shkolakz.ru 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»





ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ОСНОВАМ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ


Орел - 2009 г.


Пояснительная записка


Программа экзамена «Основы дошкольной педагогики и психологии» составлена для выпускников средних профессиональных учебных заведений. В программе выделены общие вопросы дошкольной педагогики и психологии, изучаемые в колледже.

Оценка содержания ответов абитуриентов предполагает выявление уровня владения знаниями и умениями в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Содержание программы


РАЗДЕЛ
I. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства

    1. Физическое воспитание: значение, задачи, средства

Значение, цель физического воспитания в дошкольном учреждении. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Средства физического воспитания (гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения). Понятие «режим дня» и его значение в жизни ребенка-дошкольника. Принципы состав­ления режима: целесообразность, разумность, гибкость, учет индивидуальных особенностей детей при организации и проведении режима. Методика организа­ции режимных процессов (прогулка, сон, питание). Воспитание культурно-гигиенических навыков. Обучение основным движениям. Использование подвижных игр. Создание условий, обеспечивающих оптимальный двигательный режим в помещении и на участке. Условия для самостоятельной двигательной активности. Пути совершенствования системы физического воспитания и развития дошкольников на современном этапе.


2. Гражданско-патриотическое воспитание: задачи, содержание, средства

Своеобразие проявления чувства любви к Родине у детей дошкольного возраста. Задачи гражданско-правового воспитания: воспитание любви к матери, родным и близким, привязанности к родному дому, детскому саду, городу, селу, воспитание любви и бережного отношения к родной природе и т.д. Основные средства воспитания у детей чувства любви к Родине: устное народное творчество, художественная литература, искусство, музыка и т.д. Специфика проявления дошкольниками отношения к представителям разных рас и национальностей. Задачи, объем знаний, средства воспитания этики межнационального общения.

3. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи, содержание, методы

Значение, задачи, содержание и средства нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Методы нравственного воспитания дошкольников: методы воспитания нравственного сознания (убеждение, внушение, разъяснение, этическая беседа), методы формирования нравственного поведения (приучение к формам общественного поведения, упражнения, организация разнообразной деятельности), методы формирования нравственных чувств и отношений (пример, поощрение и наказание). Воспитание положительных взаимоотношений со сверстниками. Воспитание морально-волевых черт личности. Отклонения в нравственно–волевом развитии дошкольников. Капризы и упрямство, их причины, пути предупреждения. Значение индивидуального подхода к детям.

4. Умственное воспитание детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании дошкольников. Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: сенсорное воспитание (развитие), развитие мыслительной деятельности, формирование речи, воспитание любознательности, познавательных интересов, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Содержание и средства умственного воспитания дошкольников. Методы умственного воспитания и обучения дошкольников. Формирование системы знаний. Своеобразие обучения детей на современном этапе. Детские вопросы, требования к ответам на них.


5. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста: задачи, содержание, средства

Значение эстетического воспитания в дошкольном возрасте. Понятия «эстетическое воспитание», «эстетическое развитие», «художественное воспитание». Задачи эстетического воспитания: воспитание эстетического восприятия, представлений, чувств, художественно-творческих способностей. Основные средства эстетического воспитания: побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения, упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждение детей к творческим проявлениям. Формы организации эстетического воспитания: занятия, самостоятельная творческая деятельность, праздники и развлечения.

6. Художественно-творческая деятельность детей в детском саду, педагогические условия организации

Специфика детского творчества. Виды художественно-творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование и аппликация) и педагогическое руководство ею. Самостоятельная художественно-творческая деятельность дошкольников и педагогические условия ее организации.

7. Дидактическая игра как форма и метод воспитания и обучения дошкольников: виды, руководство

Особенности дидактической игры, ее структура. Виды дидактических игр. Место дидактической игры в педагогическом процессе детского сада. Руководство игрой в разных возрастных группах.

