shkolakz.ru 1 2 3 4



КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Программа

курсов по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов



«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ШКОЛЬНИКА»

(36 часов)



Авторы-составители:

Алексеев Сергей Владимирович д.п.н., профессор

Груздева Наталья Владимировна к.п.н., доцент

Гущина Эльвира Васильевна к.б.н., доцент



2005


Аннотация к программе

Концепция программы. Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, выполнению старшеклассниками социально значимых проектов, которые служат посильному улучшению экологического состояния своего окружения, экономии природных ресурсов.

Практикум обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности, становлению гражданской ответственности и активной жизненной позиции молодежи.

«Экологический практикум школьника» содержит 15 практических работ по основным направлениям поисковой и исследовательской деятельности экологической направленности; работы состоят из ряда заданий, дифференцированных по уровням сложности и познавательной самостоятельности учащихся.

Пособие предназначено для проведения занятий в рамках одноименного элективного курса для учащихся 10–11 классов гуманитарного, социально-экономического, технического и подобных профилей, где экология не является профилирующим предметом.


В то же время благодаря модульному построению программы, широкой вариативности практических работ и разнообразному спектру заданий в них, экологический практикум в его отдельных компонентах или в целом может быть применим для предпрофильного обучения учащихся учреждений общего и дополнительного образования и профильной подготовки старшеклассников, избравших естественнонаучный, агроэкологический и др. подобные профили. В профилях естественнонаучной направленности экологический практикум может играть роль расширяющего и дополняющего профильные учебные предметы. Помимо этого практикум может войти в содержание курса экологии в рамках национально-регионального компонента образования или стать основой для учебной практики, выполнения проектов и осуществления исследовательской деятельности, которые предусматривает примерный учебный план для классов профильного и универсального обучения.

Пособие можно использовать как компонент учебно-методического комплекса ко всем изданным учебникам и учебным пособиям по экологии для учащихся 9—11 классов.

Цель курса:
в процессе изучения своего ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе.

Задачи курса:


  • освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий ;

  • усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

  • выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

  • создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Структура курса отражает основное содержание курса экологии в ее интегративном понимании:

  • раздел «Классическая экология» – работы № 1 - 4;
  • раздел «Социальная экология» - работа № 5 – 8, 13:


  • Раздел «Экология человека» - работы № 9 – 11;

  • Раздел «Экология города (Урбоэкология)» - работа № 12 ( прослеживается в отдельных заданиях и других работ);

  • Раздел « Геоэкология» - работа № 14;

  • Работа «Социальная практика» интегрирует в себе содержание многих разделов, в основном – социальной экологии.

Изучение программы предусматривает не менее 35 учебных часов.

Программа рассчитана на вариативное применение в зависимости от решаемых педагогических, жизненных задач и уровня активности, заинтересованности включения в нее учащихся. Еще раз подчеркиваем, что учащиеся вправе выбрать практические работы и задания внутри них определенного уровня и направленности.


Учебная программа элективного курса

«Экологический практикум школьника»

Пояснительная записка


Актуальность программы

Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на старшей ступени общего образования к профильному обучению. Согласно Концепции профильного обучения, значительная роль в развитии учащихся принадлежит элективным курсам, выбираемым самими учащимися.

Элективные курсы могут поддерживать и углублять базовые и профильные дисциплины и /или открывать возможности учащимся в постижении смежных областей знаний в дополнение к профильным предметам.

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. В ряде территорий она входит в национально-региональный или школьный компонент учебного плана. Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию, высокой мировоззренческой значимости, накопленному опыту преподавания в ряде территорий как предмета регионального компонента содержания образования элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по различным профилям. Важно также, что имеется широкий круг педагогов, подготовленных к преподаванию экологии.


Концепция представляемой программы состоит в том, что в ее содержании предусмотрена реальная практико-ориентированная деятельность учащихся по экологической оценке окружающей среды, предоставляющая широкие возможности для саморазвития учащихся, выполнения ими социально значимых проектов и посильного улучшения экологического состояния своего окружения.

Эта деятельность будет способствовать социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции. Блочно-модульное построение учебной программы, разнообразие заданий внутри каждой темы, их различная направленность и разный уровень трудности позволяет каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям, развиваться в зоне ближайшего развития и взять ответственность за создание своего индивидуального учебного плана.

Предполагается, что при выполнении учебной программы будут созданы реальные условия для реализации компетентностного подхода в образовании старшеклассников.

Цель и задачи курса:

Цель курса: в процессе изучения своего ближайшего окружения способствовать формированию у учащихся ответственного экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.

Задачи курса:


  • освоение учащимися способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;

  • раскрытие и углубление ведущих экологических понятий ;

  • усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;

  • выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;

создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников

В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:


  • формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия, культурного наследия и др.),

  • осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии и экологического образования;

  • умения оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического освоения действительности;

  • развитие экологического сознания (системы представлений о мире, для которого характерны ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы, восприятие природных объектов как партнеров по взаимодействию с человеком, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой);

  • развитие экологического мышления – гибкого вероятностного мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, системному анализу действительности, моделированию и прогнозированию развития окружающей среды;

  • эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного развития, условию существования всего многообразия жизни и культуры на планете;

  • выработанные умения и навыки экологически грамотного поведения в окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и устойчивое развитие в системе « Природа - Общество».



