shkolakz.ru 1

Развернутая аннотация магистерской программы

(сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения)

Название программы: Социолингвистика и философия языка

Направление: Философия


Руководитель программы: Найман Евгений Артурович, доктор. филос. наук, профессор

Цель создания магистерской программы

Создание магистерской программы «Социолингвистика и философия языка» имеет главной целью подготовку высококвалифицированных специалистов по социолингвистике и философии языка, направленых на усиление практикооринтированной направленности гуманитарного знания, обладающих лингвофилософскими компетенциями специалистов социально-гуманитарной сферы; расширенным исследовательским инструментарием специалистов социально-гуманитарной сферы.

Конкретный механизм решения этих задач связан с усилением междисциплинарной подготовки специалистов в области применения социогуманитарного знания и разработки и решения проблем, связанных с языковыми процессами в современном обществе.


    1. Концепция магистерской программы

О том, чем обусловлена необходимость создания магистерской программы

Магистратура «Социолингвистика и философия языка» была открыта в связи с активным развитием философских исследований на Философском факультете ТГУ и необходимостью представить их на вновь созданном образовательном уровне. В сложившейся ситуации огромного интереса к языковой проблематике гуманитарная мысль создала особую научную дисциплину – «Социолингвистику». Социолингвистика получила широкое развитие во всем мире и является одной из важнейших составляющих современного социального познания. Ее основная цель – всестороннее изучение отношений между языком и обществом, анализ взаимосвязи лингвистической и социальной информации. Предметная область социолингвистики располагается на границе таких наук как лингвистика, социология, антропология, социальная психология, политология и история. Социолингвистика направлена на анализ таких актуальных проблем как: язык и социально-классовая структура общества, язык и власть, язык и гендер, язык и этничность, языковое планирование, языковая политика и др. В ее компетенцию входят практически все вопросы теории и практики языковой коммуникации: принципы и правила речевого взаимодействия, теория вежливости, дискурсивный анализ, проблемы этнографии речи и невербальной коммуникации. Диапазон интересов социолингвиста очень широк: от изучения языковых контактов, языковых сдвигов, смерти и возрождения языков до исследования городских диалектов и особенностей мужской и женской речи. Социолингвистика имеет ярко выраженную практическую направленность, выраженную в развитой методологии полевых исследований. Открывая фундаментальные способы воздействия языка на систему взаимоотношений между людьми, социолингвистика призвана регулировать развитие языка и совершенствовать речевое поведение человека, предотвращая коммуникативные неудачи и языковые конфликты.


    1. Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Необходимость подготовки магистров — специалистов по преподаванию философских дисциплин (а это и философия, и логика, и культурология, и концепции современного естествознания, и этика), которые входят в государственный образовательный стандарт практически всех (в том или ином наборе) специальностей, в современных условиях вызвана ростом потребности в формировании мировоззренческих и гносео-методологических и праксиологических установок. Современное российское образование остро нуждается: в высокопрофессиональных преподавателях гуманитарных дисциплин; в повышении качества научных исследований в сфере социолингвистики; в значительном повышении гуманитарной культуры выпускников вузов; в анализе и выработке ценностных ориентиров специалистов в самых различных профессиональных сферах — образования, особенно высшего, политики, государственного управления, бизнеса, права и др..

Для формирования квалифицированных специалистов, соответствующих такому социальному запросу, требуется значительно более углубленная профессиональная подготовка, чем это возможно в рамках бакалавриата или пятилетней программы подготовки специалистов.

Программа ориентирована на подготовку специалистов в области, имеющей жизненно важное значение для развития системы высшего образования в России, так как при реализации программы перехода на болонскую систему высшего образования стране требуются профессорско-преподавательские кадры, готовые преподавать гуманитарные дисциплины без прежней идеологической зашоренности и хорошо разбирающиеся в реалиях современной жизни.

Потребность страны в высококвалифицированных преподавателях гуманитарных дисциплин очевидна, а в условиях реализации национального проекта "Образование" имеются шансы, что эта потребность будет подкреплена и достойной заработной платой


    1. Условия обучения

Срок обучения - 2 года (4 семестра).

Форма обучения: очная

    1. Набор студентов и требования к поступающим в магистратуру

Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний на уровне бакалавриата по направлению «Философия. Количество мест: бюджетных и др.): 3 бюджетных места.

    1. НИР выпускающей кафедры, факультета (являющиеся базовыми для реализации магистерской программы)

Направления НИР и краткие описания.

Исследовательские усилия коллектива сосредоточены на философских традициях XIX-XXI вв., имеющих большие (и ещё мало освоенные в России) идейные и методологические ресурсы для развития, как современной философии, так и конкретно-научных дисциплин (от информатики, социологии, политологии до психологии, истории, лингвистики, искусствоведения и др.). Сотрудники кафедры успешно разрабатывают проблемы новых онтологий: философии языка, философии сознания. Анализ культуры, общества, личности, истории в разнообразных модификациях сознания и языка, даёт возможность углубленного исследования региональных онтологий и повседневных практик.

