shkolakz.ru 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК)



Утверждаю:

Ректор МИИГАиК

_________________ А.А. Майоров

«____»__________2014 г.


Номер внутривузовской регистрации __________________



Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б3.Б.2.4 «БАЗЫ ДАННЫХ»


Направление подготовки

230700 - Прикладная информатика


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Очная форма обучения


Москва 2014

1. Цели  освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Базы данных» являются формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра прикладной информатики к использованию теоретических знаний и методических приемов изучения современных баз данных.


2. Место дисциплины  в структуре ООП бакалавриата

Для успешного освоения содержания дисциплины студенты должны изучить дисциплины: Б2.Б.3 Информатика и программирование.

Содержание дисциплины является необходимой основой для освоения дисциплин: Б3.В.ОД.5 «Геоинформационные технологии сбора картографо-геодезической информации», Б3.В.ДВ.4 «Основы кадастра недвижимости» и учебной практики Б5.У. «Информатика в геодезии».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Б3.Б.2.4 «БАЗЫ ДАННЫХ» (в форме матрицы соответствия планируемых результатов обучения по дисциплине и планируемых результатов освоения образовательной программы)



Разделы дисциплины

Кол-во часов

Компетенции

Общее кол-во компетенций

ОК 1

ОК 5

ПК 3

ПК 4

ПК 8

ПК 9

ПК 11

ПК 17

ПК 19

ПК 20

1.Введение в базы данных

8

+










+




+







+

4

2.Реляционные базы данных

81

+

+

+

+

+

+

+

+




+

9


3.Язык SQL

131

+

+

+

+

+




+

+




+

8

4.Современные базы данных

11

+

+

+

+

+




+

+

+

+

9

Итого

231



































В результате освоения дисциплины студенты должны:

ЗНАТЬ:


  • модели данных;

  • архитектуру БД;

  • системы управления БД и информационными хранилищами;

  • методы и средства проектирования БД;
  • особенности администрирования БД в локальных и глобальных сетях.



УМЕТЬ:

  • проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к базе данных;

  • разрабатывать концептуальную модель прикладной области, выбирать инструментальные средства и технологии проектирования БД;

  • проводить формализацию и реализацию решения прикладных задач;

ВЛАДЕТЬ:

  • навыками работы с инструментальными средствами моделирования предметной области, прикладных и информационных процессов;

  • навыками работы с инструментальными средствами проектирования баз данных и знаний.



4.  Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6,5 зачетных единиц, 234 часа.






п/п


Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Курсовая работа

1

1.Введение в базы данных


5

1-4

8













2

2.Реляционные базы данных

5

5-18

10

54

17




Письменная контрольная работа в середине семестра, зачёт в конце семестра

3

3.Язык SQL

6

1-15

14

57

60

6

Курсовая работа

4

4.Современные базы данных

6

15-19

5




6




Экзамен в конце семестра

В соответствии с Типовым положением о вузе к  видам учебной работы отнесены:

лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, научно-исследовательская работа, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

5. Образовательные технологии и перечень ресурсов информационно- телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины


При реализации программы дисциплины «Базы данных» в часы, отведенные для аудиторных занятий, занятия проводятся:

- в виде лекций с использованием компьютерных презентаций, иллюстрирующих изучаемые технологические процессы;

- в виде практических работ с использованием компьютеров с установленными программами по тематике баз данных.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя подразумевает написание рефератов и сбора материалов для решения конкретных тематических задач, в том числе с использованием информационных ресурсов глобальных компьютерных сетей.


6. Критерии достижения результатов обучения по дисциплине. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Порядок проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Критерии оценивания освоения содержания раздела, определяющие уровень успеваемости студента, приведены в таблице 2.

Таблица 2

профиль

подготовки

критерий оценивания

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

Практика

«Прикладная информатика в геодезии»

Неверное выполнение практических заданий, свидетельствующее об отсутствии знания учебного материала и навыков работы с исходными данными.

Ошибочное выполнение заданий, приведенных в учебном материале в сравнении с образцом.


Хорошее знание дисциплины для решения профессиональных задач, подкрепленное теорией. Умение пользоваться имеющимся инструментарием для работы с исходными данными, необходимым для решения задач.

Анализ сути профессиональной задачи и выбор способов ее решения с использованием имеющегося инструментария.

Теория

«Прикладная информатика в геодезии»

Незнание понятий, изложенных в лекциях

Воспроизведение понятий с неточностями и ошибками, не влияющими на смысл.

Хорошее знание понятий и определений модуля.

Отличное знание понятий, определений и умение прослеживать взаимосвязи между ними.


6.1. Тестовые задания

Данные тесты являются итоговыми для дисциплины.


