shkolakz.ru 1 ... 2 3 4 5
Тема 6. Бюджетный дефицит и бюджетная политика


Вопросы для обсуждения

1. Бюджетный дефицит и его причины.

2. Динамика бюджетного дефицита в развитых странах в ХХ веке.

3. Способы покрытия бюджетного дефицита.

4. Бюджетный дефицит и бюджетная политика России на современном этапе.

Контрольные вопросы


  1. Что означает понятие “хронический бюджетный дефицит”?

  2. В чем заключается политика дефицитного финансирования?

  3. Каким образом можно покрыть дефицит бюджета?

  4. Какова экономическая эффективность различных источников покрытия бюджетного дефицита?

  5. В чем особенности и причины бюджетного дефицита в РФ?

  6. На основе изучения экономической литературы дайте сравнительный анализ причин бюджетного дефицита 80–90-х годов ХХ столетия в странах с рыночной экономикой.

  7. Объясните, каким образом привлечение иностранного капитала поможет решить проблему бюджетного дефицита?

  8. Считаете ли Вы подобный способ борьбы с бюджетным дефицитом приемлемым для России и почему?

  9. Правомерно ли утверждение, что при любом способе покрытия бюджетного дефицита усиливается инфляция? Если “да”, то почему?

Тесты

1. Дефицит госбюджета имеет место. если:

а) государственные расходы превышают доходы, получаемые от налогов;

б) государственные расходы увеличиваются по сравнению с прошлым годом;

в) национальный долг уменьшается;

г) сокращаются налоги.

2. Задача: ВНП при полной занятости составлял бы 20 млрд. дол., но фактически он составляет 16 млрд. дол. Сумма налогов равна 10% от ВНП. Государственные расходы при этом - 1,8 млрд. дол.

а) дефицитен или нет бюджет?

б) как изменится сальдо бюджета при полной занятости?

3. Выберите правильный вариант ответа на следующее утверждение: покрытие дефицита бюджета усиливает инфляцию:


а) всегда;

б) зависит от способа покрытия дефицита бюджета;

в) зависит от уровня бюджетного дефицита;

г) данное утверждение неверно.

4. Обсудите возможности использования фискальной политики в качестве стабилизирующего фактора при различных концепциях бюджетной политики:

а) для бюджетной политики, целью которой является обязательное ежегодное балансирование бюджета;

б) для бюджетной политики, при которой бюджет балансируется в рамках экономического цикла;

в) для бюджетной политики, целью которой является стабилизация (уравновешивание) экономики в целом, а не исключительно бюджета.

Литература: 2, 10, 14, 15.

Тема 7. Налоговая система России

Вопросы для обсуждения

1. История налогообложения.

2. Налоговая система РФ.

3. Система контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.

Контрольные вопросы


  1. В чем заключается сущность налогов?

  2. Чем отличаются налоги от сборов?

  3. Что относится к элементам налогов?

  4. Что представляет собой налоговая ставка?

  5. Какие функции выполняют налоги?

  6. В чем сущность деления налогов на прямые и косвенные?

  7. Какие налоги согласно новому Налоговому кодексу относятся к федеральным, региональным, местным?

  8. Какие товары и услуги не облагаются НДС в Российской Федерации?

  9. В чем сущность акцизов?

  10. Какие существуют льготы по налогу на прибыль?

  11. Раскройте основные черты вновь созданной налоговой системы РФ.

  12. В чем смысл принципов налогообложения А. Смита?

  13. Каким образом государство регулирует налогообложение в стране?
  14. В чем специфика российского налогообложения в отличие от налогообложения зарубежных стран?


  15. В чем необходимость налогового планирования на предприятии?

  16. Раскройте основные черты вновь созданной налоговой системы РФ, принципы ее построения, а также ее плюсы и минусы.

  17. Какие изменения в налогообложении России произошли за последние годы?

  18. Прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России? Обоснуйте свой ответ.

  19. Известный американский экономист М. Фелдстайн писал: “Налоговая политика, поощряя сбережения корпораций, обязательно приведет к росту совокупных инвестиций”. Прокомментируйте ход рассуждений экономиста.

  20. Американцы считают, что при такой ставке налогов, как в Швеции, работать невозможно. Почему же “работает шведская экономика”?

  21. Иногда правительство снижает налоги, чтобы стимулировать рост потребительских расходов. Какую из функций в этом случае выполняет правительство?

