shkolakz.ru 1 2 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Б1. ДВ1.2 ОСНОВЫ ЭСТЕТИКИ


Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)



100100.62 Сервис (профиль «Сервис в индустрии моды и красоты»)


(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием
профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании кафедры

философии, политологии и права

факультета истории и социальных наук

(протокол №_1__от_31.08._2012_ г.)


Зав. кафедрой

________________ Т.П. Штец


1. Программа учебной дисциплины Б1. ДВ1 «Основы эстетики».


2. Автор программы:

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МГГУ

О.П. Беспалая


4. Цели освоения дисциплины:

Курс эстетики является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания. Настоящий курс разработан для тех студентов, в чью профессиональную деятельность эстетика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин.

Знания в области эстетики могут выступить базой для изучения всего комплекса общественных и гуманитарных наук. В то же время, дисциплина «Эстетика» может служить дополнением к общим курсам по культурологии, истории, философии, политологии и социологии. Материал курса может послужить методологическим ориентиром для ряда специальных дисциплин, например: философия, история, социальная антропология и др.

Таким образом, целями освоения дисциплины «Эстетика» являются:

  • возведение индивидуального опыта эстетических переживаний на уровень саморефлексии и теоретических размышлений о нём; освоение основных принципов и понятий философско-эстетического дискурса;


  • достижение понимания роли эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и её органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой;

  • развитие способности к эстетическому анализу явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании эстетических критериев.

Учебный материал представлен в трёх основных компонентах: теория, история и современное состояние эстетической мысли.


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина «Основы эстетики» относится к дисциплинам по выбору в блоке гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Место эстетики в достижении университетской образованности особенно значимо. Эстетика – наука о неутилитарном, созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт освоения действительности, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает состояния духовно-чувственной эйфории, восторга, катарсиса, духовного наслаждения и т.п., полную гармонию своего Я с Универсумом. Поэтому ознакомление студентов с основным массивом знаний по эстетике имеет огромное значение для становления гармонично развитой личности.


6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- Способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2).

- Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3).


- Способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6).

- Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14).

- Способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2).


В результате освоения дисциплины студент должен:


  1. Знать:

- основные этапы становления эстетики как науки, ее задачи, специфику эстетического познания, отношение эстетики к научному и художественному творчеству, к инновациям в различных сферах человеческой деятельности, основанной на законах красоты, совершенства, гармонии, целесообразности;

- историю развития эстетической мысли (эстетика палеолита и неолита, эстетическое сознание древних цивилизаций Востока, античная эстетика, эстетика Средневековья, исторический смысл эстетики Возрождения, эстетика барокко, классицизма, Просвещения, эстетика сентиментализма и романтизма, немецкая классическая эстетика;

- эстетические идеи и концепции XIX в. (эстетические идеи немецких философов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), эстетическая мысль Франции XIX века (революционный классицизм, теория «искусства для искусства», эстетические концепции французского романтизма и классического реализма), английская эстетическая мысль (английский романтизм и критический реализм), эстетика позитивизма и натурализма, эстетическая концепция марксизма, русская эстетика, эстетика XX века.

  1. Уметь:

- анализировать и сопоставлять эстетические теории прошлого и современности;

- концептуализировать эстетико-философские проблемы, выявлять и формулировать наиболее сложные, дискуссионные проблемы современной эстетики, теории и практики художественного творчества;


- использовать теоретические наработки, методологию анализа, статусы и субъекты современного эстетического сознания для осмысления и истолкования эстетических феноменов и арт-практик современного инновационного искусства;

- на основе теоретических положений курса уметь не просто реконструировать налично-данный уровень эстетического сознания, но и концептуально и креативно подойти к рефлексии собственного эстетического опыта, что может содействовать появлению новых подходов к решению профессиональных задач в научно-технологической сфере.


  1. Владеть:

- основными теоретическими категориями, паракатегориями, понятиями и терминами современной эстетики (эстетическая деятельность, сознание, потребности, чувства, отношения, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетический объект, эстетические эмоции, прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое, безобразное), в том числе и постнеклассической (лабиринт, абсурд, повседневность, телесность, автоматизм, симулякр, артефакт, эклектика, интертекст, гипертекст, деконструкция и т.д.);

- основными методологическими подходами эстетического анализа (диалектико-материалистическая методология, в том числе принцип историзма, движение от абстрактного к конкретному; метод структурализма; методы эмпирической эстетики; методы социологического исследования, методы экспериментальной психологии, метод герменевтики, метод феноменологии, сравнительно-описательный, формально-логический и т.д.).


7. Объём дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы (из расчёта 1 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.

№ п/п


Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме.(из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1

100100.62 Сервис

профиль Сервис в индустрии моды и красоты

2

4

108\3

10

2

4

6

-

94

зачет

  • Общее количество часов по СРС в данной таблице для дисциплин с формой контроля «Экзамен» высчитывается так же как и для с дисциплин с формой контроля «Зачёт», где общее количество часов на СРС равно разности общей трудоёмкости по дисциплине и общего количества аудиторной работы.


8. Содержание дисциплины:



№ п/п

Наименование раздела, темы


Количество часов

Всего ауд.ч. / в интеракт.ф.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических понятий и категорий.




0,5







6




2.1.

Эстетика античности




0,5

0,5




6

2.2.

Эстетика Византии и древнерусская эстетика




0,5




6

2.3.

Эстетика западноевропейского средневековья




0,5




6

2.4.

Эстетика итальянского Возрождения. Северное Возрождение




0,5

0,5





6

2.5.

Эстетика Нового времени




0,5

0,5




6

2.6.

Немецкая классическая эстетика




0,5




6

2.7.

Иррационалистическая эстетика 19 века




0,5




6

2.8.

Русская эстетическая мысль







0,5




6

2.9.

Проблемное поле эстетики 20 века. Перспективы эстетических исследований 21 века




0,5







6

3.

Морфология искусства: родовая, видовая. Жанр как морфологическое понятие. Художественные направления, школы, стили. Искусствоведение как теоретическая форма осмысления искусства




0,5




8

4.

Форма и содержание в искусстве




0,5

0,5




8

5.

Специфика художественного творчества. Проблемы эстетического восприятия. Структура эстетического сознания. Эстетическая культура личности и процесс её формирования




0,5




8

6.

Эстетическая культура современного общества







0,5




10

ИТОГО:

10/2

4

6

-

94


9. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Предмет эстетики. Эстетическое как универсальная категория. Эстетика и философия. Эстетика и этика. Система эстетических категорий.

Термин «эстетика». Формулировка предмета эстетики (А.Г.Баумгартен). Универсальность мышления в образах. Сущность эстетического воспитания. Роль искусства в процессе формирования человеческой чувственности. Специфика искусства как предмета эстетики. Прекрасное – традиционный предмет изучения эстетики. Факторы, влияющие на формирование предмета эстетики: философия, искусство, социальный заказ, внутренняя логика развития науки. Соотношение эстетики и этики. Основные разделы эстетики: история эстетики (основные этапы истории эстетики), теория эстетики, художественное творчество, эстетическая культура современного общества.

Система эстетических понятий и категорий.




следующая страница >>