Рекомендуемые методические подходы и организация занятий в элективном курсе « Экологический практикум школьника»

Программа рассчитана на 35 часов. Курс может быть представлен как отдельный элективный курс для профильного обучения на ступени старшей школы, войти в содержание курса экологии ( если он представлен в рамках национально-регионального или школьного компонента образования) или стать основой для проведения учебной практики, выполнения проектов в системе профильного обучения на старшей ступени школы.


Курс рассчитан на учащихся, которые не специализируются на естественнонаучном профиле, поэтому даже приборные исследования и опыты даны с расчетом на базовый уровень знаний и умений учащихся. В работах широко представлены аспекты социальной экологии, экологии человека и экологии города, которые соответствуют кругу интересов учащихся социально-экономического профиля; есть задания, ориентированные на учащихся с гуманитарной и художественно-эстетической направленностью. Для учащихся, выбравших естественнонаучный профиль, все работы также могут представлять интерес, поскольку расширяют и дополняют выбранные ими профильные предметы.

Программой предусмотрено выполнение 15 практических работ по экологии, каждая из которых состоит из нескольких заданий, предполагающих раскрытие разных аспектов поставленной проблемы, различную степень сложности и разный уровень познавательной самостоятельности школьников. Сравнительно простые работы обозначены знаком *, задания более высокого уровня – знаком **, исследовательские задания, требующие творческого подхода и высокого уровня подготовленности школьников – знаком ***.

Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных задач. Преамбулы к каждой из работ, представленные в программе, учитель может использовать для создания проблемной ситуации и мотивации учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности Вводная информация к работам позволяет школьникам актуализировать и уточнить свои знания, а перечень ключевых понятий и терминов – проверить свой уровень готовности к выполнению работы. Основные понятия и термины раскрыты дополнительно в справочном пособии для учащихся.

Наиболее целесообразна на занятиях групповая работа учащихся с презентацией полученных группами результатов и выводов для всего класса. При такой организации реально предоставить право выбора работ учащимся согласно их запросам, охватить значительный объем экологического материала, развить общеучебные и специальные умения (работа с приборами, постановка опытов и т.п.), коммуникативные умения старшеклассников, научить эффективно работать в команде.


Многие задания представляют собой достаточно сложные исследовательские проекты, рассчитанные именно на групповую форму деятельности учащихся. В некоторых работах, особенно в рамках социально-экологической практики, предусмотрено привлечение родителей, родственников, младших товарищей и знакомых, что также будет способствовать социализации школьников и развитию их коммуникативной культуры.

Выполнение ряда заданий требует предварительных исследований на природе, дачном участке, в местах отдыха горожан, что следует рассматривать не как перегрузку учащихся, а, скорее, приобщение их к сберегающему здоровье и содержательному досугу. Объем заданий таков, что целесообразно проводить их на сдвоенных уроках или в технологии «погружения» в период летней учебной практики, что позволит еще и увеличить время на проведение «Экологического практикума школьника» за счет часов, выделенных на учебную практику старшеклассников.

Каждая работа может иметь свое продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности школьников (подготовка олимпиадных работ по экологии и биологии, участие в конкурсах, например, Всероссийском конкурсе «Молодежь России исследует окружающую среду», конкурсе имени В.И. Вернадского и различных региональных конкурсах экологической проблематики).

Способы оценивания достижений учащихся. Выполнение намеченных образовательных результатов фиксируется по полноте и правильности выполнения заданий в представленных работах, выходу на более высокий уровень социальной активности и познавательной самостоятельности при их выполнении, по становлению экологической культуры учащихся и ее условных компонентов, указанных выше. Целесообразно использовать для изучения основных составляющих экологической культуры школьников анкету «ЭЗОП», представленную в Приложении методического пособия для учителя. Проведение анкетирования в начале работы по курсу «Экологический практикум» и на последнем занятии позволит получить представление об изменении знаний, эстетических представлений о природе, природоохранных и потребительских мотивов учащихся.


Учебная программа обеспечена учебно-методическим комплексом, включающим


  • учебное пособие для учащихся «Экологический практикум школьника»;

  • справочные материалы для школьников к учебному пособию;

  • методическое пособие для учителя

Содержание программы

Практическая работа № 1. Специфика влияния факторов городской среды на растения

Согласно последней переписи населения, 73 % населения России живет в городах. В учебниках приведены примеры влияния абиотических факторов на живые организмы, которые находятся в естественных условиях обитания. Существует ли специфика влияния факторов неживой природы на организмы, чьим местом обитания стал город? Возможно ли своими силами выявить это влияние?

Ключевые понятия и термины: абиотические и биотические факторы, антропический (антропогенный фактор), взаимодействие факторов, фитоценоз, фитоклимат, фенология, урбанофитоценоз.

Цель работы: формирование умений анализировать экологические факторы, выявлять специфику влияния абиотических и биотических факторов в городской среде.

Задание 1.1. Влияние температурного фактора на растения в городе **

Задание 1.2. Влияние биотических факторов на растительные сообщества в условиях города.*

Задание 1.3. Изучение фотопериодических явлений в жизни растений города ***



следующая страница >>