Литература: 3, 8, 9, 22, 24.

Тема 8. Государственный кредит

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и функции государственного кредита.

2. Классификация государственных займов.

3. Управление государственным кредитом.


Контрольные вопросы

  1. В чем сущность государственного кредита?

  2. Что общего и каковы отличительные признаки у банковского и государственного кредита? Дайте их сравнительный анализ.

  3. Какие функции выполняет государственный кредит?

  4. В каких формах существует государственный кредит?

  5. Что понимается под государственным долгом?

  6. Как соотносятся между собой государственный кредит и государственный долг?

  7. Что такое рефинансирование государственного долга?

  8. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения?
  9. Существует ли взаимосвязь между погашением государственного долга и ростом неравенства в доходах?


  10. Приведите классификацию государственных займов.

  11. Что понимается под управлением государственным кредитом?

  12. Какие задачи решаются в процессе управления государственным кредитом?

  13. Какие органы занимаются оперативным управлением государственным кредитом?

  14. Раскройте движение внутреннего государственного долга России за последние пять лет.

  15. Охарактеризуйте основные меры в области управления государственным долгом за этот период.

  16. Определите масштабы и динамику внешнего долга России и пути регулирования этой задолженности.

Литература: 8, 9, 10.

Тема 9. Внебюджетные фонды

Вопросы для обсуждения

1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов.

2. Значение специальных фондов в финансовой системе.

3. Внебюджетные фонды Российской Федерации.

Контрольные вопросы

  1. Каково основное назначение внебюджетных фондов?

  2. Какие преимущества и недостатки внебюджетных фондов по сравнению с госбюджетом и специальными целевыми фондами Вы можете назвать?

  3. Что представляют собой социальные внебюджетные фонды?

  4. Каким образом происходит формирование социальных внебюджетных фондов и как они используются?

  5. Каков порядок образования и использования экономических внебюджетных фондов?

  6. Как Вы считаете, заинтересованы ли органы государственной власти в формировании внебюджетных фондов? Почему Вы так считаете?

  7. Правомерны ли будут действия руководства государственным Пенсионным фондом, если оно:

а) приобрело высокодоходные акции частного банка с целью пополнить ресурсы фонда;

б) выступило учредителем акционерного общества с тем, чтобы будущая прибыль могла пополнить пенсионный фонд;

в) выделило заем одному из иностранных государств, чтобы иметь в резерве Фонда конвертируемую валюту за счет выплачиваемого долга;

г) выделило средства для покупки санаторных путевок пенсионерам;

д) нашло резервы для увеличения пенсий и осуществило это в отношении беднейших граждан.

Литература: 2, 14, 15, 16.


Тема 10. Финансы хозяйствующих субъектов

Вопросы для обсуждения

1. Финансовые отношения предприятий.

2. Финансовый механизм управления предприятием.

3. Особенности финансов предприятий различных форм собственности.


Контрольные вопросы


  1. Какое место финансы предприятий занимают в финансовой системе страны?

  2. Дайте определение финансов хозяйствующих субъектов.

  3. Можно ли сказать, что финансы предприятий представляют основу финансовой системы?

  4. Какие финансовые отношения регламентируются законодательством?

  5. Дайте характеристику принципов организации финансов предприятий в условиях рынка.

  6. Какие функции выполняют финансы предприятий?

  7. Назовите и дайте характеристику основным видам финансовой деятельности предприятия.

  8. Каким образом происходит формирование ресурсов предприятия?

  9. В чем специфика финансовых отношений коммерческих предприятий и организаций? Некоммерческих организаций?

  10. Какие преимущества в управлении финансами дают общества с ограниченной ответственностью?

  11. В чем состоят особенности управления финансами в открытых акционерных обществах?

  12. В чем специфика организации финансов унитарных предприятий?

  13. Определите различия между государственными финансами и финансами хозяйствующих субъектов.
  14. Дайте характеристику основных форм некоммерческих организаций. В чем специфика организации их финансов?


  15. Что представляет собой Уставный фонд и каковы источники его образования?

  16. Что представляют собой производственные фонды и в чем заключается сущность деления их на основные и оборотные фонды?

  17. Какие отраслевые особенности влияют на организацию финансов предприятий, в чем проявляется это влияние?

  18. “Хозяйствующий субъект богат не тем, что у него есть заводы, сырье, работники, а тем, что у него есть рынки”. Как Вы понимаете данное высказывание?

