shkolakz.ru 1 2 ... 4 5


Автономная некоммерческая образовательная организация –
средняя общеобразовательная школа «РАДУГА»










УТВЕРЖДАЮ

И.о. исполнительного директора

_________________ В.Н.Белова

Приказ № ____ от __________ 2012г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса по

физике

в

6-9

классах




(наименование предмета)













на 2012 – 2013 учебный год













Разработчик программы:

учитель физики
Дунец Олег Владимирович

 


 
 


Воронеж

2012-2013 учебный год

1. Пояснительная записка


Школьное образование - совместный поиск учителем и учеником ответов на фундаментальные вопросы: что есть «мир»? что есть «Я»? каково моё место в этом мире? Именно это и является основной целью педагогической деятельности. Приобретение знаний во время учёбы скорее является средством, а не основной задачей. Более важно само участие в познавательной деятельности.

Преподавание естественных наук в вальдорфской школе основывается на феноменологическом изучении окружающего мира. Этот взгляд на природу можно назвать рациональным эмпиризмом, обозначив тем самым роль фактов и законов в их взаимосвязи. «Не надо только искать нечто за феноменами, они сами суть учение» (Гёте).

Каждый феномен природы является как некая реальность во всей своей полноте, как капля, в которой сосредоточены все свойства океана бытия. С другой стороны, это же явление есть только часть мира, а целое всегда больше суммы своих частей. И в том, и в другом случаях человек имеет дело с некой цельностью, которая распадается на части только в процессе её познания.

Нечто подобное можно сказать и о месте человека в этом мире. Человек, с его познающей деятельностью, находится внутри мирового Универсума, и познание природы есть объективно существующий процесс для мира, не безразличный для него. Исходной точкой любого понимания является всегда внутренний мир человека, в котором он находится ещё до всякого рода знания. «Человек и его непосредственное переживание природы образует средоточие, исходя из которого явления группируются в осмысленном порядке» (Гейзенберг).

Поняв как человек познаёт мир, каковы этапы и особенности этого процесса, можно выстроить преподавание естественнонаучных дисциплин в школе.

Непосредственные эмпирические воздействия мира на человека создают у него разнообразнейшие ощущения, на основе которых возникает восприятие окружающего мира как цельный образ его. Человек ощущает единение с воспринятым. Испытывая определённое любопытство к этому миру, он начинает проводить целенаправленные наблюдения и опыты с предметами и явлениями природы. Общее родство человека с природными явлениями позволяет ему внутренне соединиться с ними и прийти к заключениям (выводам). Сравнивая, классифицируя, размышляя над полученными результатами, возникают определённые представления, выносятся суждения о свойствах этого мира, обобщая, формируются понятия, соответствующие приобретённому опыту познания природы. В результате анализа человек устанавливает взаимосвязи и отношения между различными фактами, явлениями и понятиями, находит определённые закономерности. Он формирует некую модель явлений, выдвигает гипотезы, проверяет их на опытах, разрабатывает теорию и использует её для объяснения других фактов или применяет в практической деятельности. Жизненный опыт убеждает человека в ограниченном характере применений созданных теорий и их взаимной дополнительности. В процессе установления взаимосвязей между внутренними и внешними переживаниями об окружающем мире, у человека формируется мировоззрение: целостный взгляд на Мир и своё место в нём, исходя из чего, он и строит свою жизнь.


Обучение в школе является специально организованным процессом познания, что и определяет логику выстраивания преподавания предметов и развитие их от класса к классу. Необходимо только учитывать, что рассмотренные этапы познания проявляются по-разному у разных людей и в разном возрасте. Тем не менее, необходимо дать возможность поработать во всех её формах каждому ученику, на каждом этапе развития личности обращаясь и ко всей совокупности видов познавательной деятельности, и акцентируя внимание на тех из них, которые наиболее существенны для данного возраста.

Вполне возможно экономичное построение преподавания на основе узловых примеров, сущностных для каждой темы или каждого вида деятельности, в той мере, в которой это соответствует общему становлению личности на данном этапе развития.

Изучение каждого феномена имеет определённую последовательность:

внимательное наблюдение (восприятие) какого-либо природного явления во всех подробностях, полное погружение в происходящее;

тщательное описание воспринятого и условий его проявления, выделение при переходе от устной речи к письменной существенных особенностей;

этап забывания - возможность впечатлениям погрузиться внутрь человека и преобразоваться;

поиск, выделение и формулирование первичного феномена (прафеномена), который выражает закономерность внутри самого явления;

рассмотрение метаморфоз прафеномена, вариации его проявления в разных условиях.

