shkolakz.ru 1 2 3 4

ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»


Медицинский институт

Кафедра гигиены, общественного здоровья и здравоохранения

______________________________________________________________________


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МИ Заведующий кафедрой

______________ Митрошин А.Н. _________________ Дмитриев А.П.

«______» ________________2011 г. «______» ________________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ГИГИЕНА»



Направление/специальность подготовки




фармация










Профиль/специализация подготовки
















Квалификация (степень) выпускника




специалист










Форма обучения




очно-заочная



Пенза 2011


  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями изучения предмета является сформировать у будущего провизора знания основ гигиены и умения давать гигиеническую оценку условиям труда и режиму эксплуатации аптечных учреждений при изготовлении, хранении и отпуске лекарственных средств и разрабатывать санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.


Задачами изучения гигиены являются:


  • освоение методов гигиенической оценки основных факторов окружающей среды, условий труда работников аптечных учреждений, режима и характера их трудовой деятельности;

  • выявление нарушений санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима изготовления, хранения и отпуска лекарственных средств;

  • выработка у студентов умения проводить необходимые мероприятия по обеспечению оптимальных условий профессиональной деятельности персонала.




  1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Учебная дисциплина «Общая гигиена» относится к профессиональному циклу С.3.. Гигиена опирается на знания, полученные в ходе изучения фундаментальных (физика, химия), медико-биологических (биология, физиология, анатомия, биохимия, микробиология), клинических (общая хирургия и др.) и гуманитарных дисциплин. Компетенции приобретенные в ходе изучения гигиены готовят студента к дальнейшему освоению профессиональных компетенций и выполнению профессиональных обязанностей.

Базой для успешного освоения дисциплины являются знания, полученные при изучении дисциплин:

  • Философия;

  • Правоведение;

  • Биология;

  • Химия

  • Биохимия

  • Анатомия;

  • Физиология;

  • Микробиология, вирусология;

  • Гистология, эмбриология, цитология

При изучении дисциплин «Философия», «Правоведение» студент получает представление о методах и приемах философского анализа проблем; об основных закономерностях и тенденциях развития мирового исторического процесса; об учении о здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения; о морально-этических нормах и правилах и принципах профессионального поведения. Знакомится с документами международных и отечественных профессиональных ассоциаций и организаций. Изучает основную медицинскую и фармацевтическую терминологию. Учится грамотно и самостоятельно оценивать и анализировать социальную ситуацию в России, ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах. Осваивает навыки изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, морально-этической аргументации, принципы врачебной деонтологии и медицинской этики.


При изучении цикла медико-биологических дисциплин студент получает представление о строении тела человека, общих закономерностях происхождения и развития жизни; антропогенезе и онтогенезе человека, основных закономерностях развития и жизнедеятельности организма человека, о структуре и функции иммунной системы человека. У студента формируется владение методами измерения физиологических индикаторов и оценки состояния живых организмов.

Изучение дисциплины «Общая гигиена» знакомит студентов с основами взаимодействия организма и окружающей среды; принципами организации мероприятий по предупреждению неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды на человеческий организм. Студенты овладевают методами гигиенического нормирования и прогнозирования неблагоприятного влияния факторов окружающей среды. Учатся анализировать современные гигиенические проблемы профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. Изучают санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы лечебно-профилактических учреждений. современные требования к планировке и застройке, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму аптечных учреждений. Изучают оптимальные и доступные способы оценки условий труда персонала (микроклимат, загрязнение воздуха лекарственной пылью и химическими веществами, освещение, вентиляция, отопление, шум, вибрация и др.). Изучают информационные источники справочного и нормативного характера. Знакомятся с основными нормативными документами, касающиеся организации и контроля санитарного состояния и противоэпидемического режима аптечных учреждений. Осваивают методы и формы проведения гигиенического обучения и воспитания. Изучают санитарное законодательство.

Эти знания могут быть востребованы при освоении дисциплин включенных в профессиональный специальный цикл.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП­ЛИНЫ (МОДУЛЯ)


Общая гигиена участвует в формировании компетенций:

«Способен и готов принимать участие в организации производственной деятельности фармацевтических организаций по изготовлению и производству лекарственных средств» (ПК-3);

«Способен и готов организовать работу аптеки по отпуску лекарственных и других ФТ населению и лечебным учреждениям» (ПК-15)

« Способен и готов к обеспечению деятельности предприятия, по охране труда и техники безопасности» (ПК-21)

«Способен и готов к участию в осуществлении подготовки фармацевтического предприятия к прохождению процесса лицензирования, а также инспекционных проверках различного уровня» (ПК-29)

«Способен и готов к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности» (ПК-47)

При изучении дисциплины студент приобретает навыки:

  • определения и оценки микроклимата и степени загрязнения вредными веществами воздуха производственных помещений;

  • проведения инструментальных и расчетных определений естественной и искусственной освещенности;

  • оценки эффективности действия естественной и искусственной вентиляции и отопления;

  • определения и оценки качества питьевой воды;

  • расчета количества и времени работы бактерицидных облучателей при обеззараживании воздуха и поверхностей помещений;

- оценки энергетической и пищевой ценности суточного рациона питания человека с учетом его коэффициента физической активности ( КФА).

  • разбираться в проектных материалах строительства или реконструкции аптечных учреждений.




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов



п/п


Раздел
учебной
дисциплины

Семестр

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости
Форма промежуточной аттестации

Всего

Лекция

Практика

Самост-ных

1

Предмет и содержание гигиены.

V

4

2




2




2

Гигиена воздушной среды.

V

10

2




8




3

Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.

V

12

2




10




4

Гигиенические основы питания.

V

14

2




12




5

Гигиена почвы.

V

6

2




4




6

Гигиенические основы благоустройства производственных помещений (освещение, вентиляция, отопление).

V

14

2




12




7

Основы гигиены труда и промышленной токсикологии.

V

16

2




14




8

Гигиена аптечных учреждений (аптеки, контрольно-аналитические лаборатории, аптечные склады).

V

18

2




16




9

Гигиена труда на предприятиях химико-фармацевтической промышленности.

V

14


2




12




12

ЗАЧЕТ

V



















Всего за V семестр




108

18




90

Зачет




Всего за год




108

18




90

зачет




следующая страница >>