Основные исследования проводятся по следующим направлениям:

  • философия языка

  • аналитическая философия, её истоки;

  • структуралистская и постструктуролистская традиции в истории философии;

  • феноменолого-герменевтическая традиция в истории философии;

  • отечественная философская мысль, в том числе и религиозно ориентированная.



7. Кадровая, методическая и материально-техническая базы магистерской программы: Профессорско-преподавательский состав

Фамилия, Имя, Отчество


Научная степень

Должность

Аванесов Сергей Сергеевич

доктор филос. наук

профессор

Ладов Всеволод Адольфович

доктор филос. наук

профессор

Найман Евгений Артурович

доктор филос. наук

профессор

Петрова Галина Ивановна

доктор филос. наук

профессор

Суровцев Валерий Александрович

доктор филос. наук

профессор

Сыров Василий Николаевич

доктор филос. наук

профессор

Борисов Евгений Васильевич

канд. филос. наук (защитил докторскую.)

доцент

Калачикова Ольга Николаевна

канд. филос. наук


доцент

Мазаева Ольга Геннадьевна

канд. филос. наук

доцент

Макаров Вадим Фролович

канд. псих. наук

доцент

Иванова Вера Степановна

канд. филос. наук

доцент

Свистунов Валерий Николаевич

канд. филос. наук

доцент

Степаненко Сергей Борисович

канд. филос. наук

доцент

Кирсанов Олег Иванович

канд. филос. наук

доцент

Эннс Ирина Андреевна

канд. филос. наук

доцент

Нестеренко Вероника Сергеевна




ст. преп.

Пирогов Сергей Владимирович





ст. преп.



Инновационные технологии обучения: В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 030100 «Философия» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Поэтому в рамках данного учебного курса семинарские занятия предусматривают такие формы работы, как круглый стол, дискуссия, работа в малых группах и т.п.

Возможные места практики: академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем, учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования

Кафедра и иные структурные подразделения, реализующие программу: Магистерская подготовка по данной магистерской программе осуществляется на базе кафедры истории философии и логики философского факультета Томского госуниверситета. В соответствии с профилем данной основной образовательной программы к обучению привлекаются педагогические кадры двух выпускающих кафедр: истории философии и онтологии, теории познания и социальной философии, а также преподаватели психологического факультета и факультета иностранных языков.


Лаборатории и оборудование: Магистерская подготовка по программе обеспечена всеми необходимыми материально-техническими средствами, включая компьютерный класс, проекционное оборудование, интерактивную доску и планшет, оборудование для организации аудио- и видеоконференций, для проведения практических занятий по обработке различных видов информации.

Учебно-методическое обеспечение программы представлено комплектом учебно-методических пособий, заданий для практических занятий, методических рекомендаций по всем учебным дисциплинам как в печатном, так и в электронном виде. Кафедра располагает собственной библиотекой.


Для магистрантов открыт доступ к ресурсам Научной библиотеки ТГУ, библиотечный фонд которой составляет 3,7 млн. томов по различным отраслям знаний, включая более 500 000 учебников. В электронной библиотеке университета объём электронных ресурсов составляет свыше 260 тыс. названий полнотекстовых журналов и полнотекстовых документов (авторефераты, учебно-методические пособия и т.д.). Организован свободный доступ к удаленным базам данных, мировым информационным ресурсам, что существенно расширяет информационные возможности слушателей и способствует повышению качества обучения.

Гарантирован высокоскоростной доступ в Интернет


  1. Содержание программы и общая характеристика учебного плана

Перечень и краткое описание курсов, их место в рамках программы с указанием количества академических часов, отведенных на каждый.:

В учебном плане отображена логическая последовательность освоения циклов и разделов ООП (дисциплин, модулей, практик, НИР), обеспечивающих формирование компетенций, указана общая трудоемкость дисциплин, модулей, практик, НИР в часах.

В базовой части профессионального цикла указан перечень базовых дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В вариативных частях учебных циклов указан перечень и последовательность модулей и дисциплин с учетом рекомендаций ПрООП ВПО и особенностей данной магистерской программы.

Основная образовательная программа содержит дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем учебным циклам ООП. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся установлен решением Ученого совета философского факультета Томского государственного университета.

Для каждой дисциплины, модуля, практики указываются виды учебной работы и формы промежуточной аттестации.

При составлении учебного плана вуз руководствовался общими требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированными в разделе 7.1 ФГОС ВПО по направлению подготовки.


Наряду с Учебным планом магистерской программы «История философии» для каждого обучающегося в магистратуре разрабатывается индивидуальный план подготовки магистра в соответствии с утвержденной формой и регламентом.



№№

п/п

Наименование циклов, модулей, дисциплин, практик, НИР

В

часах общ./ ауд.

Распределение по семестрам, виды и формы промежуточной аттестации

1

2

3

4

Виды уч. работы

Формы промеж.ат.