8. Сюжетно-ролевая игра дошкольников: значение в развитии детей, структура, место в педагогическом процессе детского сада, приемы руководства

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребенка. Особенности сюжетно-ролевой игры как разновидности творческих игр. Структура сюжетно-ролевой игры: роль, воображаемая ситуация, действие, сюжет. Содержание детских игр. Приемы прямого и косвенного руководства игрой. Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с театрализованными и строительно-конструктивными играми.


9. Воспитание детей дошкольного возраста в труде: виды и формы детского труда, требования к организации, руководство

Значение, задачи, содержание и средства трудового воспитания в дошкольном возрасте. Виды труда дошкольника: ручной труд, хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание, труд в природе. Формы организации самостоятельной трудовой деятельности: поручения, дежурства, коллективный труд. Методика педагогического руководства. Ознакомление с трудом взрослых. Особенности организации детского труда в условиях детского сада и семьи.

10. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей: задачи, направления и формы работы

Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Роль семьи в воспитании детей. Условия правильного воспитания детей в семье (педагогическое просвещение родителей, правильная организация семейной жизни, авторитет родителей, правильные отношения родителей к ребёнку и др.). Задачи дошкольных учреждений в работе с семьёй: педагогическое просвещение родителей, изучение условий жизни и воспитания в семье и т. д. Условия, формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьёй. Индивидуальные и коллективные формы работы с семьёй. Педагогическая пропаганда среди населения. Новые подходы к организации работы с родителями на современном этапе.

11. Готовность ребенка к школьному обучению: содержание подготовки детей в детском саду к школе

Понятие о преемственности и пути её осуществления в работе между детским садом и школой. Необходимость преемственности в работе между детским садом и школой. Понятие о готовности ребёнка к школьному обучению. Специальная и общая готовность к школе. Пути формирования готовности к школьному обучению. Новые подходы к решению проблемы «детский сад – школа» на современном этапе.

12. Организация обучения в детском саду.

Сущность и своеобразие обучения в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения в разных возрастных группах. Элементы учебной деятельности: принятие учебной задачи, выбор путей и способов ее решения, контроль и оценка деятельности. Их освоение ребенком в дошкольном возрасте. Формы обучения дошкольников. Занятия как основная форма обучения. Структура занятия. Виды занятий. Подготовка воспитателя и детей к занятию. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям на занятии. Особенности методики проведения различных занятий.



РАЗДЕЛ
II. Психологические особенности формирования личности в дошкольном возрасте

13. Значение предметной деятельности для психического развития детей раннего возраста

Значение предметной деятельности для психического развития детей раннего возраста. Психологическая характеристика предметно-орудийной деятельности, ведущего типа деятельности в раннем возрасте. Развитие предметной деятельности, выделение в ней ориентировочно – исследовательской среды. Овладение соотносящими действиями и орудийными действиями

14. Кризис 3-х лет: психологические особенности, причины

Кризис 3-х лет: психологические особенности, причины. Понятие кризисов развития. Возраст трёх лет – период строптивости, негативизма, независимости, самостоятельности. Причины кризиса трёх лет. Симптомы течения кризиса трёх лет. Гордость за достижения.


  1. Значение деятельности в развитии личности ребенка

Значение деятельности в развитии личности ребёнка. Понятие деятельности. Виды деятельности. Понятие ведущей деятельности. Типы ведущей деятельности. Значение деятельности в развитии личности ребёнка.

16. Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника: предпосылки возникновения, содержание, динамика развития

Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность ребёнка-дошкольника (Д.Б. Эльконин). Предпосылки возникновения игры. Содержание ролевых игр. Этапы развития сюжетно-ролевой игры.

17. Влияние общения с взрослым на развитие личности дошкольника

Влияние общения ребёнка с взрослыми на развитие личности дошкольника. Понятие ведущих типов общений. Формы общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно – познавательная, личностная (М.И. Лисина). Общение и взаимоотношение ребёнка с взрослыми как факторы развития личности ребёнка.

  1. Межличностные отношения в группе детского сада: методика изучения, управления развитием


Влияние межличностных отношений ребёнка со сверстниками на развитие личности дошкольника. Методики изучения межличностных отношений (социометрическая игра «Секрет». наблюдение). Отличия общения со сверстниками от общения с взрослыми. Влияние общения ребёнка со сверстниками на формирование самосознания (формирование самооценки, интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации).