  19. Что такое основной капитал и каковы его составляющие?

  20. Дайте сравнительную характеристику следующих понятий: основной капитал, основные фонды, основные средства.

  21. Проанализируйте структуру источников финансовых ресурсов различных субъектов экономических отношений (фирм, осуществляющих коммерческую и некоммерческую деятельность, общественных организаций, домашних хозяйств, страховых организаций) и заполните следующую таблицу:

Субъект экономических отношений

Источники финансовых ресурсов





С помощью схемы изобразите состав источников и направления использования финансовых ресурсов предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Укажите, какие изменения произошли в источниках и направлениях использования ресурсов с переходом к рынку.

Литература: 21, 31, 32.


Тема 11. Прибыль предприятия, ее планирование и распределение

Вопросы для обсуждения

1. Прибыль предприятия и факторы, ее определяющие.

2. Состав валовой прибыли предприятия.

3. Распределение прибыли в условиях современной системы налогообложения.

Контрольные вопросы


  1. Какую роль играет прибыль в условиях развития предпринимательства?

  2. Какие факторы влияют на величину прибыли?

  3. Что включается в состав валовой прибыли предприятия?

  4. Каким образом определяется плановая прибыль?

  5. Что представляет собой налог на прибыль предприятия?

  6. Какие существуют льготы по налогообложению прибыли предприятий?

  7. Каково значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия?

  8. Можно ли сказать, что предприятие, у которого на счетах много денег, является финансово устойчивым?

  9. Всегда ли предприятие, которое берет кредит, имеет плохое финансовое состояние?

  10. Может ли одновременно предприятие иметь хорошее финансовое состояние и финансовые трудности?

  11. Почему важно сравнивать финансовую отчетность компании с:

а) ее отчетностью за предыдущие годы;

б) отчетностью других компаний той же отрасли;

в) отчетностью компаний других отраслей?

Литература: 21, 31, 32.

Тема 12. Страхование

Вопросы для обсуждения

1. Сущность страхования и его функции.

2. Формы организации страхового фонда.

3. Страховой рынок и его структура.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается экономическая сущность страхования и каковы его функции?

2. Кто участвует в страховом процессе?

3. Что представляет собой государственный страховой (резервный) фонд? Как он формируется и каково его назначение?

4. Что представляет собой фонд риска производителя? Каким образом он формируется, какова его величина и в чем его назначение?

5. В чем заключаются особенности образования страхового фонда страховщика?

6. Каковы источники прибыли страховой компании?

7. Почему отношения между страховщиком и страхователем носят вероятностный характер?


8. Существует ли в России обязательная форма страхования?

9. Какие системы страхования применяются в практике работы страховых компаний?

10. Чем отличается условная франшиза от безусловной?

11. Проведите сравнительный анализ понятий “страховой рынок”, “финансовый рынок” и “рынок ссудных капиталов”.

12. В чем заключается разница между страховой и коммерческой деятельностью страховщика? Как взаимосвязаны страховые и коммерческие операции страховых организаций?

Литература: 8, 10, 25.

Тема 13. Финансы граждан

Вопросы для обсуждения

1. Место финансов граждан в финансовой системе.

2. Финансовый портфель гражданина и принципы его формирования.

3. Налогообложение граждан.

Контрольные вопросы


  1. Из каких источников складываются денежные доходы домохозяйств? Какую роль играет каждый из них? Как изменялась эта роль по мере формирования рыночных отношений в экономике России?

  2. Какие виды пенсий существуют в РФ?

  3. Что представляет собой минимальная заработная плата, для чего она устанавливается и надо ли ее устанавливать в законодательном порядке? Какова минимальная заработная плата в России сегодня?

  4. Чему равна средняя заработная плата в России сегодня?

  5. Что представляют собой пособия и какие среди них являются самыми распространенными в РФ?

  6. Что такое стипендия, кому она выдается и каковы ее размеры?

  7. Каким образом домохозяйства расходуют свои денежные средства?

  8. Какие налоги берутся с физических лиц?

  9. Какие льготы существуют в системе налогообложения физических лиц?

  10. Как составляется налоговая декларация?
  11. Можно ли сказать, что объем потребления материальных и нематериальных благ зависит не только от величины доходов граждан, но и от социальной политики государства?


  12. Куда, с Вашей точки зрения, надежнее вложить денежные средства гражданина: в государственные облигации или на депозитный счет в коммерческий банк? Объясните Ваш выбор.