  1. В реляционной теории таблица это:

    1. Таблица

    2. Отношение

    3. Запись

    4. Кортеж

  2. Служебная информация, содержащая упорядоченные сведения о ключевых значениях это:

    1. Ключи

    2. Журнал

    3. Индексы

    4. Список

  3. Минимальный набор атрибутов, однозначно идентифицирующий кортеж в отношении это:

    1. Альтернативный ключ

    2. Уникальный ключ

    3. Составной ключ

    4. Первичный ключ

  4. Ссылочная целостность данных это:

    1. Набор правил, обеспечивающих соответствие ключевых значений в связанных таблицах.

    2. Набор правил, обеспечивающих уникальность данных в таблице

    3. Целостность ссылок в поле типа «гиперссылка»
    4. Набор правил, обеспечивающих правильность написания ссылок в БД


  5. Транзакция это:

    1. Передача акций по сети

    2. Набор операций манипулирования данными в БД

    3. Набор операций над таблицей

    4. Синхронизация баз данных

  6. Универсальный язык работы с БД, включающий возможности ее создания, модификации, отбора данных по запросу и удаления это:

    1. EQUEL

    2. QUEL

    3. C++

    4. SQL

  7. Какая архитектура БД описана: основа работы сервера БД - использование языка запросов (SQL). Запрос на языке SQL, передаваемый клиентом (рабочей станцией) серверу БД, порождает поиск и извлечение данных на сервере. Извлеченные данные транспортируются по сети от сервера к клиенту.

    1. Клиент-сервер

    2. «тонкий клиент»

    3. Файл-сервер

    4. Мейнфрэйм

  8. Какая БД состоит из набора записей и набора связей между этими записями. Тип связи определяется для двух типов записи: предка и потомка. Это:

    1. Иерархическая

    2. Сетевая

    3. Реляционная

    4. На инвертированных списках

  9. Домен в БД – это:

    1. Адресное пространство

    2. Допустимое множество значений типа данных

    3. Ячейка в таблице

    4. Набор именованных схем отношений

  10. Одним из фундаментальных свойств отношений является:

    1. Отсутствие упорядоченности атрибутов

    2. Делимость значений атрибутов

    3. Упорядоченность кортежей

    4. Упорядоченность атрибутов

  11. Хэширование это:

    1. Метод организации индексов в БД на основе сбалансированности

    2. Метод организации индексов на основе функции свертки

    3. Метод организации индексов на основе функции развертки

    4. Метод организации защиты БД
  12. В языке SQL команда создания базы данных:


    1. DROP DATABASE

    2. CREATE VIEW

    3. CREATE TABLE

    4. CREATE DATABASE

  13. Команда SQL, сортирующая строки результирующей таблицы:

    1. GROUP BY

    2. SORT BY

    3. ORDER BY

    4. HAVING

  14. Мультибазы с общим языком доступа это:

    1. Распределенные БД с технологией «клиент-сервер»

    2. Распределенные БД с локальной схемой импорта-экспорта данных

    3. Распределенные БД с глобальной схемой

    4. Распределенные БД, в которых сами приложения, выполняемые в среде СУБД, обеспечивают интерфейс между различными средами приложения.

  15. Middleware — это:

    1. Компонент системы «клиент-сервер»

    2. Компонент системы «файл-сервер»

    3. Компонент интерфейса с пользователем

    4. Компонент трехзвенной распределенной системы

  16. Форма доступа к данным нужна для:

    1. Наглядного представления таблиц БД

    2. Редактирования избранных записей БД

    3. Удаления записей из таблицы

    4. Создания отчета

  17. Какая из агрегатных функций означает подсчет среднего арифметического?

    1. COUNT

    2. MAX

    3. AVG

    4. SUM

  18. Объект, позволяющий получить нужные данные из одной или нескольких таблиц БД, называется:

    1. Форма

    2. Отчет

    3. Макрос

    4. Запрос

  19. В MySQL атрибут NOT NULL означает:

    1. Неопределенность информации в ячейке

    2. Значение в ячейке не может быть равно нулю

    3. В ячейке должно быть какое-то значение

    4. Значение в ячейке равно нулю

  20. AUTO_INCREMENT это:

    1. Первичный ключ

    2. Счетчик
    3. Автоматическое удаление записи


    4. Автоматическое добавление записи


6.2 Контрольные вопросы к зачету и экзамену


5й семестр:

  1. Понятия: база данных, реляционная БД, СУБД, отношение (кортеж, атрибут), ключ, транзакция.

  2. Классификация БД

  3. Журнализация и восстановление БД после сбоев.

  4. Системы на инвертированных списках, иерархические, сетевые системы. Структура данных, ограничения целостности.

  5. Достоинства и недостатки ранних СУБД.

  6. Фундаментальные свойства отношений (отсутствие кортежей-дубликатов, упорядоченности кортежей, упорядоченности атрибутов, неделимость значений атрибутов).

