shkolakz.ru 1 2 3
Министерство образования и науки рф


Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»


социологический факультет





УТВЕРЖДЕНО

Проректор по учебно-методической работе

профессор ____________ Е.Г. Елина

«___»_____________________2012 г.





Рабочая программа дисциплины

«CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»


Направление подготовки

040700 –«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр


Форма обучения

очная


Саратов

2012


  1. Цели освоения дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

Основная цель освоения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» состоит в формировании у студентов комплекса знаний, базовых умений и навыков в области социальной политики и социальной защиты населения, реформирования и развития отраслей социальной сферы и социально-трудовых отношений, ознакомление с механизмами и формами их практической реализации.

Основные задачи изучения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» формулируются следующим образом:

  1. освещение научных основ и концепций социальной политики и системы социальной защиты населения;

  2. анализ основных моделей социальной политики, выявление их специфики;
  3. определение функций, принципов и основных направлений реализации социальной политики;


  4. изучение технологий и механизмов реализации социальной политики в контексте требований национальных проектов;

  5. изучение региональных аспектов реализации федеральной социальной политики на региональном уровне;

  6. приобретение базовых навыков практической работы в области анализа состояния, эффективности, основных процессов и тенденций в социальной политике;

  7. раскрытие приоритетных направлений социальной политики российского государства.


II. Место дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

в структуре ООП бакалавриата

040700 – «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

Учебная дисциплина «Социальная политика и социальная защита» включена в ООП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Дисциплина «Социальная политика и социальная защита» относится к дисциплинам по выбору студента гуманитарного, социального и экономического цикла, изучается на 1-ом курсе в первом семестре.

Для изучения дисциплины необходимы знания и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе. Обязательный минимум требований, необходимый для освоения данной дисциплины: бакалавр должен уметь использовать положения и категории, ранее изученных на базе средней общеобразовательной школы дисциплин, для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений. Предлагаемый курс, несомненно, послужит углублению знаний студентов. Курс подготавливает студентов к овладению таких дисциплин ОПП бакалавриата 040700 «Организация работы с молодежью» (профиль «Молодежная политика») как «Модели социальной работы с молодежью», «Работа с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации». Усвоение курса необходимо в исследовательской практике выпускника, в различных формах социальной работы, в государственной службе.



III. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

Настоящий курс предполагает овладение студентами такими общекультурными и профессиональными компетенциями как:


  • готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации в своей деятельности (ОК-1);

  • готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность (ОК-4);

  • готовность соблюдать нравственные обязательства по отношению к человеку, обществу и окружающей среде (ОК-8);

  • общенаучные компетенции (способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах) (ПК-1);

  • профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности) (ПК-2);

  • управленческие компетенции (способность участвовать в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодёжи) (ПК-4);

  • инструментальные компетенции (умение осуществлять сбор и классификацию информации; владение навыками составления информационных обзоров по исследуемой проблеме) (ПК-5).

В результате освоения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» студенты должны:

  • знать:




  • базовые основы современной теории и методологии социальной политики и социальной защиты населения;

  • принципы, цели и направления социальной политики государства;

  • основные модели реализации социальной политики и их особенности;
  • приоритеты социального развития Российской Федерации.


  • уметь:




  • выявлять и правильно интерпретировать происходящие изменения и наиболее острые экономические и социальные проблемы в области социальной политики и социальной защиты;

  • разрабатывать и обосновывать варианты эффективных решений в области социальной политики и социальной защиты населения;

  • свободно ориентироваться в нормативно-правовой базе социальной политики РФ;

  • активно участвовать в обсуждении вынесенных на семинарское занятие вопросов, делать сообщение, выступать с докладом;

  • формировать и аргументированно отстаивать свою собственную позицию.

  • владеть:




  • основными понятиями: «социальная политика», «социальная сфера», «социальная защита», «социальные гарантии», «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное управление», «социальные стандарты», «социальные технологии», «социальная справедливость» социальной политики;

  • важнейшими методами анализа явлений и процессов в социальной сфере;

  • практическими навыками анализа информации для разработки предложений и рекомендаций по решению социальных проблем;

  • навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет, научную и нормативную литературу;

  • приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.




IV. Структура и содержание дисциплины

«СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.