  13. Какими принципами Вы будете руководствоваться при формировании своего финансового портфеля и почему? Объясните, как Вы понимаете каждый принцип.

  14. В чем главное отличие отношений граждан со страховым и пенсионным фондами?

  15. Каковы, на Ваш взгляд, основные направления воздействия финансовой системы страны на повышение уровня жизни граждан?

  16. Какие из социальных гарантий современного общества сохранились от прежних этапов его развития и какие вызваны переходом на систему рыночных отношений?

  17. Определите, истинны или ложны следующие высказывания:

а) потребители ограничены в том, сколько они могут потратить;

б) семейный бюджет сбалансирован, когда запланированные расходы более предполагаемого дохода;

в) у человека есть два источника получения дохода - собственность и труд;

г) зарплата - это пример получения дохода от богатства;

д) если займ дается под 2% в месяц, это значит, что он дается под 24%;

е) вещи, которые Вы исключили из Вашего бюджета, чтобы сбалансировать его, представляют собой альтернативную стоимость покупок, которые Вы сделали;

ж) в России потребители могут рассчитывать только на самих себя;

з) конкуренция между производителями наносит вред потребителю;

и) бизнесмены должны постоянно заботиться о том, чтобы быть кредитоспособными, а потребители - нет.

18. Вы живете в собственном большом доме в старом городском районе. Здесь недавно разрешено новое строительство многоэтажных домов. Стоит Вам:

а) как и прежде жить в своем доме;

б) разделить дом на несколько квартир и сдавать их;

в) снести дом и построить новый многоэтажный.

19. Если реклама предлагала вложить деньги в банк под 1000% (как это было в России в 1994 г.), а процент по межбанковскому кредиту не превышал тогда 250%, то в чем была ошибка вкладчиков такого банка?


20. В мае 1994 г. Мосимпортбанк предлагал 30000% по вкладам на 5 лет при поквартальном начислении процентов. Сколько процентов за квартал предлагал банк по своей ставке? А если бы клиент выбрал банк с 50%-й ставкой за квартал, то выиграл бы он?

21. Гражданин располагает капиталом в 10 млн. руб. Он может вложить их в депозит сразу на год при ставке банка 70% годовых или производить вложения по кварталам при ставке 60% годовых, что составляет 15% в квартал. Определить капитал и доход гражданина к концу года по первому и второму варианту. Какой вариант выгоднее и насколько?

22. Приватизированная квартира принадлежит семье из 4 чел., один пенсионер. Стоимость квартиры по инвентаризации 80400 тыс. руб. Чему равен налог на квартиру, если ставка равна 0,1% от стоимости, а пенсионеры его не уплачивают.

Литература: 8, 17.

Учебные задания для студентов очно/заочной формы обучения

Тема 1. Государственные и муниципальные финансы

Вопросы для обсуждения

1. Содержание государственных и муниципальных финансов.

2. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ.

3. Доходы и расходы бюджетов различных уровней.

4. Дефицит государственного бюджета.

Контрольные вопросы


  1. На основе публикуемых в периодической печати данных по бюджетам различных уровней покажите, как используется принцип фискального федерализма в построении финансовой системы России.

  2. “В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.” В чем конкретно Вы видите проявление новизны финансового механизма в этом плане?
  3. Изменилась ли роль бюджета в экономической жизни общества XX века?


  4. Можно ли утверждать, что государственный бюджет и сейчас остается центральным звеном финансовой системы? Обоснуйте свой ответ.

  5. Почему сводный финансовый план государства принято составлять в форме баланса?

  6. В составе государственного бюджета принято специально выделять резервный фонд. Есть ли в этом действительная необходимость? Ведь и без того дефицит государственного бюджета весьма велик.

  7. Изучив экономическую литературу по данной проблеме, проанализируйте основные функции государственного бюджета. Какие из них, на Ваш взгляд, действительно присущи государственному бюджету Российской Федерации? Объясните свою позицию.

  8. Доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, постоянно возрастает. Эта тенденция является общей для всех стран в XX веке. Если в начале века через государственный бюджет перераспределялось 7–15% национального дохода, то во второй половине XX века эта доля по отдельным странам доходит до 30–60%. Каковы причины развития данной тенденции?

  9. Возможно ли снижение доли национального дохода, распределяемого через государственный бюджет, в ближайшем будущем в развитых капиталистических странах?