  7. Целостность сущности и ссылок.

  8. ER - диаграммы (модель «сущность-связь»). Понятия: сущность, атрибут сущности, ключ сущности, связь, типы связей.

  9. Две классические экспериментальные системы System R и Ingres. Отличия.

  10. Методы организации индексов (В-деревья, хэширование).

  11. Три уровня изолированности транзакций. Сериализация транзакций.

  12. Способы создания таблиц, запросов, форм, отчетов, страниц данных.

  13. Как связать две таблицы? Способы.

  14. Схема данных в Access.

  15. Что такое запрос? Что такое перекрестный, параметрический запросы, запрос на обновление, запрос на создание таблицы?

  16. Что такое форма и её функции?

  17. Что такое макрос и его функции?


6й семестр:

  1. Язык реляционных БД SQL. Функции и основные возможности.

  2. Язык SQL. Основные операторы.

  3. Язык SQL. Структура запросов (синтаксис оператора SELECT).

  4. Язык SQL. Агрегатные функции (AVG,COUNT,SUM,MIN,MAX) и их смысл.

  5. Использование SQL в прикладном программировании. Язык модулей и встроенный SQL.
  6. Преимущества и недостатки SQL.


Объяснить выполнение запросов:

  1. CREATE DOMAIN dage AS INTEGER DEFAULT 0 CHECK (VALUE >=0 AND VALUE<=120)

  2. CREATE DATABASE example;

  3. DROP DATABASE example;

  4. SELECT DISTINCT name FROM clients;

  5. SELECT vnum, vname FROM clients WHERE city=’Berlin’ UNION SELECT knum, kname FROM suppliers WHERE city=’Berlin’ ORDER BY 1;

  6. SELECT client.knum, seller.vnum, seller.provider FROM client, seller WHERE client.knum=seller.vnum;

  7. SELECT vnum, anz, preis FROM order WHERE preis BETWEEN 100 AND 500;

  8. SELECT * FROM order WHERE preis IN (300,400,500);

  9. SELECT * FROM client WHERE kname LIKE ‘G%’;

  10. SELECT * FROM client WHERE city IS NOT NULL;

  11. SELECT * FROM client WHERE rating > ALL (SELECT rating FROM client WHERE city=’Berlin’;

  12. SELECT id_catalog, COUNT(id_catalog) FROM products WHERE id_catalog > 2 GROUP BY id_catalog ORDER BY id_catalog;

  13. SELECT id_catalog, COUNT(id_catalog) AS total FROM products GROUP BY id_catalog HAVING total > 5 ORDER BY id_catalog;

  14. SELECT count(DISTINCT id_catalog) FROM products;

  15. SELECT * FROM catalogs ORDER BY id_catalog DESC LIMIT 1;

  16. SELECT AVG(preis) FROM order;

  17. SELECT id_catalog, COUNT(id_catalog) AS total FROM products GROUP BY id_catalog HAVING total > 5 ORDER BY id_catalog;

  18. SELECT id_catalog FROM catalogs UNION ALL SELECT id_order FROM orders;

  19. SELECT * FROM orders WHERE ordertime >= '2005-02-01' AND ordertime < '2005-03-01' ;

  20. SELECT * INTO OUTFILE 'dump.sql'

FIELDS TERMINATED BY ',' ENCLOSED BY '"'

LINES STARTING BY 'INSERT INTO tbl VALUES(' TERMINATED BY ' );\r\n'

FROM catalogs ORDER BY id_catalog;
  1. SELECT id_product, count FROM products ORDER BY count DESC LIMIT 5, 5;


  2. SELECT count, mark FROM products WHERE count BETWEEN 4 AND 8 ORDER BY count, mark;



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

а) основная литература:

  1. А.Н. Лыгин. Курс лекций по дисциплине.

  2. А.Н. Лыгин. Методические указания к практическим работам по MS Access.

  3. А.Н. Лыгин. Методические указания по MySQL.

  4. Интерактивный курс Microsoft Access.

б) дополнительная литература:

  1. А.А. Бобцов, В.В. Шиегин. Банки и базы данных. Основы работы с MS Access. Учебное пособие. – СПб., 2005.

  2. Н.Н. Гринченко, Е.В. Гусев, Н.П. Макаров, А.Н. Пылькин, Н.И. Цуканова. Проектирование баз данных. СУБД Microsoft Access: Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2004.


в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

программы MS Access и MySQL


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

- учебный компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами в расчете один компьютер на одного студента;

- программное обеспечение: MS Access, MySQL.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки 230700 - Прикладная информатика.


Автор (ы): А.Н. Лыгин

Зав. Кафедрой И.И. Лонский


Программа одобрена на заседании Методической комиссии факультета

от ___________ года, протокол № ________.