п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации

(по семестрам)

лекции

практичес занятия

самостоят. работа




Раздел I. «Введение в учебный курс «Социальная политика и социальная защита»

1.1

Тема «Социальные проблемы общества»

первый

1-ая,

2-ая


1

1

5




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

1.2

Тема «Теоретико-методологические основы социальной политики и социальной защиты»

первый

3-ья,

4-ая

1

1


5




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

1.3

Тема «Система социальной защиты»

первый

5-ая,

6-ая


2

2

5




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

Раздел II. «Реализация социальной политики и социальной защиты»

2.1

Тема «Опыт теоретического исследования и практической реализации социальной политики и социальной защиты за рубежом»

первый

7-ая,

8-ая

2

2

5




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

2.2

Тема «Нормативно-правовая база и основные направления реализации социальной политики и социальной защиты»

первый

9-ая,

10-ая

2

2

4




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

2.3

Тема «Реализация социальной политики и социальной защиты в России»


первый

11-ая,

12-ая

2

2

4




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

2.4

Тема «Управление национальными проектами в РФ»

первый

13-ая,

14-ая

2

2

4




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест


Раздел III. «Региональные аспекты социальной политики и социальной защиты»

3.1

Тема «Региональные аспекты социальной политики и социальной защиты»

первый

15-ая,

16-ая

2

2

4




оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест

3.2

Тема «Реализация социальной политики в Саратовской области»

первый

17-ая,

18-ая

2

2

4


оценки посещаемости и активности,

опрос,

реферат, эссе, тест























2

КСР

Итого: 72 часа

16

16

38

2

зачет


Содержание дисциплины «Социальная политика и социальная защита» включает в себя следующие разделы: «Введение в учебный курс «Социальная политика и социальная защита», «Реализация социальной политики», «Региональные аспекты социальной политики».


РАЗДЕЛ I. Введение в учебный курс

«Социальная политика И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА»

Тема 1.1. «Социальные проблемы». Понятия «общественное», «социальное», «социальная сфера», «социальная проблема», «социальная политика», «социальная защита. Социальные проблемы как объективные предпосылки реализации социальной политики (на примере современного российского общества). Социальная политика как особый вид социальной деятельности. Место социальной политики в системе управления обществом. Актуальность исследования теоретико-методологических и организационно-прикладных проблем социальной политики на современном этапе. Структура и общая логика курса "Социальная политика".

Тема 1.2. «Теоретико-методологические основы социальной политики». Сущность социальной политики. Предмет социальной политики. Субъекты и объекты социальной политики. Уровни социальной политики. Государство как основной субъект социальной политики, другие субъекты социальной политики (профсоюзы, общественные организации, благотворительные фонды и т.д.). Цели и функции социальной политики: защитная, воспитательная, стабилизирующая. Основные принципы реализации социальной политики: комплексность, целостность, гуманизм, демократизм, законность, связь с конкретными условиями жизнедеятельности людей, стимулирование социальной активности, социальная справедливость, соблюдение прав человека, доступность социального обслуживания, адресность социальной помощи. Категориальный аппарат: «социальная сфера», «социальная защита», «социальные гарантии», «социальная поддержка», «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное управление», «социальные стандарты», «социальные технологии», «социальная справедливость». Важнейшие направления формирования и реализации социальной политики. Федеративная и региональная социальная политика.


Тема 1.3. «Система социальной защиты». Социальная защита населения как современный социальный институт. Структура системы социальной защиты населения. Объекты социальной защиты. Социальные гарантии. Социальные льготы. Социальная помощь. Адресная и категориальная социальная поддержка. Оценка нуждаемости. Виды социальной поддержки. Социальное страхование в системе социальной защиты. Виды и особенности социальных рисков. Принципы социального страхования. Обязательное и добровольное социальное страхование. Программы социального страхования. Становление системы социального страхования в России.


РАЗДЕЛ II. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Тема 2.1. «Опыт теоретического исследования и практической реализации социальной политики и социальной защиты за рубежом». Зарубежные теории социального государства, социальной справедливости, равенства и социальной защищенности человека (М.Фридмен, Ф.Хайек, Г.Роулс и др.). Развитие взглядов на социальную политику в рамках доктрины «государства всеобщего благосостояния». Основные тенденции реализации социальной политики западных стран (неоконсервативные программы социальной помощи в США, Великобритании, Канаде; модификации, базирующиеся на социал-демократической концепции (Швеция, Дания), теориях социального общества (Германия), государства благоденствия (Франция) и др.). Базовые модели социального развития: патерналисткая, корпоративистская, этатическая.