  10. Как Вы можете объяснить то, что в рыночной экономике основным источником доходов бюджета являются налоги? Покажите эффективность данной системы построения доходной базы бюджета.

  11. На основе изучения экономической литературы дайте сравнительный анализ причин бюджетного дефицита 80–90-х годов ХХ столетия в странах с рыночной экономикой.

  12. Правомерно ли утверждение, что при любом способе покрытия бюджетного дефицита усиливается инфляция? Если “да”, то почему?

  13. В чем отличие рефинансирования государственного долга от его погашения? Существует ли взаимосвязь между погашением государственного долга и ростом неравенства в доходах?
  14. Раскройте движение внутреннего государственного долга России за последние пять лет. Охарактеризуйте основные меры в области управления государственным долгом за этот период.


  15. Определите масштабы и динамику внешнего долга России и пути регулирования этой задолженности.

Литература: 11, 12, 18, 35


Тема 2. Налоговые взаимоотношения предприятий с бюджетом

Вопросы для обсуждения

1. Налоговая система РФ.

2. Федеральные налоги, налоги субъектов Федерации, местные налоги.

3. Таможенные пошлины.

4. Система контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.

Контрольные вопросы

  1. Раскройте основные черты вновь созданной налоговой системы РФ, принципы ее построения, а также ее плюсы и минусы.

  2. Прогрессивный или регрессивный характер носит в целом налогообложение в России?

  3. Известный американский экономист М. Фелдстайн писал: “Налоговая политика, поощряя сбережения корпораций, обязательно приведет к росту совокупных инвестиций”. Прокомментируйте ход рассуждений экономиста.

  4. Американцы считают, что при такой ставке налогов, как в Швеции, работать невозможно. Почему же “работает шведская экономика”?

  5. Иногда правительство снижает налоги, чтобы стимулировать рост потребительских расходов. Какую из функций в этом случае выполняет правительство?

  6. Почему косвенные налоги называют косвенными?

  7. Можно ли утверждать, что налог на добавленную стоимость составляет основную долю налоговых доходов государственного бюджета?

8. Какие последствия из перечисленных ниже будет иметь повышение налога на землю:

а) сокращение занятости в сельском хозяйстве;

б) уменьшение доходов фермеров;

в) повышение квартирной платы и стоимости жилья;

г) лучшее использование земли;

д) повышение цен на национальную сельскохозяйственную продукцию до уровня цен импортных продуктов;

е) сокращение строительства новых объектов в промышленности, торговле, сфере услуг?


9. Какие из перечисленных ниже налогов могут быть перенесены на конечного потребителя:

а) акцизы;

б) налоги на наследство и дарения;

в) налог на добавленную стоимость;

г) налог на прибыль предприятий;

д) налог на личные доходы;

е) социальные взносы?

Методические указания к выполнению

курсовой работы

Завершающим этапом изучения дисциплины является выполнение курсовой работы. Она позволяет судить о том, насколько студент освоил курс и как он может использовать полученные в процессе изучения дисциплины знания для решения конкретных задач по повышению эффективности производства на предприятиях различных форм собственности.

В процессе выполнения курсовой работы студент углубляет полученный теоретический материал. Курсовая работа является частью самостоятельной работы студента, формой развития навыков его научной работы.

Требования, предъявляемые к курсовой работе:

- она должна быть написана на основе обобщения теоретических материалов по выбранной теме с привлечением соответствующих методических и нормативных документов;

- курсовая работа готовится самостоятельно и должна отличаться критическим подходом к оценке действующей практики в области денежного обращения, финансовой и кредитно-денежной систем;

- работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемым к курсовым работам.

Подготовка курсовой работы включает несколько этапов: выбор проблемы, подбор и знакомство с литературой по избранной теме, составление рабочего плана, изучение нормативных документов, их систематизация и обобщение, написание работы, ее защита.


Выбор темы курсовой работы

Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателем. Студент может выбрать любую тему для своей курсовой работы по согласованию с лектором потока или руководителем практических занятий.


При выборе темы необходимо учитывать интерес, вызванный изучением экономической литературы и периодики, опытом прошлой работы, обсуждением вопросов на семинарских занятиях.

Тема курсовой работы и конкретные сроки ее написания определяются ее руководителем.


Подбор литературы и ознакомление с ней

Литературные источники подбираются после выбора темы. Студенту необходимо научиться пользоваться библиотечными каталогами и библиографическими справочниками.