Знакомство с окружающим миром происходит на многих естественнонаучных дисциплинах, но физика позволяет, в отличие от других, осуществить это на однородном материале во всей последовательности развития познавательной деятельности, что и определяет особое внимание к этому предмету, его значение в обучении.

2. Учебно-тематический план

Общее количество учебных часов:

6 класс - 35 часов;

7 класс - 70 часов;


8 класс - 68 часов;

9 класс - 70 часов.



  1. Содержание тем учебного курса

6 класс

Естественнонаучное образование начинается как раз в тот период, когда у ребенка появляется способность каузального подхода к миру и образование должно служить этим мыслительным силам. В этом возрасте закладываются и простраиваются основы познавательной деятельности. Всё должно осуществляться таким образом, чтобы развивалось качественное мышление, постоянно учитывающее взаимоотношения человека и мира.

Человек не является сторонним созерцателем природы, он стоит в её центре, так как познаёт мир через себя. В результате этого возникает стремление с самого начала сфокусировать внимание на человеке и его способностях познания мира, проверить их возможности и особенности. Такая деятельность ставит перед ребёнком необходимость и возможность развития, в первую очередь, своего чувственного восприятия. Преподавая естествознание, знакомя детей с определенными явлениями природы, необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы ученики воспринимали изучаемый объект всеми возможными способами, пользуясь всеми доступными им средствами познания реального мира: внимательно осмотрели, потрогали, послушали, понюхали.

Учитель должен создать условия для того, чтобы наблюдение воспринималось учениками как самостоятельный и важный этап познания: во время проведения опытов ребёнок должен быть сосредоточен на происходящем, вовлечён в феномен всеми своими органами чувств.

Следует обратить особое внимание на описание опытов. В описании феномена необходимо удержать целостность явления в его конкретности и насыщенности фактов и фиксировать действия, совершённые при проведении опытов. Как итог должна быть создана мысленная картина явления.

Но эта работа должна быть дополнена выявлением сущностных свойств наблюдаемого. Это предполагает необходимость развития способности воспринимать существенные «жесты» природы. Там, где это представляется возможным, сравнительным методом разрабатываются полярные, противостоящие друг другу представления как основа для появления многообразия свойств мира.


В совместной беседе требуется отказаться от поспешного объяснения увиденного (что характерно для нашего времени), нужна такая проработка фактического материала, чтобы само явление стало основанием для вывода.

Важно дать возможность ученикам самостоятельно пройти путь познания и проявить свои способности на том или ином этапе.

Все преподавание физики в младших классах исходит из живых и легко наблюдаемых явлений. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы при обучении создать у учеников богатую основу, на которой затем сможет строить свое преподавание учитель физики в старших классах.


Акустика

Звучание предметов. Создание звуков. Музыкальные звуки и шумы. Физические основы построения музыкальных инструментов. Различные виды музыкальных инструментов (с точки зрения способов извлечения звука): струнные, духовые, ударные. Монохорд. Соотношение длины звучащей струны и высоты музыкального тона. Хладниевы фигуры. Феномен колебаний. Человеческая гортань как инструмент для извлечения звуков. Голос. Распространение звука.


Оптика

Свет и тень. Тень и полутень. Контрастность тени. Цветные тени. Цвет. Дополнительные цвета, цветовой круг Гёте. Синий и красный как результаты рассеяния света в среде. Светящая и освещенная поверхность. Разложение белого света в спектр. Наблюдение через призму, светофильтры. Плоское зеркало.


Термика

Переживание и осознание тепловых ощущений. Свойства горячей и холодной воды: звучание, течение, поведение подкрашенной капли. Мыльные пузыри из горячей и холодной воды. Поведение масла в кипящей воде. Нагревание и плавление вещества. Кипение. Рост кристаллов. Тепловое расширение. Влияние тепла и холода на вещество. Теплоизоляция.


Магнетизм и электричество

Электризация предметов трением. Два рода электричества. Проводники и изоляторы. Природный магнит. Полюса магнита. Намагничивание и размагничивание. Наблюдение линий магнитного поля. Земной магнетизм. Магнитное склонение, магнитное наклонение.



Демонстрационные опыты:

Резонансное звучание горячего воздуха в трубе.