М.1

Общенаучный цикл (15-20)

























Базовая часть




















1

Педагогика высшей школы

36/12

+










ЛС

3

2

Теория и практика аргументации

72/24

+










ЛС

Э

3

Компьютерные технологии в науке и образовании

36/18

+










ЛСПз

З

4

Методика преподавания философии в ВУЗе 1

36/12

+








ЛСПз


З




Вариативная часть, в том числе дисциплины по выбору студента






















5

Теоретическая лингвистика

108/36







+




ЛС

Э

6

Творчество: возможности и границы

36/12

+










ЛС

З

7

Иностранный язык

108/36

+

+







СПз

ЗЭ

8


Методика преподавания философии в ВУЗе 2

36/12

+










ЛСПз

З

Курсы по выбору






















9

Социология города

72/24







+




ЛС

З




Теория вежливости. Этноэтикет
















ЛС




10

Логика и методы анализа естественного языка

72/24



+







ЛС

З




Семиотика
















ЛС




11

Историческая типология культур

72/24

+










ЛС

З




Семантика и онтология
















ЛС




М.2.

Профессиональный цикл (40-45)























Базовая часть






















2.1

Новейшие тенденции и направления зарубежной философии

288/96




+

+




ЛС

ЭЭ

2.2

Современные проблемы философии

252/84




+

+




ЛС

ЗЭ




Вариативная часть























Специальные дисциплины магист.пр.























2.3

Дискурсивный анализ

72/24

+










ЛС

З

2.4

Методология организации философского исследования(семинар по магистерской диссертации)

36/12










+

СПз

З

2.5

Невербальная коммуникация

72/24




+







ЛС

З

2.6

Лингвистическая антропология

144/48








+




ЛС

Э

2.7

Микросоциолингвистика

144/48







+




ЛС

Э

2.8

Макросоциолингвистика

144/48




+







ЛС

Э

2.9

Теория субъективности Д.Дэвидсона

72/24




+







ЛС

З




Курсы по выбору




















2.12

Онтология У.Куайна

72/24







+




ЛС

З




Философская герменевтика
















ЛС




2.13

Городская диалектология

72/24




+







ЛС

З




Проблема релятивизма в современной онтологии
















ЛС


2.14


Прагматическая теория значений

108/36

+










ЛС

З




Методы полевых исследований
















ЛС




М.3.

Практики и научно-исследовательская работа






















3.1

Педагогическая практика (10 недель)

540

+

+







ЛПз

ЗЗ

3.2

Научно-исследовательская практика (4 недели)


216/10










+

ЛПз

З

3.2

Научно-исследовательская работа в семестре

612/8

+

+

+

+

С

ЗЗЗЗ

3.3

Подготовка магистерской диссертации (12 недель)

648










+




З

М.4

Итоговая государственная аттестация

144






















Общая трудоемкость основной образовательной программы






















Предназначение и задачи научно-исследовательской практики: Научно-исследовательская практика призвана обеспечить тесную связь между научно-теоретической и практической подготовкой магистрантов, дать им первоначальный опыт практической деятельности в соответствии со специализацией магистерской программы, создать условия для формирования практических компетенций. В результате прохождения практики студент должен собрать материал, необходимый для выполнения выпускной квалификационной работы.

Задачи научно-исследовательской практики:

– квалифицированный анализ и интерпретация различных типов философских текстов;

– создание, редактирование, реферирование и систематизирование деловой документации в сфере профессиональной деятельности;

– продуцирование самостоятельных, обладающих теоретической и практической ценностью, конструктов – деловой документации, научных, философских и публицистических текстов;

– участие в разработке издательских и иных проектов


  1. Перспективы научно-исследовательской деятельности в связи с развитием ТГУ и потребностями Томского региона

Для ТГУ, вузов города и региона готовятся, и будут готовиться, кадры высшей квалификации (через аспирантуру, соискательство). Выпускники магистратуры чаще всего качественно и в срок защищают кандидатские диссертации. Кафедра истории философии и логики не теряет связи с выпускниками прошлых лет, работающих в разных городах РФ, поддерживает их в деле подготовки диссертаций, привлекает к участию в теоретических семинарах и конференциях, в том числе и международных, проводимых кафедрой.


В научно-исследовательской деятельности за последние 5 лет в работе по исследовательским грантам «Ведущей научной школы», «НОЦ», РГНФ принимали активное участие аспиранты и магистранты кафедры. Эта работа также будет продолжена.

В последние годы налаживаются научные и образовательные связи с рядом зарубежных образовательных и научно-исследовательских центров (Англия, Германия, Голландия, Франция и др.). Будут изыскиваться возможности использовать исследовательские контакты для организации стажировок и для магистрантов.

Кроме того, будет налажена работа по привлечению в магистратуру по истории философии выпускников философской специальности городов Сибири, Дальнего Востока и др. городов России.

10. Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства: Специалисты, получающие аттестат магистра по программе «Социолингвистика» могут работать в различных отраслях общественной жизни: социальной и деловой сферах, политике, рекламе, СМИ, науке и образовании. Их деловая компетенция применима в комитетах по языковой и национальной политике, образованию, социальной политике, средствах массовой информации, рекламных и PR агентствах, социологических лабораториях, а также в преподавательской деятельности в вузах страны


Декан ФсФ С.С. Аванесо


в