Работая в библиотеке с предметно-тематическим каталогом, целесообразно ознакомиться с разделами, соответствующими теме курсовой работы. Следует подбирать литературу, освещающую как теоретическую, так и практическую сторону вопроса. Особое внимание необходимо уделить изучению нормативных документов, периодической литературы за последние 2–3 года.

Просматривая каталог, имеет смысл создавать картотеку источников. Это поможет в дальнейшей работе над курсовыми работами и дипломным проектом.

Ознакомление с литературой необходимо для оценки ее соответствия выбранной теме, а также получения представления о круге вопросов, охватываемых темой. Это поможет при составлении рабочего варианта плана курсовой работы.

Самостоятельная работа с нормативными документами, экономической литературой и периодическими изданиями предполагает систематическое получение консультаций у руководителя работы.


Составление рабочего плана

На основе ознакомления с литературой целесообразно продумать план курсовой работы, который должен состоять из введения, 2–3 глав, подразделяемых на параграфы, заключения и библиографии.

При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных главах и параграфах, а также последовательность их изложения.

План работы, согласованный с руководителем, должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание,



Изучение литературных источников

Изучая литературу, студент составляет рабочие записи. Это могут быть выписки или краткое изложение примеров и фактов, которые будут использованы в дальнейшем. Необходимо не забывать записывать названия источников и издательства, страницы, откуда заимствованы записи, чтобы в будущем не пришлось вновь искать первоисточники.

Можно систематизировать полученные сведения по разделам работы. Составив конспект того или иного источника, следует продумать вопрос, где могут быть использованы полученные сведения. На основе анализа отобранного материала можно более основательно раскрыть вопрос темы, дать сравнительный анализ различных точек зрения.

При изучении литературы рекомендуется соблюдать последовательность, начиная с монографических работ и нормативных актов, и заканчивая учебными пособиями и журнальными статьями.

После систематизации литературы возможны изменения первоначального плана курсовой работы. Новый план должен быть согласован с руководителем.


Написание курсовой работы

Объем работы должен составлять около 20 страниц машинописного текста.

Материал в курсовой работе располагается следующим образом: титульный лист (см. приложение), план, текстовое изложение работы, список литературы, приложения.

Работа выполняется на одной стороне листа, по обеим сторонам которого оставляются поля шириной 3–4 см слева и 1–1,5 см справа. Листы нумеруются начиная со второй страницы. Каждая глава и параграф в тексте должны иметь заголовок в соответствии с планом

Во введении раскрывается значение избранной темы, ее актуальность, определяются поставленные задачи.

В первой главе работы раскрывается ее содержание. В последующих главах вопросы рассматриваются с точки зрения состояния разработки теоретических аспектов, связанных с переходом к рыночным отношениям. Для повышения наглядности содержания работы желательно использовать табличный материал, схемы, графики. Если в работе имеются приложения, то они должны быть пронумерованы, а в тексте сделаны ссылки на них. При использовании статистических данных следует обратить внимание на их актуальность, так чтобы эти цифры отражали развитие экономических процессов за последние два–три года.


Главы курсовой работы должны быть взаимосвязаны, что достигается с помощью логических переходов от одного параграфа к другому.

В заключении следует сделать выводы и изложить предложения, направленные на совершенствование действующей практики в области денежного обращения, финансов и кредита.

В конце работы приводится список использованной литературы: нормативные акты, монографии, учебные пособия, периодика.

Цифровые данные в систематизированном виде представляются в виде графиков, таблиц, схем с порядковыми номерами, заголовоками и ссылками на источник. Цифровой материал должен соответствовать содержанию курсовой работы.

Приводимые цифровые данные, выводы других авторов должны иметь сноски на источники, из которых они были взяты. Эти источники включаются в список использованной литературы.

В списке литературы приводятся действующие нормативные акты, справочники, специальная литература, периодические издания с указанием года и месяца их выпуска. Литература приводится в алфавитном порядке с указанием автора, названия работы, издательства, места и года издания.

Оформление выполняется в соответствии с установленными требованиями. На последней странице работы обязательна подпись студента.


Защита курсовой работы

Работа должна быть выполнена в установленные сроки. Руководитель курсовой работы до защиты дает отзыв на выполненную работу, где отмечает ее достоинства и недостатки.

Защита курсовой работы проходит в виде собеседования по рассматриваемой проблеме. Цель защиты состоит в том. чтобы выявить объем, глубину и самостоятельность знаний студента по выбранной теме. Студент должен кратко изложить основные положения своей работы, ответить на вопросы членов комиссии и на замечания своего руководителя.