Тема 2.2. «Нормативно-правовая база и основные направления реализации социальной политики и социальной защиты». Нормативно-правовые основы реализации социальной политики (на примере РФ): рекомендательные документы мирового сообщества; внутригосударственные юридические акты федерального значения; документы субъектов РФ; документы муниципальных образований; решения, приказы и распоряжения учреждений и организаций. Конституция РФ как основной закон регламентирующий реализацию социальной политики. Государственные гарантии в системе социальной политики. Минимальные социальные стандарты. Основные направления реализации социальной политики: защита трудовых прав и охрана труда, социальная поддержка безработных, пенсионное обеспечение, развитие социального обслуживания, социальная поддержка граждан, уволенных в запас, социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др. Финансовые механизмы реализации мероприятий социальной политики. Виды и основные источники финансирования.


Тема 2.3. «Реализация социальной политики и социальной защиты в России». Смена парадигмы общественного развития в России 90-х годов как основа формирования новых подходов к процессам разработки и реализации социальной политики государства. Учет зарубежного опыта в реализации социальной политики в России. Реформа социальной сферы на современной этапе. Адресная социальная помощь как главный принцип формирования стратегии и тактики осуществления социальной политики. Система социальных учреждений, организаций и служб в РФ, специфика их деятельности. Задачи и функции социальных учреждений, организаций и служб. Приоритетные направления социального развития Российской Федерации. Достижение высоких стандартов благосостояния населения (личная безопасность, высококачественные услуги образования и здравоохранения, экологическая безопасность, обеспеченность жильем). Функционирование негосударственного сектора в социальной сфере. Становление системы социального партнерства.

Тема 2.4. «Управление национальными проектами в РФ». Приоритетные национальные проекты: здоровье (первичная медицинская помощь, материнство и здоровье детей, высокотехнологичная медицинская помощь), образование (общее образование, оплата труда педагогов, инновационные школы, высшее образование инновационные вузы, бизнес-школы, новые университеты, поддержка талантливой молодежи, образование для военнослужащих), жилье (доступное и комфортное жилье, ипотека, кредитование, роль АИЖК, риски, молодежь: господдержка, субсидии, строительство и ЖКХ, государственные обязательства: обеспечение жильем, сокращение очереди, развитие АПК: стимулирование малых форм хозяйствования в АПК, жилье для молодых специалистов). Технологии и механизмы реализации национальных проектов. Результаты, проблемы и перспективы национальных проектов.


РАЗДЕЛ III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Тема 3.1. «Региональные аспекты социальной политики и социальной защиты». Задачи региональной типологизации и особенности учета региональной социальной проблематики при формировании и реализации социальной политики в регионе. Выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне занятости, социальной инфраструктуре и т.п. и условий бюджетного финансирования расходов на социальную защиту. Формы и условия оказания федеральной помощи регионам на нужды социальной защиты и способы их диверсификации (дотации, целевые субвенции). Целевые программы для регионов социального неблагополучия.



Тема 3.2. «Реализация социальной политики в Саратовской области».

Анализ изменений социального статуса различных групп населения в Саратовской области в переходный период. Анализ динамики структуры занятости и безработицы в Саратовской области. Определение социально-демографических факторов воздействия на социальное самочувствие отдельных слоев населения Саратовской области. Оценка положения социально неблагополучных слоев населения Саратовской области. Региональные социальные программы, реализуемые в Саратовской области.


V. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» (квалификация (степень) «бакалавр») и профилю подготовки «Молодежная политика» реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе разнообразных форм работы студентов: прослушивание лекционного курса в аудитории с написанием подробного конспекта; разбор конкретных ситуаций; изучение нормативной базы; внеаудиторная работа с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся (например, чтение и конспектирование рекомендованной литературы; работа над рефератом и эссе по выбранной студентом теме).

Для повышения эффективности восприятия материала рекомендуется, помимо устного изложения, использовать визуальную поддержку в виде компьютерной презентации содержания лекции, отражающей основные тезисы, понятия, схемы, иллюстрации по теме лекции.

При чтении лекций учитываются следующие требования:


  • Сочетание теоретических материалов и практических примеров (кейсы), представляющих практику муниципальных образований, регионов, федеральных органов государственной власти, бизнеса, общественных организаций и других участников процессов социального и экономического развития на местном уровне;

  • Изучение зарубежного опыта, предполагающее постоянное сопоставление его с возможностями применения в российских условиях;


  • Рассмотрение российского опыта в динамике перехода от советской практики к современной, с учётом того, что данный процесс в разных российских регионах характеризуется разными этапами и формами проявления. Сопоставление разных ситуаций, анализ их и выделение лучшей практики регионального управления;

  • Рекомендация различных источников, позволяющая закрепить лекционный материал, подготовиться к семинарам и выполнению самостоятельных работ, поскольку вопросы, связанные с социальной политикой, являются очень динамичной сферой, то необходимо активное использование различных источников информации: нормативно-правовые документы, аналитические и мониторинговые материалы экспертных организаций, материалы периодических изданий, включая интернет-сайты городов, регионов, различных организаций.