  1. Особенности сенсорного развития дошкольника

Сенсорное развитие и психологические основы сенсорного воспитания. Основные этапы развития восприятия в дошкольном детстве. Совершенствование перцептивных действий и операций. Улучшение восприятия контуров и структуры предметов. Переход от внешних, практических перцептивных действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны (эталоны цвета, формы, величины и др.) и их роль в развитии восприятия ребёнка. Участие ориентировочно-исследовательских действий и операций в восприятии. Особенности развития восприятия картинки. Три направления развития восприятия картинки (рисунка): изменение отношения к рисунку как к отображению действительности, развитие умения соотносить рисунок с действительностью, развитие способности к интерпретации рисунка.

20. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста

Особенности развития памяти детей. Понятие памяти. Основные линии в развитии памяти ребёнка-дошкольника. Постепенный переход от непроизвольного и непосредственного запоминания и припоминания к произвольному и опосредованному. Этапы развития памяти. Связь развития памяти с совершенствованием мышления ребёнка.

21. Особенности развития воображения ребенка дошкольника

Развитие воображения ребёнка-дошкольника. Понятие воображения. Особенности репродуктивного воображения у детей дошкольного возраста. Становление произвольности воображения. Включение символической функции в процесс развития воображения в форме замещения одних предметов другими. Совершенствование воображения в структуре мыслительной деятельности.


22. Особенности развития мышления дошкольника

Особенности развития мышления дошкольника. Понятие мышления. Основные линии развития мышления ребёнка в дошкольном детстве. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление дошкольника. Этапы развития внутреннего плана действий как основы образного и словесно-логического мышления. Стадии развития интеллекта.

23. Особенности развития речи в дошкольном возрасте

Развитие речи в дошкольном возрасте. Совершенствование речи в дошкольном детстве. Переход от ситуативной к контекстной речи. Возникновение монолога. Эгоцентрическая речь, её роль в развитии мышления и речи ребёнка. Семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи. Формирование предпосылок к появлению письменной речи.

24. Особенности развития чувств дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы в дошкольном возрасте. Особенности развития чувств дошкольника. Понятие чувств. Динамика развития чувств. Особенности чувств дошкольников. Страхи дошкольника.

25. Особенности развития воли ребенка – дошкольника

Развитие воли дошкольника. Понятие воли. Возникновение воли как управления поведением. Генезис волевых действий. Соподчинение мотивов. Зависимость волевых действий от речевого планирования и регуляции. Развитие мотивов поведения в дошкольном возрасте. Расширение мотивационно-потребностной сферы в дошкольном детстве. Появление и включение в регуляцию поведения социальных мотивов: признания, одобрения, похвалы, оказание помощи другому. Становление и укрепление мотива достижения успехов у детей. Возникновение соподчинения мотивов.

Список основной литературы


  1. Болотина Л.В., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.

  2. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядешко и Ф. А. Сохина. – М., 1995.

  3. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М., 2001.


  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2000 г.

  5. Кулагина И. Ю. , Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2001.

  6. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2001.

  7. Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.

  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2005.

Список дополнительной литературы

  1. Нравственное воспитание /Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. – М., 1983.

  2. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986.

  3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.

  4. Практикум по дошкольной педагогике. Сост. Г.С.Красницкая, Б.Р. Борщанская, М., 1997.

  5. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.

  6. Психология дошкольника. Хрестоматия.. Сост. Урунтаева Г. А. – М., 1997.

  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.., 1999.

  8. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. Н.Н.Поддъякова, М., 1986.

  9. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1999.

  10. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М. 1988.

  11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984.

  12. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.

  13. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред. В.М. Изгаршевой. – М., 1987.

  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и дошкольное воспитание. – М., 1999.

  15. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  16. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1985.

  17. Немов Р. С. Психология в 3 кн. Кн. 1-2. – М., 1995.

  18. Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 лет. – М., 1992.