Студент, не защитивший курсовую работу в срок, считается имеющим академическую задолженность.

Темы курсовых работ


  1. Финансы и финансовый механизм в современной России.

  2. Финансовый рынок и его развитие в современной России.

  3. Российская финансовая система в современных условиях.

  4. Местное самоуправление в Российской Федерации.

  5. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ.

  6. Исполнение Федерального бюджета РФ текущего года.

  7. Обсуждение Федерального бюджета на предстоящий год.

  8. Бюджетный дефицит и бюджетная политика в современной России.

  9. Бюджетный дефицит и способы его преодоления в зарубежных странах.

  10. Государственный внутренний долг современной России и управление им.

  11. Региональные и муниципальные займы в Российской Федерации.

  12. Эволюция налоговой системы в России.

  13. Особенности современной налоговой системы России.

  14. Налоговая система России после принятия нового Налогового кодекса.

  15. Сравнительный анализ налогообложения предприятия до и после принятия нового Налогового кодекса.

  16. Местные налоги в Российской Федерации.

  17. Система контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.

  18. Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации.

  19. Финансовые ресурсы предприятия и источники их формирования в условиях рыночных реформ.

  20. Сравнительный анализ организации финансов акционерных и государственных предприятий.

  21. Финансы некоммерческих организаций.

  22. Финансово-кредитное стимулирование развития малого и среднего бизнеса в России.

  23. Финансирование затрат на производство и реализацию продукции в промышленности.

  24. Рынок ценных бумаг и финансовые вложения предприятий.

  25. Роль прибыли в условиях развития предпринимательства.
  26. Взаимоотношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами в Российской Федерации.


  27. Финансовые проблемы банкротства предприятий.

  28. Финансовый менеджмент как система управления движением ресурсов предприятия.

  29. Роль финансового менеджмента в организации финансовой работы на предприятии.

  30. Страховые компании на российском рынке: состояние и перспективы.

  31. Пенсионные фонды на российском рынке: состояние и перспективы.

  32. Инвестиционные компании на российском рынке: состояние и перспективы.

  33. Процесс формирования и использования доходов граждан.

  34. Денежные доходы домохозяйств и их структура.

  35. Финансовый портфель гражданина и принципы его формирования.

  36. Сбережения домохозяйств и потребительский кредит.

  37. Россия и международные финансовые институты: проблемы взаимодействия.

  38. Мировой кредитный и финансовый рынок: состояние и перспективы.

  39. Государственная задолженность США: стимул или тормоз экономического развития?

  40. Проблемы внешней задолженности России.

вопросы для подготовки к экзамену

  1. Финансы как особая форма экономических отношений.

  2. Сущность финансов и их функции.

  3. Понятие финансовой системы, ее элементы.

  4. Условия возникновения финансов и их признаки.

  5. Финансы России в современных условиях.

  6. Финансы в общественном воспроизводстве.

  7. Финансовая политика государства и ее инструменты.

  8. Управление финансами и финансовый контроль.

  9. Государственный финансовый контроль.

  10. Внутрифирменный финансовый контроль.

  11. Централизованные финансы их структура и функции.

  12. Экономическое содержание бюджета.

  13. Функции бюджета и методы его формирования.
  14. Доходы и расходы государственного бюджета, их специфика в различных странах.


  15. Бюджетное устройство Российской Федерации.

  16. Бюджетная система РФ и межбюджетные отношения.

  17. Принципы бюджетного устройства.

  18. Консолидированный бюджет и его назначение.

  19. Федеральный бюджет РФ текущего года.

  20. Формирование Федерального бюджета.

  21. Расходы Федерального бюджета.

  22. Особенности формирования и использования региональных бюджетов.

  23. Особенности формирования и использования местных бюджетов.

  24. Бюджетная классификация и ее виды.

  25. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

  26. Исполнение бюджета.

  27. Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета.

  28. Дефицит бюджета: причины и источники финансирования.

  29. Государственный кредит. Классификация займов РФ, займы территорий.

  30. Государственный внутренний и внешний долг.

  31. Управление государственным долгом.

  32. История налогообложения.

  33. Сущность и функции налогов.

  34. Виды налогов.

  35. Налоговая система Российской Федерации.

  36. Характеристика прямых налогов РФ.

  37. Характеристика косвенных налогов РФ.

