­ных ядерных потенциалов позволяют сделать вывод о признании ведущими державами в принципе бесперспективности ядерного оружия как средства достижения победы или эффективного сред­ства влияния на мировую политику. Хотя сегодня трудно пред­ставить такую ситуацию, когда одна из держав может применить ядерное оружие, вероятность использования его в качестве самой крайней меры или в результате ошибки все же остается. Кроме того, сохранение ядерного и другого оружия массового уничто­жения даже в процессе радикальных сокращений повышает «не­гативную значимость» обладающего им государства. Например, опасения (независимо от их обоснованности) относительно со­хранности ядерных материалов на территории бывшего Советского Союза дополнительно повышают внимание мирового со­общества к его правопреемникам, в том числе и к Российской Федерации.


На пути всеобщего ядерного разоружения стоит несколько фундаментальных препятствий. Полный отказ от ядерного ору­жия означает и исчезновение его основной функции - сдержива­ния войны, в том числе и обычной. Кроме того, ряд держав, например Россия или Китай, могут рассматривать наличие ядер­ного оружия в качестве временной компенсации относительной слабости их потенциалов обычных вооружений, а вместе с Вели­кобританией и Францией - и как политический символ велико­державности. Наконец, тот факт, что даже минимальные потен­циалы ядерного оружия могут служить эффективным средством сдерживания войны, усвоили и другие страны, особенно находя­щиеся в состоянии локальных холодных войн с соседями, напри­мер Израиль, Индия, Пакистан.

Проведение испытаний ядерного оружия Индией и Пакиста­ном весной 1998 г. закрепляет патовую ситуацию в конфронта­ции между этими странами. Можно предположить, что легализация ядерного статуса давнишними соперниками заставит их более энергично искать пути принципиального урегулирова­ния застарелого конфликта. С другой стороны, не совсем адек­ватная реакция мирового сообщества на такой удар по режиму нераспространения может породить соблазн и других «порого­вых» государств последовать примеру Дели и Исламабада. А это приведет к эффекту «домино», в результате чего вероятность не­санкционированного или иррационального срабатывания ядерно­го оружия может перевесить его сдерживающие возможности.

Некоторые диктаторские режимы, учитывая результаты войн за Фолкленды, в Персидском заливе, на Балканах, не только осознали бесперспективность конфронтации с ведущими держа­вами, обладающими качественным превосходством в сфере обычных вооружений, но и пришли к пониманию того, что гаран­тией против повторения аналогичных поражений может стать обладание оружием массового уничтожения. Таким образом, в ядерной сфере на передний план реально выходят две средне­срочные задачи - укрепление системы нераспространения ядер­ного и другого оружия массового уничтожения и одновременно определение функциональных параметров и минимально доста­точных размеров ядерных потенциалов обладающих ими держав.


Задачи в области сохранения и укрепления режимов нераспро­странения сегодня оттесняют в плане приоритетности классиче­скую проблему сокращения стратегических вооружений РФ и ПИТА. Долгосрочной же задачей остается продолжение выясне­ния целесообразности и поиска путей продвижения к безъядер­ному миру в условиях новой мировой политики.

Диалектическим звеном, связывающим режимы нераспро­странения оружия массового уничтожения и ракетных средств их доставки, с одной стороны, с контролем над стратегическими вооружениями «традиционных» ядерных держав - с другой, ста­новится проблема противоракетной обороны и судьба Договора по ПРО. Перспектива создания ядерного, химического и бакте­риологического оружия, а также ракет средней дальности, а в недалеком будущем и межконтинентальных ракет рядом госу­дарств выдвигает в центр стратегического мышления проблему защиты от такой опасности. США уже обозначили предпочти­тельное для себя решение - создание «тонкой» противоракетной обороны страны, а также региональных противоракетных ком­плексов театров военных действий, в частности, в АТР - против северокорейских ракет, и на Ближнем Востоке - против ракет Ирана. Такие противоракетные потенциалы, развернутые в одно­стороннем порядке, девальвировали бы ракетно-ядерные потен­циалы сдерживания РФ и Китая, что могло бы привести к стремлению последних компенсировать изменение стратегиче­ского баланса наращиванием собственных ракетно-ядерных воо­ружений с неизбежной дестабилизацией глобальной стратеги­ческой ситуации.



следующая страница >>