Содержание лекций закрепляется и дополняется практическими занятиями (при этом удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 50% аудиторных занятий, а занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 50% аудиторных занятий).

В программе предусмотрены различные формы проведения практических занятий, выбор определяется в зависимости от актуальности той или иной проблемы социального развития региона на каждом конкретном этапе, интересов и возможностей слушателей (см. ниже). Возможны также комбинации групповых и индивидуальных форм проведения практических занятий, при этом приоритет должен отдаваться групповым проектам. Промежуточные результаты таких проектов обсуждаются на практических занятиях по соответствующим темам, конечные результаты являются одной из форм итогового контроля.

Практические занятия проводятся в активных формах, предполагающих значительную работу слушателей с конкретными документами, статистическими материалами и другими информационными источниками. Программа предполагает проведение семинарских занятий в следующих основных формах:


  • Диспуты, в ходе которых слушатели обсуждают материал предварительно прочитанной лекции в свободной форме по перечню вопросов, которые предварительно готовит ведущий. Ведущим может быть либо преподаватель, либо один или несколько слушателей, которые в этом случае получают возможность практиковаться в ведении дискуссии и экспресс-анализе высказанных в ходе дискуссии суждений. Диспут заканчивается подведением итогов и обобщением основных высказанных позиций;

  • Подготовка и презентация докладов. Слушатели самостоятельно работают с первоисточниками, такими как нормативно-правовые документы, программы и планы регионов и муниципальных образований и делают в ходе каждого занятия несколько докладов, которые потом обсуждаются в режиме «вопросы-ответы». Эффективной практикой в данном случае является подготовка докладов по отличающимся друг от друга объектам (например, разные по населению или функциональному типу города, различные регионы и пр.);

  • Самостоятельные домашние задания, в ходе которых слушатели проводят расчеты (например, по статистическим муниципальным или региональным материалам), небольшие аналитические разработки, изучение методик, правовых документов. На семинаре преподаватель делает анализ выполненных работ;

  • Одним из важнейших направлений работы слушателей является изучение реальных документов по реализации социальной политики региона – стратегий, планов и программ и т.д. Анализ таких документов, в том числе сравнительный, позволяет слушателям вникнуть в практические проблемы и предложить свои решения;

  • Деловые игры, имитирующие ситуацию в регионе.

В ходе семинарских занятий слушатели, рассматривают конкретные проблемы и формируют (применяя рассматриваемую на лекциях методику) программы для их решения. Над решением каждой из рассматриваемых проблем работает группа слушателей, которая по завершении своей работы, проводит перед остальными слушателями презентацию, подготовленной программы.


VI. Учебно-методическое обеспечение

самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Социальная политика и социальная защита» предусматривает самостоятельную подготовку студентов к аудиторным занятиям, направленную на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа текстов (как научных, так и нормативных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания социальных аспектов различных значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении актуальных проблем.

Для решения первой задачи студентам предлагаются к изучению и содержательному анализу научная и нормативная литература. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях.

Навыки критического отношения к предъявляемой аргументации вырабатываются при выполнении студентами заданий, требующих нахождения аргументов «за» или «против» какого-либо тезиса, развития либо опровержения той или иной позиции. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.


Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное какой-либо значимой классической либо современной социально-психологической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

При проверке конспектов обращается внимание на следующие компоненты:

1) правильность оформления текста (для конспектов должна быть заведена отдельная тетрадь; автор, название и издательские данные работы должны быть указаны полностью, с соблюдением стандартов библиографического оформления);

2) конспект должен содержать основные положения, касающиеся рассматриваемой на занятии темы.

Если указанные критерии нарушаются, самостоятельная работа должна быть переделана.

Итоговая оценка по учебной дисциплине «Социальная политика и социальная защита» складывается из следующих элементов:


  • текущий контроль – оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль – эссе, тестирование;

  • итоговый рубежный контроль – зачет в устной или письменной (в т.ч. тестовой) форме по предложенным к зачету вопросам, охватывающим все содержание дисциплины. Студенты должны показать знание основных понятий и положений, освещенных в лекциях. Помимо лекционного материала предлагается изучить научные воззрения по конкретному вопросу, а также нормативный материал.


Примерная тематика семинарских занятий



следующая страница >>