  38. Оптимизация налогообложения.

  39. Налоговое планирование на предприятии.

  40. Система контроля за налоговыми поступлениями в бюджет.

  41. Налогообложение в зарубежных странах.

  42. Сущность и назначение внебюджетных фондов.

  43. Экономические внебюджетные фонды.

  44. Распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

  45. Сущность и значение финансов предприятий.

  46. Формирование финансовых ресурсов предприятия и направления их использования.

  47. Принципы формирования финансов предприятий в условиях рынка.
  48. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм.


  49. Структура финансов предприятия.

  50. Показатели финансовой деятельности предприятии.

  51. Прибыль предприятия и ее функции.

  52. Роль финансового менеджмента в финансовой деятельности предприятия.

  53. Финансы некоммерческих организаций.

  54. Сущность страхования и формы организации страхового фонда.

  55. Экономическая сущность страхования, его необходимость и функции.

  56. Виды и формы страхования. Системы страхования.

  57. Финансовые основы страховой деятельности.

  58. Денежные доходы домохозяйств и их структура.

  59. Денежные расходы домохозяйств и их структура.

  60. Финансовый портфель гражданина и его структура.



ЛИТЕРАТУРА


НОРМАТИВНАЯ

  1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2. 1996 г.

  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М., 1998.

  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1,2. – М., 2000.

  4. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» № 1734-1 от 10.10.91 г. с изм. и доп.

  5. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» № 126–ФЗ от 25.09.97 г. // СЗ. – 1997. – № 39. – Ст. 4464.

  6. Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» № 115–ФЗ от 15.08.96 г. с изм. и доп. от 26.03.98 г. № 31–ФЗ

  7. Федеральный закон «О Федеральном бюджете …на текущий год»


ОСНОВНАЯ

  1. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит: Учеб пособие. - М.: Юриспруденция, 2003.

  2. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского и др. – М.: Перспектива, 2002.

  3. Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. С.И. Лущина и др. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2002.
  4. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2001.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

  2. Баранова Л.Р. и др. Бюджетный процесс в РФ: Учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2000.

  3. Бюджетная система РФ: Учеб. / Под ред. проф. М.В. Романовского и др. – М.: Юрайт, 2000.

  4. Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2000.

  5. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2002.

  6. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997.

  7. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. – СПб.: Политехника, 2000.

  8. Кравченко Н. Управление финансами. – Новосибирск, 1996.

  9. Мартыненко А.В. Основы социального страхования: Учеб. пособие – М.: Союз, 2000.

  10. Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  11. Нестеров Ю.В., Плотников А.Н. Налогообложение предприятий, учреждений, организаций: Учеб. пособие. – Саратов, 2001.

  12. Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы и статистика, 2001.

  13. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. – М.: Финстатинформ, 2000.

  14. Федорова Т.А. Страхование в условиях рыночной экономики: принципы и практика: Учеб. пособие. – СПб.: СПб. ун-т экономики и финансов, 2000.

  15. Финансовое планирование и контроль. – М.: ИНФРА, 2000.

  16. Финансовое управление компанией. – М.: Правовая культура, 2000.

  17. Финансы: Учеб. / Под ред. В.М. Родионовой. – М: Финансы и статистика, 2001.
  18. Финансы: Учеб. пособие. / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 1999.


  19. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

  20. Финансы предприятий: Учеб. для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; Под ред. Н.В. Колчиной. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

  21. Шуляк П.Н. Финансы предприятий: Учеб. – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000.


Периодическая

Вопросы экономики.

Мировая экономика и международные отношения.

Финансы.

ЭКО.

Экономист.

Финансовая газета.

Экономика и жизнь.

Приложение


ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

имени А.С. Грибоедова


КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

“ФИНАНСЫ”

на тему


__________________________________________

__________________________________________


Студент ___________________

ФИО

Руководитель ___________________

ФИО


Москва 2003


Составители М.А. Абрамова, Л.С. Александрова


Сборник МЕТОДИЧЕСКИх
мАТЕРИАЛов



по курсу


ФИНАНСы




Для студентов юридического факультета


Редактор Л.А. Юрганова

Компьютерная верстка Н.В. Аднорал

___________________________________________________________________

Подписано в печать 25.11.2002. Формат 60х90/16

Объем 1,75 п.л. Тираж 420 экз.

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Лицензия № 00258 от 11.11.99

105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2/1

<< предыдущая страница