Звучание "поющего бокала".

Звучание скрипки, виолончели, контрабаса.

Звучание духовых инструментов (на примере флейт).

Музыкальные интервалы на монохорде.

Феномен колебаний: бусина у струны, камертон на поверхности воды.

Хладниевы фигуры.

Звучание различных материалов.

Строение человеческой гортани (по рисунку).

«Рассвет» в темной комнате.

Светящаяся и освещённая сферы в разных условиях наблюдения.

Изменение освещённости земной поверхности в разное время суток на модели.

Серые листки на черном и белом фоне (контрастные явления).

Цветные послеобразы листочков бумаги 6 основных цветов.

Послеобразы черного и белого цвета.

Тень и полутень при различных по размерам источниках света и различных по форме затеняющих предметах..

Цветные тени.

Прафеномен возникновения цвета по Гете (возникновение голубого и красного оттенков света проектора в замутненной воде аквариума).

Цвета через светофильтры.

Рождение пурпурного и изумрудного при наблюдении через треугольные призмы клиньев: светлого на тёмном и тёмного на светлом.

Изображение в плоском зеркале.

Множество изображений в расположенных под углом зеркалах.

Действие холода (льда) на руку.

Действие тепла от свечи на руку.

Различные звуки ударяющихся о камень струй холодной и горячей воды.

Различная подвижность струй горячей и холодной воды.

Поведение капли подкрашенной жидкости в горячей и холодной воде.

Мыльные пузыри из горячей и холодной воды.

Плавление льда.

Испарение и кипение воды.

Плавление олова.

Плавление льда под давлением.


Цвета раскаленной стали.

Различная теплопроводность воды, воздуха, песка, пенопласта и шерсти.

Действие магнита на различные металлы и различные неметаллические тела.

Намагничивание магнитом.

Намагничивание ударами молотка в магнитном поле Земли.

Получение спектров полей постоянных магнитов.

Электризация янтаря трением о мех.

Электризация пластиковой папки и ее действие на падающий кусочек ваты.

Снятие наэлектризованного состояния при помощи окунания в воду.

Электризация трением.

Проводники и изоляторы электричества.

Получение зарядов двух типов и два вида электрического взаимодействия (притяжение и отталкивание), демонстрируемые при помощи электрических султанов.


7 класс

Центральным вопросом этого года обучения является равновесие во всех его вариациях: для твёрдых тел - в простых механизмах, для жидкостей - в гидростатических явлениях, для газов - в атмосферных явлениях. Умение сравнивать свойства, отделять существенное от несущественного, производить взвешивание и оценивание при формулировании выводов и вынесении суждений однородны способности удерживать внешнее равновесие. В этом возрасте растущий человек может достаточно глубоко прочувствовать и разобраться в понятиях «отношение» и «пропорция» и открыть для себя, что природа пронизана численными закономерностями, что в материи действуют и творят нематериальные принципы, которые человек может описать математическим языком.

С 7 класса начинается углубление в отдельные области физических явлений. Продолжается работа по формированию познавательных способностей: наблюдение - описание увиденного - выделение существенных свойств - вынесение заключений (выводы) – выявление количественных закономерностей - использование полученных выводов и закономерностей для объяснения других явлений (качественные и количественные задачи).


Происходит дополнение естествознания «мерой, числом и весом» (Галилей): появляются понятия как форма обобщения знаний об определённом круге явлений и число как форма суждения о свойствах явлений. Через число появляется возможность устанавливать новые взаимосвязи между явлениями и свойствами предметов. «Если в слове - начало, то в числе - продолжение сознательности» (Менделеев). Расчёты физических величин и количественные закономерности (формулы) прорабатываются в виде устного счёта. Появляется новый вид деятельности — измерение. Происходит знакомство с особенностями работы с приборами. Математические формулы и расчётные задачи на основе полученных закономерностей позволяют привить чувство количественного и получить новые факты о мире.

Если раньше вся деятельность осуществлялась через учителя, то в этом возрасте для поддержания возрастающей социальности детей часть деятельности осуществляется в виде самостоятельной групповой работы при проведении экспериментов и решении задач.

Кроме этого обучение более индивидуализируется. Ученики должны иметь возможность самостоятельно справляться с качественными вопросами и проводить опыты (дома и в классе).

Учащиеся знакомятся с биографиями Архимеда, Паскаля, Торричелли, фон Герике.



следующая страница >>