shkolakz.ru 1
Программа элективного курса


«Основы научно-исследовательской деятельности»

Для учащихся 5-11 классов


В настоящее время исследовательскую деятельность учащихся мы рассматриваем как новую педагогическую технологию.

Определяя понятие «деятельность», мы его рассматриваем как «созидание, обнаружение, проявление и определение субъекта» (Рубинштейн С.Л.)

Исследование определяется как творческий процесс понимания мира, себя и бытия, себя в мире.

Исследовательская деятельность учащихся – это творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Исследовательская деятельность учащихся не может быть абстрактной, необходимо понимание сути проблемы. Задача учителя – найти совместное решение с учеником, в формуле сотрудничества должен быть заложен принцип «равноправия».

При постановке проблемы особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста вообще и конкретного человека в частности.

Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:


  • Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)

  • Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)

  • Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)

  • Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)

Научно-исследовательская работа учащихся является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.


Для более успешной организации этого процесса представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).


Цели курса:


  • Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);

  • Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.

  • Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;

  • Научить учащихся работать с различными источниками информации.

  • Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

  • Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей

 Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.

Программа элективного курса НИД рассчитана на 20ч (1 час в неделю).

Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности учащегося, наличия материала, его доступности.

Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-практических конференциях, защиты работы на зачетном занятии.

По окончании курса учащийся будет знать понятийный аппарат для ведения научной работы; сущность и виды научно-исследовательской работы; методы и принципы исследования; требования к написанию и оформлению реферата.



Учащийся научится:


  • методам обработки информации из различных источников;

  • методам решения экспериментальных задач;

  • методам рационального запоминания;

  • навыкам публичных выступлений.

Получит возможность:

  • работать с разными источниками;

  • определять объект и предмет, методы исследования;

  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,

  • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;

  • Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.

  • работать с программой Microsoft Office Power Point.

Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.

Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).

Тематическое планирование элективного курса НИД



Тема. Основное содержание

Кол-во часов

Форма

1.

Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.

1

Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.

Тестирование

2

Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.


1

Лекция.

Практическая работа

3

Определение объекта и предмета исследования.

1

Логическая цепочка научного познания.

4.

Методы исследования:

  • понятие о методах исследования;

  • эмпирические методы;

  • теоретические методы.

2

Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках)

5

Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.

1

Лекция.

Практическая работа.

6

Структура научно-исследовательской, проектной работы.

2

Лекция.

Практическое занятие

7

Работа с программой Power Point

2

Лекция. Практическая работа в компьютерном классе.

8

Защита мини-исследования

1

Мастер-класс «Оратор», «Имидж»

9

Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.

1

Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет


10

Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.

1

Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации.

11

Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.

1

Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».

12

Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне)

1

Беседа, практикум

13

Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного.

1

Лекция.

Мастер-класс «Оратор»

14

Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)

1

Лекция.

Практическая работа.

16

Психологический тренинг «Как добиться успеха»

1

Морально-психологический настрой, требования к подаче материала, четкость, логичность, лаконичность выступления, аргументированность, готовность ответить на вопросы, культура изложения материала, владение аудиторией.


17

Защита работы.

1

Зачет, рекомендации

20

Итого

20

 



Список литературы

  1. Айзенк З., Ганс Ю. Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М: АСТ, 1998. –199с.

  2. Барретт С. Тайны мозга: Как развить свои умственные способности: С-Пб: Питер Паблишинг, 1997. – 160с.

  3. Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.

  4. Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард, 1999.

  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.

  6. Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.

  7. Гаев П.А. и другие. Научно–исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. – Пенза, 2001.

  8. Глаголев М.В., Кочкина Г.А. Проблема объективности оценки результатов исследований учащихся на конференциях. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

  9. Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Про­свещение, 1996–114с.

  10. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.

  11. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М., //Народное образование. – 2001.
  12. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.


  13. Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.

  14. Поддьяков А. Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

  15. Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.

  16. Ресурсы Интернет www.researcher.ru